Современные подходы к профориентационным занятиям в начальных классах.
статья (3 класс) на тему

Войнова Ирина Владимировна

В этой статье описаны современные подходы к профориентационным занятиям в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_proforientatsionnym_zanyatiyam.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к профориентационным занятиям

в начальных классах.

«Детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть капитаном, врачом и т. п.» А. Г. Асмолов

Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.

Младший школьный возраст – это важный этап пропедевтической подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности и не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно - волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно - воспитательном процессе достичь необходимых результатов. У младших школьников характерен высокий уровень любознательности. Учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Дети эмоционально реагируют на все новое, легко подвергаются влиянию внешних обстоятельств. Они с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отобрать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Актуальность обновления работы по профориентации в школе сегодня неоспорима, так как в обществе появились новые профессии, новые условия и требования  к квалификации  уже известных профессий, изменился рынок труда. Некоторые методики требуют изменения.Решение новых задач в образовании требует   от учителя   поиска новых путей  и форм сотрудничества в процессе  сопровождения    ученика, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения. Какой должна быть система работы, какие критерии оценивания результативности этой деятельности? Какими психологическими методами должен владеет учитель?

Современный учитель должен владеть интерактивными методами, одним из которых является психологическая игра. Освоение методикой проведения психологических игр по профориентации, владение алгоритмом  определения уровня сформированности профессиональных интересов   школьников  должны стать  важными компонентами системной работы каждого учителя.

В начальной школе ранняя предпрофильная подготовка крайне важна, на ее основе базируется дальнейшая работа с учащимися в среднем и старшем звене школы.Приходя в первый класс, малыш имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей.Школа должна с первых дней помогать ему в обладениии знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе на собой, к самообслуживанию.

Модель ранней предпрофильной подготовки младших школьников можно представить следующим образом:

В начальной школе закладываются основы проектирования и проектной деятельности. Учителя используют различные методы через сотрудничество с психологом для работы над основами профилизации. Урочная и внеклассная работа начинается с первых дней ребенка в школе.

Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация  представлений о профессии среди младших школьников,  цели II и IIIэтапов профориентации учащихся -  диагностика и определение   предпочтений учащихся  к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.

Цели и задачи работы в 1 классе: формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей.

Цели и задачи во 2 классе: продолжать знакомство с трудом окружающих людей, углублять представления о разных профессиях, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение знакомства с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.

Цели и задачи работы в 4 классе: продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Новизна работы состоит в том, что на каждом возрастном этапе ученик  будет  вовлечён в деятельностный  и сознательный процесс приобретения как можно больше знаний о своей  будущей профессии посредством проигрывания ролевых сюжетов, составления проектов.  Это даст возможность приобрести опыт коммуникативного, регулятивного и познавательного развития.    Основным мотивом такой  деятельности является принятие на себя ответственности за жизненный выбор    и дальнейшее самоусовершенствование своих знаний, что соответствует новым стандартам образования в начальном, среднем и старшем звене. Эффективной формой работы для решения этих задач является профориентационная игра.

Методические рекомендации и разработки  профриентационных игр, полученные на курсах, являются хорошей базой для реализации процесса психолого-педагогического сопровождения профориентации   в новой форме. Поэтому  совместно с администрацией школы было  решено провести  психологические  семинары.

Одним из новшеств  стандартов второго поколения  следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы.  На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.  Действительно у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку, фотокружок и т.д. и тем самым познавать свои способности, которые станут основой для выбора профессии. Это также возможность для ребёнка  психологически готовиться к приобретению представлений о разных видах деятельности в активной форме, получить результаты своего труда.  Формирование  установок на разнообразие    профессий и  понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане.

Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации.  Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, выпускают стенгазеты о профессиях, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях.

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.

Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся  что-то сотворить  своими руками.  Информационная  поддержка в виде  викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа- это следующий ресурс , который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессии – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал -набор игрушек по профессиям, раздаточный материал.

На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном  за счёт интеграции в различные предметы, но    в соответствии с новыми стандартами, необходимо развивать практическую деятельность детей по  этому направлению, подключая интеренет –ресурсы, потому, что,  заканчивая  начальную школу, дети должны иметь  начальное представление о поиске  сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской  деятельности.

Профориентационные игры – это   ресурс, который не требует особых затрат, но даёт возможность   проявить творчество как учителю, так и ученику, направить деятельность ученика для самостоятельного поиска и умения ставить конкретные цели,что немаловажно в последующие годы образования и в жизни.. Кстати, дети очень серьёзно относятся к заданиям в игре, готовятся тщательно, привлекая родителей, потому что в младших классах – игра  это  их реальность, и такой возраст больше не повторится.

Создание презентаций,   использование  игр посредством интерактивных досок,  описание вида труда разных профессий в мультимедийном уроке тоже психологически эффективная  и современная   форма работы психолога и педагога.

Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочинения о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини - пробы. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу. В своей работе я использовала различные приемы проведения профориентации на уроке и во внеурочной деятельности. Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочинения о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини - пробы. Исходя из содержания занятия или урока, я использовала такие формы, как отдельные замечания и вставки, короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов, решение задач, просмотр учебных кинофильмов, чтобы пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.

Огромную помощь в знакомстве с различными профессиями оказали сами родители, одни провели встречи с детьми и рассказали о своих профессиях, другие подобрали загадки, но самым интересным оказались задания, которые составили родители по своей профессии. Ребята с удовольствием и гордостью выполняли задания своих родителей, писали диктанты, решали задачи, кроссворды.

Всё вышесказанное направлено на конечный образовательный результат, на выпускника школы, и  позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта и, в частности,  проекта по профориентации.  Накопленный опыт интеграции, развитие  дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства наших учителей,  имеющееся ресурсное обеспечение в школе, сотрудничество учителей и педагога-психолога, использование деятельностного подхода, поддержка родителей- все это     позволит создать условия для    обновления  процесса  сопровождения профориентационной работы в школе. Учителя, школа и родители смогут  создать условия  для вхождения ребёнка в мир профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...