Особенности организации индивидуальной работы
учебно-методический материал по теме

Ярцева Людмила Николаевна

Доклад, в котором я представляю свой опыт по организации индивидульной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_individualnoy_raboty.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Ярцева Л.Н., воспитатель  

Особенности организации индивидуальной работы

Диагностические исследования, которые проводит воспитатель, необходимы ему для того, чтобы организовать целенаправленную и эффективную индивидуальную работу с воспитанниками. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития самого ребенка, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с воспитанниками зависит от профессиональной компетентности воспитателя, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства. В индивидуальной работе с воспитанниками воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:

  • принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе "воспитатель - воспитанник - группа";
  • принцип принятия - уважение самооценки личности воспитанника;
  • принцип деятельности - вовлеченность воспитанника во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • принцип последовательности - усложнения и повышение требований к воспитаннику по мере продвижения;
  • принцип стимулирования - создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания воспитанника.

Индивидуальная работа с воспитанниками включает несколько этапов:

/ этап - диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов с детьми, определение направлений совместной деятельности.

11 этап - вовлечение воспитанников в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся). Огромное значение в деятельности воспитателя имеет знание информации о темпераменте учащихся.

Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

В индивидуальной работе с такими воспитанниками необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Спокойный ровный тон педагога.
  2. Предъявление четких и обоснованных требований.
  3. Демонстрация перспектив деятельности.
  4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.

В индивидуальной работе с воспитанниками сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Четкость постановки целей деятельности.
  2. Возможность демонстрации воспитанником его достижений.
  3. Одобрение и поддержка воспитателя.
  4. Учет интересов воспитанника в порученном деле.

Флегматик - инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

В индивидуальной работе с воспитанниками-флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Демонстрация практического результата восполняемой работы.
  2. Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).
  3. Использование положительных методов воздействия.
  4. Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.
  5. Поддержка начинаний воспитанника, проявление их инициативы.

Меланхолик - не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, неэмоционален.

В индивидуальной работе с учащимися-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.
  3. Демонстрация достижений ученика.
  4. Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

Знание темперамента воспитанника группы позволяет воспитателю успешно влиять на формирование характера воспитанников, их активность в учебной деятельности и в творческой работе, на работоспособность и коммуникативность.

/// этап - проектирование развития ценностных ориентации, личностных свойств и качеств воспитанника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания у воспитанников. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого воспитанника в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к воспитанникам, воспитателям, взрослым людям, а также и самому себе.

  1. этап - дальнейшее изучение возможностей продвижение воспитанников на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
  2. этап - корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.

Наиболее эффективными методами приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка, контроль и самоконтроль. Изучение воспитанников на основе индивидуального подхода позволяет педагогу выделить группы воспитанников по сходным признакам в коллективе группы: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.д. В коллективе группы можно выделить детей одаренных, детей, имеющих физические проблемы, трудных детей. Каждая группа воспитанников требует своего подхода со стороны воспитателя и своих методов педагогического воздействия.

Одаренные учащиеся. В каждой группе выделяется группа детей, которая обладает интеллектуальным потенциалом. Это воспитанники с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности. У таких воспитанников хорошо развиты такие психические процессы, как воображение, внимание, память. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много и порой просто бессистемно. Однако, такие ребята тоже имеют свои трудности личностного развития. Это и гипертрофированная самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т.д. В работе с одаренными воспитанниками воспитатель должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких воспитанников. В своей педагогической деятельности воспитатель должен воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Общение с воспитанниками на равных.
  • Постоянное удовлетворение желания деятельности со стороны воспитанников.
  • Выполнение обязательств, данных воспитанникам .
  • Создание атмосферы творчества, поиска, интеллектуальной, загруженности.
  • Индивидуальная работа по преодолению проблем в общении воспитанников группы.
  • Использование различных методов поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств воспитанников в той или иной ситуации.
  • Проведение мероприятий, направленных на разностороннее развитие личности воспитанников.
  • Формирование навыков самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля.
  • Формирование нравственных качеств личности одаренных детей.

Трудные воспитанники. Особого внимания требуют к себе воспитанники, которых называют трудными воспитанниками. Ни один ребенок, который приходит в детский дом, не хочет быть в числе трудных воспитанников. Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных воспитанников помолодел. Если раньше в разговоре о трудных детях подчеркивалось, что это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные дети - это дети и младшего возраста. Такие воспитанники, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в детский дом с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами воспитания таких воспитанников, необходимо в первую очередь определить причины, приведшие к трудностям в поведении воспитанников. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень их педагогической запущенности, положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.

Анализируя причины трудностей ребенка, воспитатель должен анализировать и оценивать их, отвечая на следующие вопросы:

  • Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения ?
  • Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения воспитанника?
  • Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно ?
  • Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью воспитателя, взрослых?
  • Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании каждого ребенка?
  • Как исправить ошибки, которые уже допущены ?
  • Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны воспитанников.
  • Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.
  • Предъявление четких запретов на негативные проявления воспитанника.

Весьма перспективным в воспитательной работе является метод взрыва.

Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведениивоспитанника, отрицательных стереотипов поведения ребенка. Конкретными приемами являются:

  • доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребенка
  • создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен оценить адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении.

Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются приемы:

  • создание положительных перспектив,
  • использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;
  • ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
  • составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Такой анализ позволит достаточно точно нарисовать картину, приведшую ребенка к трудностям. В работе с трудными воспитанниками необходимо воспитателю знать те методы перевоспитания, которые ему помогут преодолеть трудности в воспитании .

Методы перевоспитания

Одним из основных методов перевоспитания является метод переубеждения.

Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у воспитанников социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

  • создание положительного общественного мнения;
  • переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;
  • создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

Одним из методов, который дает хорошие результаты, это метод переучивания.

Назначением метода переучивания является преодоление отрицательных привычек воспитанников, нездоровых потребностей, неправильных действийвоспитанника, изменение его жизненного опыта. Для положительного использования этого метода необходимо использовать следующие приемы:

- Включение ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.

Все выше перечисленные методы не имеют под собой реальной почвы, если педагог не будет использовать в своей педагогической деятельности методов поощрения и наказания ребенка.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения воспитанников, содержание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:

  • грамоты,
  • благодарственные письма,
  • поощрительные записи в дневнике,
  • неожиданные сюрпризы для воспитанников положительного свойства,
  • подарки,
  • различные поощрения в виде поездок, путевок, участие в праздничных мероприятиях и т.д.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для воспитанника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера. Для использования этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе:

  • самоуправление,
  • самоприучение,
  • самооценка.

Каждый метод при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Если мы внимательно проанализируем все вышесказанное, то напрашивается вывод о том, что эффективность индивидуальной работы с воспитанниками зависит, в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства воспитателя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также коренным образом повлияют на авторитет самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...

Особенности организации групповой работы на уроке во 2 классе в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по ФГОС НОО.

В условиях работы по новым ФГОС начального образования урок должен стать местом для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Групповая работа является  обязательным ...