Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)
статья

Мансурова Татьяна Владимировна

Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоления сценического волнения, а так же личные наблюдения педагога.  Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenicheskoe_volnenie-_puti_preodoleniya.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мансурова Татьяна Владимировна

 педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Проблема сценического волнения у детей перед концертным выступлением

Выступление на сцене перед зрителями достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею выступить достойно? Нередко мне приходится сталкиваться, в связи со спецификой своей деятельности, с проблемой сценического волнения – одной, из наиболее актуальных, жизненно важных для вокалистов-исполнителей. Причём желание участвовать в концерте всегда является добровольным и чаще всего воспринимается с радостью, но ближе к моменту выступления появляется волнение, страх и тревожность.

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. Но на самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные исполнители испытывают волнение, когда выходят выступать перед незнакомой аудиторией. Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями - одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах).

Необходимо заметить, что уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что происходит с выступающим до начала выхода на сцену, от его способа реагирования на сценическую ситуацию. Многие наши учащиеся нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении вокального произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений, коррекции или замены такого поведения на сцене, более подходящим,  и сберегающими нервную систему учащегося. Ведь очень хотелось бы, чтобы вокальное искусство, прежде всего, приносило бы радость и удовольствие от полученного результата. И задача педагога состоит не только в том, чтобы научить ребёнка вокальным премудростям, но и уметь справляться со своим волнением. Поэтому для меня данная тема является актуальной и важной.

 Проблему проявления сценического волнения перед выступлением я изучаю на примере детей, посещающих наш коллектив и стараюсь найти столь необходимые способы смягчения проявления волнения.

Задачи, которые я ставлю перед собой при изучении данной проблемы:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

2. Исследовать особенности проявления волнения у детей перед выходом на сцену.

3. Изучить способы выхода из состояния повышенного волнения и использовать на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях.

Так как моя деятельность, как руководителя детского эстрадно-вокального ансамбля  тесно связана с всевозможными выступлениями различного уровня, то мне приходится часто сталкиваться с проблемой сценического волнения у детей. Проявление волнения присутствует в той или иной степени у многих выступающих, только степень её проявления у всех разная. Моя задача, как педагога, определить степень волнения выступающих, и помочь им справиться с ним, или просто уменьшить её проявление.  

Занятия в детском эстрадно-вокальном ансамбле подразумевает собой знакомство с вокальным искусством, овладение им в меру таланта учащегося и участие в концертах, выступлениях и всевозможных конкурсах. Поэтому вся работа, которая велась учащимся над вокальным произведением, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности вокального номера, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Работа по формированию у учащихся сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с самого начала занятия ребёнка в вокальном ансамбле, параллельно с освоением музыкальной грамоты. Существует точка зрения, что воспитанник, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением, либо с другим публичным выступлением.

Чтобы глубже вникнуть и разобраться с этой проблемой, необходимо понять, что такое волнение. В психологии понятие «волнение» ассоциируется со стрессом, тревожным состоянием, нервным возбуждением. Волнение является разновидностью тревоги. Так взрослые волнуются за детей, если они долго гуляют, ученики волнуются отвечать у доски и т.д. Получается волнение, эмоции, реакции, чувства будут нашими спутниками всю жизнь. Невозможно спрятаться, убежать. Значит, нужно научиться управлять волнением.

Нередко чрезмерное волнение педагога или родителя может передаваться ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.  Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого выхода на сцену, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего, утверждая, что у них ничего не получится. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, безголосые, неуклюжие, что у них самый плохой голос. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

В такой момент для таких детей характерны и соматические проблемы: спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, влажные руки  и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Причиной чрезмерного волнения на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В.А. Пинчук показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции — потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности — с другой.

Любой человек испытывал тревожность, а иногда даже страх при необходимости выступать на праздничном концерте или тем более вокальном конкурсе. В зависимости от важности мероприятия, от аудитории, перед которой предстоит выступать, волнение может проявляться в разной степени. В такие моменты чувство тревожности у моих учащихся проявляется по-разному: учащается пульс, увлажняются или появляется дрожь в руках, у некоторых в голосе, а иногда даже лицо или шея покрываются красными пятнами. Как же преодолеть страх перед выступлением и справиться с волнением?

В нашем Детском эстрадно-вокальном ансамбле есть несколько ребят солистов, которым приходится выступать по одному на сцене и каждый из них ближе к выступлению испытывает тот или иной уровень тревожности и волнения. Все эти признаки у выступающих проявляются по-разному. Рассмотрим степень сценического волнения у нескольких солистов нашего коллектива:

Солист 1: перед выходом на сцену один-два раза может сообщить о своём волнении, какое-то время может быть сосредоточена на повторении текста песни, а затем осваивается за кулисами и как ни в чём небывало продолжает общаться с подружками. На сцене от волнения не остаётся и следа.

Солист 2: перед выступлением ведёт себя более сдержанно, лишь изредка напоминая о своём волнении. Во время выступления полностью погружается в образ исполняемого вокального номера.

Солист 3:  очень зажата перед выступлением. Обычно с улыбкой сообщает о своём волнении, при этом говорит, что у неё не получится.  Стоит обычно в сторонке от своих напарников и старается внимательно следить за другими выступающими из-за кулис. Во время выступления чувствуется её волнение, что обычно сказывается на исполнении.

