Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
В качестве занятий с одарёнными детьми был создан крружок "Эрудит".Там рассматриваются задания повышенной сложности по предметам с целью подготовки к олимпиадам и проектно-исследовательским работам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воропаева Л.Е.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности по курсу « Эрудит» разработана:
-в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6»октября 2009 г. № 373)
-с рекомендациями Примерной программы по внеурочной деятельности, начальная школа ( М. Просвещение, 2010г., рекомендованной Минобрнауки РФ);
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Актуальность программы
Необходимость данной программы вызвана тем, что в современном образовательном процессе очень важно выявить, поддержать, развить одарённых детей. Это определяет неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок « одарён», и задачи педагога состоят в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал-одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности развивают н ребёнка и стимулирует интерес к наукам.
Цели программы: подготовить учащихся к предметным олимпиадам.
Задачи программы:
-развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
-решение нестандартных логических задач;
-раскрытие творческих способностей ребёнка;
-создание условий для применения полученных знаний;
-формирование творческого мышления;
- уметь составлять ребусы и загадки, предметные газеты, вести поисковую и исследовательскую работу.
Программа разработана самостоятельно. Автор Воропаева Л. Е.
Программа состоит из трёх разделов:
1 раздел. Русский язык и литературное чтение.
2 раздел. Математика.
3 раздел. Интегрированный курс.
Принципы построения программы:
-доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 9-10 лет;
-личностно ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
-линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
-деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности;
-связь теории с практикой в контексте данной модели выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях.
Формы организации учебного процесса:
- коллективные;
-групповые;
-работа в парах.
Формы текущего, рубежного и итогового контроля:
- участие в олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровня;
-выполнение индивидуальных творческих заданий;
-разработка и защита проектов
Сроки реализации программы- 1 год
Программа для учащихся 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа курса построена по темам, но их последовательность изучения учитель может менять с учётом того, чтобы у детей была возможность выполнять задания , связанные с исследованиями и наблюдениями.
Список литературы для учащихся:
- Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация XXI век», 2010-2011
- Развивающие задания: тесты. игры, упражнения: 4 класс /сост. Языканова Е. В.-М.: Издательство « Экзамен»
- Агаркова Н, В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград: « Учитель», 2007
- З65 задач для эрудитов.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
- Олимпиадные задания по русскому языку. /сост. Дьячкова Г. Т. Волгоград: « Учитель», 2006
Список литературы для учителя:
- Быкова Т. П. Нестандартные задачи по математике : 4 класс. – М.: Издательство « Экзамен», 2012
- Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач.// Начальная школа, 2011.-№6
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
- Русский медвежонок-языкознание для всех. Условия задач. Ответы. Ссылки в Интернет.
Тематическое планирование по курсу кружок «Эрудит»
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Планируемые результаты |
Русский язык | ||||
1 | Весёлая азбука | Блицтурнир для 4 классов выполняют самостоятельно, затем анализ работ коллективно, контроль учителя | Л: формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности Р: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: умение осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме К: умение аргументировать свою позицию | |
2 | Её величество «Лексика» | Понятие «Лексика» - рассказ учителя, тренировочные упражнение (устаревшие слова, синонимы, антонимы, омонимы), работа со словарём | Л: формирование участия в совместной работе, обоснование своей точки зрения Р: умение формулировать и удерживать учебную задачу П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К: умение строить монологические высказывания, оказывать взаимопомощь | |
3 | Занимательная «Морфология» Однокоренные слова. | Понятие «однокоренные слова», отличие от «формы одного и того же слова» - рассказ учителя, тренировочные упражнение (образование однородных слов). Игры «Кто лишний?» и «Собери слово» | Л: формировать проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию К: обращаться за помощью, строить понятные для партнёра высказывания | |
4 | Занимательная «Фонетика» | Рассказ учителя – понятие «шарады», разгадывание шарад, ребусов, исключение лишнего слова | Л: формировать участие в совместной работе, обоснование своей точки зрения Р: умение применять установленные правила в планировании способа решения П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К: умение формулировать свои затруднения | |
5 | Занимательная «Фонетика». Модели слов. | Тренировочные упражнения: работа с моделей слова, транскрипция слова. | Л: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: умение использовать установленные правила в контроле способа решения П: умение ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические знаки К: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения | |
6 | Языковедение. Метафора. Олицетворение. Гипербола.» | Рассказ учителя – понятия «метафора, олицетворение, гипербола», работа с текстом: найти понятия и доказать правильность выбора | Л: формировать стремление к познанию нового, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение формулировать и удерживать учебную задачу П: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров | |
7 | Занимательная «Морфология» Склонение. Косвенные падежи, несклоняемые существительные | Рассказ учителя о морфемах речи. Тренировочные упражнения, игры по теме «Косвенные падежи» | Л: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи Р: умение составлять план и последовательность действий П: умение использовать общие приёмы решения задач К: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
8 | Занимательная «Морфология». Склонение существительных множественного числа. | Рассказ учителя об особенностях склонения имён существительных множественного числа. Тренировочные упражнения, игры по теме «Скажи правильно» | Л: формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки Р: умение сличать способ действия П: умение подведение под понятие на основе распознавания объектов К: умение оказывать в сотрудничестве взаимодействие | |
9 | Логические цепочки слов | Тренировочные упражнения «Продолжи ряд», «Слово в слове» | Л: формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности Р: умение применять установленные правила в планировании способа решения П: умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте К: умение осуществлять анализ информации | |
10 | Задачи конкурса «Русский медвежонок» | Выполнение заданий, обсуждение, контроль учителя, подведение итогов. | Л: формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение ставить новые учебные задачи, сличать способ действия и его результат П: умение развивать первоначальное умение практического исследования русского языка К: умение проявлять активность во взаимодействии | |
11 | Проект «За-нимательная грамматика » | Сбор информации, распределение функций, оформление газеты | Л: формировать осознание ответственности ученика за общее дело Р: умение предвосхищать результат П: умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию К: умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | |
