Беседа "Птичьему пенью внимаем с волнением"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Борисова Ольга Алексеевна

Ознакомление детей с птицами Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptichemu_penyu_vnimaem_s_volnenem.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

  ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы –интерната VIII вида                      ст. Родниковской,  Краснодарского края

Беседа

« Птичьему пенью внимаем с волненьем»

                                                 

                                                     Воспитатель:  Борисова Ольга Алексеевна

                                                                                                               2013 год

 

Цель : различать и классифицировать птиц по группам.

Задачи:

  • расширять знания детей о зимующих и перелетных птиц  Краснодарского края (название, внешний вид, повадки);
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • продолжать знакомить с устным народным творчеством;   
  • развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать познавательную активность и любознательность;  
  • развивать эмоциональную среду ребенка;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе.

Оборудование:  презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем», запись голосов птиц, предметные картинки с изображением птиц, шапочки «скворцов» и «воробья», индивидуальные карточки для игры "Каждой птице – свой корм", фломастеры.

Словарная работа: зимующие , перелетные птицы; внимаем, суконце.

Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе; чтение произведений , разгадывание загадок, кроссвордов о птицах; рисование и лепка птиц; слушание в звукозаписи пения птиц.

I. Организационный  момент.

- Ребята, сегодня вас ждет увлекательное занятие.

Будет сто вопросов – сто ответов.

Отвечать по одному и научитесь всему!

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Все сидят за партой ровно

И ведут себя достойно.

Если  друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу

Подними спокойно руку.

- Ребята, у вас хорошее настроение и все вы примите активное участие в занятии.

II. Сообщение темы.

Звучит пение птиц в лесу (слайд 2)

- Славно идем под звенящим дождем –

Льются к нам с неба певучие струи.

Мы вас давно с нетерпением ждем –

Лейтесь ручьями на землю родную! ...

Славно идем под весенним дождем,

Птичьему пенью внимаем с волненьем.

Мы о весне вместе с вами поем,

Песней встречаем весны наступленье.

                  А. Барто    «Славно идем»   ( слайд 3)

- Ребята, догадайтесь, о ком мы будем сегодня говорить?

Мы будем говорить о наших пернатых друзьях.

- Тема нашего занятия «Птичьему пенью внимаем с волненьем». ( слайд 4)

  Все птицы, без исключения, прекрасны. Такие разные и неповторимые, они собою украшают окружающий мир, создают человеку радостное настроение.

( слайд 5)

III. Постановка цели.

- Ребята, продолжим знакомство с разнообразием птиц, местом их обитания, внешним видом, повадками.

IV.  Беседа.

 - Люди с давних пор относились к птицам с любовью и заботой: обустраивали гнездовья, подкармливали птиц зимой, устраивали в их честь праздники.

В 1926 году по инициативе любителей природы в России появился праздник День Птиц.

- Ребята, в каком  месяце отмечают День Птиц? ( 1 апреля )

 А 7 апреля православный народ отмечал Благовещенье. В этот день по обычаю девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю, приговаривая:

Синички- сестрички, голуби - голубочки,

Краснозобые  снегирюшки, щеглята – молодцы,

Воры – воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

- А дети  в этот день бежали  на заре на горку, зажав в руке, испеченного  жаворонка, и кричали:

- Кулики – жаворонки,

Летите из-за моря,

Несите здоровья,

Первое коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье. ( слайд 6 )

- А сейчас, ребята, поговорим о  птицах, которые обитают в Краснодарском крае.

На какие  две основные группы делятся птицы? ( зимующие и перелетные)

Зимующие  птицы. ( слайд 7 )

 - Каких птиц называют зимующими?

( Зимующими  птиц называют потому, что они постоянно живут рядом  с нами, находят себе корм и не боятся морозов.)

 ( слайд 8)

Озорной  мальчишка

 В  сером  армячишке

 По  двору  шныряет,

Крохи  собирает. ( воробей)

( слайд 9)

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам  и

истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит

об этом: «Вора  бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает

 их посевы.

( слайд 10)

Воробей  — постоянный сожитель человека. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, иногда в дуплах деревьев.

( слайд 11)

Смелые, дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Заметив хищную птицу, воробьи мгновенно сбиваются  в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястреб улетает прочь. Если какому –нибудь  воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих братьев.

( слайд 12)

Спинка зеленовата,

животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

да ещё полоска шарфика. ( синица )

( слайд 13 )

Обитает в лесах и парках., часто поселяется рядом с человеком. Гнездо устраивает в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок, хищных птиц и в других закрытых мест. Летом предусмотрительные синицы прячут про  запас в щелки коры деревьев  жучков, паучков и мошек. Наступят холода, синица найдет припасенного летом  жучка  и склюет его. В садах они клюют спелые яблоки, лакомятся ягодами

 ( слайд 14)

Не дровосек, не плотник,

 А первый в лесу работник. ( дятел )

( слайд 15 )

Дятел - одна из самых полезных птиц для наших лесов, не улетает на зимовку и круглый год уничтожает вредителей, приспосабливается к любым зонам и

местам обитания при наличии деревьев: от лесов до небольших парков и

садиков. Питается насекомыми, которых с помощью клюва добывает из под коры стволов деревьев. Клюв длинный, прямой и конусообразный.

( слайд 16)

В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.

Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья. Выполняет очень нужную и важную роль в сохранении леса, долбит деревья которые больны, что может послужить сигналом для рубки.

( слайд 17)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. ( голубь )

( слайд 18)

В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Питается семенами растений, зерновыми культурами.

( слайд 19)

Непоседа  пестрая,

Птица  длиннохвостая,

Птица  говорливая,

Самая  болтливая. ( сорока )

( слайд 20)

Много прозвищ у сороки:сорока-белобока, сорока -стрекотуха, сорока – воровка.

Сороки любят строить гнезда по  берегам лесных рек и вблизи человеческого жилья. Гнезда строят из сухих веток. Питается сорока насекомыми, мелкими

грызунами, ягодами и зернами.В неволе легко, приручается и может подражать человеческой речи. Отличается страстью таскать блестящие предметы.

( слайд 21)

Всю ночь летает —

 мышей добывает.

 А станет светло —

 спать летит в дупло.  ( сова )

( слайд 22 )

Птицы средней и крупной величины, ведущие ночной образ жизни. Кормятся схватываемой на земле добычей. Могут селиться в садах и парках. Питаются грызунами, птицами, червями. Гнездятся в дуплах или старых гнездах.

( слайд 23)

- Послушайте стихотворение  А. Яшина «Покормите птиц зимой». (читает ребенок)

Покормите птиц зимой!   
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Физминутка.

Ну-ка, птички, полетели, полетели и  присели,

Поклевали зернышки, по  играли в полюшке.

Водички попили, перышки помыли,

В стороны посмотрели, прочь улетели.

Перелетные птицы. ( слайд 24) 

- Каких птиц называют перелетными? ( Птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетные.)

( слайд 25)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.  ( скворец )

( слайд 26)

Скворцы жизнерадостные птицы. Они прилетают с первыми признаками весны и радуют звонкими песнями, подражая голосам других пернатых. За лето выводят два поколения птенцов. Питаются скворцы мошками, червяками, личинками. К осени собираются в стаи и улетают в жаркую Африку.

( слайд 27)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное   суконце,

Снизу – белое  полотенце.  ( ласточка )

( слайд 28)

Ласточки отличаются изящными формами, и характерным их признаком является раздвоенный хвост. Питаются ласточки исключительно летающими насекомыми. Лепят гнезда из земли и глины, смачивая ее слюной. Гнезда обычно прилепляются к нижней части кровли крыш. Их врагами являются воробьи, которые часто захватывают ласточкины гнезда, выбрасывая оттуда вылупившихся птенцов. Осенью ласточки собираются в стаи и улетают в теплые края.

( слайд 29)

Нам часто слышится в леску

Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!

Какая пёстренькая птичка

В чужом гнезде снесла яичко?  ( кукушка )

( слайд 30)

  Излюбленным местом обитания птицы в крае остаются парки, леса, в особенности опушки и поляны вдоль вырубок, кустарники, прибрежные заросли. Питается кукушка различными насекомыми, уничтожает много волосатых гусениц, которых обычно не поедают другие птицы. Характерная особенность кукушкиного поведения: самка подбрасывает яйца в чужие гнезда. Интересно и то, что окраска яиц кукушки зависит от того, в чье гнездо подкладывает их самка. Зимовать улетает в Южную Африку.

( слайд 31)

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - ... .  ( трясогузка )

( слайд 32)

Трясогузка очень подвижная птичка, целый день она бегает и при этом все время трясет хвостом, за что и получила свое название. Летает трясогуска быстро, но высоко не поднимается. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров. Гнездо вьет из соломинок и веточек, устилает его пухом. В конце лета трясогузки улетают стайками в Африку.

( слайд 33) Перелет птиц

- Чтобы улететь в теплые края, перелетные птицы собираются в стаи.  Они совершают свой перелет в виде клина ( журавли), стаи (скворцы, дрозды), цепочкой (гуси, утки ).

Физминутка.  Игра «Зимующие и перелетные птицы».

Правила игры: Воспитатель называет птиц. Если птица перелетная – дети машут руками, если зимующая – топают ногами. ( кукушка, дятел, синица, скворец,

сорока, трясогуска, сова, воробей, ласточка)

V. Сценка « Чей домик?»  ( слайд 34)

 Ведущий:

 Птицы долго зимовали

В чужедальней стороне.

