Воспитательная система "В мире добра" (1-4 класс)
учебно-методический материал на тему
Воспитательная система разработана для учащихся 1- 4 классов. В ней представлены основные направления воспитательной работы. Работа приводится в сокращении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_v_mire_dobra_7_marta_2015_goda.doc | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Воспитательная система класса
(1 – 4 класс)
«В мире добра»
Автор-разработчик:
Тарасова Анна Ивановна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Нижний Новгород
2015
Сведения об авторе:
Ф.И.О.: Тарасова Анна Ивановна
Год рождения: 20.09.1960 г.
Образование: высшее
Наименование образовательного учреждения: ГГПИ им. М.Горького, факультет педагогический, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №19 (7 лет)
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Работала в следующих школах:
МБОУ СОШ № 97 (6 лет),
МБОУ СОШ № 100 (15 лет),
МБОУ СОШ № 18 (4 года),
МБОУ СОШ № 19
Стаж работы по специальности: 32 года
Общий стаж: 33 года
Категория: первая квалификационная категория
«Жизнь дана на добрые дела…»
(Народная мудрость)
Обоснование
В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка. Государственная стратегия в области образования – построение инновационной экономики, а значит, формирование нового человека с устойчивой мировоззренческой позицией, которую формируют:
- межпредметный характер познания;
- компетентностные результаты;
- деятельностный самообразовательный характер обучения и воспитания;
- коммуникативная и информационная культура.
Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Мы растим нового человека, умеющего адаптироваться в любой социальной среде. Важно помочь школьнику систематизировать, обобщить, помочь осмыслить полученные знания и связать их со своим жизненным опытом. Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.
При создании данной воспитательной системы учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, цели и задачи воспитательной системы школы с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами воспитательной системы стали:
- здоровьесбережение школьника;
- духовно-нравственное развитие;
- ежедневное повышение уровня культуры;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.
Всё, что происходит с ребёнком каждый день, подчиняется этим важным задачам воспитания. Любой поступок свой или товарища, урок, перемена, мероприятие – все должно способствовать становлению личности ребёнка и происходить в атмосфере добра и поддержки. Мы стараемся создать для ребёнка ситуацию успеха, чтобы каждый мог «расправить свои крылья» и совершить свой неповторимый полёт в каком-либо деле, стремлении …
Рядом с ним должны быть родители, учителя, хорошие товарищи, которые помогут справиться с трудностями.
Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.
Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:
- не злись;
- не зазнавайся;
- не обижай слабого и младшего;
- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);
- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.
По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: не стало драк, почти исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.
Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше….
Аналитическая часть
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)
В классе 26 человек: 14 девочек, 12 мальчиков. 23 человека родились в 2005 году, а 3 человека – в 2004 году.
Начиная с первого класса, среди учащихся выделились три микрогруппы.
Первая группа – дети ходили в один детский сад, живут в одном доме или в одном дворе. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе, ходят в кружки.
Вторая группа – дети, которые посещали вместе подготовительные курсы в школе в течении года. Их более 80%. Они хорошо общаются между собой, часто объединяются в проектной деятельности.
Третья группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2, 3 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу, нашли друзей, подруг. Сложности в отношениях с детьми наблюдаются только у 2 мальчиков.
В первом классе отношения между детьми были более сложными, особенно между мальчиками часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки. Девочки в классе дружелюбны, доброжелательные, часто помогали гасить конфликты.
Во втором классе ссор стало меньше, агрессии и драк тоже, а в третьем классе силовые конфликты прекратились, общение стало более миролюбивым, дети научились договариваться друг с другом. Хотя иногда, во время подвижных игр вспыхивают ссоры, которые помогают устранить лидеры класса (они же старосты). Если у них не получается направить детей на «тропу мира», то на помощь им приходит учитель.
2. Учебная деятельность
Уровень успеваемости в классе средний, выше среднего, и есть три ученика, у которых уровень учебной деятельности ниже среднего.
Учащиеся, у которых высокий уровень успеваемости, активные, творческие дети участвуют во всех мероприятиях класса, школы, района, готовы, в полном смысле слова, «свернуть горы». У них стойкие внешние и внутренние мотивы учения, хорошие и отличные результаты.
