Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Скифова Амина

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovr._orfografiya.ppt95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1.Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2.Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. 3.Использование словарей как способ решения орфографических задач. 4.Различные виды заданий, способствующие развитию орфографической зоркости учащихся.

Слайд 2

Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы, то есть те случаи, где при произношении возможен выбор написания, это способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции. Составление словарных диктантов. Обучение детей поиску слов.

Слайд 3

орфографические умения У младших школьников следует формировать четыре орфографических умения, а именно: ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило); применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль..

Слайд 4

способы обозначения «опасных мест» приём с «окошками» на месте обнаруженных орфограмм Приём требует не только обнаружения орфограмм и верного решения каждой орфографической задачи.. При написании «антидиктанта» учащиеся выполняют операцию обнаружения орфограмм. Цель использования этих заданий - способствовать становлению орфографической зоркости. Во– первых, какографические упражнения помогают выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во– вторых, убеждает учащихся в необходимости изучения правил. В-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания. сСистематическая тренировка через письмо под диктовку и списывание, запись слов и предложений под диктовку с предварительным выявлением орфограмм предусматривает развитие орфографической зоркости. Обучение сознательному пропуску буквы способствует безошибочному письму и формирует орфографическую зоркость. Списывание и письмо по памяти.

Слайд 5

виды упражнений списывание и письмо по памяти . формирование орфографической зоркости развитие различных видов памяти Активно работает зрительная память(слова прочитываются и запечатлеваются сигналы (орфограммы), включается слуховая и речедвигательная (орфографическое проговаривание )или моторная память а) Развивается орфографическая, словесно смысловая, произвольная и зрительная память. б) Происходит успешное становление орфографической зоркости и формирование умения проверять написанное. Списывание как раз обеспечивает одновременное развитие всех видов памяти. Эта система способствует становлению умения проверять написанное. Этот способ предусматривает не только запоминание конкретных слов, но и развитие орфографической зоркости. За счёт формирования орфографической зоркости и основ самоконтроля достигается развивающий и обучающий эффект.

Слайд 6

Словарная работа . Словарь может быть использован не только как справочник как специальное пособие по орфографии как дидактический материал, на основе которого могут быть различные виды орфографических, грамматических, лексических и других упражнений. умение пользоваться орфографическим словарём, ориентироваться в нём. «Словарные слова» проводятся через списывание. Списывание развивает все виды памяти, - это надёжный путь к запоминанию словарных слов без их механического зазубривания. Эффективность обучения использованию словаря связана с отбором словарных слов, с целенаправленным обучением поиска слов, с их предъявлением не в виде изолированного списка, а включёнными в орфографический словарь учебника, с более широким применением словаря для выполнения различных видов упражнений по русскому языку.

Слайд 7

Универсальные умения Способность извлечения информации из словарей и справочных изданий универсальна и относится к общеучебным, так как помогает освоить соответствующую норму литературного языка, обеспечивает правильное написание слова; в процессе поиска ученик читает другие слова и делает какие-то лингвистические «открытия»; накапливает опыт пользования различными словарями. Словари не только справочники, но и средство для обучения в виде пособия для решения орфографических задач. При знакомстве с новым словом необходимо знать лексическое значение.

Слайд 8

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Ребусы толкование лексемы этимологическая справка подбор однокоренных слов синонимические и фразеологические отношения практический материал (загадки, ребусы

Слайд 9

ПРАКТИЧЕСКИЙ материал пословицы, поговорки). В процессе работы у школьников формируется внимание к слову и к его значению. Систематическое использование слов повышает орфографическую грамотность, обогащает запас слов, формирует понятия о языке как функционирующей системе. Такой подход к работе над словарём повышает интерес к родному языку, снимает тормозящие факторы.

Слайд 10

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ Во-первых, поможет бы освоить соответствующую норму литературного языка Во-вторых, в процессе поиска конкретного слова ученик читал бы другие слова и, может быть, сделал бы для себя какие-то лингвистические «открытия». В-третьих, младший школьник постепенно накапливал бы опыт пользования различными словарями.

Слайд 11

Трудности младших школьников в подборе проверочных слов Трудности младших школьников в подборе проверочных слов для корня заключаются в скудости словарного запаса в их неумении извлечь из памяти нужное слово для проверки. Но причины заключаются ещё и в том, что дети не умеют свободно пользоваться словом (изменять его, преобразовывать в другие слова), а также среди различных вариантов они просто не узнают проверочное слово. Трудности возникают в подборе слов с парными по глухости-звонкости согласными, в подборе проверочных слов в различных формах глагола.

Слайд 12

Способы проверки: несколько способов проверки корневых орфограмм в именах существительных: Изменение по числам; по падежам Подбор однокоренного слова (объясни значение, сделай маленьким, скажи ласково») Постановка в форму родительного падежа.

Слайд 13

Логика действий. от организованных наблюдений- к коллективным выводам- к обобщению и последующему использованию полученных знаний. размышления над тем, почему тому или иному предмету дано его название, наблюдение за ударным гласным приведут учеников к выводу о том, что толкование значения слова с помощью однокоренного- это интересный способ подбора проверочных слов. его систематическое применение значимо не только для грамотности школьников, но и для повышения их общей культуры пользования словом.

Слайд 14

Виды упражнений Орфографическое проговаривание Графическое выделение Сигнальные карточки Перфокарты Письмо по памяти Письмо с «окошечками»

Слайд 15

Виды работ: Письмо с проговариванием. Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра, «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги – слова клевать? Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строится на основе проговаривания по слогам. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо под диктовку. Игра «Эхо». Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем. Творческие работы. Составление предложений по опорным словам. Творческие диктанты. Сочинение, изложение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической  грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...