Программа по внеурочной деятельности «Эрудит».
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_2_klass.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности «Эрудит».
Разработчик: Тимохова Наталья Юрьевна
- Пояснительная записка
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи:
- формирование индивидуальных творческих способностей личности;
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
- формирование активного мышления;
- корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
- совершенствование учебных умений и навыков;
- активизирование познавательного интереса;
- воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика».
Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 34 часа, продолжительность одного занятия составляет 1 академический час (40 минут).
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).
Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.
Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
- Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Универсальные учебные действия | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
Волшебные превращения цифр | 1 | Личностные УУД:
Регулятивные УУД: Формировать:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | |||
В царстве смекалки | 1 | ||||
Логические задания | 1 | ||||
Забавная геометрия | 1 | ||||
Решение нестандартных задач | 1 | ||||
Задания на логическое мышление | 1 | ||||
Задачи повышенной сложности | 1 | ||||
Математический турнир | 1 | ||||
Блиц – турнир по решению задач | 1 | ||||
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике | 1 | ||||
Задачи в стихах. Головоломки. Логические цепочки | 1 | ||||
Игра «Математик-бизнесмен» | 1 | ||||
Магические квадраты | 1 | ||||
Задачи повышенной сложности | 1 | ||||
Магические квадраты. Логические цепочки | 1 | ||||
Путешествие по стране Геометрия | 1 | ||||
Головоломки. Задачи в стихах | 1 | ||||
Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру» | 1 | ||||
Блиц – турнир по решению задач | 1 | ||||
Геометрия вокруг нас | 1 | ||||
Игры с таблицей умножения | 1 | ||||
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике
| 1 | ||||
Математическая игра «Счастливый случай» | 1 | ||||
Путешествие в страну Мультипотамию | 1 | ||||
Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру» | 1 | ||||
Задачи повышенной сложности | 1 | ||||
И прекрасна, и сильна математики страна! | 1 | ||||
В гости к царице Математике | 1 | ||||
Занимательная геометрия | 1 | ||||
Удивительный мир математики | 1 | ||||
Игра «Звёздный час» | 1 | ||||
Такая уж это страна Математика | 1 | ||||
Математический КВН | 1 | ||||
Игра «Кто хочет стать миллионером?» | 1 | ||||
Арифметическая викторина. | 1 | ||||
Выпуск математической газеты. | 1 | ||||
Математический вечер. | 1 |
- Содержание
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
- Список литературы
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
- Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
- Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
- Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 1 класс с календарно -тематическим планированием
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 29 часов. В ней есть пояснительная записка, актуальность введения этого курса, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса. Программа расчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Эрудит»
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Предлагаемый курс «Эрудит» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 класса....
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 2класса
Программа содержит цели и задачи, актуальность, новизну, планирование....
Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс
В качестве занятий с одарёнными детьми был создан крружок "Эрудит".Там рассматриваются задания повышенной сложности по предметам с целью подготовки к олимпиадам и проектно-исследовательским работам....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»
Данная программа создана для внеурочной работы с одаренными детьми. Может использоваться при подготовке к предметным олимпиадам....