Учащиеся со средним уровнем успеваемости тоже активные, творческие дети, но не всегда. Они принимают участие в мероприятиях лишь тогда, когда у них появляется интерес, «загораются глаза», и они могут достичь прекрасных результатов. Мотивы учения у них в основном внешние (не хотят огорчать родителей, любят получать хорошие оценки…), но у некоторых есть и внутренние мотивы (любят получать новые знания…).
Дети с уровнем успеваемости ниже среднего много сил тратят на учёбу, но в тоже время участвуют в выставках, конкурсах, ходят в кружки (театральный кружок, бальные танцы). У одного мальчика из этой группы – «золотые руки», у него поделки – одни из лучших в классе. Поэтому они не чувствуют себя вне группы класса, а принимают посильное участие в различных мероприятиях. Мотивы учения у них внешние. Они стараются не огорчать родителей, учителя, не подвести одноклассников.
В целом, дети в классе работоспособные, активные, большинство обладают хорошим и отличным вниманием, памятью, умеют сосредотачиваться на каком-либо деле, любят учиться, получать новые знания.
3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса
За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:
- приходить вовремя в школу;
- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;
- готовятся к уроку;
- правильно вести себя на переменах;
- аккуратно одеваться и раздеваться;
- следить за своим рабочим местом и др.
Но не у всех это получается, поэтому староста каждого ряда и дежурные напоминают им об этом.
Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети, которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.
4. Здоровье
В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 18 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 8 человек – в подготовительной.
Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, сосудистые заболевания, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.
Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)
5. Дополнительное образование учащихся класса
По ФГОСам каждый ученик, кроме школьного, может получать ещё и дополнительное образование. В нашем классе это положение успешно выполняется. С первого класса все ученики посещают кружки, секции, спортивные, музыкальные школы, бассейн, стадион «Динамо», музыкальные студии и др.
Широк и разнообразен круг интересов учащихся.
В классе есть 2 девочки, посещающие СДЮШОР № 16 по художественной гимнастике, имеют награды; 3 девочки посещают музыкальные школы; четверо детей занимаются бальными танцами; мальчики посещают секции по дзюдо, футболу на стадионе «Динамо»; двое детей ходят заниматься ИЗО в Художественный музей Н. Новгорода; трое детей посещают театральный кружок, две девочки ходят в музыкальную студию «Жаворонок», один ученик посещает секцию каратэ в Доме творчества имени Чкалова.
Ученики занимаются в кружках вне школы и в школе. В МБОУ СОШ № 19 они поют в ансамбле, играют в футбол, настольный теннис, большой теннис, в первом-втором классе занимались ритмикой, участвовали в программе «Реставрация русских балов».
Всё свободное время учащиеся заняты в кружках и секциях, некоторые из них посещают не один, а два и даже три кружка (секций).
6. Педагогические выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;
- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;
- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;
- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;
- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения, а у девочек – женские;
- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.
Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.
Диагностические исследования учащихся 1 – 3 класса
В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Это было необходимо для выстраивания каждому ученику коррекционной и дидактико-воспитательной работы.
Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:
- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;
- сформированность коллективистических отношений в классе;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.
В процессе диагностики у учащихся 1, 2 и начала 3 класса (сентябрь – октябрь, май) были рассмотрены следующие параметры:
- развитие вербально-логического мышления;
- установление логических связей;
- уровень концентрации внимания;
- память, речь;
- степень произвольной регуляции поведения;
- уровень волевой готовности;
- самооценка;
- саморегуляция;
- тревожность;
- агрессия;
- психологический климат семьи.
Данные исследований следующие:
Диаграмма 1. Уровень вербально-логического мышления учащихся (в %)
На диаграмме 1 видно:
- по сравнению с 1-м классом вырос процент учащихся с высоким, выше среднего и средним уровнем вербально-логического мышления;
- процент детей с низким и очень низким уровнем развития вербально-логического мышления уменьшился во 2 классе, но он всё-таки сохраняется. У этих детей преобладает наглядное мышление, объём знаний об окружающем мире находится на бытовом уровне. Логическое мышление развивается с трудом.