Солист 4: старается не отходить от меня и часто напоминать мне о том, что  страшно выходить на сцену и порой говорит о том, что ей не стоит сегодня выступать. Но с каждым выступлением она всё увереннее держится на сцене. Возможно, она научится справляться со своим волнением самостоятельно.

Солист 5: всё время говорит о своём желании выступать, при этом испытывает волнение на часто проводимых репетициях, при своих товарищах. Свободнее работает, когда никого нет.

С целью выявления степени волнения и тревожности ребенка я предложила учащимся ответить на ряд вопросов, использовав при этом опросник  (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности и волнения:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко отсутствует аппетит перед выступлением.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Замкнут и молчалив перед выходом на сцену.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Затем необходимо суммировать количество "плюсов", чтобы получить общий балл волнения и тревожности.

Высокая тревожность и волнение - 15-20 баллов.

Средняя - 7-14 баллов.

Низкая - 1-6 баллов.

В тестировании принимали участие 5 человек нашего вокального ансамбля. Так с помощью теста мне удалось выяснить степень тревожности учащихся. Результаты представлены в таблице:

Имя тестируемого

Количество плюсов

Степень тревожности

1.

Солист 1

8

средняя

2.

Солист 2

1

низкая

3.

Солист 3

4

низкая

4.

Солист 4

7

средняя

5.

Солист 5

4

низкая

Из приведённых в таблице результатов видно, что два человека имеют среднюю степень тревожности и три – низкую. Кто имеет низкую степень тревожности, они вполне могут сами справляться со своим волнением при необходимости. Чего не скажешь о других учащихся. Результаты тестов совпали с моими наблюдениями в том, кто из учащихся нуждается в повышенной психологической подготовке.

Внимательно изучив данную проблему, я подобрала ряд рекомендаций, которые помогут мне в моей работе, в психологической подготовке солиста к выступлению и снятия сценического волнения.

Основные положения преодоления  волнения  перед выходом на сцену:

1. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, необходимо научиться постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика.

2. Подготовка к выступлению. Лучший способ уменьшить страх перед  выступлением - подготовиться к нему. Для успешного выступления  необходимо хорошо знать текст песни и все вокальные ходы.

Необходимы частые репетиции,  продумав образ исполнения, движения, выражение лица и т. д. Чем сильнее выступающий уверен в своих знаниях, тем меньше будете беспокоиться о том, что скажут, что-то не то и в итоге окажется в нелепом положении.

3. Отказаться от мысли, что вы всегда должны быть совершенны. Порой учащийся боится выступать, из-за страха сделать ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные исполнители. Можно поразмыслить над вопросом: "Что случится самое худшее, если я ошибусь?" Ошибка не приведет к смертному приговору. Помните: всем понравиться всё равно не удастся. Около 5% аудитории всё равно останутся недовольными.

4. Внешний вид. Необходимость выглядеть во время выступления хорошо. Превратить каждое выступление в праздник. Сценический костюм должен быть безупречен. Постараться понравиться самому себе.

Методы преодоления тревожности непосредственно перед выступлением:

1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.

2. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат.

3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.

5. Помогают справиться с тревожностью предварительная вокальная распевка перед выступлением, а также дыхательные и артикуляционные упражнения.

6. Необходимо ребёнка настроить на успешное выступление. Объяснить, что на сцену выходит не Солист, а Пеппи – длинный чулок или Золушка. Выступление в другом образе придаёт уверенности и снижает волнение.

Поможет справиться с тревожностью и знание учащимися правил поведения певца до выхода на сцену и во время концерта, которые необходимо напоминать выступающим перед каждым выступлением.

1. Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену еще дома, готовя костюм и реквизит.

2. Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется "сцена".

3. Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

4. Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения  и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с  достоинством  с высоко поднятой головой.

5. Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.

Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

6. Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуется раза три медленно вдохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка - это успокоит и увлажнит полость вашего рта.

7. Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.

8. Не машите чрезмерно руками - это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.

9. Во время выступления устанавливайте контакт с вашими слушателями. Найдите дружеское лицо и смотрите на него. Улыбка и одобрение наполнят вас сверхуверенностью.

Все эти правила и методы смогут помочь учащемуся справиться с волнением, лишь почаще необходимо напоминать о них, особенно перед выступлением.

        Анализируя проблему сценического волнения можно сделать вывод, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Так один выступающий ничего не боится, другой - трясется как осиновый лист, третий - впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным возбуждением и т.д. Моя задача, как педагога научить ребят справляться со своим волнением, Внушить уверенность в своих силах, вовремя оказать им необходимую помощь и поддержку, чтобы солист смог достойно выступить и поверить в себя.

         Сходным образом рассуждал и В.В. Кастельский: «Я говорю студентам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать выступающих, это лучший метод борьбы с эстрадобоязнью.

Информационные источники

http://emiz.org.ua/psikhologiia-cheloveka/trevozhnost-rebenka

http://www.sibkursy.ru/pages/staty/orator/5-orator-strah

http://www.startvocal.ru/school-of-music/obuchenie-vokalu/povedenie

Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова "Эмоциональная устойчивость школьника".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)

Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость.  В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....

ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)

Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе....

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (из опыта работы)

Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физи...