Анализ воспитательной работы в группе
материал на тему
Проведённый анализ освещает основные направления воспитательной работы в группе детей школы-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы в группе (слайд)
(из опыта работы)
Исходя из главной цели школы и основной темы, мы поставили перед собой следующие цели и задачи воспитательной работы в группе на 2014-2015 учебный год:
Цель воспитательной деятельности – Формирование полноценной личности, способной адаптироваться к общественной жизни, существовать по законам общества; развитие положительных качеств личности; формирование здоровых потребностей.
Задачи воспитательной деятельности:
- Формирование физически здоровой личности через участие в оздоровительных мероприятиях интерната, подвижных играх на воздухе, проведение индивидуальных и коллективных бесед с детьми о ЗОЖ;
- Формирование нравственных отношений к человеку, труду, учебе, природе;
- Развитие коммуникативных качеств личности;
- Воспитание чувства патриотизма: любви к месту, где родился. Воспитание бережного отношения к достоянию своего народа, уважения к другим культурам и вероисповеданиям (слайд)
Группа состоит из 9 человек (4 мальчиков и 5 девочек). Восемь воспитанников - ученики 1 класса, Салиндер Маша учится в 4 классе. Все дети безболезненно прошли адаптацию к условиям школы-интерната, о чем свидетельствует мониторинг адаптационных процессов (слайд)
По всем критериям мониторинга наблюдается положительная динамика. Дети овладели навыками личной гигиены и самообслуживающего труда. Воспитанники стали более дисциплинированными, понимают с полуслова воспитателя, показывают хороший уровень культуры поведения в обществе, выполняют режим дня ОСЛШ. Режим дня – одно из основных условий здоровья воспитанников. Поскольку в начале учебного года не все первоклассники владели навыками чтения, было уместным разместить на стенде группы режим дня в картинках (слайд), на котором прослеживается смена режимных моментов.
Тема сохранения и приумножения здоровья является первостепенной в жизни каждого человека, поэтому уделяю ей особое внимание при планировании воспитательной работы с детьми. Рисование на тему "Если хочешь быть здоров" показывает, что дети понимают, что необходимо предпринимать для того, чтобы сохранить здоровье (слайд).
Выход с мероприятием "Уроки Айболита" в детский сад "Бережок" позволил нашим первоклассникам почувствовать себя в роли наставников. Ребята поделились с малышами своими знаниями о ЗОЖ, продемонстрировали сценку. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, позволяют раскрепоститься, проявить творческие способности каждого ребенка, снять эмоциональную зажатость. (слайд)
Ни для кого не секрет, что от психологической обстановки в группе зависит и соматическое здоровье детей. Стараюсь не напрягать малышей, говорить эмоционально ровно, не переходить на крик, пребывать в хорошем расположении духа, не подавлять личность воспитанников.
В режиме дня школы имеет место ежедневная утренняя гимнастика, которую проводит Климова Луиза, которой хорошо удается справляться с такой обязанностью. В начале года зарядку проводили воспитатели, так как малыши испытывали стеснение перед малознакомым коллективом. Также отводится время для занятий в спортивных секциях, время на прогулку на свежем воздухе. Мальчики нашей группы с удовольствием посещают кружок "ОФП", где играют в футбол, состязаются, участвуют в подвижных играх.
Предметным результатом учебно-познавательной деятельности являются знания, умения и навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает ребенок. Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях.
Для того чтобы у воспитанников группы был выработан стойкий интерес к учению, ко всему новому и интересному, что нас окружает, избираю различные виды и формы педагогического воздействия: коллективные и индивидуальные беседы, викторины и конкурсы, чтение занимательной литературы, вечера загадок и занимательных заданий (слайд)
Специфическим режимным моментом в условиях школы-интерната является самоподготовка.
Понятие "самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.
В этой работе сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи. Во время самоподготовки происходит развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, навыков работы с учебником.
В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
1. Развитие воли, умения преодолевать трудности.
2. Формирование характера.
3. Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.
4. Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
Во время самоподготовки проводим физкультминутки из-за быстрой утомляемости первоклассников. Всем полюбилась игра на внимание "Запрещенное движение", которую дети уже могут провести самостоятельно.
Профилактическая и коррекционная работа с воспитанниками.
На группе ведется работа по профилактике с двумя основными группами факторов риска:
- Педагогическая - это отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника
- Психологическая - эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
Цель профилактической работы:
Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности, вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание;
Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим ребенком недостатков.
