Проблемы духовно--нравственного развития младших школьников
материал по орксэ (4 класс)

Макарова Наталья Сергеевна

Презентация с элементами мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональная открытая конференция «Концепции модернизации

содержания и технологий преподавания предметных областей и учебных

предметов: практики реализации»

Секция  3.  Педагогический  диалог:  актуальные  проблемы  духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.

Подсекция  3.1.  «Вопросы   содержания  и  организации  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников»

Модератор:  Нестеренко  Людмила  Петровна,  доцент  кафедры  современных

технологий и качества образования МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара, к.п.н., доцент

13.45 –

14.00

Этико-экономическое  воспитание

младшего  школьника  в  условиях

развивающегося  непрерывного

социально  -  экономического

образования

Макарова  Наталья  Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 148» г.о. Самара

2019-2020 уч. год

       В новых условиях хозяйствования экономическая культура превратилась в необходимый атрибут любой целесообразной деятельности, в неотъемлемую составную часть культурного облика современного человека, а, следовательно, стала одним из важных направлений совершенствования системы образования. Экономическая культура и нравственно-экономическая воспитанность являются тем компонентом личностного развития, который отвечает социальному заказу российского общества, так как понятно, что уровень овладения человеком экономической культуры предопределяет условия его бытия, а уровень экономической культуры совокупности людей обусловливает успех  экономики в России.

        Идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше сторонников, все чаще подчеркивается важность экономического воспитания учащихся начальных классов. Рыночные экономические отношения, складывающиеся в России, для детей младшего школьного возраста являются естественной средой обитания, и их жизненный опыт достаточен для восприятия элементарных экономических понятий, в том числе для воспитания разумных потребностей, бережливости, практичности, деловитости, умений и навыков экономического анализа семейного бюджета, экономического сознания. В этом возрасте ребенок умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но, прежде всего, тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

        Совершенствование всей системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важных задач общеобразовательной школы является обеспечение условий для развития личности на основе знания и учета ее возрастных и индивидуальных особенностей. Известно, что именно в возрасте 7-9 лет наблюдаются наиболее благоприятные условия для развития потенциала творческого мышления детей, навыков самостоятельного получения и усвоения знаний и их применения в новых условиях. У младших школьников в значительной мере отсутствуют психологические барьеры в поиске и реализации новых, нетрадиционных решений, что органически вписывается в нацеленность современного образования на общее развитие и высокую культуру мышления, способность творчески и оперативно включать знания в практическую деятельность, применять их в новых условиях. Согласно психолого-педагогическим исследованиям и у нас в стране и за рубежом, обучаемость и способность применять знания в новой обстановке, творчески, нетрадиционно мыслить существенно снижается у учащихся старших классов по сравнению с младшими школьниками.

     Экономическое образование и обучение в начальной школе, где закладываются основы знаний, умений и навыков подрастающего поколения в различных отраслях знаний и деятельности, способно помочь изменению содержания образования в направлении ориентации его на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации (77, ст. 14 п. 1).

       Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, изучающими возрастные особенности социализации. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

           В доперестроечный период в школах СССР организация системы экономического воспитания школьников предусматривала: обеспечение единства трудового и экономического воспитания (соединение обучения с производительным трудом), обогащение общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим содержанием (проведение экономических расчетов при планировании и оценке результатов проделанной работы), развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономической жизни школы, организацию популярных бесед о необходимости рационального отношения к материальным ценностям школы, проведение «уроков бережливости». Особое место в системе экономического воспитания занимал производительный, общественно полезный труд, постановка такого трудового обучения, которое способствовало бы овладению школьниками экономическими знаниями и навыками на уроках труда, в школьных мастерских. При этом основной и специфической целью трудового воспитания являлось превращение труда в привычку повседневного поведения, стремления к постоянному повышению своей квалификации. Трудовое обучение было призвано формировать такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, организованность, творчество, добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей, умение находить прекрасное в труде. Такая традиция была заложена еще Антон Семёнович Макаренко, который считал необходимым сделать хозяйственную заботу отправной точкой воспитания. В созданной им детской трудовой коммуне был введен и хозрасчет, и техпромфинплан, организовано самоуправление.

        Василий Александрович Сухомлинский считал, что большое воспитательное значение имеет «радостный труд», индивидуальный опыт, личный заработок школьника, создание коллективного фонда материальной помощи нуждающимся (214, с. 302-340).

