Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.
статья по теме
Статья затрагивает вопросы воспитания подрастающего поколения, описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, каждый из которых высвечивает определенные грани встречи весны на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_russkoy_narodnoy_kultury_v_formirovanii_duhovnoy_garmonii_cheloveka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.
С.А.Летуновская
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №9 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей школьного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское культурное наследие. Только через призму русской культуры возможно соединить воедино знания, информацию, чувства и эмоции, получаемые детьми.
Необходимо отметить, что национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Издержкой современной цивилизации является существование "мозаичной культуры" как порождения "обильного и беспорядочного потока случайных сведений" средствами массовой коммуникации. В результате этого воздействия в сознании человека остаются обрывки знаний, впечатлений и идей, совершенно не прочувствованных и не пережитых. Современный человек зачастую знающий, но неосознающий, морализирующий, но безнравственный, информированный, но некультурный.
Так как потенциальная способность к философскому освоению мира ребенком опирается на эмоциональное восприятие реальности, отсюда и вытекает важнейшая задача семьи, дошкольных образовательных учреждений, школы - с ранних лет передавать детям глубокие жизненные понятия в ярких, доступных их восприятию, эмоционально окрашенных образах. Задача учителя - предоставить возможность быть ребенку не только пассивным наблюдателем, но и активным участником целой череды событий, не только получать новые знания, но и проживать их и переживать.
Давайте рассмотрим процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, каждый из которых высвечивает определенные грани встречи весны на Руси.
Так, изучая сезонные изменения в природе на уроках окружающего мира, организуется работа с русским народным календарем (месяцесловом), который охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
В народно-поэтическом восприятии осень и зима ассоциировалась с засыпанием, с заколдованным сном-смертью, а весна и лето – с возрождением, пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает, и как в самую глухую зиму (зимний солнцеворот) просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной – Земле, тепло и свет, а та расцветает и плодоносит.
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обусловливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной.
Одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу; март, апрель, май – сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
Дети отмечают, что в приметах, поговорках, загадках, пословицах часто сравниваются зима и лето, осень и весна. Открывается гармония бытия: времена года и отдельные месяцы взаимно влияют друг на друга. Вот как об этом говорят в народе: «По зиме ложится лето», «Что летом ногой пихнешь, то зимой рукой возьмешь», «Зимний денёк – воробьиный скок», «Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. «Весна да осень – на дню погод восемь», «Весной – ведро воды, ложка грязи, осенью – ложка воды, ведро грязи, «Вода на лугу, сено в стогу», «Если грач прилетел до 14 марта – быть лету мокрому, а снег рано сойдет».
Именно гармония позволяла нашим предкам заранее определить характер и погоду, предстоящей весны. Сейчас же гармония («лад» в народном восприятии) ныне разрушена, и виноват в этом человек, который, нарушая данные ему Богом законы бытия, губит и мир, окружающий его.
На уроках обсуждаются древние названия весенних месяцев, дни призыва и начала весны, обычаи зазывания и встречи весны.
Работая в этом направлении, на уроках литературного чтения учим детей получать удовольствие от звучащего слова, наслаждаться звуковым строем языка, и этому помогают: дыхательная и артикуляционная гимнастики, изучение приема звукописи в литературных произведениях, работа над выразительностью речи. Обращаем внимание на многообразие звукового состава в народных песнях и закличках: сочетания сонорных, гласных. Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово “заклички”. Отмечаем и оригинальность произношения, напевность, определенный внутренний ритм. Знания по этому вопросу уже накоплены у детей, так как на уроках музыки изучались хороводные и обрядовые песни.
А на уроках технологии дети воплощают зрительные образы и эмоциональные переживания в поделках (рельеф из пластилина «Жаворонки»). Сначала рассматриваем значение цвета у древних славян (белый – благо, золотой – цвет солнца, красный – тепло, красота; синий, черный – цвет печали и горя, зеленый – цвет травы) и выбираем нужный для поделки. Затем уточняем особенности внешнего вида и процесса изготовления жаворонков (ведь в разных селениях их выпекали по-своему).
А на следующий день, дети с удовольствием угощали друг друга и учителей жаворонками, испеченными дома вместе с родителями. В семьях тоже устроили закликание весны, пекли пташек, распевали веснянки на улице, грелись под лучами весеннего солнца, вдыхали свежий воздух. А главное, были все вместе: и мал, и стар, никто не скучал, и это здорово!
И когда наступили теплые дни, ребята радостно заметили: «Светлана Александровна, смотрите, как ярко светит солнышко, пришла настоящая весна, это мы ее позвали!» Наверно, эта фраза говорит сама за себя. Детские души осознали главное: человек един с природой, необходима гармония этих взаимоотношений, нельзя нарушать законы бытия.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда,1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1, 2. М.: Олма-Пресс,1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...
Выступление на региональном семинаре "Роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи" - 2013 год "Мы создаем музей"
Первые шаги в создании школьного музея...
Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"
Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....
Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"
Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....
Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)
В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе. Приведены примерн...
Роль славянской культуры в формировании основы духовно-нравственного развития младшего школьника
Из опыта воспитательгной работы......
Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности
В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как ...