Наша деятельность, как педагогов, направлена на предупреждение отклоняющего поведения, формирование элементарных норм и правил общежития, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Важно собрать информацию о каждом воспитаннике. Это изучение личных дел учащихся, беседа с классным руководителем, беседа с родителями по возможности; сбор информации о состоянии здоровья, составление и анализ социального портрета группы. Анкетирование и наблюдение за воспитанниками в процессе какой-либо деятельности помогают составить более полное представление о личности.
Необходимо окружить каждого ребенка теплом, взаимопониманием, заботой. Дети, лишенные этого, постоянно испытывают чувство беззащитности и подавленности.
Индивидуальные беседы проводятся с целью помочь воспитанникам совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
Статистическую картину внутригрупповых отношений выявили с помощью социометрии, которая позволила оценить сплоченность в коллективе, определить лидеров в группе (слайд)
Результаты социометрического опроса показали, что в группе лидер –Сэротэтто Артур; предпочитаемые: Климова Луиза, Салиндер Альбина, Сэротэтто Ефим, Худи Святослав, Булдашев Женя, Вануйто Элита, Окотэтто Алла. Пренебрегаемых и аутсайдеров нет.
Тест для определение уровня воспитанности детей показал, что из опрошенных 50 % воспитанников обладают высокими показателями, остальные 50% - средними.
Использование в работе диагностических методик ("Оцениваемые качества личности", "Наш класс", "Определение уровня воспитанности", и др.) помогает увидеть уровень развития детей, потенциальные возможности каждого в отдельности. При необходимости проводится коррекция сознания и поведения. В проведении анкетирования с детьми первого класса возникали трудности, связанные с тем, что ребята не владели навыками чтения и письма или владели в недостаточной степени. Можно порекомендовать методики на рисование ("Несуществующее животное"), в форме диалога ("Загадай желание", "Волшебная палочка", "Мое любимое дело").
Невозможно переоценить роль труда в жизни каждого человека, ведь труд – основа всей жизни. Обычные поручения, коллективный труд, задания - могут осветить стороны жизни детского коллектива: взаимовыручку, взаимопомощь, усердие, отзывчивость на просьбу, чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в создании условий для развития личности ребенка в различных видах трудовой деятельности, в формировании привычки трудиться.
Просматривая документальные фильмы о жизни в тундре, слушая рассказы наших малышей, можно сделать вывод, что ребенок тундры рано начинает трудовую жизнь: маленькие мальчики помогают отцу, легко управляясь с тынзяном, ставя капканы на птиц; девочки водятся с маленькими детьми, носят воду, шьют одежду. Ребенок вносит не игровой, а вполне серьезный вклад в трудовые будни семьи. Важно поддерживать желание детей трудиться по-взрослому, совместно с воспитателем осуществлять трудовые действия: стирать и ремонтировать одежду, создавать уют в комнатах, ухаживать за растениями, наводить порядок в игровой, подметать. (слайд)
У ребят группы нет постоянных, закрепленных за ними поручений. Лидерские качества, способность к самоуправлению в этом возрасте не достаточно выражена. Существенным недостатком является и неумение организовывать совместную деятельность.
Поэтому поручения меняются, воспитатель выступает в роли командира, наставника и помощника в любом деле. Вопрос, обращенный к воспитателю, звучит очень часто: "Чем сегодня будем заниматься?".
Младший школьный возраст – самое благоприятное время, когда работа педагогов по направлению гражданско-патриотическое воспитание, может быть наиболее плодотворной и эффективной, поскольку дети этого возраста восприимчивы к любой информации, исходящей от взрослого. Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование понятия Родины как места, где человек родился и страны, где живет, воспитание чувства ответственности и справедливости, уважения к другим людям. Помимо целенаправленных организованных бесед мы с ребятами любим рассматривать журналы и книги о родном крае, срисовывать иллюстрации из художественных и документальных книг о войне, рисовать на данную тематику. Иногда, к счастью это случается редко, в словах воспитанников звучит некоторое пренебрежение к представителям другой национальности, что сразу пресекаю, привожу примеры из жизни, говорю, что и в нашем коллективе сотрудничают люди разных национальностей и выполняют одно и то же дело.
Воспитательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды. На этаже имеется природная зона - уголок природы. Часть растений размещена в свободном доступе для детей, что позволяет самостоятельно осуществлять уход за комнатными растениями. В группе имеется весь необходимый инвентарь -лейки, пульверизаторы для опрыскивания, тряпочки.