        Конец 80-х и начало 90-х годов - период определенного «затишья» в изучении проблем общественной жизни. Из программ воспитания детей стали исчезать задачи трудового воспитания, что вело к серьезным отрицательным последствиям. С середины 90-х годов научный интерес к проблемам ознакомления детей с социальной и экономической действительностью стал возрождаться, причем возрождался этот интерес на основе поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с социальным миром и экономической действительностью. В переходный к рынку период в общеобразовательных школах РФ вводится преподавание различных экономических дисциплин: «Основы рыночной экономики», «Менеджмент», «Экономическая теория», «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства». Наиболее распространенный вариант преподавания экономики - 5-9 классы, 10-11 классы. Экономика была введена в курс обязательных предметов учебного плана школы, но читать его должны были по мере готовности учительских кадров к ведению этого предмета. С 1995 по 1999 годы велась подготовка учителей экономики по государственным образовательным стандартам.              Активное участие в подготовке учебно-методического материала по вопросам преподавания экономики приняли школы городов Арзамас, Кострома, Москва (Высшая школа экономики, Международный Центр Экономики и Бизнес-Образования - МЦЭБО, Прикладная экономика), Новокузнецк, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (Институт «Экономическая школа»), Смоленск, Тула, Омск, Челябинск, др. и в том числе, Самара. Интересные программы на 34, 68, 102, 136 часов и методические разработки предложили В.С.Автономов, Л.Б.Азимов, С.Н.Кабанов, И.В.Липсиц, Л.Л.Любимов, О.Ю.Макарова, А.А.Мицкевич, ТЛ.Протасевич, А.С.Прутченков (совместно с Яковом Владимировичем Соколовым и в том числе в  курсе Граждановедения), С.А.Равичев, М.А.Раннева, Б.А.Райзберг, Е.В.Савицкая, И.А.Сасова, Е.В.Журавская, М.Чуканова.

            Для работы в начальной школе Самарская научно-исследовательская лаборатория проблем экономики и менеджмента в образовании рекомендует вести уроки по тематике: 1 класс - «Экономика повсюду», 2 класс - «Домашняя экономика», 3 класс - «Человек и экономика», 5 класс - «Экономика и человек».

А в республике Башкортостан в начале 2000 г.г. получила распространение разработанная в 1996 году коллективом ученых лаборатории социально-экономических проблем молодежи РАО под руководством  Ирины Абрамовны Сасовой концепция непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательной школы, где экономическое образование школьников в широком смысле рассматривается «как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения, включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ» (224. Книга 1, с.321−322). Для начальной школы Базисными учебными планами общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Республики Башкортостан (2000 г.) отведено на факультативные занятия по выбору от 1 до 3 часов в неделю, которые администрация школы может использовать и на предмет «экономика».

            НО анализ психологической, педагогической и специальной литературы, изучение практики работы учителей начальной школы свидетельствуют о том, что до настоящего времени не сложилось концептуально и содержательно выстроенной системы экономического воспитания. Школа не имеет научно обоснованной организации образовательной среды, формирующей экономическую культуру школьника, а традиционное содержание воспитательной работы в школе недостаточно обеспечивает становление экономической культуры личности, направленной на гармонизацию этической и прагматической основ экономической деятельности.

        Среди теоретиков и практиков нет единого ответа на вопрос, каковы принципы построения и критерии отбора содержания учебного материала; каковы критерии и показатели сформированности экономической культуры; какова взаимосвязь методико-методологических принципов обучения основам экономических знаний, одновременно отвечающая целям обучения, воспитания и развития; какова специфика экономической социализации в детском возрасте; какие технологии обучения дают наибольший эффект в ходе обучения основам экономики в начальной школе.

         Но во все времена в качестве новых принципов называются по существу одни и те же педагогические идеи - необходимость поддержки активности ребенка, его самостоятельного развития, необходимость учета его способностей и склонностей.

      Опираясь на них, можно детализировать проблемы образования с учетом возможностей младшего школьника в усвоении этической составляющей экономической культуры и сформулировать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование экономической культуры младшего школьника.

          Например, «…игровые действия ребенка всегда реальны и социальны, в них ребенок овладевает человеческой действительностью, обогащая и свой социально-нравственный опыт» (Эльконин Даниил Борисович). Действуя в условной ситуации, ребенок еще в дошкольном возрасте постигает специфику действий и отношений взрослых, осваивая и отражая социальные функции людей, их нормы поведения. Воспитание зависит от прошлого опыта и устойчивых особенностей личности, сложившихся, в свою очередь, на основе всего ее предшествующего опыта. 

       Американский философ и педагог Джон Дьюи (72, с.319-320) отмечает: «Только знание, полученное посредством самостоятельного проживания всех трудностей опыта, существенным образом воздействует на поведение. Если ученик узнает разные вещи из книг, причем только в связи со школьными уроками и ради того, чтобы повторить, когда его вызовут, выученное, то знание будет некоторым образом влиять на поведение, но только на ту его часть, которая ведает воспроизведением чужих утверждений по чужим требованиям. Нет ничего удивительного в том, что такое «знание» никак не сказывается на жизни ученика вне школы». Предметы учебного плана, «освоенные просто как школьные предметы, ...имеют лишь специальную ценность, но, когда осознается их социальное значение, эти предметы начинают питать нравственный интерес и развивать нравственное чувство. …Кроме того, все свойства ума ...по своей сущности являются нравственными качествами. Непредубежденность, целеустремленность, искренность, широта взглядов, тщательность исполнения, ответственность за последовательное развитие принятых гипотез - моральные черты» (72, с.321).

Условия формирования экономической этики:    

Этическая составляющая экономической культуры формируется путем привития навыков поведения, вытекающих из представлений этической экономики как особого направления экономической мысли;

- если модель образовательного процесса учитывает логику развития ученика как субъекта учебной деятельности;

- если усвоение содержания начального курса этической экономики основано на жизненном опыте младшего школьника (имитационных играх) и выстроено как единство этических и прагматических основ экономической действительности;

- если в образовательном процессе начальной школы используются личностно-ориентированные технологии развивающего обучения, а программно-методическое обеспечение ориентировано на использование возможностей образного мышления и имитационной игры (коллективных форм учебной деятельности).

Применять эти технологии можно и нужно не только в курсе предмета Экономика, но и  интегрировано на уроках других дисциплин (окружающий мир, математика, русский язык, в 4-м классе – на уроках светской этики).  

Так, например,  работая в МБОУ школа №148 (3 класс), я проводила открытый урок по окружающему  миру «Что такое экономика?». Моей целью было познакомить детей с понятием «экономика», ввести в активный словарь учащихся такие термины как «потребности», «товары», «услуги». Задачи, которые ставились –это учить преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе групповой работы. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Учить использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. Строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ребятам предлагалось игровое задание «Робинзоны» (групповое).      Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Что вам необходимо для жизни? Как организовать свой быт на острове? Продумайте свой вариант и расскажите…..Слайды.

Много заданий я беру из учебника В.А. Рубе, Е.С. Шабельника «Зачем нужны налоги?» Слайды.

Также в работе использую «Методические альманахи» к курсу Граждановедение: имитационные игры. На уроках светской этики, например, в разделе Семья- экономический практикум «Потребительский бюджет семьи», на уроках литературного чтения -сюжетная игра «Рекламный агент» ( прорекламировать конкретную книгу или любимое произведение), на логике -ролевая игра «Аукцион» (на знание экономических терминов и общую эрудицию).

ВЫВОД: Этико-экономический подход позволяет рассматривать экономическую культуру и экономическое воспитание с социально-экономических и психолого-педагогических позиций. Именно тогда становится очевидным, что в сложившихся социально-экономических условиях значительное изменение экономической подготовки школьников крайне необходимо, что проблема развития личности логично вписывается в педагогические аспекты экономического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Привнесение нравственного начала в изучение экономики: 1) сохраняет деятельностный подход и наиболее полно проявляет себя при выборе возможных вариантов обучения- 2) обеспечивает доступность изучения экономики в начальной школе.

Литература:

1.Аменд А. Ф., Сасова И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.

2.Автономов B.C., Голдин Э. Экономика для школьников. — М.: «Эко-нов», 1995.-162 с.

3.Асмолов А. Г. Психология личности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с

4.Блонский П. П. Психология младшего школьника. Москва-Воронеж, 1997.-547 с.

5.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288с.

6.Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442с.

7.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. 

8.Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
9.Зимнухова Татьяна Юрьевна 
Использование исторического опыта российского образования в формировании экономической культуры младших школьников. На правах рукописи

10.Макаренко А. С. Трудовое воспитание. М.: Просвещение, 1964.-245с.

11.Педагогические игры: Учеб.пособие. Пермь: ПГПИ, 1991. — 101 с.

12.Педагогические технологии: что это такое и как их надо использовать в школе / Под ред. Т. Н. Шамовой. -М.: Тюмень, 1994.

13.Экономическая культура и ученик начальной школы: Сб. научных статей / Под ред. В. Я. Рушанина Челябинск: ЧГПУ, 1999.

14.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Международная психологическая академия, 1995. — 224с.

15.Эльконин Д. Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978. — 304с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Духовно-нравственное становление личности младших школьников

формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....