Беседа "Птичьему пенью внимаем с волнением"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Ознакомление детей с птицами Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichemu_penyu_vnimaem_s_volnenem.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы –интерната VIII вида ст. Родниковской, Краснодарского края
Беседа
« Птичьему пенью внимаем с волненьем»
Воспитатель: Борисова Ольга Алексеевна
2013 год
Цель : различать и классифицировать птиц по группам.
Задачи:
- расширять знания детей о зимующих и перелетных птиц Краснодарского края (название, внешний вид, повадки);
- обогащать и активизировать словарь детей;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством;
- развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать познавательную активность и любознательность;
- развивать эмоциональную среду ребенка;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе.
Оборудование: презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем», запись голосов птиц, предметные картинки с изображением птиц, шапочки «скворцов» и «воробья», индивидуальные карточки для игры "Каждой птице – свой корм", фломастеры.
Словарная работа: зимующие , перелетные птицы; внимаем, суконце.
Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе; чтение произведений , разгадывание загадок, кроссвордов о птицах; рисование и лепка птиц; слушание в звукозаписи пения птиц.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня вас ждет увлекательное занятие.
Будет сто вопросов – сто ответов.
Отвечать по одному и научитесь всему!
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Все сидят за партой ровно
И ведут себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу
Подними спокойно руку.
- Ребята, у вас хорошее настроение и все вы примите активное участие в занятии.
II. Сообщение темы.
Звучит пение птиц в лесу (слайд 2)
- Славно идем под звенящим дождем –
Льются к нам с неба певучие струи.
Мы вас давно с нетерпением ждем –
Лейтесь ручьями на землю родную! ...
Славно идем под весенним дождем,
Птичьему пенью внимаем с волненьем.
Мы о весне вместе с вами поем,
Песней встречаем весны наступленье.
А. Барто «Славно идем» ( слайд 3)
- Ребята, догадайтесь, о ком мы будем сегодня говорить?
Мы будем говорить о наших пернатых друзьях.
- Тема нашего занятия «Птичьему пенью внимаем с волненьем». ( слайд 4)
Все птицы, без исключения, прекрасны. Такие разные и неповторимые, они собою украшают окружающий мир, создают человеку радостное настроение.
( слайд 5)
III. Постановка цели.
- Ребята, продолжим знакомство с разнообразием птиц, местом их обитания, внешним видом, повадками.
IV. Беседа.
- Люди с давних пор относились к птицам с любовью и заботой: обустраивали гнездовья, подкармливали птиц зимой, устраивали в их честь праздники.
В 1926 году по инициативе любителей природы в России появился праздник День Птиц.
- Ребята, в каком месяце отмечают День Птиц? ( 1 апреля )
А 7 апреля православный народ отмечал Благовещенье. В этот день по обычаю девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю, приговаривая:
Синички- сестрички, голуби - голубочки,
Краснозобые снегирюшки, щеглята – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
- А дети в этот день бежали на заре на горку, зажав в руке, испеченного жаворонка, и кричали:
- Кулики – жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите здоровья,
Первое коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье. ( слайд 6 )
- А сейчас, ребята, поговорим о птицах, которые обитают в Краснодарском крае.
На какие две основные группы делятся птицы? ( зимующие и перелетные)
Зимующие птицы. ( слайд 7 )
- Каких птиц называют зимующими?
( Зимующими птиц называют потому, что они постоянно живут рядом с нами, находят себе корм и не боятся морозов.)
( слайд 8)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. ( воробей)
( слайд 9)
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и
истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит
об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает
их посевы.
( слайд 10)
Воробей — постоянный сожитель человека. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, иногда в дуплах деревьев.
( слайд 11)
Смелые, дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Заметив хищную птицу, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястреб улетает прочь. Если какому –нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих братьев.
( слайд 12)
Спинка зеленовата,
животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка,
да ещё полоска шарфика. ( синица )
( слайд 13 )
Обитает в лесах и парках., часто поселяется рядом с человеком. Гнездо устраивает в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок, хищных птиц и в других закрытых мест. Летом предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры деревьев жучков, паучков и мошек. Наступят холода, синица найдет припасенного летом жучка и склюет его. В садах они клюют спелые яблоки, лакомятся ягодами
( слайд 14)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. ( дятел )
( слайд 15 )
Дятел - одна из самых полезных птиц для наших лесов, не улетает на зимовку и круглый год уничтожает вредителей, приспосабливается к любым зонам и
местам обитания при наличии деревьев: от лесов до небольших парков и
садиков. Питается насекомыми, которых с помощью клюва добывает из под коры стволов деревьев. Клюв длинный, прямой и конусообразный.
( слайд 16)
В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.
Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья. Выполняет очень нужную и важную роль в сохранении леса, долбит деревья которые больны, что может послужить сигналом для рубки.
( слайд 17)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. ( голубь )
( слайд 18)
В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Питается семенами растений, зерновыми культурами.
( слайд 19)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. ( сорока )
( слайд 20)
Много прозвищ у сороки:сорока-белобока, сорока -стрекотуха, сорока – воровка.
Сороки любят строить гнезда по берегам лесных рек и вблизи человеческого жилья. Гнезда строят из сухих веток. Питается сорока насекомыми, мелкими
грызунами, ягодами и зернами.В неволе легко, приручается и может подражать человеческой речи. Отличается страстью таскать блестящие предметы.
( слайд 21)
Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло. ( сова )
( слайд 22 )
Птицы средней и крупной величины, ведущие ночной образ жизни. Кормятся схватываемой на земле добычей. Могут селиться в садах и парках. Питаются грызунами, птицами, червями. Гнездятся в дуплах или старых гнездах.
( слайд 23)
- Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». (читает ребенок)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Физминутка.
Ну-ка, птички, полетели, полетели и присели,
Поклевали зернышки, по играли в полюшке.
Водички попили, перышки помыли,
В стороны посмотрели, прочь улетели.
Перелетные птицы. ( слайд 24)
- Каких птиц называют перелетными? ( Птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетные.)
( слайд 25)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. ( скворец )
( слайд 26)
Скворцы жизнерадостные птицы. Они прилетают с первыми признаками весны и радуют звонкими песнями, подражая голосам других пернатых. За лето выводят два поколения птенцов. Питаются скворцы мошками, червяками, личинками. К осени собираются в стаи и улетают в жаркую Африку.
( слайд 27)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце. ( ласточка )
( слайд 28)
Ласточки отличаются изящными формами, и характерным их признаком является раздвоенный хвост. Питаются ласточки исключительно летающими насекомыми. Лепят гнезда из земли и глины, смачивая ее слюной. Гнезда обычно прилепляются к нижней части кровли крыш. Их врагами являются воробьи, которые часто захватывают ласточкины гнезда, выбрасывая оттуда вылупившихся птенцов. Осенью ласточки собираются в стаи и улетают в теплые края.
( слайд 29)
Нам часто слышится в леску
Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? ( кукушка )
( слайд 30)
Излюбленным местом обитания птицы в крае остаются парки, леса, в особенности опушки и поляны вдоль вырубок, кустарники, прибрежные заросли. Питается кукушка различными насекомыми, уничтожает много волосатых гусениц, которых обычно не поедают другие птицы. Характерная особенность кукушкиного поведения: самка подбрасывает яйца в чужие гнезда. Интересно и то, что окраска яиц кукушки зависит от того, в чье гнездо подкладывает их самка. Зимовать улетает в Южную Африку.
( слайд 31)
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - ... . ( трясогузка )
( слайд 32)
Трясогузка очень подвижная птичка, целый день она бегает и при этом все время трясет хвостом, за что и получила свое название. Летает трясогуска быстро, но высоко не поднимается. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров. Гнездо вьет из соломинок и веточек, устилает его пухом. В конце лета трясогузки улетают стайками в Африку.
( слайд 33) Перелет птиц
- Чтобы улететь в теплые края, перелетные птицы собираются в стаи. Они совершают свой перелет в виде клина ( журавли), стаи (скворцы, дрозды), цепочкой (гуси, утки ).
Физминутка. Игра «Зимующие и перелетные птицы».
Правила игры: Воспитатель называет птиц. Если птица перелетная – дети машут руками, если зимующая – топают ногами. ( кукушка, дятел, синица, скворец,
сорока, трясогуска, сова, воробей, ласточка)
V. Сценка « Чей домик?» ( слайд 34)
Ведущий:
Птицы долго зимовали
В чужедальней стороне.