Диаграмма 2. Оценка успешности учащихся (в %)
На диаграмме 2 видно:
- процент учащихся с высоким уровнем успешности в учебе вырос незначительно: дети легко учатся, хорошо развиты мыслительные операции;
- самый высокий показатель – 3 уровень: дети также успешны, но, чтобы стать отличниками, нужно приложить усилия;
- несколько снизился процент учащихся, отнесенных к 2 и 1 уровню успешности: дети с педагогической запущенностью, им труднее даётся обучение.
Таблица 1. Исследование самооценки учащихся
Уровень самооценки | Сентябрь 2012 год | Май 2013 год | Сентябрь 2013 год | Май 2014 год | Сентябрь 2014 год |
завышенная | 5 % | 5 % | 5 % | 4 % | 4 % |
в норме | 76 % | 69 % | 73 % | 78 % | 82 % |
заниженная | 19 % | 17 % | 18 % | 15 % | 12 % |
низкая | 0 % | 9 % | 4 % | 3 % | 2 % |
Из таблицы 1 видно:
- подавляющее большинство учащихся имеют адекватную самооценку;
- снизился процент учащихся, имеющих заниженную самооценку.
Таблица 2. Исследование саморегуляции
Уровень саморегуляции | Сентябрь 2012 год | Май 2013 год | Сентябрь 2013 год | Май 2014 год | Сентябрь 2014 год |
в норме | 48 % | 58 % | 60 % | 61 % | 62 % |
ниже нормы | 33 % | 25 % | 25 % | 26 % | 26 % |
низкая | 19 % | 17 % | 15 % | 13 % | 12 % |
Из таблицы 2 видно:
- намечается рост уровня саморегуляции учащихся;
- снизился процент учащихся, имеющих уровень саморегуляции ниже нормы и низкий.
Таблица 3. Исследование школьной тревожности
Тревожность | Сентябрь 2012 год | Май 2013 год | Сентябрь 2013 год | Май 2014 год | Сентябрь 2014 год |
+ (есть) | 19 % | 21 % | 20 % | 19 % | 18 % |
- (нет) | 81 % | 79 % | 80 % | 81 % | 82 % |
Из таблицы 3 видно:
- у подавляющего большинства учащихся отсутствует уровень школьной тревожности;
- процент учащихся, испытывающих школьную тревожность несколько снизился и является невысоким.
Таблица 4. Наличие агрессии
Агрессия | Сентябрь 2012 год | Май 2013 год | Сентябрь 2013 год | Май 2014 год | Сентябрь 2014 год |
+ | 19 % | 20 % | 19 % | 18 % | 15 % |
- | 81 % | 80 % | 81 % | 82 % | 85 % |
Из таблицы 4 видно, что агрессивное поведение имеет положительную динамику к снижению.
Таблица 5. Исследование психологического климата семьи
Климат | Сентябрь 2012 год | Май 2013 год | Сентябрь 2013 год | Май 2014 год | Сентябрь 2014 год |
АДК | 57 % | 55 % | 56 % | 58 % | 60 % |
НПТД | 38 % | 34 % | 33 % | 32 % | 31 % |
П\Т, СРК | 5 % | 11 % | 11 % | 10 % | 9 % |
АДК – адекватный климат в семье,
НПТД – недостаток психологической теплоты дома,
П\Т – психологическая травма,
СРК – социально-ролевой конфликт
Из таблицы 5 видно:
- в 60% семей - адекватный климат в семье;
- намечается положительная динамика к снижению процента семей с недостатком психологической теплоты дома;
- неустойчивый показатель семей с социально-ролевым конфликтом.
Диаграмма 3.
Исследование коммуникативной компетенции учащихся (в %)
На диаграмме 3 видно:
- большинство учащихся имеет компетентный характер коммуникативной компетенции;
- намечается рост процента учащихся с компетентным характером коммуникативной компетенции.
Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху, без зависимости. Из данного исследования можно сделать вывод, что дети не всегда общаются «на равных», уверенно, бывают агрессивные выпады, оказывающие давление, и пассивное отношение к какой-либо ситуации, и заискивающие взаимоотношения.
Хотя основная масса детей способна участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять разные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.
Анализ диагностических результатов позволяет сделать следующие выводы.
1. Обучающиеся класса имеют недостаточный уровень сформированности базовых ключевых компетенций.
2. По сравнению с 1-м классом у учащихся наблюдается положительная динамика личностного развития.
3. Не все родители обладают достаточным уровнем педагогической культуры.
На основании сделанных выводов выявлены противоречия:
1. Между требованиями ФГОС и уровнем готовности учащихся класса к достижению поставленных целей и задач.
2. Между уровнем педагогической культуры родителей и требованиями ФГОС.
Проведённая диагностика показывает, что несмотря на выявленные противоречия, воспитательная система работает и даёт положительные результаты. Воспитательная система является открытой и в процессе перехода от одного этапа к другому происходит её коррекция и изменение в соответствии с требованиями ФГОС .
Целеполагание
Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
- воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
- приобщать к здоровому образу жизни;
- создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
- способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).
Концептуальные основы системы
При создании воспитательной системы «В мире добра» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».
Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.
В основе воспитательной системы «В мире добра» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:
- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.
- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;
- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;
- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.
- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.
Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.
В воспитательной системе класса выделены следующие направления:
- «С чего начинается Родина» (воспитание патриота и гражданина);
- «Дружба и братство дороже любого богатства» (коллективистическое воспитание);
- «Остановись, мгновение! Ты прекрасно…» (культурное и духовно-нравственное воспитание);
- «В здоровом теле – здоровый дух» (воспитание здорового образа жизни и заботы о природе).
Все эти направления воспитательной работы рассматриваются с позиций мира добра каждого ученика.
Схема 1. МОЙ МИР ДОБРА
РЕБЁНОК | ||||||
МОЙ ТРУД | МОЁ ЗДОРОВЬЕ | МОЙ ИНТЕЛЛЕКТ | МОЯ РОДИНА | МОЯ КУЛЬТУРА | МОЯ ДУХОВНОСТЬ | МОЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
Модель ученика – выпускника начальной школы
(в соответствии с ФГОС)
Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:
- ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
- ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
- ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
- ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Внешние и внутренние связи
и отношения воспитательной системы класса
При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.
Схема 2. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «В мире добра»
- Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
- Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
- Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
- Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
- Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры, Дом творчества, клуб им. Маслякова оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
- Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.
Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.
Социальный партнёр | Формы совместной деятельности |
1) Школьная библиотека, детская областная библиотека | Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д. |
2) Спортивные учреждения | Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи. |
3) Клуб им. Маслякова | Конкурсы, кружки, фестивали, игры, коллективно-творческие дела, праздники |
4) Театры, кинотеатры, выставки, музеи | Акции, праздники, классные часы |
5) Общественные организации | Акции, выставки, слёты, олимпиады |
Механизм функционирования воспитательной системы класса
На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).
Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.
Воспитательная работа в классе ведётся по 4 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.
Направления воспитательной работы
«Дружба и братство дороже любого богатства»
Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения.
«С чего начинается Родина…»
Работа по формированию гражданско-патриотических качеств личности, нравственных представлений о себе в обществе.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде.
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»
Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.
Для более эффективного решения задач вся деятельность в рамках каждого направления делится на три части:
- диагностическая;
- информационная;
- развивающая.
Диагностическая часть (изучение семей, учащихся).
Беседы, анкеты, тесты, интервью, общение на сайте.
Целенаправленное наблюдение реального поведения и взаимоотношений в семье, в классе.
Информационная часть (психолого-педагогическое просвещение).
Тематические родительские собрания (участие психолога школы, сотрудников библиотеки, врача школы и др.).
Развивающая часть.
Участие родителей в подготовке, организации и проведении коллективных творческих дел, проектов, участие в различных мероприятиях.
Тематические классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы в театры, кинотеатры, выезды на природу и т.д.
Викторины, конкурсы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры.