Математика | ||||
12 | Что такое множество? | Рассказ учителя: понятия «множество», «пересечение множеств», «подмножество»; тренировочные упражнения | Л: формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности Р: умение формулировать и удерживать учебную задачу П: умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: умение формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество | |
13 | Магические квадраты | Рассказ учителя - понятие «магический квадрат». Нахождение логических закономерностей и построение своих магических квадратов | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Р: умение применять установленные правила в планировании способа решения П: умение ставить и формулировать проблемы К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром | |
14 | Логические текстовые задачи | Рассказ учителя – алгоритм решения логической текстовой задачи. Изображение схемы ситуации задачи – отслеживание связей между фактами. | Л: принятие образа хорошего ученика Р: умение предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик П: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
15 | Логические задачи «Волшебные спички» | Решение задач данного вида. | Л: формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности Р: умение определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач К: умение ставить вопросы обращаться за помощью | |
16 | Загадки числовых рядов. | Беседа «Как определить закономерность построения числового ряда?» Игровые упражнения «Продолжи числовой ряд», «Третий лишний» | Л: формировать стремление к познанию нового Р: умение выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К: умение формулировать собственное мнение и позицию | |
17 | Задачи с геометрическими фигурами. | Упражнения на внимание, на построение фигур и чертежей по определённому алгоритму. | Л: формировать умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощи Р: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок П: умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач К: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве | |
18 | Шифрованные логические задачи | Работа с анаграммами, игра «Шифровальщики», решение ребусов. | Л: формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки Р: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи П: умение устанавливать аналогии К: умение строить монологическое высказывание | |
19 | Задачи на вычислительные навыки и исключения из правил. | Беседа «Метод исключения». Решение задач подобного вида, игра «Быстрый счётчик», числовые магические квадраты. | Л: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Р: умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем П: умение выделять существенные признаки К: умение осуществлять взаимный контроль | |
20 | Логические задачи в стихах | Рассказ учителя «метод подбора». Решение задач данного вида. | Л: формирование участия в совместной работе, обоснование своей точки зрения Р: умение различать способ и результат действия П: умение устанавливать причинно-следственные связи К: умение строить понятные для партнёра высказывания | |
21 | Задания из международной игры «Кенгуру» | Разбор и решение задач коллективно и самостоятельно | Л: формирование участия в совместной работе, обоснование своей точки зрения Р: умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить П: умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: умение формулировать свои затруднения | |
22 | Математический КВН | Создание заданий учащимися, их решение, подведение итогов (между 2-б и 2-а классами) | Л: формировать осознание ответственности ученика за общее дело Р: умение соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач К: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |
Интеллектуальный марафон | ||||
23 | Блицтурнир «Крылатые выражения» | Рассказ учителя – понятие «крылатые выраже-ния», тренировочные упражнения: толкование, применение крылатого выражения к человеку, работа со словарём | Л: формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности Р: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: умение осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме К: умение аргументировать свою позицию | |
24 | Викторина «В гостях у леса» | Сообщества леса, разгадывание загадок о растениях, кроссворда «Лесные хоромы» | Л: формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель К: умение предлагать помощь и взаимодействие | |
25 | «Зелёная» арифметика | Решение текстовых задач о растениях и животных с интересными фактами из их жизни | Л: формировать стремление к познанию нового, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К: умение строить монологичное высказывание | |
26 | Грамматика в названиях растений | Рассказ учителя о названиях растений и их правильном написании. Ребусы «Лекарственные растения». | Л: формирование участия в совместной работе, обоснование своей точки зрения Р: умение формулировать и удерживать учебную задачу П: умение устанавливать аналогии К: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
27 | Математические звёзды | Рассказ учителя «Что такое магическая звезда?» Игра «Лучший счетчик», составление магических звёзд. | Л: формировать стремление к познанию нового, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение применять установленные правила в планировании способа решения П: умение ставить и формулировать проблемы К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром | |
28 | Игра «Загадки природы» | Отвечают на вопросы викторины | Л: формировать осознание ответственности ученика за общее дело Р: умение использовать установленные правила в контроле способа решения П: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |
29 | Задачи на смекалку | Схематическое моделирование условия задачи, отгадывание математические ребусов, головоломок | Л: формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач К: умение ставить вопросы обращаться за помощью | |
30 | Как дружат слова | Тренировочные упражнения на тему «Связь слов в словосочетании». Игра «Командиры и солдаты» (Подчинение слов командам: число, род, падеж.) | Л: формировать стремление к познанию нового, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение применять установленные правила в планировании способа решения П: умение ставить и формулировать проблемы К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром | |
31 | Экология в задачах | Решать задачи повышенной трудности, опираясь на вычислительные навыки, получать информа-цию о жизнедеятельности живой природы | Л: формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности Р: умение предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи П: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К: умение аргументировать свою позицию | |
32 | Олимпиадные задания | Решать задачи повышенной трудности, опираясь на полученные знания и логическое мышление | Л: формировать стремление к познанию нового Р: умение учиться высказывать свои предположения П: умение анализировать информацию К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |
33 | Конкурс интеллектуальных заданий | Работа с литературой, обработка полученной информации, оформление проекта | Л: формировать стремление к познанию нового Р: умение формировать стремление к познанию нового П: умение анализировать информацию К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |
34 | Защита проекта | Защита проекта | Л: формировать осознание ответственности ученика за общее дело Р: умение предвосхищать результат П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач К: умение вести диалог, слушать собеседника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...