Воспитательная программа "В мире русской народной культуры"
методическая разработка на тему

Ливандовская Елена Викторовна

Осознание того. что утрата многих народных традиций привела к разрыву связей поколений, заставило меня искать пути возрождения интереса детей к традициям нашего народа. Была разработана программа воспитания "В мире русской народной культуры" для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx519 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Отдел образования администрации Магдагачинского района

000_2052

Ливандовская Е.В.

Учитель начальных классов

Дактуйской МСОШ

2010 г.

Программа воспитания  «В мире русской народной культуры».

для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Начинать воспитание надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.

Осознание того, что утрата многих народных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставило меня искать пути возрождения интереса  детей к культурным традициям нашего народа. В результате поиска считаю необходимым строить внеклассную работу  на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры. Была разработана  программа воспитания «В мире русской  народной культуры»  для учащихся начальной школы. Программа рассчитана на четыре года. В течение этого времени дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Работаю по программе  второй год.

Мой выбор сделан не случайно:

1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.

4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.

6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Программа привлекает разнообразием, доступностью, системностью, преемственностью, постепенным усложнением материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, ОЗМ, истории.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

 Цель программы:

-Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).

Задачи:

— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

— воспитание  патриотизма, гуманизма, толерантности, уважение традиций своего народа;

— создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём, включение родителей в воспитательный процесс.

— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

 Предполагаемый  результат.

Эффективность программы оценивается по следующим критериям:

— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

— охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;

— развитие личности учащихся;

— удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;

— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры);

Структура программы:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»  для учащихся 1-4 классов.

Игра-путешествие для учащихся первых классов

                                                           Сюжет года «Где жить – тем и слыть»

                                                       1-й раздел. В гостях у матушки-Природы.

1. «О чём рассказала осинка».

Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. Прогулка по лесу. Ищем приметы осени в природе, собираем листья и природный материал. Рисуем осенний лес.

2. «Тётушка Акулина рассказывает…»

Классный час. Собираем с родителями пословицы, приметы об осени.

3. «Весёлая карусель».

Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры, используя для этого перемены и уроки физкультуры.

4. Ключевое дело: «Что осенью соберёшь, с тем и зиму проживёшь».

Праздник в классе «Не будь голенаста, а будь пузаста» (капустные посиделки с бабушками)

5. «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.)

Развешиваем кормушки для птиц, собираем ранее заготовленный для них корм. Подводим итоги 1-го этапа путешествия, получаем задание на зимний период.

                                    

                                     2-й раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники». 

1. Сказочная слобода. 

Конкурс на лучшего рассказчика. Совместно с библиотекой читаем сказки о животных (разных народов)сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства.

2. Народный праздник «Пришла Коляда». Зимние святки.

Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей) (на уроках музыки). Участвуем в новогоднем утреннике. Разыгрываем обряд колядования.

3. Коллективный проект «Маленькой ёлочке хорошо в лесу»

Традиции встречи Нового года. Почему ёлку украшают на Новый год?

4.Город Мастеров.  Всероссийский  конкурс«Ёлочка»   

Изготовление ёлочек из бумаги, бытовых отходов.

                                                 

                                              3-й раздел. « Тепло домашнего очага»

1. «Человек без роду – что дерево, без корней».

Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.

2. «Семейный сад». Выставка в классе семейных фотографий.

3. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.

Играем в снежки, катаемся на санках с горы, лепим снежную бабу.  Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий этап.

                                                   4-й раздел « Сокровища бабушкиного короба» 

1. Мастера и умельцы.

Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о разных народных промыслах России.

2.Праздник КВН в классе «А  ну-ка, бабушки!»

3. Ключевое дело: посиделки «У семейного самовара»

4. Богатство земли  Амурской.

Встреча с интересным человеком Назаренко А.Г. Отправляемся заочно на экскурсию в музей казачества с.Черняево. Узнаём о том, что было ранее и сохранилось сейчас.

5. Заключительный праздник «Не исчезай, село родное»

 к 100 летию села.

Разучивание русских народных игр, изготовление костюмов, разучивание стихов, выставка рисунков, участие в Дактуйской ярмарке .

Традиции праздника «День берёзки»

Составляю сценарий народных гуляний для односельчан.

Подведение итогов игры.

                                                  2 класс

Сюжет года «Вслед за солнышком живём»

                                                                                  1-й раздел. « Осень»

1. «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия.

Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.

Встреча с интересным человеком Назаренко А.Г. Отправляемся с ним заочно на экскурсию в музей казачества с.Черняево. Узнаём о том, что было ранее и сохранилось сейчас.

2. Спортивный праздник.

Кросс «Золотая Осень»

3. «Осенние вечёрки». 

Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины» , «Покров» .

4. «Тётушка Арина рассказывает». Классный час.

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далёком прошлом? Учимся сочинять загадки.

5. Мастерская детских народных игрушек.

На уроках труда и ИЗО знакомство с народной игрушкой.  Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.

6. «У медведя во бору». Игротека.

Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.

7. Ключевое дело: «Белая берёзка- русская душа»

Коллективный проект. Выпускаем  медицинский бюллетень. Рисуем берёзку. Делаем выставку книг. Придумываем рекламу лекарств. Готовим фото галерею с родителями.

                                                                                2-й раздел. « Зима»

1. «Здравствуй, Зимушка-Зима». Школьный праздник.

Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.

2. «День Наума Грамотника»  классный час

3. «Праздник сказок» .День Ефрема Сирина, запечника и прибаутника.

Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях.  

«В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам . Экскурсия  в библиотеку. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков?

4. «Готовимся к зимним святкам». Классный час-беседа.

Знакомимся с праздником. Разучиваем колядки. Для этого используем уроки музыки.

5. «Мастерская Деда Мороза».

Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.

6.Коллективный проект «Сударыня Масленица»

 Разучиваем масленичные песни, приговоры, пословицы, стихи. «Богатырская застава» - спортивные состязания. Слушаем рассказ о символическом значении блинов. Как называют каждый день в масляничной неделе.

7. Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник для детей начальных классов.

Получаем задание на весеннее путешествие.

                                                                                         3-й раздел. «Весна».

1. «Великий пост всем прижмёт хвост».

Уроки и обычаи Великого поста.

2. Музыкальная гостиная для мам. Поздравление мамам и бабушкам.

«В гостях у Леля». Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички.

3. Ключевое дело в классе: «Встреча Весны». 17 апреля. День Иосифа-песнопевца, день журавля.

 Журавлиный праздник в классе.. Печём жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами».

4. «Что было, что будет».  Классный час-презентация «Они сумели землю свою защитить» к празднику Победы. Помочь  старшеклассникам в уборке памятника. «О чём молчат памятники?» встреча с интересным человеком.

5. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»

Зелёные святки.

3 класс

Сюжет года  «Жизнь дана на добрые дела»

                                          1-й раздел « Мир крестьянского дома. Дом и мир.»

  1. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина.

Старт игры-путешествия.

Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем.

  1. «Худо тому, у кого пусто в дому»

Заочная экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».

Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика.

3. «Волшебный мир ремёсел». Праздник.

4. Мастерская народных ремёсел.

На уроках труда и ИЗО знакомимся с народными ремёслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.

5. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай».

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.

6. «Обряды и обычаи». Классный час.

Подготовка театрализованного представления на заданную тему.

7. «Балаган». Театрализованное представление.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

8. Ключевое дело: «Рождественская ярмарка-выставка».

                                                    2-й раздел. « Жизнь человека в доме и мир»

1. «Шурин, брат, сват…». Классный час.

Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.

2.«Вся семья вместе – так и душа на месте».

Уроки этической грамматики.

Внутренний строй большой семьи.  Место в нём каждого.

  1. «Семейно-бытовые обряды».  

Урок этической грамматики.

Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

4. «В гостях у скоморохов». Игротека.

Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу.

5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник-хоровод.

Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

6. Ключевое дело: «Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.

7. Готовимся к фольклорному фестивалю.

Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.

8. Фольклорный фестиваль.

Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.

Подведение итогов года.

4 класс

   Сюжет года «Живи для людей, поживут люди для тебя»

                    1-й раздел «. Многообразие культуры России и культура края.»

1. «Где жить, тем и слыть». Старт игры-путешествия.

Знакомство с маршрутом и сюжетом игры на этот год.

Заглянем в историю Новоорска. Вспомним имена известных людей.

2. «Ума палата». Экскурсия в музей, библиотеку.

Знакомимся с костюмом своего края.

3. «Мастерская Марьи-искусницы».

Готовимся к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Работаем на уроках труда, ИЗО, классных часах.

Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.

4. Викторина знатоков народного костюма.

Группы представляют свои работы, организуется выставка моделей в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды, Поле чудес и т.д.).

5. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.

Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).

6. Ключевое дело: «Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.

                                                            2-й раздел. «Не продажное, а заветное».

1. «Моя семья».  Клуб интересных встреч.

На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества».

2. Творческая мастерская.

Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д.  Тема: «Моя семья в истории страны».

3. «Родословное дерево». Выставка работ в классе.

4. Ключевое дело: «Праздник семьи».

                                    3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть…» 

1. Заочное путешествие по русским городам.

Москва, Новгород и др.  Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

 Устный журнал.

Ключевое дело в классе. Группы представляют работу

2.Путешествие в город Зея

Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.

3. Ключевое дело: «Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.

4. Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет – увидим».

Праздник прощания с начальной школой.

Средства реализации программы

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, определён доминирующий вид деятельности учащихся: игра. Учащиеся начальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обряды, обычаи, традиции своего народа. Воспитательная программа «В мире русской народной культуры»  реализуется мною в форме игры-путешествия.

Организация игры-путешествия.

Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Так, класс отправляется в путешествие  по временам года. В пути их ждёт встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой, Весной, Летом). Хозяйка вручает путешественникам карту, на которой нанесён маршрут путешествия и препятствия, встречающиеся на пути. Препятствием могут быть злые сказочные герои, которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть с Медведем в русские народные игры, подарить свои поделки Козе-Дерезе, показать сказки избушке на курьих ножках. Только после этого возможно продвижение вперёд. Помогает детям не сбиться с пути подаренная Хозяйкой времени года волшебная вещь (клубок, хрустальный конёк, весенний жаворонок).

Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на карте. (Приложение 1)Такая организация игры-путешествия позволяет поддерживать интерес её участников.

Важной частью игры-путешествия является народный календарь, на страницах которого идёт рассказ о народных праздниках.

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной точкой служит сбор – старт, где определяется участие каждого, даётся задание группам. Подводится итог на ключевом деле, которое завершает освоение отдельной темы. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, коллективного проекта или викторины.  В проведении ключевых дел нам помогают и родители, и вожатые. Пример ключевых дел – «Широкая Масленица» для учащихся второго класса, посиделки «У семейного самовара», «Святки» для учащихся первого, третьего и пятого классов (Приложение2) 

Завершает год заключительный праздник, который представляет собой конкурс на лучшего знатока народной культуры.

От года к году усложняется форма проведения ключевых дел. Организацией игры-путешествия занимаюсь я, как  классный руководитель и родители. Мы совместно обсуждают программу и план работы, осуществляем проведение игры-путешествия, отслеживаем результаты и на их основании вносим корректировки в программу и ход игры.

Правила игры-путешествия.

1.     Получите маршрутный лист.

2.     Проведите в классе сбор – старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.

3.     Выполните все задания.

4.        Подведите итоги. Назовите  активных, добросовестных, старательных ребят.

5.        Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествий в штаб игры.

6. Перейдите на следующий пункт игры-путешествия на карте.

7. На конечной станции путешествия вас ждёт конкурс на звание «Знаток русской народной культуры».

8.     Преодолеть все трудности вам помогут книги, «рассказы старого альбома», встречи с интересными людьми, старшие товарищи.

Для изучения результативности  возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

-педагогическое наблюдение, оценка педагога и самооценка учащихся;

-тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;

-ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;

- мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни

Изучив множество разнообразной литературы о русской народной культуре,  проанализировав свою работу с учащимися по изучению народных традиций. пришла к выводу :

- необходима системная работа в этом направлении;

-продолжать реализовывать программу воспитания «В мире русской народной культуры» через игру-путешествие.

Заключение

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передаёт своё мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.

Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, я стараюсь, чтобы жизнь моих детей стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.

Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры» способствует повышению уровня воспитанности учащихся , обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

Этой работой я подтверждаю закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».

Я уверена, что благодаря этой программе мои воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к окружающему миру, к традициям своего народа.

Не эта ли главная цель моей работы?

Литература

АгаповаИ.А. Фолклорные праздники в школе,- Волгоград,2008.

Венгер А.Л., Психологическое обследование младших школьников. М;Вентана-Граф,20002.

Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М. 2002.

Коринфский А. Л, Народная  Русь: — Смоленск, 1995.

Костюхин   Е. А. Типы и формы животного эпоса.—М.,  1987.

Кравцов Н. Н., Лазутин С. Т. Русское устное народное творчество.— М., 1987.

Мельников   М. Н, Русский детский фольклор.—М.. 1987.

Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста Сост. П. Сорокин.—М., 1987

Потешки. Считалки. Небылицы составила А. Н. Мартынова.—М„  1989.

Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.;2001.

Русские народные сказки Сибири о богатырях Новосибирск,  1979.

Сахаров   И. П. Сказания русского народа,

Русские народные игры, загадки, присловья Народный дневник. Праздники и обычаи —М.,   1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.

Статья затрагивает  вопросы воспитания подрастающего поколения,   описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, кажды...

Воспитательная программа "В мир русской народной культуры"

Игра-путешествие для учащихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....