"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
статья по чтению на тему
В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником знаний, питающий духовную жизнь учащихся. Однако моральные ценности не переходят автоматически из книг в голову читателя. Необходимо это чувство развивать, формировать нравственные убеждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Н. Н. Маслова (г. Рязань)
Научный руководитель – ассистент Т. В. Соломатина.
В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым источником знаний, питающий духовную жизнь учащихся. Однако моральные ценности не переходят автоматически из книг в голову читателя. Необходимо это чувство развивать, формировать нравственные убеждения. Неоспорим тот факт, что этот «фундамент» закладывается в младшем школьном возрасте. Именно на уроках литературного чтения в начальных классах мы должны пробудить, а затем и сформировать у младших школьников интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты художественного слова, воспитывать всестороннее и гармонически развитую личность.
Дети должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться на переживания героев, понять и прочувствовать авторский замысел.
Организация воспитательной работы в начальных классах имеет свои особенности и трудности: психологические особенности, возрастные проявления младших школьников и другое. Учащиеся начальных классов, обладающие ещё не полностью сформировавшимся произвольным вниманием, но в то же время с ранимой и доверчивой душой, открыты для воздействия на них художественного слова и поступков литературного героя. В связи с этим велика роль воспитательной работы, проводимой именно на уроках литературного чтения. В каждой главе учебника, в каждом произведении таится настоящая воспитательная «копилка». Из урока в урок учитель стремится решать воспитательные задачи. На наш взгляд, развитие истинной личности ребёнка младшего школьного возраста невозможно без произведений Л. Н. Толстого, великого художника нашего русского слова. Воспитание в детях доброго отношения к родителям кроется в рассказах «Акула», «Прыжок». Этими произведениями Толстой доносит до ребят самоотверженность любви родителей к детям. На примере рассказов «Какая бывает роса на траве» (Л. Н. Толстого), «Красота» (С. Г. Козлова), «Про бабочку» (Г. П. Корнилова) и, конечно же, рассказов К. Г. Паустовского осуществляется воспитание бережного отношения к природе. Рассказ «Передышка» С. Г. Скребицкого учит младших школьников заботливому отношению к природе: человек оберегает природу, и она благодарит его своей красотой. «Приключение Буратино, или Золотой ключик», рассказы Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского воспитывают в детях уважение к себе и к людям, доброе отношение друг к другу. Решение таких задач как воспитание толерантности, чувства долга и ответственности невозможно без пера великих поэтов и прозаиков: А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова…
На каждом уроке решаются наряду с образовательной и развивающей задачами воспитательная задача. Но литературное чтение – это кладовая для осуществления воспитательной работы учителя начальных классов. На наш взгляд, необходимо раскрывать замысел того или иного произведения. Ни один урок литературного чтения не проходит бесследно: будь то изучение русской народной сказки, лирической поэзии, басни или рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...
"Формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками путем организации групповой работы на уроках литературного чтения"
Педагогический проект при аттестации учителя начальных классов...
Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"
Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младш...
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода на уроках литературного чтения в начальных классах
Кратко описаны приемы, которые я использую на уроках литературного чтения...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...
«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»
Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г...