АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Эрудит»
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Предлагаемый курс «Эрудит» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 класса.
Он состоит из двух частей:
1) «Занимательное словообразование» - 3 класс
2) «Занимательная лексика» - 4 класс
В первой части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Эрудит»
для изучения учащимися 3-«Б» класса,
разработана учителем начальных классов
первой квалификационной категории
ЧЕПРАСОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ВИКТОРОВНОЙ
.
Саратов
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
«Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть, достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Предлагаемый курс «Эрудит» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 класса.
Он состоит из двух частей:
1) «Занимательное словообразование» - 3 класс
2) «Занимательная лексика» - 4 класс
В первой части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
Цель и задачи программы
Основная цель данного курса – вызвать интерес, расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи курса:
Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Содержание тем учебного курса
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через внеурочную деятельность. Внеурочная работа - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Планируемые результаты 3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в городских и районных олимпиадах.
Содержание занятий.
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова - омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и мегаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование. (34 часа)
3 класс «Занимательное словообразование»
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 | Сказочное царство слов. | 1 | |||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | |||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | |||
6 -7 | В гостях у слов - родственников. | 2 | |||
8- 9 | Добрые слова. | 2 | |||
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | |||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | |||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | |||
16 | Слова - антонимы. | 1 | |||
17 | Слова - омонимы. | 1 | |||
18 | Крылатые слова. | 1 | |||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | |||
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | |||
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | |||
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | |||
26- 27 | Трудные слова. | 2 | |||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | |||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | |||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | |||
33 | Занимательное словообразование. | 1 | |||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | |||
Итого 34 часа |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
4 класс «Занимательная лексика»
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Лексическое значение слова | 1 |
2 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
3 - 4 | Ударение меняет значение | 2 |
5-6 | Пёстрое семейство синонимов | 2 |
7-8 | Великое противостояние антонимов | 2 |
9 | Слова-двойники. Омонимы | 1 |
10 | Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов | 1 |
11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы | 1 |
12 | Из глубины веков. Архаизмы | 1 |
13 | Устойчивые сравнения | 1 |
14 | Красна речь пословицей | 1 |
15 | Фразеологические сочетания | 1 |
16 | Шарада | 1 |
17-18 | Поиграем в слова | 2 |
19 | КВН по русскому языку. | 1 |
20 | Откуда ты, имя? | 1 |
21 | Отчество и фамилия | 1 |
22-25 | Времена года. | 4 |
26 | Крутится-вертится шар голубой | 1 |
27-28 | В гостях у сказки | 2 |
29 | Что нужно школьнику | 1 |
30 | Скатерть-самобранка | |
31 | Растения – почему их так называют? | 1 |
32 | Птицы и звери – почему их так называют? | 1 |
33 | О том, что мы носим | 1 |
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»
| 1 |
Итого 34 часа |
Тема 1. Лексическое значение слова (1 ч.)
Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.
Тема 2. Прямое и переносное значение слова (1ч.)
Изучить особенности прямого и переносного значения слов, учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении.
Тема 3 - 4. Ударение меняет значение (2ч.)
Изучить, углубить особенность русского ударения, расширить знания и представления детей об ударении.
Тема 5 - 6. Пёстрое семейство синонимов (2ч.)
Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно, употреблять слова-синонимы в речи.
Тема 7-8. Великое противостояние антонимов (2ч.)
Изучить особенность антонимического ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей об антонимах, учить правильно, употреблять слова-антонимы в речи.
Тема 9. Слова-двойники. Омонимы (1ч.)
Изучить особенность омонимов, углубить и расширить знания и представления детей об омонимах, учиться правильно, употреблять слова-омонимы в речи.
Тема 10. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов (1ч.)
Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы, углубить и расширить знания и представления детей о разновидности омонимах.
Тема 11. Похожи, но не одинаковы. Паронимы (1ч.)
Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лексике русского языка.
Тема 12. Из глубины веков. Архаизмы (1ч.)
Изучить особенность устаревших слов – архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно, употреблять и понимать архаизмы в речи.
Тема 13. Устойчивые сравнения (1ч.)
Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учиться правильно, употреблять сравнения в речи.
Тема 14. Красна речь пословицей (1ч.)
Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно, употреблять пословицы и поговорки в речи.
Тема 15. Фразеологические сочетания (1ч.)
Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учиться правильно, употреблять фразеологизмы в речи.
Тема 16. Шарада (1ч.)
Познакомить с особой загадкой – шарадой.
Тема 17-18. Поиграем в слова (2ч.)
Познакомить с особыми филологическими загадками – мегаграммами, логогрифами, перевёртышами.
Тема 19. КВН по русскому языку (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тема 20. Откуда ты, имя? (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия имён, дать представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.
Тема 21. Отчество и фамилия (1ч.)
Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.
Тема 22-25. Времена года. (4ч.)
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 26. Крутится-вертится шар голубой (1ч.)
Выяснить, что означают названия материков, частей света.
Тема 27-28. В гостях у сказки (2ч.)
Выяснить, откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Тема 29. Что нужно школьнику (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Тема 30. Скатерть-самобранка (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми
пользуется человек.
Тема 31. Растения – почему их так называют? (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Тема 32. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия животных.
Тема 33. О том, что мы носим (1ч.)
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Тема 34. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» (1ч.)
Обобщить знания, полученные во время занятий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
об основных терминах, связанных с лексикой.
знать:
откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
некоторые термины и понятия;
некоторые пословицы, поговорки, загадки;
отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила.
уметь:
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы, фразеологические обороты;
различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы;
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Средства, необходимые для реализации программы:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
Учебно-методическое обеспечение к программе «Эрудит»
Для учителя:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
11. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
12. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.
16. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
17. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
18. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
19. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
21. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
23. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.
24. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 1 класс с календарно -тематическим планированием
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 29 часов. В ней есть пояснительная записка, актуальность введения этого курса, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса. Программа расчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю....
Программа по внеурочной деятельности «Эрудит».
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 2класса
Программа содержит цели и задачи, актуальность, новизну, планирование....
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс
В качестве занятий с одарёнными детьми был создан крружок "Эрудит".Там рассматриваются задания повышенной сложности по предметам с целью подготовки к олимпиадам и проектно-исследовательским работам....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»
Данная программа создана для внеурочной работы с одаренными детьми. Может использоваться при подготовке к предметным олимпиадам....