Программа " Моя Родина" духовно - нравственного развития
рабочая программа на тему
Программа “ Моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения ООШ № 14 Краснодарского края, города Темрюка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа “ Моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения ООШ № 14 Краснодарского края, города Темрюка.
Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся.
1.1. Портрет ученика.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
1.2 Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
1.3 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство учащегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.
Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений.
Особенность программы “ Моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания учащихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Содержание внеурочной деятельности представлено интеллектуально-личностной программой «Умники и умницы», кружка «Кубань – моя малая Родина», практической деятельности включенных в духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и социальное направление личности.
Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:
- “Акция “Подарок ветерану” - участие в помощи ветеранам, проживающим в микрорайоне;
- “Братья наши меньшие” - забота о животных;
- “Мы – шефы детского сада” - участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
- “Подарок маме и любимой бабушке” - изготовление поделок к празднику Международный женский день, День матери.
4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о символике Краснодарского края и города Темрюка;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- начальные представления о народах России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Краснодарского края, города;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду.
5. Виды деятельности и формы занятий с учащимися на ступени начального общего образования. Приложение 1.
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.
Подобная работа предполагает 2 этапа:
- просветительский этап,
- этап организации совместной деятельности семей.
Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.
Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.
Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Краснодарского края, примеров современной жизни).
Этап организации совместной деятельности семей предполагает:
организацию совместных с родителями праздников, традиционных, общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;
- создание родительских общественных организаций;
- организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.
8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в начальных классах. Приложение 2.
9. Воспитательный план работы по программе “Моя Родина” (1 – 4 классы). Приложение 3.
10. Диагностическая программа, изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. Приложение 4.
11. Список книг, рекомендуемый для детского чтения. Приложение 5.
12. Словарь нравственных понятий и терминов. Приложение 6.
13. Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. Приложение 7.
Литература
- Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
- 3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
- 4. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
- Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
- Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
- Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
- Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 14
муниципального образования Темрюкский район
Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 14
города Темрюка Краснодарского края
Овчарова Светлана Викторовна
г. Темрюк – 2014г.
Аннотация.
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский
Сегодня особую тревогу у государства и общества вызывает психическое и духовное здоровье нации. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Основная школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему.Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования и культуры, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, церкви, учреждений культуры, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"
"Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других." Лев Толстой...
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д....
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...
Программа по духовно-нравственному развития и воспитания младших школьников
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нрав...
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «ИСТОК»
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание и...
Совместное мероприятие для детей и их родителей в рамках программы по духовно-нравственному развитию «Планета ромашек».
Совместное мероприятие для детей и их родителей в рамках программыпо духовно-нравственному развитию «Планета ромашек».Описание работы. Данное мероприятие проводится в рамках программы...