Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»
проект на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Цель проекта:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.

Задачи:

  • Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся условиях общественной жизни.
  • Развитие у школьников навыков  самоопределения в социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ "Воспитываем ЛИДЕРА"34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Побережнюк Елена Валерьевна

учитель начальных классов

Частного общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной школы «Новый путь»

город Армавир Краснодарский край

Цель:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.

Задачи: 

  • Воспитание  социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
  • Развитие у школьников навыков  самоопределения в социальном окружении.

1 этап. Организационный

Предполагает проведение психологических тестов, классных часов на данную тематику, проведение консультаций для родителей, составление памяток для них, как воспитать лидера у себя дома и т.д.

Классный руководитель может получить информацию о ребёнке, используя следующие диагностические методики:

-     Наблюдение;

-     Недописанный тезис;

-     Ранжирование;

-     Анкетирование;

-     Тестирование;

-     Беседы;

-     Социометрические методы.

2 этап. Социально-ролевой

У выявленных лидеров (в результате психологической диагностики) формируем лидерские качества в ходе проведения ролевых игр: «Потерпевшие кораблекрушение», «Марсианская гостиница», «Катастрофа в пустыне», «Узнай по голосам», «Верёвочка» и др.

В ходе ролевых игр и работы по группам лидеры заявят о себе. Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь можно выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его); невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).  Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своими достижениями, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение, подчеркнуть его справедливость и провести беседы. В процессе таких бесед дети услышат от сверстников много положительных отзывов о себе и в то же время постараются сами указать на достоинства каждого сверстника. В итоге возрастет самоценность каждого ребенка не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников.

 Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей  могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и особенно для будущей профессиональной деятельности.

3 этап. Самореализация.

Каждому лидеру дается задание либо он сам выбирает то, что под силу сделать:

- подготовка к концерту для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- подготовка поздравлений с праздником – идём в гости к ребенку инвалиду;

- проведение праздничного мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- участие в сборе игрушек для детей Донбасса;

- участие в сборе подарков для благотворительной акции «Старость в радость»;

- день Ангела и т.д.

4 этап. Подведение итогов.

Составление отчетов - писем о своих ощущениях, статей для школьной газеты, оформление альбома воспоминаний и впечатлений, фотоотчеты и т.д.

Условия работы по программе проекта.

1. Желательно, чтобы предметные оценки и поведение учеников на уроках не влияли на их участие в проекте.

Например, ребенок не может быть отстранен от дел, если он получил двойку. Нельзя во время подведения итогов работы по программе ругать ребенка за выполнение или невыполнение домашнего задания. Точно так же нельзя наградить ребенка за хорошую оценку наклейкой, которая вручается за работу по программе проекта. Педагогу нужно грамотно разделить учебную работу – выполнение роли учителя и работу по программе – выполнение роли руководителя детского коллектива.

2. Программа направлена не на соперничество между группами (даже если будут существовать какие-то соревнования), а на взаимодействие этих групп. Очень важным моментом является то, чтобы ребята ощутили, что они работают не ради победы, а для того, чтобы менять мир вокруг себя к лучшему.

3. В программе приветствуется добровольная деятельность.

Например, если ребенок не хочет участвовать в каких-либо делах, то не стоит заострять на этом внимание. Может, следует предложить ребенку другую деятельность или предоставить возможность решить самому, чем он может помочь классу.

Принципы реализации проекта.

Реализуя программу проекта,  мы опираемся на основные принципы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащимся предлагаются проектные задания сообразно их полу и возрасту, формируется у них ответственность за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта в социальном окружении.

Ожидаемые результаты:

Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется навыками Самопрезентации, его уровень тревожности снижается.

Ребенок-лидер осознает свою индивидуальность, у него повышается представление о собственной значимости. Он приобретает навыки уверенного поведения.

У лидера формируется устойчивая положительная самооценка, более того он готов оказывать помощь другим в освоении социокультурного опыта.

Из опыта работы над проектом «Спешите делать добрые дела».

        Организационный и социально-ролевой этапы.

В ходе педагогического наблюдения, тестирования, бесед, а также по результатам социометрии в классе выявлено 4 лидера. Групповая работа на уроках и во внеурочное время подтвердила наличие лидерских качеств у выявленных детей. Двое ребят показали потенциальные возможности для лидерства.

Этап самореализация.

        Каждый из лидеров со своей командой выбирают один из социальных проектов серии «Твори добро»:

- подготовка к концерту для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- подготовка поздравлений с праздником – идём в гости к ребенку инвалиду;

- проведение  мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- участие в сборе игрушек для детей Донбасса;

- участие в сборе подарков для благотворительной акции «Старость в радость»;

- день Ангела и т.д.

1. Социальный проект «Плечо друга»

Цель проекта:

Воспитание сопереживания, чувства взаимопомощи. 

Решаемая проблема:

Преодоление социального отчуждения.

Оказание  внимания и  заботы  детям  из неполных семей и сиротам, проходящим адаптацию в социально – реабилитационном центре  для несовершеннолетних «Улыбка».

Содержание  проекта:

Организация праздника для детей из неблагополучных семей, детей – сирот.

Ожидаемые результаты:

Формирование коммуникативных навыков, толерантности.

Целевая группа:

Младшая группа дошкольников, находящихся в реабилитационном центре  для детей из неблагополучных семей «Улыбка».

План.

Концертная программа.

Исполнения песен:

Терновская София и Высочина Иоланта «Шалунишки».

Бобков Илья и Астапенко Алина «Котята».

Пешков Сергей «Капитан».

Танец «Колыбельная». Участники:

Легостаева  Арина

Кебекова  Мадина

Терновская София

Высочина Иоланта

Семёнова Анна

Астапенко Алина

Мюзикл «Красная  Шапочка». Действующие лица:

Рассказчик – Побережнюк Никита

Красная Шапочка – Терновская София

Бабушка – Легостаева Арина

Мама – Кебекова  Мадина

Волк – Маркарьян  Баграт

Медведь – Белоусов  Назар

Собака – Перекладов  Ефрем

Зайцы – Пешков  Сергей, Адамчик  Пётр,  Бобков Илья.

Белки – Астапенко Алина,  Высочина  Иоланта

Лиса – Семёнова  Анна

Охотники – Домбровский Виктор,  Пастушенко  Иван.

Игры с детьми реабилитационного центра « Улыбка».  Проводят игры ученики 2 класса ЧОУ – СОШ «Новый путь».  Школьники в результате самостоятельного творческого поиска придумывают, оформляют и проводят игры с детьми. Вручение призов – подарков.

Адамчик Пётр проводит игру с мячом «Назови имя». Дети становятся в круг. Кидают друг другу мяч.  У кого в руках мяч, тот называет своё имя и передаёт мяч другому ребёнку.

Кебекова Мадина, Высочина Иоланта проводят эстафеты с мячом.

Белоусов Назар организует эстафету с кольцами.

Домбровский Виктор  показывает игру «Самолёты». По показу ведущего участникам игры необходимо повторить движения и звукоподражания, имитирующие перемещение самолёта.

Пешков Сергей  ответственный за игру «Ромашка».

Ведущий предлагает участникам игры «оторвать» лепесток у РОМАШКИ (сделанный из бумаги цветок). Оторванный лепесток на обратной стороне содержит задание, которое необходимо выполнить. Все участники игры по очереди отрывают лепестки и выполняют интересные весёлые задания.

Кебекова Мадина приготовила игру «Собери картинку». Участникам игры предлагается собрать разрезную картинку из 4-х частей.

Побережнюк Никита проводит игра « Повтори за мной».

Ведущий проговаривает текст потешки, сопровождая устную речь движениями. Участникам игры необходимо в точности, без ошибок повторить движения сначала по показу, а потом самостоятельно.

Наш медведь такой большой!

А зайчонок маленький.

Наш медведь пошёл домой,

За ним прыгал заинька.

Сладкий стол. Свободное общение.

Анализ проведённого  мероприятия. Фото, видеоотчёт.

Сроки реализации проекта: в течение месяца.

2.  Социальный проект «Особенный ребёнок».

Содержанием проекта является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч  учащихся ЧОУ – СОШ «Новый путь» и детей с синдромом Дауна.

Программа проекта построена на научной основе с учетом достижений в области коррекционной педагогики.

Разрабатывая программу проекта, мы ставили перед собой определённые психолого-педагогические цели.

- развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна; формирование элементарных представлений об окружающем мире (Темы для занятий в рамках самых необходимых знаний);

 - оказание посильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям (посредством благотворительности);

 - повышение уровня социализации школьников и детей с ОВЗ;

 - вовлечение учащихся нашей школы в непосредственную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем (вместо разговоров конкретные добрые дела);

 - формирование толерантности учеников и родителей, необходимых коммуникативных навыков;

 - привлечение внимания и участия со стороны общественности  (родители, совет учащихся, общественные объединения).

Задачи, которые мы решаем в ходе реализации нашего  социального проекта:

  1. Создание  благоприятной среды для развития  ребенка с ОВЗ.

Воспитание необходимости общения, создание эмоционального комфорта. Даже если будущее ребёнка с ОВЗ не обещает быть  творческим или интеллектуальным, ему необходимы друзья. Он светится, когда вокруг другие дети. Ему необходимо общение.

2.Формирования  у  них  активной  жизненной  позиции  и развития  навыков  жизненной  компетенции. ( Поверь в себя!)

        Данный социальный проект рассчитан на один учебный год. Содержание каждого занятия имеет коррекционно–развивающую направленность. Проводит занятие педагог и учащиеся ЧОУ – СОШ «Новый путь». Каждую встречу готовят лидеры из класса. На протяжении всех мероприятий  школьники находятся рядом с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оказывая им посильную направляющую помощь. Завершается занятие чем-то радостным, веселым, положительным.

Педагог  планирует содержание занятия для более полноценного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместные игры. Готовит нормально развивающихся детей к взаимодействию с их сверстниками, имеющими нарушения в развитии: проводит беседы, приучает детей делать своими руками интересные и доступные им игровые пособия, разрабатывать  игры. 

Задача  состоит в том, чтобы  дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

4 этап. Подведение итогов.

Составление отчетов - писем о своих ощущениях, статей для школьной газеты, оформление альбома воспоминаний и впечатлений, фотоотчеты и т.д.

Отчёт о реализации социального проекта «Мы нужны друг другу. Плечо друга»

Социальный проект второго класса  «Плечо друга» проходил в рамках общешкольного социального проекта «Мы нужны друг другу» в течение всего учебного года. Цель (в соответствии с общешкольными социальными установками):

  • Оказание внимания, заботы и посильной помощи малышам и подросткам из неполных семей или сиротам, проходящим адаптацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних «Улыбка».
  • Воспитание сопереживания и чувства взаимопомощи у участников соцпроекта.

Определена решаемая проблема: Преодоление социального отчуждения. Запланированы результаты проекта: Что даст участникам работа в проекте? Формирование коммуникативных навыков, толерантности.

        Как и любой проект, наш социальный проект требовал организации, то есть прохождения определённых этапов или шагов.

        На одном из классных часов в ходе совместного обсуждения каждый ученик второго класса выявил актуальную для себя проблему: Как я могу помочь детям - сиротам? Запланировали несколько совместных мероприятий: концерт, игры, сладкий стол, сбор пожертвований в виде игрушек. Определили целевую группу (на кого рассчитан проект?): младшая группа дошкольников, находящихся в реабилитационном центре для детей из неблагополучных семей «Улыбка». Школьники ЧОУ – СОШ «Новый путь»  выявили, что для достижения цели им необходимы навыки участия в концертной и игровой программе, а также необходимы  денежные средства в размере 1300 рублей.

        В течение учебного года ребята готовились к выступлениям. На Ярмарке «ненужных  вещей» распродавали свои игрушки, привлекли к спонсорству родителей. Декорации сделали на уроках ИЗО.  Костюмы изготовляли семьями. Для установления дружеских отношений надо было второклассникам  придумать игры. И не просто игры, а игры для детей  младшего дошкольного возраста. Оказалось, это не так-то просто, ребята столкнулись с проблемой:  дети маленькие, алфавит не знают, читать не умеют.  После долгих попыток на одном из классных часов классный коллектив дружно утвердил игры.        

        В определённые сроки состоялся выезд учеников ЧОУ – СОШ «Новый путь» в реабилитационный центр «Улыбка».

Сколько радости доставила детям  центра  «Улыбка» концертная программа. Песни «Котята», «Шалунишки» и танец «Колыбельная для игрушек» сразу создали всем присутствующим праздничное и весёлое настроение. Старая сказка  «Красная Шапочка» на новый лад в  исполнении учеников 2  класса и музыкальном сопровождении с красочными декорациями очень понравилась малышам. После праздника школьники играли  с воспитанниками младшей группы. Интересные игры провели Кебекова Мадина, Домбровский Виктор, Побережнюк Никита, Адамчик Пётр и Пешков Сергей. Сладкий стол и свободное общение совсем   всех сдружило. Счастливы и довольны были все.

Анализ проведённого мероприятия показал значимость  и актуальность социального проекта «Мы нужны друг другу». Когда второклассники писали отзывы о поездке к друзьям в центр «Улыбка»,  Петя Адамчик написал: «Я научился ценить всё, что у меня есть. И научился переживать за своих друзей. Я благодарен Богу, что я не в детском доме. И я благодарю Бога, что учусь в этой школе». Удивительно, что во всех отзывах оказались такие же мысли и слова. А ещё из отзыва Вити Домбровского: «Когда я проводил игру, то один мальчик даже обнял меня. Наверное, это от того, что ему стало весело и он был такой счастливый…».  Решили, что 2 класс приедет к друзьям  из «Улыбки» ещё не один раз. Мы так нужны друг другу!

Делая выводы, можно сказать, что цель социального проекта «Плечо друга» в рамках общешкольного проекта достигнута, ожидаемые результаты получены. В качестве итоговых результатов и оценивания проведённой работы 2 класс представил видео и фото отчёт, на общешкольной линейке презентовал анализ проекта. Администрация ГКУ СО КК «Армавирский СРНЦ «Улыбка» выразила благодарность директору, коллективу ЧОУ – СОШ «Новый путь», классному руководителю Побережнюк Е.В. и детям второго класса за интересную и содержательную концертную и игровую программу. В Армавирском Собеседнике № 100 от 27 мая 2011 года вышла статья под названием «По зову души», рассказывающая о школьниках, готовых поделиться добротой и дружбой.

Анализ социального проекта «Особенный ребёнок»

Анализируя нашу работу, мы пришли к выводам, что  каждый участник этого проекта приобретает определённый социальный опыт.

Школьники прониклись пониманием того, что простые (элементарные на их взгляд вещи) с трудом даются особенным детям.  Почувствовали, что трудно порой объяснить так, чтобы тебя поняли, для этого приходится использовать различные приёмы и способы, подбирать нужные слова.

Говорили о том, что испытывают благодарность за то, что они живут и имеют неограниченные возможности.

Родители учеников нашей школы были рады проявить благотворительность, участвовать вместе с детьми. Родители благодарны Богу за своих детей. Часто мы ругаем своих детей, не довольны, а в сравнении понимаешь, что твои проблемы не столь серьёзны или велики, как кажутся.

Гости (дети с ОВЗ)  тронуты теплотой и вниманием, каждый раз общение доставляет им огромную радость. Танцуют, играют, выполняют задания вместе с детьми, нравятся подарки. Не хотят уходить, оставались бы, несмотря на усталость, родители в это время имеют возможность пообщаться руг с другом, обменяться опытом, который не найдешь в книгах. Есть возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны. Родители дома повторяют игры и задания дома, чтобы содействовать развитию ребенка.

Ожидаемые результаты проекта «Спешите делать добрые дела» достигнуты.

Лидеры с пониманием определили   свои сильные и слабые стороны, умело распределяют обязанности среди членов своей команды, не боятся попросить помощь у педагога и родителей.

У лидеров  повысилась самооценка,  формируются навыки уверенного поведения. С уважением лидеры воспринимают индивидуальность других.

У лидеров наблюдается активная позиция  в  оказании помощи другим в освоении социокультурного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Спешите делать добро »

Данный проект показывает совместную работу общеобразовательной школы и Воскресной школы при храме поможет безполезненно познать ребенку в мир национальной русской культуры и искусства, познать историю...

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Цель:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся условиях...

Социальный проект "Спешите делать добро!"

Социальный проект о помощи детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей...

Социальный проект спешите делать добро

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в и...

Социальный проект «Спешите делать добро»

Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, с радостью, видеть во всех людях только доброе. Если не получается, нужно учиться этому, стараться исправиться, увидел что-то плохое в ком-то, зна...

Социальный проект «Спешите творить добро».

Социальный проект «Спешите творить добро».(Неделя добрых дел) проводился в рамках реализации программы объединения дополнительного образования «Русичи»в 4 классе под девизом: ...