Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «ИСТОК»
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istok.docx | 65.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «ИСТОК»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного развития и воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
2.Актуальность проблемы:
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
От школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что школа может отмахнуться от этих задач. Педагоги должны внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации можно повлиять на развитие духовного мира учащихся своими словами и делами. Можно повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Однако следует отметить, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
3. Цель учебно-воспитательной работы:
Формирование функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Задачи учебно-воспитательной работы:
1. Воспитывать у учащихся нравственные чувства человека;
2. Формировать эстетическое сознание школьника;
3. Развивать готовность совершать позитивные поступки;
4. Формировать экологическое сознание учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
5. Развивать общественную активность учащихся, чувства патриотизма и гражданской солидарности;
6. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
7. Формировать готовность школьника к сознательному выбору профессии; стремление к ведению здорового образа жизни.
4. Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип социальной активности;
- принцип социального творчества;
- принцип взаимодействия личности и коллектива;
- принцип развивающего воспитания;
- принцип индивидуальности;
- принцип целостного воспитательного процесса;
- принцип единства образовательной среды;
-принцип опоры на ведущую деятельность;
-принцип опоры на традиции
Всё многообразие дел, которые могут происходить в школе, делятся на три официальных вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Это происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков. Данный вид деятельности происходит после уроков.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо сделать:
1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).
В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализо-вывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.
2) Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.
Учитывая интересы учащихся своего класса, наладить связь с центрами, домами творчества, клубами, воскресными школами и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Реликвии нашей семьи» и др.
5. Организация учебно-воспитательного процесса.
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа».
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость»)
Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии.
Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.
Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.
Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Внеурочная деятельность
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.);
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
–экскурсии и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.
Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
Внешкольная деятельность.
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;
– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;
– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.
5.1 ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Урочная деятельность.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.
Окружающий мир, 3–4 кл. – «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».
Внеурочная деятельность.
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашегогорода», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.;
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.;
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов;
Внешкольная деятельность
Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.).
Забота о памятниках защитникам Отечества.
Организация для жителей своего города национально-культурных мероприятий, фестивалей, например «Богатство культур народов России».
Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государ-ственных праздников России, «Моя улица – без мусора», «Лабытнанги – адрес детства»
5.2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Урочная деятельность
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России).
Изучение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство»)
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки, представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
Внеурочная деятельность
Знакомство с правилами, образцами культурно-нравственного поведения, обучение распознаванию плохих поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Как вести себя», « Каким должен быть настоящий друг», «День народного единства». «Кто живет рядом с тобой», «Что такое толерантность?»
– праздники-игры по теме « Нет на свете лучше мамы!», «Рыцарский турнир»;
– коллективно-творческие дела по подготовке праздников «Возьмёмся за руки, друзья»
– встречи-беседы известными людьми города;
– ролевые игры «Школа вежливости»
– совместные проекты с родителями « Благородный поступок»
Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, через чтение художественной литературы, просмотров художественных фильмов и телевизионных передач.
Внешкольная деятельность
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
Просмотр художественных фильмов о войне и подвигах российского народа. Социально-значимая деятельность акция «Красная лента». Весенняя неделя добрых дел Проект «Мы – многонациональный народ».
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями
творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
5.3 ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей.
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы.
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
Внеурочная деятельность
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д;.
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира;
– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников;
– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
– совместные проекты с родителями «Труд моих родных»
Внешкольная деятельность
Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;
– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
– занятие народными промыслами;
– работа в творческих и учебно-производственных мастерских;
– отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе);
5. 4 ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья
Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы
– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка»,
Внеурочная деятельность
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий:
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
– занятия в спортивных секциях;
– классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье
– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации, с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.
Внешкольная деятельность
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;
– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
5.5 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.
Внеурочная деятельность
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел.
– экскурсии в краеведческие музеи;
видеопутешествия, , знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира);
– классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;
– встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;
– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.
Внешкольная деятельность
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;
– участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».
5.6 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира Изобразительное искусство и художественный труд, музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.
Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы:
– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;
– оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.
Внеурочная деятельность
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:
– игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);
– посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (музеи, архитектурные и парковые ансамбли,
– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
– занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве;
– встречи-беседы с людьми творческих профессий;
– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Внешкольная деятельность
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
– участие в художественном оформлении помещений, зданий;
– участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;
– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
6. Прогнозируемые результаты программы.
