Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
статья (1 класс)
Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам - новый. Как его измерить? Как проверить личностные результаты?
В стандартах написано, что личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио. (слайд 2)
Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения, и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагание: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО. (слайд 3)
П - Начинать работу следует с разработки Положения о Портфолио. В положении прописываются цели, задачи, структура, требования к Портфолио, участники работы над Портфолио и их обязанности. В каждой школе есть своё положение о Портфолио. Государственного образца на данный момент не разработано и не принято.
Общие положения
- Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.
- Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и
- позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
- Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
- Содержание заданий Портфолио учащихся начальных классов реализует новые образовательные стандарты начальной школы.
- Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
- Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений ФГОС НОО – формирование универсальных учебных действий.
- Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
- Настоящее Положение в соответствии с ФГОС НОО и является современным педагогическим инструментом сопровождения развития индивидуальных достижений ребенка и определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки в период его обучения в начальных классах.
О - Оценка. (слайд 4) Портфолио - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Р - Родители (слайд 5) являются главными помощниками классного руководителя.
Т- Труд (слайд 6) Да, создание Портфолио - это большой и кропотливый труд (ученика, родителей, учителей). Важно помнить, что классный руководитель – это координатор, помощник, направляющий, эксперт…..
- При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио ( по усмотрению ОУ).
- Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
- Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Ф - Фиксирование результатов (слайд 7) – это важный компонент при оформлении Портфолио. Только фиксирование без анализа – пустое дело.
Цель формирования Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Л – Личностные результаты (слайд 8) – Как их измерять? Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники. Например:
А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как нам (не специалистам - психологам) правильно скорректировать работу, помочь ребёнку. Главное - как проследить. Научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа. Которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.
И - Информация (слайд 9), которую мы помещаем в Портфолио не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. А какая информация, отражающая достижения личностных результатов должна быть в Портфолио? Если это рассматривать по новому, по требованиям ФГОС.Что должно добавиться? Рассмотрим таблицу:
УУД | Разделы Портфолио | |||
«Мой портрет» | «Мои документы» | «Мои работы» | «Мои достижения» | |
Личностные Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение» | Автопортрет, «Моя семья», «Это я» «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схема «Дерево проблем.» | Анализ результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?» | Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома» | Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?» Моё отношение к моим достижениям. |
О – Обьективность. (слайд 10) При работе с Портфолио нужно помнить не только о систематичности заполнения, аккуратности, но и обьективности оценки.
Роль учителя в работе с портфолио (слайд 11)
- Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
- Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
- Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Всё это помогает формироваться личности ребенка.
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
(слайд 12) Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
(слайд 13) Структура и содержание «портфолио».
Жестких требований по введению не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
(слайд 14) Портфолио ученика имеет:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика).
- основную часть, которая включает в себя:
- раздел «Мой мир»- в этот раздел помещается информация, которая важна и интересна для ребенка;
- раздел «Моя школа» - в этот раздел помещается таблица «Техника чтения по учебным годам», «Моя учёба», сведения о занятости в кружках, секциях, клубах, во внеурочной деятельности, листы индивидуальных достижений;
- раздел «Копилка творческих работ» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи, интересные проекты, Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
- раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
- раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика; самооценка ученика своей деятельности.
(слайд 15) «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
(слайд 16) РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
"Мое имя" (слайд 17) - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" (слайд 18) - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" (слайд 19) - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" (слайд 20) - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения"(слайд 21) - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" (слайд 22) - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА». (слайд 23)
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п. (слайд 24)
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО». (слайд 25)
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
!!!Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);
*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
*другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
*иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ». (слайд 26)
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;
*тестирования по предметам;
*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
*документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
В Портфолио ученика начальной школы главным является подраздел «Моё творчество», а не «Мои достижения». Именно ему следует уделять больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учёба для вашего ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.
Можно добавить «Мои впечатления» (слайд 27)
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Можно в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ» (слайд 28)
В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме и проч. (слайд 29)
Раздел включает в себя характеристики отношения учащихся к людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя. Краткая характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.
Благодарственные письма из различных органов и организаций.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!!! (слайд 30)
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...
Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....
Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".
Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Портфолио отражает индивидуальные образовательные достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...
выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»
Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников Приоритетной целью современного начального об...
Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"
: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...