Но по родине скучали

И мечтали о весне…

Наконец весна пришла

И в дорогу позвала.

Скворец 1:

Птицы, нам домой пора,

Завтра полетим с утра!

Мы вернемся в дом родной,

Где родились мы с тобой.

Будет труден перелет,

Приготовились - в полет!

Ведущий:

Вот родимые места,

Сердце бьется у скворца –

Здесь и небо голубей,

Здесь и солнышко светлей.

 Скворец 2:

Здравствуй, наш родимый край!

Ты пернатых принимай

Солнцем, теплым ветерком,

Травкой , вкусным червячком!

Ведущий:

Вот вернулись птицы к нам

И  - скорее по домам.

Но тут скворец  увидел воробья,

Стал  гнать его из своего жилья.

Скворец 1:

Убирайся вон, задира.

Ведущий:

Просвистел ему скворец.

Воробей :

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей,

Для семьи гнездо готовлю,

И не тронусь, хоть убей!

Ведущий:

Прочирикал воробей.

Скворец 1:

Не упрямься! Мне  в наследство,

Этот дом достался с детства.

Вылетай. Мой клюв остер,

А  не то…

Ведущий:

Но тут во двор,

 Со  скоречней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал,

И приветливо сказал.

Миша :

Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Ведущий:

Только Миша слез долой,

Воробьишко удалой,

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

 VI. Игра « Каждой птице свой корм». ( слайд 35)

Работа с индивидуальной карточкой.

Задание : найти парные картинки, соединив их стрелкой.

VII. Викторина « Удивительные птицы»     ( слайд 36)

  1. Чем отличаются птицы от других животных? ( перьями )  ( слайд 37)
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? ( кукушка )  ( слайд 38)
  3. Какие птицы никогда не садятся ни на землю, ни на ветки? ( стрижи)  

( слайд 39)

  1. Какие птицы не летают? ( страус, киви, пингвин )  ( слайд 40)
  2. Какие птицы прилетают к нам первыми?  ( грач )  ( слайд 41)
  3. Какая птица подражает голосам многих птиц? ( скворец )  ( слайд 42)
  4. Какая птица быстрее всех летает? ( стриж, ласточка )  ( слайд 43)
  5. Какая птица самая большая в мире?  ( страус ) ( слайд 44)
  6. Какая птица самая  маленькая в мире?  ( колибри ) ( слайд 45)
  7.   Какая птица выводит птенцов зимой?  ( клест ) ( слайд 46)
  8.  Какая птица выше всех летает? ( орел ) ( слайд 47)
  9.  Какие птицы высиживают яйца на лапах?  ( пингвин ) ( слайд 48)
  10.  Какая птица является символом мира?  ( голубь ) ( слайд 49)

VIII. Игра « Угадай птицу по голосу». ( слайд 50)

IX. Игра « Птицы – предсказатели погоды».      ( слайд 51)

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, а дети называют какое поведение птицы предсказывает то или иное изменение в погоде.

  1. Ласточки летают низко над землей – к дождю.
  2. Голуби ведут себя спокойно, воркуют – к хорошей погоде.
  3. Голуби  прячутся в укрытия – к дождю.
  4. Далеко слышен барабанный бой дятла – к дождю.
  5. Сова кричит - на холод.
  6. Сороки сидят на верхушках деревьев – к морозу.

X.  Кроссворд  « Что  это за птицы?»  ( слайд 52)

XI.  Стихотворение « Берегите птиц».  ( слайд 53)

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!  

                            Муса Джангазиев

XII. Итог.

  - Ребята, о ком мы говорили на занятии?

  - На какие группы делятся птицы?

  - Какую пользу приносят птицы?

  - Как мы можем помочь птицам?

Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, интересное. А главное то, что птицы – наши младшие братья, и мы , как старшие должны заботиться и охранять их.

    Сюрпризный момент: воспитатель раздает детям книжки – раскраски «Птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ

Внеклассное мероприятие,посвященное узникам концентрационных лагерей....

"А мамины глаза всегда следят с волнением за нами..."

Родительское собрание-праздник. Проводится ко Дню Матери....

Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.

В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических воз...

«А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами». Праздник в начальной школе.

В последнее воскресенье ноября мы празднуем замечательный праздник – День Матери. В России отмечать этот праздник стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что День Матери – праздни...

Волнение.Что происходит с организмом?

Волнение и другие эмоции, портящие нам жизнь.СтрахБеспокойствоТревогаУжасПаникаИспугВолнениеНастороженностьБоязньОпасениеТрепет...

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...

Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)

Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоле...