Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.
методическая разработка (3 класс) на тему
Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_pivkina_i.n._baranevich_a.o.docx | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение Кафедра психологического социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПК и ПРО
Развитие коммуникативных навыков
младших школьников с нарушением интеллекта
через приобщение к детской литературе
Итоговая работа
Срок обучения с «02» февраля 2015г. по «18» февраля 2015г.
Исполнители:
Пивкина Ирина Николаевна, Бараневич Алена Олеговна,
воспитатели
МКС(К)ОУ «Кузедеевская специальная (коррекционная)
школа интернат VIII вида»
(554-525, kuzinternat@yandex.ru)
Консультант:
Загляда Людмила Ивановна,
методист, доцент кафедры
психологического и социально-педагогического
сопровождения общего и специального
(коррекционного) образования КРИПК и ПРО
Кемерово 2015
Оглавление
Сюжетно-ролевая игра «Мы в библиотеке»
Конкурс рисунков «Сказочный герой»
Введение
В современных условиях, характеризующихся формированием нового типа культуры, соответствующего мировым моделям развития, возрастает потребность общества в гражданах, обладающих определенным уровнем базовой культуры, важно обеспечение для них и возможности активного участия в различных видах и сферах жизнедеятельности. Приоритетное место в формировании базовой культуры личности занимает коммуникативная культура, что обусловлено значением межличностной коммуникации, осуществляющейся в соответствии с общественно одобряемыми данным социумом нормами, правилами поведения, как для развития общества в целом, так и для его отдельных индивидов.
По словам С.Л. Рубинштейна, отношение к другим людям составляет основную часть человеческой жизни.
М.И. Лисина отмечает, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.
Отсутствие положительного опыта общения приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм взаимодействия, к конфликтам. Свойственные детям с нарушением интеллекта импульсивные проявления злобы, обиды, могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту. Формирование коммуникативной культуры, умение общаться – цель речевого воспитания, важное условие психического и личностного развития воспитанников к социальной адаптации в обществе.
Организованные мероприятия с использованием детской художественной литературы, игры, различные виды речевой деятельности (беседы, рассуждения, диалог) позволяют целенаправленно развивать языковую, коммуникативную способность и обогащать коммуникативно-деятельный опыт детей. В самодеятельных играх формируется детское игровое сообщество, осуществляется социализация.
Мы разработали ряд мероприятий по теме: «Развитие коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта через приобщение к детской литературе».
Цель: развитие коммуникативных навыков младших школьников.
- развитие содержательного речевого общения с взрослыми и сверстниками;
- коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- осуществление сотрудничества воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
«Книжкина больница»
Тема занятия: мелкий ремонт книг
Цель: формировать умение делать мелкий ремонт поврежденных книг.
- активизировать знания детей по основным элементам книги, по технике безопасности при работе с бумагой, ножницами, картоном;
- развивать умение работать в паре, мышление, речь;
- воспитывать любовь к книге и бережное отношение к ней.
Оборудование: выставка книг, картон, бумага, клей, тряпочки, кисточки, ножницы.
Используемые методы:
- репродуктивный (беседа, работа с книгой);
- практический (выполнение работы);
- пропедевтический (повторение);
- доступности;
- словесный (беседа, работа с книгой).
Формируемые компетентности:
- коммуникативная;
- социальная;
- информационная;
- трудовая.
Ход занятия
І. Организационный момент
Активизирующая физ. минутка.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чем будет речь идти на нашем занятии.
Загадка:
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- Сегодня мы будем заниматься мелким ремонтом книг.
- Книги бывают разных размеров, и большие и очень маленькие.
(Рассматриваем). Но все они состоят из одинаковых элементов.
1. Давайте, вспомним, из каких же элементов состоит книга (обложка,
корешок, форзац, блок)
2. Инструктаж по выполнению работы:
- каждая группа внимательно рассматривает книги и думает со
своим командиром, как можно их отремонтировать;
- склеиваем поврежденные листы при помощи бумажных уголков,
которые делаются из белой бумаги, клей аккуратно снимаем
тряпочкой;
- обложка делается из картона, а корешок - из бумаги;
- соблюдаем правила работы в паре;
- соблюдаем культуру труда;
Физ. минутка «Пальчиковая гимнастика».
VІ. Итог занятия
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ремонтировали
книги).
- Как вы считаете, нужна ли такая работа: ремонт книг?
- Чему вас научил сегодняшнее занятие?
Воспитанники рассматривают и оценивают качество выполнения своих работ.
Экскурсии в библиотеки
Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Цель: познакомить детей с видами библиотек, развивать кругозор, коммуникативные качества (общение с библиотекарем), воспитывать правила поведения в общественных местах.
Вместе с воспитанниками мы посетили несколько библиотек:
- Школьная библиотека
- Библиотека средней общеобразовательной школы
- Поселковая библиотека
Сюжетно-ролевая игра «Мы в библиотеке»
Цель: развитие коммуникативного общения воспитанников во время игры.
Задачи:
- Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль.
- Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
- Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе, готовность прийти на помощь.
Игровой материал:
Книги
Журналы
Книжки-малышки
Абонементы /формуляры читателей/
Книжные формуляры
Кармашки для книг
Закладки для книг
Игровые роли:
Библиотекарь
Читатели
Игровые действия:
Оформление формуляров
Приём библиотекарем заявок на книги
Подбор и выдача книг читателям
Работа с картотекой читателей
Оформление книжной выставки «Интересные книги»
Ход игры
Воспитатель: Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию в детскую библиотеку. Работники библиотеки рассказали нам, кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам с вами очень понравилась экскурсия. И мы организовали в нашей игровой свою библиотеку. Мы отобрали для нашей библиотеки самые интересные книги и журналы, изготовили книжки- малышки, абонементы и формуляры читателя, на каждую книжечку наклеили книжный кармашек и сделали книжный формуляр. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в библиотеку.
Воспитатель: Дети, кто работает в библиотеке?
Дети: Библиотекари.
Воспитатель: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют?
Дети: Читатели.
Воспитатель: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Воспитатель показывает образец/
После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет, не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ребята, кто запомнил, какие отделы есть в библиотеке?
Дети: Абонемент и читальный зал.
Воспитатель: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте поиграем. Сегодня библиотекарем будет Снигирева Наташа, ученица 8 класса. Добро пожаловать в библиотеку!
Итог занятия.
Рассказ воспитанников о понравившихся им книгах. Ребята обмениваются впечатлениями об игре.
Воспитатель: ребята, если вам понравилась игра, то мы вам предлагаем еще раз поиграть в нашу интересную игру.
Конкурс рисунков «Сказочный герой»
Цель: прививать любовь к сказкам посредством изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать у детей внимание в процессе выполнения заданий, логическое мышление, навыки анализировать свою деятельность;
- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему;
- воспитывать интерес к творческому процессу — рисованию;
- способствовать мотивации к познанию у детей.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество.
Демонстрационный материал: книги сказок, иллюстрации к сказкам.
Раздаточный материал: карандаши, восковые мелки, пастель, краски, фломастеры
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. Для этого каждый из вас должен вспомнить своего любимого сказочного героя. А чтобы найти его, вам необходимо выбрать книжку, где он живет.
Дети с помощью воспитателя выбирают задуманную книгу.
Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации и выберете то, что вы хотите нарисовать. А теперь приготовим карандаши и выполним задание. Рисунки должны быть яркими, красочными, веселыми. Лучшие рисунки будут представлены на выставке в школе, и вашего сказочного героя смогут увидеть педагоги, другие ученики и порадоваться вместе с вами.
Итог занятия.
Давайте, рассмотрим наши рисунки. Какие разные, замечательные они у вас получились. Молодцы! Хорошие получились работы. Совместно с детьми оформляем выставку в школе.
Викторина «Знатоки книг»
Цель: закрепить знания о произведениях детских писателей.
Задачи:
- развитие интереса к чтению художественной литературы;
- коррекция памяти, мышления, речи и кругозора воспитанников;
- формирование уважительного взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, атрибуты для театрализованного представления, кукольный театр (лиса, волк).
Структура проведения:
1. Организационный момент.
- Ребята, вспомните, для чего нужно читать книги? Какие бывают книги, о чем они? Делаем вывод – «Кто много читает, то много знает!»
- За октябрь месяц мы провели много мероприятий по месячнику детской книги, давайте вспомним, какие? Мы с вами лечили книги, рисовали книжных героев, ходили на экскурсию, играли в игру «Мы в библиотеке». Слушали беседы школьного библиотекаря. У вас накопились знания о детской литературе. И сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в викторине, которая называется - «Знатоки книг».
2. Ход занятия.
От каждой группы по 2 человека, подсчет очков ведет жюри.
Участвуют 2 команды:
- «Сказочники»
- «Поэты»
Приложение: игры со зрителями (загадки, вопросы-ответы с использованием кукольного театра.)
Задания командам:
- Составить пословицу про книги (разрезанные на отдельные слова в конвертиках, кто быстрее).
- Назвать автора по отрывкам произведений.
1) А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек.
Скок, скок, скок, скок,
За кусток, под мосток и молчок.(К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
2) Наша Таня громко плачет:
Уронили в речку мячик.
- Тише Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч. (А. Барто «Мячик»)
3) Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул через ограду,
А она за мною мчится
И кусает как волчица. (К.Чуковский «Мойдодыр»)
4) А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит. (К. Чуковский «Путаница»)
5) Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало как оса. (К. Чуковский «Мойдодыр»)
6) Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белей? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
7) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча» (С. Михалков «Дядя Степа»)
8) У лукоморья дуб зеленый,
Золотая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом. ( А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»)
9) Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись. (Крылов, басня «Лебедь, щука, рак»)
10) Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А. Барто «Мишка»)
Игра со зрителями
- Прочитать выразительно отрывок из произведения. (А.С.Пушкин «Стихи»)
- Вспомнить как можно больше русских народных сказок, где героями являлись:
- Лиса
- Заяц
(с кукольным театром)
- Инсценировать отрывок из басни:
- «Стрекоза и муравей»
- «Лисица и ворона»
- Блиц вопрос – ответ.
1.Что в сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
2. Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ:«Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».
3. Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.
4. Какое самое любимое место Иванушки - дурачка для сна и отдыха? Ответ: Печь.
5.От кого комар спас муху-цокотуху? (От паука)
6. Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
7. Как звали девочку из сказки «Морозко»? Ответ: Настенька
8.Кто от хохота лопнул? Ответ: Пузырь
9. Кто посадил репку? Ответ: Дед.
10. Кто попил воды и стал козленочком? Ответ: Братец Иванушка
11.Кто съел колобка? Ответ: Лиса.
12.Кто разломал теремок? Ответ: Медведь
13.Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? Ответ: Петушок
14. Кто первый нашел теремок? Ответ: Мышка-норушка.
15. Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка
16. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»?(Емеля)
17. Кто из литературных героев отправился в страну Лимпопо? Ответ: Айболит.
18 Кто автор произведения «Айболит»? (Корней Чуковский)
19.Продолжите название, рассказ писателя В. Бьянки «Серая ….» (Шейка)
20. Продолжите название, рассказ писателя В. Бьянки «Оранжевое …»(Горлышко)
21.Кто разбил яйцо? (Мышка)
22.От кого убежала посуда? (Федора)
23. Перечислите персонажей репки. (Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
24.У кого была ледяная избушка, а у кого лубяная? (У лисы, у зайца)
3. Заключительная часть.
Подведение итогов, подсчет очков.
- Ребята вы сегодня все молодцы, мы убедились, что вы обладаете большими знаниями о детской литературе, писателях и их произведениях, знаете много сказок, их персонажей. И в дальнейшем мы бы хотели вам пожелать, чтобы вы не останавливались и продолжали читать.
Заключение
Для успешной реализации заданной цели, все мероприятия были подобраны в различных формах. Использовались развивающие виды деятельности и общения. Разнообразные занятия пронизаны общением с взрослыми и сверстниками, что способствовало формированию у них умений создавать диалогическое воздействие. Общение посредством диалога позволило налаживанию эмоциональных, визуальных контактов и практического воздействия.
Ребята смогли выразить себя в движении, мимике, жестах, предметных действиях. Воспитанники проявляли интерес, самостоятельность, любознательность.
В процессе наблюдения мы отметили следующие проявления в поведении и поступках младших школьников. У ребят повысился интерес к детской литературе, желание самостоятельно производить мелкий ремонт книг. Дети, которые умеют читать, читают сказки младшим воспитанникам. Ребятам понравилось играть в сюжетно-ролевую игру «Мы в библиотеке», проявляя собственную инициативу в распределении ролей. С удовольствием посещают школьную библиотеку.
Отмечается положительная динамика в речевом общении и межличностных отношениях воспитанников в группе.
Литература
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии.-М., 1973.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 2004.
- Детская литература // под ред. Е.Е.Зубаревой М., 1985г.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация.- М.,1990.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль,1997
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.-М.,1997.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М.,1977.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб.,2004.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.,1986.
- Русская литература для детей // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить.- М.,1993.
Приложения
К данному материалу прилагается презентация «В гостях у детской книги», где продемонстрирован фото отчет по проделанной нами работе, на выбранную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...
Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной...