СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_itogovaya_kontrolnaya_rabota.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ:
<<СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.>>
Разработала и провела урок Свяченая А. О. учитель начальных классов МОУ Лесногородская СОШ.
Тема урока: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цели:
-формировать умение видеть орфограмму- безударную гласную в корне слова;
-формировать умение применять правило, регулирующее написание безударной гласной в корне;
-формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль при написании слов проверяемой безударной гласной;
-упражняться в применении <<открытых>> знаний на практике
-повторить ранее изученные орфограммы;
-обогащать словарный запас учащихся;
-расширять кругозор;
-обучать употреблению в речи более точных слов для выражения своих мыслей.
Задачи урока:
Обучающие:
--формировать умение находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
-совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне , находить ошибки в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных слов.
Развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание логическое мышление; развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание , проверять себя ;
-развивать орфографическую зоркость, речь ,память , внимательность,
-развивать навыки самооценки .
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к учебному труду, настойчивость в достижении цели .
Оборудование:
Учебник русский язык .2 класс (авт. Рамзаева Т. Г.)
Карточки с гласными буквами
Карточки самооценки
Алгоритм проверки безударной гласной
Карточки с гласными для оформления доски
Сигнальные карточки
П. А. Грушников << Орфографический словарик>>
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова << Толковый словарь для учащихся начальных классов >>
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята .Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Каллиграфическая минутка. Буквы З Е
У.- Посмотрите на буквы и скажите, на что они похожи.
Что общего? Чем отличаются?
(зеркальное отражение, одна гласная, другая согласная)
Запишите строчку букв. Хорошо!
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
-Прочитайте буквы на полоске. Назовите их одним словом .(гласные)
-Эти буквы помогут назвать тему урока и определить задачи на сегодняшний урок.
-Оставьте только << опасные>> на письме гласные.(А, О, Е, И, Я)
У.- Итак, БУКВЫ А, О, И, Е, Я- ОПАСНЫЕ. А в каком случае их надо проверять?
(когда они безударные и в корне слова)
У.-Верно.
А сейчас сформулируйте тему нашего урока.
(открываю тему на доске: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.)
У.- Посмотрите на доску. На ней я записала слова в 2 столбика. Прочитайте их.
ПЕНАЛ ПЕНЁК
КОРЗИНА КОВЁР
ТЕТРАДЬ ХОЛМЫ
ДЕКАБРЬ РЕКА
У.- Есть ли в этих словах орфограмма << Безударная гласная в корне слова >>? (ДА)
Как вы это определили? (слышатся другие звуки.)
-Какие звуки слышите ? Напишите. Работа по цепочке:
ПЕНАЛ [ и ] ПЕНЁК [ и ]
КОРЗИНА [ а ] КОВЁР [ а ]
ТЕТРАДЬ [ и ] ХОЛМЫ [ а ]
ДЕКАБРЬ [ и ] РЕКА [и ]
У.- Ребята , внимательно посмотрите и скажите, чем отличаются слова 1 и 2 столбика?
( во 2 столбике безударную гласную можно проверить)
У.- А как?( Пользуясь АЛГОРИТМОМ:)
1. ПОДБЕРУ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ СТАЛА УДАРНОЙ. (ИЛИ ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА)
2. ПИШУ В КОРНЕ ТУ ЖЕ ГЛАСНУЮ , ЧТО И В ПРОВЕРОЧНОМ СЛОВЕ ПОД УДАРЕНИЕМ.
3. ОБОЗНАЧАЮ ОРФОГРАММУ.
У- Ребята, я стираю буквы в словах 2 столбика , а вы , подбирая проверочные слова и записывая их, восстанавливаете запись .
Взаимопроверка работы.
ПЕНЁК [ и ] (ПЕНЬ)
КОВЁР [ а ] (КОВРИК)
ХОЛМЫ [ а ] (ХОЛМ)
РЕКА [и ] ( РЕЧКА)
У. – А как не ошибиться в написании слов 1 столбика? ( Безударную гласную нужно проверить по орфографическому словарю и запомнить.)
У.- Ребята, эти слова нам знакомы, их знание я сейчас проверю. ( Учитель стирает буквы безударных гласных , учащиеся пишут по памяти . Далее- проверка с помощью сигнальных карточек.)
Проверка.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
У.- Молодцы! А ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА Я ПРОВЕРЮ, КАК ВЫ УМЕЕТЕ МЫСЛИТЬ, (коллективная исследовательская работа)
У.- Внимательно посмотрите на пары слов и ответьте , правильно ли подобраны проверочные слова?
ЦВ?ТЁТ ЦВЕЛА
Т?НУТЬ ТИНА
Р?ДЫ РЕДЕНЬКИЙ
К?СИТЬ КОСТИ
В?СЛО ВЕСЕЛО
Д.- Проверочные слова подобраны неверно. Проверочные слова не являются родственными; И не являются формой слова.
У.- Исправим ошибки. Каким алгоритмом будем пользоваться?
На доске появляется запись:
ЦВЕТЁТ – ЦВЕТИК
ТЯНУТЬ- ТЯНЕТ
РЯДЫ- РЯД
КОСИТЬ- КОСИТ
ВЕСЛО-ВЁСЛА
У.- Обобщим. какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова
РАБОТА С ТЕКСТОМ
У каждого на парте карточка с текстом:
В…сной р…ка вышла из берегов. В…да залила весь луг. Она подбиралась к д…ревне. По р..ке поплыли б…льшие льдины. Здравствуй, в…сна!
У.- -Что прочитали? (текст)
-Докажите. (Несколько предложений на одну тему.)
-Назовите тему текста. (Весна)
- Озаглавьте.( <<Приход весны>>)
-Прежде чем списать текст, скажите , написание какого слова незнакомо?( НОВОЕ СЛОВАРНОЕ СЛОВО ДЕРЕВНЯ)
-Пользуясь орфрграфическим словариком, проговорите верное написание слова .
- О том, что обозначает и почему так назвали населённый пункт , нам расскажет…
( Заранее подготовленный ученик знакомит с толкованием слова ДЕРЕВНЯ )
У.- Повторите ,как будете действовать при написании слов с изучаемой орфограммой ?
Какое новое слово с непроверяемой гласной? Спишите текст . вставьте пропущенные буквы.
(взаимопроверка)
ФИЗМИНУТКА. У.- Называю пары слов. Если это пары родственных слов –вы присядаете, если нет- делаете высокое выпрыгивание.
КОТ-КОТИК ДОМ-ДЫМ СТЕНА- ГВОЗДЬ ОБЕД-ОБИДА ПОЛН-ПОЛЮШКО
РЕКА- ПЛОТ
ЭТАП ВТОРИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1. ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА-К ПРАВИЛЬНОЙ БУКВЕ.
Доска: НОС, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИК, НОСИК
У.- какое слово лишнее? Почему?
(НОСИЛЬЩИК имеет ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ )
У.- Отлично. Значит. Вы справитесь со следующим заданием.
Объясните значение слова с помощью однокоренного и правильно напишите слова:
Х…ТРЕЦ-хитрый человек
М…ЛЮТКА- маленький
СТ…РУШКА- старая женщина
Ч…СТЮЛЯ- тот ,кто чистый
Б…ГУН- человек, занимающийся бегом.
У.- помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?
- А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчёркивать вставленную букву. (ПРОВЕРКА СИГНАЛЬНЫМИ КРУГАМИ)
2. ПОРАБОТАЕМ <<КОРРЕКТОРОМ>>
У.- Ко мне попала тетрадь Незнайки. Вот что в ней написано:.
Зема закончилась. Зазилинели халмы. Это поевилась первая трова.
У.- Вы согласны с написанным ? Почему ? Что не умеет Незнайка ? Каким правилом посоветуете пользоваться? Исправьте ошибки, спишите правильно.
Проверка.
Дома выполнить упр. 318. и правило с. 54.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. У.- Чему научились на уроке?
Какие открытия сделали?
Где видите применение полученных знаний?
Нарисуйте в тетради символ комфорта на уроке:
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ЧИСЛО
КЛАССНАЯ РАБОТА
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
А О Е И У Э Ё Ю Ы Я
ПЕНАЛ ПЕНЁК
КОРЗИНА КОВЁР
ТЕТРАДЬ ХОЛМЫ
ДЕКАБРЬ РЕКА
ЦВ?ТЁТ ЦВЕЛА
Т?НУТЬ ТИНА
Р?ДЫ РЕДЕНЬКИЙ
К?СИТЬ КОСТИ
В?СЛО ВЕСЕЛО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....
Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....
Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка
Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...
Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории.
Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории....
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Правила трудового обучения в начальных классах (памятки)
Памятки к урокам технологии...
Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...