Роль русской народной культуры в формировании духовной гармонии человека.
статья по теме

Летуновская Светлана Александровна

Статья затрагивает  вопросы воспитания подрастающего поколения,   описывает процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, каждый из которых высвечивает определенные грани встречи весны на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль русской  народной культуры  в формировании духовной гармонии человека.

С.А.Летуновская

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей  №9 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей школьного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское культурное наследие. Только через призму русской культуры возможно  соединить воедино знания, информацию,  чувства и  эмоции,  получаемые детьми.

Необходимо отметить, что национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Издержкой современной цивилизации является существование "мозаичной культуры" как порождения "обильного и беспорядочного потока случайных сведений" средствами массовой коммуникации. В результате этого воздействия в сознании человека остаются обрывки знаний, впечатлений и идей, совершенно не прочувствованных и не пережитых. Современный человек зачастую знающий, но неосознающий, морализирующий, но безнравственный, информированный, но некультурный.

Так как потенциальная способность к философскому освоению мира  ребенком опирается на эмоциональное восприятие реальности, отсюда и вытекает важнейшая задача семьи, дошкольных образовательных учреждений, школы - с ранних лет передавать детям глубокие жизненные понятия в ярких, доступных их восприятию, эмоционально окрашенных образах. Задача учителя  - предоставить возможность быть  ребенку не только пассивным наблюдателем, но и активным участником целой череды событий, не только получать новые знания, но и проживать их и переживать.

Давайте рассмотрим процесс «погружения» в атмосферу бытия наших предков посредством особой организации уроков, каждый из которых высвечивает определенные грани встречи весны на Руси.

Так, изучая сезонные изменения в природе на уроках окружающего мира,    организуется работа с русским народным календарем (месяцесловом), который охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

В народно-поэтическом восприятии осень и зима ассоциировалась с засыпанием, с заколдованным сном-смертью, а весна и лето – с возрождением,  пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце –  Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает, и как в самую глухую зиму (зимний солнцеворот) просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной  – Земле, тепло и свет, а та расцветает и плодоносит.

По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обусловливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной.

Одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу;  март, апрель, май – сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

Дети отмечают, что в приметах, поговорках, загадках, пословицах часто сравниваются зима и лето, осень и весна. Открывается гармония  бытия: времена года и отдельные месяцы взаимно влияют друг на друга. Вот как об этом говорят в народе: «По зиме ложится лето», «Что летом ногой пихнешь, то зимой рукой возьмешь», «Зимний денёк – воробьиный скок»,  «Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. «Весна да осень – на дню погод восемь»,  «Весной – ведро воды, ложка грязи, осенью – ложка воды,  ведро грязи,  «Вода на лугу, сено в стогу», «Если грач прилетел до 14 марта – быть лету мокрому, а снег рано сойдет».

Именно гармония позволяла нашим предкам заранее определить характер и погоду, предстоящей весны. Сейчас же гармония («лад» в народном восприятии) ныне разрушена, и виноват в этом человек, который, нарушая данные ему Богом законы бытия, губит и мир, окружающий его.

На уроках обсуждаются древние названия весенних месяцев, дни призыва и начала весны, обычаи зазывания и встречи весны.

Работая в этом направлении, на уроках литературного чтения  учим детей получать удовольствие от звучащего слова, наслаждаться звуковым строем языка, и этому помогают: дыхательная и артикуляционная гимнастики, изучение приема звукописи в литературных произведениях, работа над выразительностью речи. Обращаем внимание на многообразие звукового состава в народных песнях и закличках: сочетания сонорных, гласных. Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово “заклички”. Отмечаем и оригинальность произношения, напевность, определенный внутренний ритм. Знания по этому  вопросу уже накоплены у детей, так как на уроках музыки изучались хороводные и обрядовые песни.

А на уроках технологии дети воплощают зрительные образы и эмоциональные переживания в поделках (рельеф из пластилина «Жаворонки»). Сначала рассматриваем значение цвета у древних славян (белый – благо, золотой – цвет солнца, красный – тепло, красота; синий, черный – цвет печали и горя, зеленый – цвет травы) и выбираем нужный для поделки. Затем уточняем особенности внешнего вида и  процесса изготовления жаворонков (ведь в разных селениях их выпекали по-своему).

А на следующий день, дети с удовольствием угощали друг друга и учителей жаворонками, испеченными дома вместе с родителями. В семьях тоже  устроили  закликание весны, пекли пташек, распевали веснянки на улице, грелись под лучами весеннего солнца, вдыхали свежий воздух. А главное,  были все вместе: и мал, и стар, никто не скучал, и это здорово!

  И когда наступили теплые дни, ребята радостно заметили: «Светлана Александровна, смотрите, как ярко светит солнышко, пришла настоящая весна, это мы ее позвали!»  Наверно, эта фраза  говорит сама за себя. Детские души осознали главное: человек един с природой,  необходима гармония этих взаимоотношений, нельзя нарушать законы бытия.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда,1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Т.  1, 2. М.: Олма-Пресс,1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Презентация учителя начальных классов "Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (2 часть)

В данной презентации рассказывается о проблеме воспитания детей в современном мире и как её решить при помощи  введённого в школьную программу курса ОРКСЭ в 4 классе.  Приведены примерн...

Роль ОРКСЭ в формировании духовной нравственности

В возрасте 10 лет ребёнок становится наиболее подверженным  потокам информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как ...