Воспитанникам нравится проводить время в игровой комнате. Игровая разбита на зоны с учетом гендерного подхода: уголок для игры в "Дочки-матери", "Школа", отведено место для игры с конструктором, имеются столы для игры в шахматы, мозаику. Дети имеют возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игра - необходимая школа для нормального развития ребенка. Психологи называют игру ведущей деятельностью, с помощью нее у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Наши первоклассники самостоятельно организовывают сюжетно-ролевые игры. Хотя игра - модель реальной жизни, она в то же время полна чудес. Ребят не очень заботит, что вместо гранаты пластиковый шарик, а вместо каски - детская переноска или детали от бетономешалки (слайд).
Помимо сюжетно-ролевых, детям нравится проводить время за настольными играми. На группе имеются такие игры как "Лото", "Домино", "Твистер", пазлы, шашки, конструктор. Все игры находятся в свободном доступе.
В группе созданы условия для развития творческих способностей детей. Отведено место для хранения материалов для ручного труда. Под руководством воспитателя ребята участвуют в оформлении уголка группы, создают работы на предложенную тему. Коллективная деятельность способствует сплочению детей, устанавливаются надежные партнерские отношения со своим наставником. На занятиях ручным трудом мы используем различные материалы: шишки и листики, бумагу, нитки, соленое тесто, пластилин и др. (слайд)
Не смотря на свой небольшой возраст дети группы принимали активное участие в конкурсах рисунков и были отмечены грамотами и призами. За успехом каждого ребенка стоит большой труд педагога (слайд)
Конкурс "Осенняя поделка" (школьный) | 1 место 2 место | Климова Луиза Салиндер Альбина |
Конкурс рисунка "Портрет мамы" (школьный) | 1 место | Окотэтто Алла |
Городской конкурс рис. "Мой Лермонтов" ЦБС | 1 место | Салиндер Альбина |
ЦБС Конкурс рис. "Толерантность" | 1 место | Сэротэтто Артур |
Окружной конкурс плаката "Спасатель от слова спасать" | Диплом за участие | Вануйто Элита Салиндер Альбина Сэротэтто Артур Климова Луиза |
"Наследие". Межэтнический фестиваль творчества "Журавлик" | участие | Сэротэтто Артур Яптик Илья |
Важной составляющей развития коммуникативных способностей детей, развития их потенциала, является связь с социумом - учреждениями культуры и образования. Воспитанники группы посетили ОЦНК, центр "Наследие", МВК им. Шемановского, Окружную библиотеку, совершили экскурсию по городу (слайд).
Благодаря слаженной систематической воспитательной работе, у воспитанников группы сформированы следующие умения и навыки:
- следить за своим внешним видом, замечать неполадки в одежде и устранять их;
- выполнять элементарные правила личной гигиены без напоминания со стороны взрослого;
- осуществлять уборку комнаты: заправлять аккуратно постель, наводить и поддерживать порядок в шкафчике;
- выполнять правила общежития: уважать окружающих, договариваться об игре, спокойно разрешать конфликты, помогать человеку, обратившемуся с просьбой;
- учиться, прилагая волевые усилия и свои старания;
Знания и навыки, полученные детьми в процессе разных видов деятельности, необходимо систематически закреплять.
И в заключении хочется привести цитату из книги "Педагогика для всех" писателя и педагога Симона Львовича Соловейчика: Глагол "воспитывать" объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться. Мы должны управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить их, но чаще всего мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне, опуская самое важное педагогическое действие - общение....Общение требует абсолютного равенства! Всякое неравенство, превосходство, власть, необходимые для управления, делают невозможным общение."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы, анализ итоговых контрольных работ за 2010\2011учебный год
Анализ контрольных содержит тексты работ....
Анализ воспитательной работы в группе продлённого дня (2012 – 2013 учебный год)
Анализ воспитательной работы в группе продлённого дня...
Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе
Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе...
Анализ воспитательной работы младшей группы за 2016-2017 учебный год.
Данный анализ позволяет подробно рассмотреть следующие задачи:сплочение коллектива;повышение дисциплины;развитие самостоятельности....
Анализ воспитательной работы в младшей группе.
Анализ работы за 2016-2017 уч.г....
Анализ воспитательной работы 1 класс 2 группа
Анализ воспитательной работы...
Анализ воспитательной работы 2 класс 2 группа
Анализ воспитательной работы за 2 класс....