Но по родине скучали
И мечтали о весне…
Наконец весна пришла
И в дорогу позвала.
Скворец 1:
Птицы, нам домой пора,
Завтра полетим с утра!
Мы вернемся в дом родной,
Где родились мы с тобой.
Будет труден перелет,
Приготовились - в полет!
Ведущий:
Вот родимые места,
Сердце бьется у скворца –
Здесь и небо голубей,
Здесь и солнышко светлей.
Скворец 2:
Здравствуй, наш родимый край!
Ты пернатых принимай
Солнцем, теплым ветерком,
Травкой , вкусным червячком!
Ведущий:
Вот вернулись птицы к нам
И - скорее по домам.
Но тут скворец увидел воробья,
Стал гнать его из своего жилья.
Скворец 1:
Убирайся вон, задира.
Ведущий:
Просвистел ему скворец.
Воробей :
Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей,
Для семьи гнездо готовлю,
И не тронусь, хоть убей!
Ведущий:
Прочирикал воробей.
Скворец 1:
Не упрямься! Мне в наследство,
Этот дом достался с детства.
Вылетай. Мой клюв остер,
А не то…
Ведущий:
Но тут во двор,
Со скоречней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал,
И приветливо сказал.
Миша :
Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Ведущий:
Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой,
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
VI. Игра « Каждой птице свой корм». ( слайд 35)
Работа с индивидуальной карточкой.
Задание : найти парные картинки, соединив их стрелкой.
VII. Викторина « Удивительные птицы» ( слайд 36)
- Чем отличаются птицы от других животных? ( перьями ) ( слайд 37)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? ( кукушка ) ( слайд 38)
- Какие птицы никогда не садятся ни на землю, ни на ветки? ( стрижи)
( слайд 39)
- Какие птицы не летают? ( страус, киви, пингвин ) ( слайд 40)
- Какие птицы прилетают к нам первыми? ( грач ) ( слайд 41)
- Какая птица подражает голосам многих птиц? ( скворец ) ( слайд 42)
- Какая птица быстрее всех летает? ( стриж, ласточка ) ( слайд 43)
- Какая птица самая большая в мире? ( страус ) ( слайд 44)
- Какая птица самая маленькая в мире? ( колибри ) ( слайд 45)
- Какая птица выводит птенцов зимой? ( клест ) ( слайд 46)
- Какая птица выше всех летает? ( орел ) ( слайд 47)
- Какие птицы высиживают яйца на лапах? ( пингвин ) ( слайд 48)
- Какая птица является символом мира? ( голубь ) ( слайд 49)
VIII. Игра « Угадай птицу по голосу». ( слайд 50)
IX. Игра « Птицы – предсказатели погоды». ( слайд 51)
Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, а дети называют какое поведение птицы предсказывает то или иное изменение в погоде.
- Ласточки летают низко над землей – к дождю.
- Голуби ведут себя спокойно, воркуют – к хорошей погоде.
- Голуби прячутся в укрытия – к дождю.
- Далеко слышен барабанный бой дятла – к дождю.
- Сова кричит - на холод.
- Сороки сидят на верхушках деревьев – к морозу.
X. Кроссворд « Что это за птицы?» ( слайд 52)
XI. Стихотворение « Берегите птиц». ( слайд 53)
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Муса Джангазиев
XII. Итог.
- Ребята, о ком мы говорили на занятии?
- На какие группы делятся птицы?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как мы можем помочь птицам?
Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, интересное. А главное то, что птицы – наши младшие братья, и мы , как старшие должны заботиться и охранять их.
Сюрпризный момент: воспитатель раздает детям книжки – раскраски «Птицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ
Внеклассное мероприятие,посвященное узникам концентрационных лагерей....
"А мамины глаза всегда следят с волнением за нами..."
Родительское собрание-праздник. Проводится ко Дню Матери....
Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.
В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических воз...
«А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами». Праздник в начальной школе.
В последнее воскресенье ноября мы празднуем замечательный праздник – День Матери. В России отмечать этот праздник стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что День Матери – праздни...
Волнение.Что происходит с организмом?
Волнение и другие эмоции, портящие нам жизнь.СтрахБеспокойствоТревогаУжасПаникаИспугВолнениеНастороженностьБоязньОпасениеТрепет...
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...
Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)
Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоле...