Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 2класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Мешкова Светлана Николаевна

Программа содержит цели и задачи, актуальность, новизну, планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»                                                                                          «Утверждаю»

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1

от «27» августа 2015года

  Директор МАОУ

«Калиновская СОШ»                    

________/Н.С. Сазонова/

Приказ №120\1

от « 01» сентября 2015 года

Программа по внеурочной деятельности

  начального общего образования

научно-познавательной направленности

«Эрудит»

на 2015 – 2016 учебный год

Разработчик:

С.Н.Мешкова,

учитель начальных классов

Пос. Калиновка

Пояснительная записка.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 Актуальность Программы внеурочной деятельности (далее - Программа)  определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, пришедших в первый класс, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Реализация данной программы позволит обучающимся развивать познавательные интересы, творческое мышление и творческие способности, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности. Обучающиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Новизна Программы  состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Цель Программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи:

  • формирование индивидуальных творческих способностей личности;
  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
  • формирование активного мышления;
  • корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
  • совершенствование учебных умений и навыков;
  • активизирование познавательного интереса;
  • воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных            творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  •  развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Главные принципы реализации программы.

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Научность и интегративность.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего обучения.
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Результаты освоения Программы

Личностные  универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-учебно-познавательный интерес к предмету;

-умение адекватно воспринимать причину успеха или неуспеха;

-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

-развитие морально-этического сознания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение учитывать установленные правила в планировании;

-умение адекватно воспринимать оценку;

-умение давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников;

-умение понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умения добывать новые знания;

-умение перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других;

-умение оформлять свои мысли;

-умение договариваться;

-умение работать в парах, группах, коллективе.

-умение адекватно использовать речевые средства;

-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Формы организации занятий:

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа  с компьютером;
  • дискуссии, беседы;
  • игры;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • проектная деятельность;
  • выставка творческих работ;
  • экскурсии.

 

На изучение  отводится 34 часа в год, 1час в неделю, продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

Содержание изучаемого курса

1. Введение в образовательную программу. 
Теоретическая часть. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. История интеллектуальных игр и команд. Виды, типы, формы интеллектуальных игр. Техника безопасности.

2. Игры с вопросами на перечисление. Теоретическая часть. Правила игр. 
Практическая часть. Тактика игры. 

3. Знакомство с правилами игр, с тактикой, с видами заданий происходит на теоретической части занятий. На практике отрабатываются вопросы, стратегия и тактика игр.


4. Мир ребусов – знакомство с правилами составления ребусов, решение различных ребусов.


5. Кроссвордомания – знакомство с разными видами кроссвордов на теоретическом занятии, отработка навыков отгадывания кроссвордов происходит на практических занятиях.


6. Работа с пословицами.


7. Работа с олимпиадными  заданиями.

8.Решение задач повышенной трудности.

9.Знакомство с элементами геометрии.

10. Итоговое занятие.

Учебно-тематический план (34часа)

п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы организации занятия

Дата проведения

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

1

1

3

 Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)

1

1

4

Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка")

1

1

5

Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование")

1

1

6

 Интеллектуальные игры. Игры с числами.

1

1

7

Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.)

1

1

8

Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.)

1

1

9

 Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память)

1

1

10-11

 Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

1

1

2

12

Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет

1

1

13

Задания с палочками.

1

1

14

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика.

1

1

15

 Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика.

1

1

16

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология.

1

1

17

Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика.

1

1

18

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

1

1

19

Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

1

1

20

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

1

1

21

 Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

1

1

22

 Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

1

1

23

Математические фокусы.

1

1

24

Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

1

1

25

 Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

1

1

26

Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика.

1

1

27

 Олимпиадные задания по математике. Задачи на переливания.

1

1

28

Олимпиадные задания по математике. Задачи на взвешивания.

1

1

29

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

1

1

30

 Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет.

1

1

31-32

Интересные приёмы устных вычислений.

1

1

2

33

Задачки о времени.

1

1

1

34

Итоговое занятие

1

1

Итого

6

28

34

Формы аттестации обучающихся

       Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий.

       Система оценивания результатов обученности может быть как безоценочным, так и оцениваться по пятибалльной системе (на усмотрение учителя).

       Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой работой обучающихся.

       Результаты освоения программы определяются по результатам мониторинговых исследований: начальная диагностика (начало года), промежуточная (конец 1полугодия) и итоговая аттестация (конец года).

       Система оценки, достижений планируемых результатов освоения курса направлена на обеспечение качества образования.

        Инструментом для оценки динамики образовательных достижений является портфолио ученика, конкурсы, фестивали, выставки.

       

        Периодичность осуществления контроля: по окончании каждой четверти.

        Проведение мониторинговых исследований: по окончании первого и второго полугодия.

 

        Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, фестивали, творческие отчеты и проекты.

    

Материально-техническое обеспечение Программы:

  1. Наличие кабинета.

  1. ПК.

    3.   Тетради для выполнения работ.

    4.    Материалы для оформления и творчества работ.

    5.    Наличие канцелярских принадлежностей.

  1. Аудиоматериалы.

Методическое обеспечение Программы:

  1. Наличие тематического и поурочного планирования.

  1. Наличие методической литературы по предметам курса.

  1. Разработки занятий.

  1. «Занимательное азбуковедение». В.Волина. Москва. 1996Год.

  1. Карточки для индивидуальной работы.

  1. Тетради.

     7.Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

http://www.nachalka.com/konkurs

     8.Познавательный портал: http://clow.ru/

     9.Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net

     10.Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 

Список литературы:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 1995
  8. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  9. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  10. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  11.  «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  12. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  13. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
  14. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  15. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  16. Занятия математического кружка. 1-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  17. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 1-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для 2класса

Программа включает в себя цели и задачи, актуальность, новизну, планирование, формы аттестации....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательный русский язык" 2класс

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик" 2класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.2класс

Рабочая программа по курсу "Мастерская чудес" включает в себя  планируемые результаты, содержание курса, календарно-тематическое планирование....