СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Свяченая Анжела Олеговна

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_itogovaya_kontrolnaya_rabota.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:













ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ:

<<СОВРЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.>>

Разработала и провела урок  Свяченая А. О. учитель начальных классов  МОУ Лесногородская  СОШ.

Тема урока: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цели:

-формировать умение видеть орфограмму- безударную гласную в корне слова;

-формировать умение применять правило, регулирующее написание безударной гласной в корне;

-формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль при написании слов  проверяемой безударной гласной;

-упражняться в применении  <<открытых>> знаний на практике

-повторить ранее изученные орфограммы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-расширять кругозор;

-обучать употреблению в речи более точных слов для выражения своих мыслей.

Задачи урока:

Обучающие:

--формировать умение находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;

-совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне , находить  ошибки в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных слов.

Развивающие:

-развивать наблюдательность, внимание логическое мышление; развивать умение распознавать проверяемые  и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание , проверять себя ;

-развивать орфографическую зоркость, речь ,память , внимательность,

-развивать навыки самооценки .

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к учебному труду, настойчивость в достижении цели .

Оборудование:

Учебник русский язык .2 класс (авт. Рамзаева Т. Г.)

Карточки с гласными буквами

Карточки самооценки

Алгоритм проверки безударной гласной

Карточки с гласными для оформления доски

Сигнальные карточки

П. А. Грушников << Орфографический словарик>>

А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова << Толковый словарь для учащихся начальных классов >>

ХОД УРОКА.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята .Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка. Буквы З Е

У.- Посмотрите на буквы и скажите, на что они похожи.

Что общего? Чем отличаются?

(зеркальное отражение, одна гласная, другая согласная)

Запишите строчку букв. Хорошо!

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

-Прочитайте буквы на полоске. Назовите их одним словом  .(гласные)

-Эти буквы помогут назвать тему урока и определить задачи на сегодняшний урок.

-Оставьте только << опасные>> на письме гласные.(А, О, Е, И, Я)

У.- Итак, БУКВЫ А, О, И, Е, Я- ОПАСНЫЕ. А в каком случае их надо проверять?

(когда они безударные и в корне слова)

 У.-Верно.

А сейчас сформулируйте тему нашего урока.

(открываю тему на доске: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.)

 

У.- Посмотрите на доску. На ней я записала слова в 2 столбика. Прочитайте их.

ПЕНАЛ              ПЕНЁК

КОРЗИНА          КОВЁР
ТЕТРАДЬ          ХОЛМЫ

ДЕКАБРЬ            РЕКА

У.- Есть ли в этих словах орфограмма << Безударная гласная в корне слова >>? (ДА)

Как вы это определили? (слышатся другие звуки.)

-Какие звуки  слышите ? Напишите. Работа по цепочке:

ПЕНАЛ                    [ и  ]       ПЕНЁК                                     [ и ]  

 КОРЗИНА               [ а ]        КОВЁР                          [  а ]            

ТЕТРАДЬ                [ и ]          ХОЛМЫ               [ а ]                    

   ДЕКАБРЬ             [ и ]          РЕКА               [и  ]                          

У.- Ребята , внимательно посмотрите и скажите, чем отличаются слова 1 и 2 столбика?

( во 2 столбике безударную гласную можно проверить)

У.- А как?( Пользуясь АЛГОРИТМОМ:)

1.  ПОДБЕРУ  ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ СТАЛА УДАРНОЙ. (ИЛИ ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА)

2. ПИШУ В КОРНЕ  ТУ ЖЕ ГЛАСНУЮ , ЧТО И В ПРОВЕРОЧНОМ СЛОВЕ ПОД УДАРЕНИЕМ.

3. ОБОЗНАЧАЮ ОРФОГРАММУ.

У-  Ребята,  я стираю буквы  в словах 2 столбика , а вы , подбирая проверочные слова и записывая их, восстанавливаете запись .

Взаимопроверка работы.

     

       ПЕНЁК                                     [ и ]  (ПЕНЬ)

        КОВЁР                          [  а ]             (КОВРИК)

         ХОЛМЫ               [ а ]                     (ХОЛМ)

         РЕКА               [и  ]                          ( РЕЧКА)

 У. – А как не ошибиться в написании слов 1 столбика? ( Безударную гласную нужно проверить по орфографическому словарю и запомнить.)

У.- Ребята, эти слова нам знакомы, их знание я сейчас проверю. ( Учитель стирает буквы безударных гласных , учащиеся пишут по памяти . Далее- проверка с помощью сигнальных карточек.)

Проверка.

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

У.- Молодцы! А ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА Я ПРОВЕРЮ, КАК ВЫ УМЕЕТЕ МЫСЛИТЬ, (коллективная исследовательская работа)

У.- Внимательно посмотрите на пары слов и ответьте , правильно ли подобраны проверочные слова?

ЦВ?ТЁТ           ЦВЕЛА

Т?НУТЬ            ТИНА
Р?ДЫ                 РЕДЕНЬКИЙ

К?СИТЬ             КОСТИ

В?СЛО               ВЕСЕЛО

Д.- Проверочные слова подобраны неверно. Проверочные слова не являются родственными; И не являются формой слова.

У.- Исправим  ошибки.  Каким алгоритмом будем пользоваться?

На доске появляется запись:

ЦВЕТЁТ – ЦВЕТИК

ТЯНУТЬ- ТЯНЕТ

РЯДЫ- РЯД

КОСИТЬ- КОСИТ

ВЕСЛО-ВЁСЛА

У.- Обобщим. какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова

РАБОТА С ТЕКСТОМ

У каждого на парте карточка с текстом:

В…сной р…ка вышла из берегов. В…да залила весь луг. Она подбиралась к д…ревне. По р..ке  поплыли б…льшие льдины. Здравствуй, в…сна!

У.- -Что прочитали? (текст)

-Докажите. (Несколько предложений на одну тему.)

-Назовите тему текста. (Весна)

- Озаглавьте.( <<Приход весны>>)

-Прежде чем списать текст, скажите , написание какого слова незнакомо?( НОВОЕ СЛОВАРНОЕ СЛОВО ДЕРЕВНЯ)

-Пользуясь орфрграфическим словариком, проговорите верное написание слова .  

- О том, что обозначает и почему так назвали  населённый пункт , нам расскажет…

 ( Заранее подготовленный ученик  знакомит с толкованием слова ДЕРЕВНЯ )

У.- Повторите ,как  будете действовать при  написании слов  с изучаемой орфограммой ?

 Какое новое слово с непроверяемой гласной? Спишите текст . вставьте пропущенные буквы.

(взаимопроверка)

ФИЗМИНУТКА. У.- Называю пары слов. Если это пары родственных слов –вы присядаете, если нет- делаете высокое выпрыгивание.

КОТ-КОТИК      ДОМ-ДЫМ   СТЕНА- ГВОЗДЬ     ОБЕД-ОБИДА   ПОЛН-ПОЛЮШКО

 РЕКА- ПЛОТ          

ЭТАП ВТОРИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА-К ПРАВИЛЬНОЙ БУКВЕ.

Доска: НОС, НОСАТЫЙ, НОСИЛЬЩИК,  НОСИК

У.- какое слово лишнее? Почему?

(НОСИЛЬЩИК имеет ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ )  

  У.- Отлично. Значит. Вы справитесь со следующим заданием.

Объясните значение слова с помощью однокоренного и правильно напишите слова:

Х…ТРЕЦ-хитрый человек

М…ЛЮТКА- маленький

 СТ…РУШКА- старая женщина

 Ч…СТЮЛЯ- тот ,кто чистый

Б…ГУН- человек, занимающийся бегом.

У.- помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

 - А  теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчёркивать вставленную букву. (ПРОВЕРКА СИГНАЛЬНЫМИ КРУГАМИ)

2. ПОРАБОТАЕМ <<КОРРЕКТОРОМ>>

У.- Ко мне  попала тетрадь Незнайки. Вот что в ней написано:.

Зема закончилась. Зазилинели халмы. Это поевилась первая трова.

У.- Вы согласны с написанным ? Почему ?  Что не умеет  Незнайка ? Каким   правилом посоветуете пользоваться?  Исправьте ошибки, спишите правильно.

Проверка.

Дома выполнить упр. 318. и правило с. 54.

ИТОГ  УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. У.- Чему научились на уроке?

Какие открытия сделали?

Где видите применение полученных знаний?

Нарисуйте в тетради символ комфорта на уроке:

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

                               

ЧИСЛО
КЛАССНАЯ РАБОТА

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

А  О  Е  И  У  Э  Ё  Ю  Ы  Я

ПЕНАЛ              ПЕНЁК

КОРЗИНА          КОВЁР
ТЕТРАДЬ          ХОЛМЫ

ДЕКАБРЬ            РЕКА

ЦВ?ТЁТ           ЦВЕЛА

Т?НУТЬ            ТИНА
Р?ДЫ                 РЕДЕНЬКИЙ

К?СИТЬ             КОСТИ

В?СЛО               ВЕСЕЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории.

Тематическое планирование по чтению к системе опережающего обучения учителя начальных классов высшей квалификационной категории....

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...