Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"
статья (3 класс) по теме
В традиции было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе" | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Учитель: Мухлыгина Г.В.
ТЕМА: Особенности организации групповой работы в начальных классах .
Ход мастер-класса
1.Оргмомент.(2 мин)(Слайд 1)
-Добрый день, уважаемые коллеги.
Начать сегодняшнюю встречу хотелось бы словами Льва Семёновича Выготского: То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Сегодня мы -учителя отмечаем такие факты: 1)отсутствия у современных школьников мотивации к учебной деятельности,
2)самостоятельности в принятии решений, 3)неумения общаться друг с другом. И перед каждым из нас стоит вопрос: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?
Пример: Я заметила с первых уроков, что в классе есть активные дети и высказывают свое мнение непринужденно (таких детей очень мало), и дети, которые занимают пассивную позицию (таких детей было больше).
В традиции было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Сегодня я предлагаю вам рассмотреть некоторые особенности организации групповой работы.
Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося. При обучении ученик усваивает:
- 10% прочитанного
- 20% услышанного
- 30% увиденного
- 90% того, что сделал сам
1.Цель групповой работы.(Слайд 2).
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. 2.Задачи групповой работы. (Слайд 3)
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
- Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности.
- Развивать умения успешного общения.
- Совершенствовать межличностные отношения в классе.
3.Плюсы и минусы групповой работы.(Слайд 4)
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
4. Варианты комплектования групп: (Слайд 5)
- 1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
- 2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
- 3) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
- 4) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием.
5.Принципы выбора заданий для групповой работы. (Слайд 6)
1). Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать: ∙ задания, которые требуют выполнения большого объема работы; ∙ задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом; ∙задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей; 2). Содержание работы должно быть интересно детям. 3). Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4) Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
6.Этапы групповой работы. (Слайд 7)
I. Подготовка к выполнению группового задания:
Постановка познавательной задачи /проблемы/.
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа. (Слайд 8)
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть: (Слайд 9)
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
7. Виды групповой работы. (Слайд 10)
Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах.
- Во время парной работы один учащийся говорит, другой слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам.
Работа в группах формирует коммуникативные УУД:
умение слышать, слушать и понимать партнёра,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться,
вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу,
эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
- Прием «Составление кластера» (Слайд 11). Этот вид применяется на разных этапах урока. Можно применять на этапе рефлексии или на обобщающих уроках. Прием «кластер» развивает умение формировать собственное мнение на основе опыта и наблюдения , т.е. – это систематизация материала в виде схемы (рисунка).
Сам термин означает (с англ.)«созвездие», «пучок», «гроздь».
Методика составления «кластера» - в середине пишем ключевое слово, затем пишем слова или предложения, связанные с темой. Пишем столько идей, сколько придет на ум. Например: Свойства воды, воздуха, значение леса в жизни человека, звуки, и.т.д.
- Мозаичная группа «Пазлы» .Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.(Пример написание сочинения . (Слайд 12)
Тема: «Типы текстов. Закрепление. Сочинение. Осень. (Слайд 13)
Осень пришла текст-повествование 1 группа: сентябрь небо, облака, ветерок воздух листья, трава 2 группа: птичьи песни лесные жители дожди прохлада | Осенний лес текст-описание 3 группа: берёза осина дуб клён 4 группа: оранжевые, жёлтые, багровые пёстрая метель листья горят разноцветный ковёр |
За что я люблю осень? текст-рассуждение 5 группа: русский лес яркие краски за что я люблю… солнечные деньки 6 группа: удивительное время года листопад настроение прогулка |
Осень.
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннем
- Прием «Написание синквейна». (Слайд 14). В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы.
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
5.Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Применение данного приема:
1)Обогащает словарный запас.
2)Готовит к краткому пересказу.
3)Учит формулировать ключевую фразу.
4)Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5)Получается у всех.
Пример: Дети сочиняют синквейны.(Слайд 15, 16).
Практическая работа по группам.
1 группа составляет синквейн по теме «Учитель».
2 группа по теме «Школа».
Учитель. (Слайд 17)
Добрый, душевный.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей – мало времени.
Призвание.
Школа. (Слайд 18)
Любимая, родная.
Учит, заботится, воспитывает.
Школьные годы чудесные!
Радость.(Знания. Дружба. Общение.)
- «Лови ошибку». Тема: «Безударная гласная в корне слова» Задание: исправьте ошибки в предложениях. 1-я группа получила предложения: Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.
2-я группа: Коля слизал с дерева. Собака залезала ранку на лапе. 3-я группа: Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.
4-я группа: Мама примеряла драчунов. Покупателю обувь надо примирять. 5-я группа: Бабушка поласкала белье на речке. Даша полоскала кош
- Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
8. Правилами групповой работы могут быть следующими: (Слайд 19)
- Говори спокойно, ясно и только по делу.
- Говори по очереди.
- Слушай своих собеседников.
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Обращайся к товарищу по имени.
- Уважай мнение каждого участника группы
Нельзя: Слайд (20)
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе
работать;
- Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет
работать один;
- Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II
классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны
- обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного
- труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о
превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной
работе.
- В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
9.Можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
- Реализуется принцип деятельности;
- Улучшается успеваемость;
- Формируется мотивация учения и обучения;
- Порождает взаимную ответственность, внимательность,
- Соблюдается дифференцированный подход;
- Работа в группе помогает ребенку проявить себя
10.Поведение учителя во время проведения групповой работы. (Практическая работа)(Слайд 21)
Учителю следует:
- К____________ работу групп.(контролировать)
- О____________ работу группы в целом. (организовывать)
- О____________ помощь в случае необходимости. (оказывать))
- У____________ в работе групп. (участвовать)
- П____________ разные варианты решений.(предлагать)
- В____________ в роли наставника, исследователя или источника информации;(выступать)
- С____________, как идет обсуждение в группах;(следить)
- П___________ участников.(поддерживать)
Учителю не следует : (Слайд 22)
- У____________ внимание одной группе, забывая об остальных;(уделять)
- И____________ допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);(исправлять)
- О____________давление на участников. (оказывать)
- М____________ им высказываться.(мешать)
- И____________ или К___________ первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;(исправлять, критиковать)
- Д_____________слишком категоричную оценку – она действуют на участников подавляюще;(давать)
- О ____________ на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.(отвечать)
- Х____________ по классу или с_____________ около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.(ходить или стоять)
11. Продукт групповой работы. (Слайд 23).
- Презентация.
- Плакат. Кластер. Синквейн. Опорный конспект.
- Выступление (театрализация).
- Созданный текст.
- Гипотеза, подтвержденная практикой.
- Выставка рисунков.
- Коллаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы в начальной школе
Организация групповой работы в начальной школе...
"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"
В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...
Организация групповой работы в начальной школе
Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....
Статья "Организация групповой работы в начальной школе"
Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...
Технология организации групповой работы в начальной школе
Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"
В традиции было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...