– знание главных нравственных правил, норм;
– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
– умение отделять оценку поступка от оценки человека;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
-развитие органов классного ученического самоуправления.
– следование правилам вежливого, приличного поведения в школе и общественных местах.
7. Формы деятельности классного руководителя.
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
-Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи
8. Критерии оценки результатов:
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:
– либо не подписываются учениками;
– либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;
– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;
– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.
9. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
Педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование.
10.Работа с родителями
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование
- беседа
- консультации
- родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
11. Примерное учебно-тематическое планирование по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников
1- 2 классы
- Гражданско-патриотическое воспитание.
(Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «10-я годовщина трагических событий в Беслане» | Тематический урок. | 1 |
2 | «На чьей совести вторая мировая война?» | Классный час. | 1 |
3 | «Героическая оборона Брестской крепости». | Классный час | 1 |
4 | «Плакаты-призывы 41-го». | Классный час | 1 |
5 | «Мир помнит Зою Космодемьянскую.» | Классный час | 1 |
6 | Герои 1941 года. Подвиг Александра Матросова. | Классный час | 1 |
7 | «ВОВ 41-го года в искусстве», посвященные произведениям художников, отражающих ВОВ 41-го года. | Классный час | 1 |
8 | ВОВ 41-го года в искусстве. Нас песня к Победе вела» | Классный час | 1 |
9 | Искусство во время ВОВ: 1942, 1943, 1944, 1945 года (картины, памятники, архитектурные сооружения, скульптуры, песни | Классный час | 3 |
10 | Герои 1942 1943, 1944, 1945 годов | Классный час | 3 |
11 | Города – герои, города воинской славы 1942 1943,1944, 1945 годов. | Классный час | 3 |
12 | Сталинградская битва | Классный час | 1 |
13 | Выставка в школьном музее, посвященная событиям ВОВ | экскурсии в школьный музей | 2 |
14 | Выставка в школьной библиотеке произведений, посвященных событиям ВОВ. | экскурсии в школьную библиотеку | 2 |
15 | Битва под Курском. 1943 г | Классный час. | 1 |
16 | Освобождение столицы Украины Киева. 1943г | Классный час. | 1 |
17 | Освобождение Ленинграда от вражеской блокады. 1944 г. | Классный час. | 1 |
18 | Освобождение Севастополя. 1944г | Классный час. | 1 |
19 | Капитуляция немецко-фашистских войск, окруженных в Берлине. 1945 г | Классный час. | 1 |
20 | Не забыть нам этой даты. День ПОБЕДЫ. | Участие на митинге. | 1 |
21 | Встреча с ветеранами и детьми ВОВ. | встреча | 1 |
22 | Мой дом, мои родные, близкие | Устный журнал | 1 |
23 | Вахта Памяти. | Экскурсия в городской музей | 2 |
24 | Дым Отечества сладок и приятен. | Практикум с презентацией | 1 |
25 | «Лабытнанги – адрес детства» | Городской праздник | 1 |
2) Экологическое воспитание.
(Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | Оформление тематического стенда «С Днем рождения, любимый город» | Выставка | 1 |
2 | Осенний бал «Здравствуй, осень!» | Осенний бал | 1 |
3 | Пернатые друзья. | КВН | 1 |
4 | "Берегите природу" | КТД | 1 |
5 | Сезонные изменения в природе. | Экскурсии | 3 |
6 | «Природа- ты прекрасна!». | Просмотр видео | 1 |
7 | «Времена года» | КВН | 1 |
8 | Планета в опасности. | Устный журнал | 1 |
9 | «Земля на всех одна» | Экологический марафон. | 1 |
10 | Уход за комнатными растениями. | Трудовой десант | 1 |
11 | "Маленькие тайны природы" | Видеожурнал | 2 |
12 | Пернатые соседи: | орнитологическая игра | 1 |
13 | Тайны северной природы | Устный журнал. | 2 |
14 | "Нас много, а она - одна...": | КВН | 1 |
15 | Встреча на экологической тропе | Встреча с экологом | 1 |
16 | Всем на свете нужен дом!: | Экологическая сценка | 1 |
17 | Чистая земля – залог здоровья!: | Экологическая сказка | 1 |
18 | Госпожа Природа. | Конкурс рисунков | 1 |
3. Воспитание здорового образа жизни.
(Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | День здоровья. | Осенний кросс. | 2 |
2 | Оформление странички безопасности в классном уголке. | КТД | 2 |
3 | «Режим дня – основа жизни человека» | Беседа. | 1 |
4 | Поговорим о правильном питании. | Диспут. | 1 |
5 | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | Беседа | |
6 | Главное- самообладание. | Диспут | 1 |
7 | «Кто лучше и быстрее!» | Интеллектуальное соревнование | 1 |
8 | «Светофор – наш верный друг» | Практикум | 1 |
9 | «Надо ли соблюдать ПДД» | Дискуссия | 1 |
10 | Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни. | Заочное путешествие | 1 |
11 | Как грибочки изучали дорожную азбуку. | Просмотр спектакля. | 1 |
Здоровье в твоих руках. Рубрики: «Правильный уход за зубами». Соблюдение режима дня. Царица Гигиена и её друзья. Глаза -главные помощники человека. Как развить свои физические способности. | Беседа | 4 | |
12 | Сильные, ловкие, смелые. | Час здоровья. | 1 |
13 | ПДД. Виды светофоров. | Практикум | 1 |
14 | «Зов джунглей» | Спортивно-развлекательная игра. | 1 |
15 | «Я.ты, он, она – вместе дружная семья!» | Веселые старты | 1 |
16 | Давайте поиграем!Игры народов мира. | КТД | 1 |
17 | «Мы можем многое» | Спортивный праздник | 1 |
4) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.
(Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Правила поведения в школе и в общественных местах» | Классный час | 1 |
2 | Беседа, посвященная 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. | Беседа | 1 |
3 | «Золотая осень» «Чудо природы». | Конкурс рисунков и поделок из природного материала. | 2 |
4 | «Содержи в порядке книжки и тетрадки!». | Акция | 1 |
5 | В гостях у Мойдодыра»» | Сюжетно-ролевая игра | 1 |
6 | «Город мастеров» | Выставка творческих работ. | 2 |
7 | Оформление тематических стендов. Не забыть нам этой даты… (по годам) Покорение космоса. Всемирное наследие. Чудеса северного края. | КТД. | 7 |
8 | «Говорящий портфель». | Акция. | |
9 | «Пятерка для мамы» | КТД | 1 |
10 | «Все профессии важны – все профессии нужны. | Беседа. | 1 |
11 | Знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | Устный журнал. | 2 |
12 | Самая лучшая тетрадь. | Выставка. | 1 |
13 | «Я мечтаю быть…» | Конкурс рисунков. | 1 |
14 | «Новогодний серпантин»: Мастерская Деда Мороза | КТД | 1 |
15 | «Помоги пернатому другу» | Акция (изготовление кормушек) | 1 |
16 | Труд облагораживает человека». | Беседа. | 1 |
17 | Самый чистый класс. | Трудовой десант. | 1 |
18 | «В гостях у Мойдодыра»» | Сюжетно-ролевая игра | 1 |
5) Эстетическое воспитание.
(Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Мой любимый город» | Конкурс рисунков. | 1 |
2 | Лабытнанги – город мой родной. | Видео-журнал | 1 |
3 | «Осенний вернисаж». | Конкурс рисунков | 1 |
4 | Выставка рисунков, посвященных ВОВ. | КТД | 1 |
5 | Удивительный мир старинных вещей. | Экскурсия | 2 |
6 | Выпуск альбома Суровые годы войны» | КТД (каждую четверть) | 4 |
7 | Музыкальный альбом «Песни войны» | КТД (каждую четверть) | 4 |
8 | «Незабываемые даты» | Викторина | 4 |
9 | Оформление книжной выставки: 1) «Что значит быть культурным человеком?»
| Книжная выставка | 2 |
10 | «Стихи- праздник для души» | Встречи с земляками. | 1 |
11 | «Колесо истории». Народные традиции коренных жителей. | Экскурсии в краеведческий музей. | 5 |
12 | Демонстрация видеороликов о культуре России | КТД | 3 |
13 | Самые известные музеи России. | Устный журнал | 1 |
14 | 300 лет с момента основания в Петербурге Кунсткамеры. | Видеожурнал | 1 |
15 | «Путешествие в мир прекрасного» | Интегрированный конкурс — игра | 1 |
16 | История Российских городов. | Видеоэкскурсии | 4 |
6. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | День Знаний. | Торжественная линейка. | 1 |
3 | Называем чудесами то, что делаем мы сами. | Экскурсии обучающихся в МОУ ЦДТ города Лабытнанги | 3 |
4 | «Поступки людей» | Беседа | 1 |
5 | Чтение серии книг «Дедушкины медали». | Уроки внеклассного чтения. | 2 |
6 | С уважением к старости. (Ко Дню пожилого человека) | Встречи с пожилыми людьми. | 2 |
7 | Мультфильм «Тимур и его команда». | Коллективный просмотр | 1 |
8 | «Учебная книга – наш друг!». | Практическое занятие по чтению | 1 |
9 | Решаем ситуативные задачи по теме «Идем в гости» | Устный журнал. | 1 |
10 | День Народного Единства. | Устный журнал, | 1 |
10 | Нет на свете лучше мамы! | Конкурс стихов ко Дню Матери. | 1 |
11 | «Мы все – разные» | Акция к международному дню инвалидов | 1 |
12 | «Милосердие и доброта». | Беседа | 1 |
13 | «Детские писатели о нравственности» | Беседа | 1 |
14 | «Школа вежливости» | Деловая игра | 1 |
15 | Новогодний утренник | Праздник | 1 |
16 | Мир, в котором я живу. | Конкурс чтецов | 1 |
17 | День защитника Отечества. | Рыцарский турнир. | 1 |
18 | У мамы руки - золотые! | Праздник | 1 |
День рождение школы! | Праздник | 1 | |
19 | Возьмёмся за руки, друзья! | КТД | 1 |
20 | Чтение детских произведений о ВОВ. | КТД (каждую четверть) | 4 |
(3-4 классы)
1.Гражданско-патриотическое воспитание.
(Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «День знаний» | единый всероссийский урок; | 1 |
2 | «Мы составляем наш автопортрет» | анкетирование | 1 |
3 | «Современная Россия – люди и государство» | Урок окружающего мира | 1 |
4 | «Славные и трудные страницы прошлого» | Урок окружающего мира | 1 |
5 | «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». | Урок окружающего мира | 1 |
6 | «Наследие предков в культуре и символах государства» | Классный час | 1 |
7 | «Сказки народов России и мира. Произведения о России, её природе, людях, истории», | Уроки литературного чтения | 1 |
8 | День Народного единства. «Что мы празднуем?» | практикум с презентацией | 1 |
9 | Мой Ямал! | окружной конкурс | 1 |
10 | «Что значит любовь к Родине?» | классный час | 1 |
11 | «Богатство культур народов России». | Школьный праздник | 1 |
12 | «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», | Классный час | 1 |
13 | «Кем из наших предков я горжусь?» | Классный час | 1 |
14 | «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», | беседа | 1 |
15 | Просмотр и обсуждение видеофрагментов. | обсуждение | 1 |
16 | «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» | беседа | 1 |
17 | «Символы государства» | классный час | 1 |
18 | «А ну-ка, мальчики» | праздничный вечер | 1 |
19 | «Жизнь замечательных людей» | встречи с ветераном ВОВ г.Лабытнанги Изучение боевого пути в рамках школьного клуба «Патриот» встреча с почетными жителями нашего города. Встреча с творческими личностями нашего города. | 3 |
20 | «Ради жизни на земле» | литературно-музыкальная композиция с презентацией; | 1 |
21 | «Шел солдат, преград не зная» | школьный конкурс патриотической песни | 1 |
22 | «День Победы» | школьный конкурс чтецов | |
23 | «Детский рисунок против войны | Коллективно-творческое дело | |
24 | «Дети войны» | Встречи с почетным жителем г. Лабытнанги, инвалидом детства | 1 |
25 | «Лабытнанги – адрес детства» | Городской праздник |
2) Экологическое воспитание.
(Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Как нам жить?» | круглый стол | 1 |
2 | «экологи и экономика» | единый урок окружающего мира | 1 |
3 | «Моя маленькая родина» | игровая программа | 1 |
4 | «Лес – легкие планеты» | внеклассное мероприятие | 1 |
5 | Посещение краеведческого музея | экскурсия | 2 |
6 | «Поделки из природного материала» | праздничная выставка -конкурс | 1 |
7 | «Планета заболела» | конкурс плакатов | 1 |
8 | сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: | беседа | 1 |
9 | выключение ненужного электроосвещения, | беседа | 1 |
10 | экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги | беседа | 1 |
11 | «Экологическая тропа» | заочное путешествие по заповедникам | 2 |
3. Воспитание здорового образа жизни.
(Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Здоровье – бесценное богатство». | анкетирование | 2 |
2 | «Устройство человеческого организма», «Опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе», | Уроки окружающего мира | 2 |
3 | Способы сбережения здоровья | беседа | 1 |
4 | «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением». | Классный час | 1 |
5 | «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» | беседа | 1 |
6 | «Пропаганда правил дорожного движения». | цикл бесед, викторин, конкурсов | 3 |
7 | «Лыжные старты» | Городские соревнования | 1 |
8 | «Папа, мама, я – спортивная семья» | спортивная игра | 1 |
9 | «Спасатель от слова спасать» | конкурс плакатов и презентаций | 1 |
10 | «День здоровья» | спортивный праздник | 1 |
11 | «Вредные и полезные привычки для здоровья человека» | классный час | 1 |
4.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.
(Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Слава рукам золотым!» | устный журнал | 1 |
2 | «Мои обязанности в семье» | беседа | 1 |
3 | «Вахта памяти» | шефская помощь ветерану ВОВ (посещение на дому; выполнение поручений) | 3 |
4 | «Книжкины именины» | десант в школьную библиотеку | 1 |
5 | «Как надо трудиться, чтобы успеха добиться!» | классный час | 1 |
6 | «Берегите нашу Землю». | субботник | 2 |
7 | «Хлеб- всему голова!» | классный час | 1 |
8 | «Город мастеров» | праздник-игра | |
9 | «Профессия – педиатр» | Экскурсия | 1 |
10 | Видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира; | Оленевод, животновод, | 2 |
5. Эстетическое воспитание.
(Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | «Минута славы» | конкурс | 1 |
2 | «Городецкая роспись» | классный час с презентацией | 1 |
3 | «Красота вокруг нас!» | игра | 1 |
4 | «Красота в привычном» | беседа | 1 |
5 | «К нам приехал цирк» | Посещение цирковых представлений | 2 |
6 | Знакомству с красотой памятников культуры и природы. | экскурсии | 1 |
7 | «Красота в жизни людей» | Классный час | 1 |
8 | «Что такое некрасивый поступок?» | беседа | 1 |
9 | «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием». | беседа | 1 |
10 | «Волк и семеро козлят на новый лад» | музыкальная сказка | 1 |
11 | «Люблю, тебя, седой Ямал!» | поэтическая гостиная | 1 |
12 | «Красота родного языка»; | классный час | 1 |
13 | «Как сказать правильно?» | Урок русского языка | |
14 | «Мы ищем Золушку» | конкурсная программа | 1 |
15 | «Широкая масленица» | народный праздник | 1 |
16 | «Наши таланты!» | родительское собрание | 1 |
6. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | День Знаний. | Торжественная линейка. | 1 |
3 | Природа творит чудеса | Экскурсии обучающихся в МОУ ЦДТ города Лабытнанги | 3 |
4 | «Что такое хорошо, и что такое плохо» | Беседа | 1 |
5 | Чтение и обсуждение произведений Л.Воронковой. | Уроки внеклассного чтения. | 2 |
6 | Кто живет рядом стобой? (Ко Дню пожилого человека) | Встречи с пожилыми людьми. | 2 |
7 | Мультфильм «Небесная история». | Коллективный просмотр | 1 |
8 | «Учебная книга – наш друг!». | Практическое занятие по чтению | 1 |
9 | Решаем ситуативные задачи по теме «В театре» | Устный журнал. | 1 |
10 | День Народного Единства. | Устный журнал, | 1 |
10 | Праздник бабушек и мам. | Классный праздник | 1 |
11 | «Мы с вами» | Акция к международный дню инвалидов | 1 |
12 | «Как вести себя». | Игры-упражнения | 1 |
13 | «Хороший поступок» | КТД | 1 |
14 | «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к другим» | Деловая игра | 1 |
15 | Новогодний утренник | Праздник | 1 |
16 | Мир, в котором я живу. | Конкурс рисунков. | 1 |
17 | День защитника Отечества. | Рыцарский турнир. | 1 |
18 | День рождение школы! | Праздник | 1 |
12. Литература
1. Азбука нравственного воспитания [Текст] \Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975;
2. Ценности и воспитание [Текст]. \ Артюхова И. С. - Педагогика, 1999, №4.;
3. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст]\ Асеев В. Г. – М.: 1976;
4. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст]\ Под ред. И. А Каирова , О. С . Богдановой . – М.: Педагогика, 1979;
5. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст]\: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
6. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.
7. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «ИСТОК»
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание и...
Рабочая программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования «Исток»
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучен...
- Мне нравится (1)