«Дружба и братство дороже любого богатства»
Задачи:
- создавать условия для позитивного общения в классе, для проявления самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- создавать ситуацию успеха, демонстрировать достижения ребят родителям, сверстникам;
- учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других;
- учиться слушать и слышать собеседника, принимать другую точку зрения, уметь отстаивать свою.
Ожидаемые результаты:
Создание комфортной и благоприятной среды для позитивного общения, для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Активное участие детей во всех мероприятиях класса и школы, самостоятельная организация мероприятий.
Формирование межличностных отношений.
Активное участие родителей в жизни класса.
«С чего начинается Родина…»
Задачи:
- воспитывать гордость за свою страну, знать её историю, законы своего государства, сохранять историю родного города, края, страны;
- воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, свою позицию, интересы своей семьи, государства;
- формировать толерантность по отношениям к другим вероисповеданиям, нациям, народам;
- воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять.
Формирование чувства гордости за своих предков, земляков, граждан страны.
Формирование чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Воспитание в детях чувства сопричастности к тому, что происходит в стране и в мире.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Задачи:
- формировать понимание значимости здоровья в жизни;
- знакомить с опытом и традициями взрослых по сохранению здоровья;
- приобщать детей к здоровому образу жизни на собственном примере;
- знакомить учащихся со здоровьесберегающими технологиями и пробуждать желание делать правильный жизненный выбор.
Ожидаемые результаты:
Формирование стойкого интереса к здоровому образу жизни.
Формирование прочного убеждения в неприятии вредных привычек.
Профилактика различных заболеваний.
Экскурсии, прогулки, выезды на природу должны стать любимым занятием.
Родители активны и показывают пример детям, поддерживают их в выборе здорового образа жизни.
«Остановись, мгновение! Ты прекрасно»
Задачи:
- организовывать посещение театров, кинотеатров, выставок, познавательных экскурсий с целью развития духовно-нравственной личности;
- проводить различные мероприятия на высоком культурном уровне;
- приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой мировой культуры;
- привлекать родителей к проведению данной работы, которые своей заинтересованностью будут способствовать пробуждению интереса к общечеловеческим ценностям.
Ожидаемые результаты:
Формирование и воспитание культурных и образованных граждан страны.
Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя.
Активное участие родителей и детей в мероприятиях этого направления.
Этапы функционирования воспитательной системы класса
Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:
- проектирование (или прогнозирование);
- становление;
- успешное функционирование;
- совершенствование.
I этап. «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
(сентябрь 2012 – май 2013 г.)
- Знакомство с учениками класса, изучение их интересов, потребностей и других личностных характеристик.
- Проектирование желаемого образа класса.
- Определение перспектив развития классного коллектива.
Такая деятельность становится главным самообразующим фактором.
II этап. «Дружба крепкая не сломается….»
(сентябрь 2013 – май 2014 г.)
- Укрепление межличностных отношений.
- Формирование чувства «мы».
- Использование различных форм и способов совместной деятельности.
- Формирование традиций класса.
На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.
III этап. «Твори добро другим во благо»
(сентябрь 2014 – май 2015 г.)
- Активно развиваются самоуправленческие начала.
- Актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело».
Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.
IV этап. «Всегда иди дорогою добра»
(сентябрь 2015 – май 2016 г.)
Для этого этапа характерны следующие тенденции:
- находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;
- обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.
Воспитательная система соответствует проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность класса. Жизнь коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством учащихся.
Образно работу воспитательной системы «В мире добра» можно представить в виде рисунка (см. ниже). Мы сажаем семена добра (I этап). Всё, что окружает ребёнка, взращивает эти семена, и появляется небольшой росток (II этап). Мы продолжаем ухаживать за этим ростком, и вот - это уже небольшое деревце (III этап). Затем оно становится выше и крепче (IV этап). Но так как наша система открытая, то в последующих классах надо продолжать ухаживать за этим деревцем, и оно наполнит мир красотой, радостью, добром.
Годовой цикл мероприятий
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
(сентябрь 2012 – май 2013 г.)
Направление | Деятельность | Участники |
«Дружба и братство дороже любого богатства» | Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса. Начало создания портфолио ученика, класса. Беседы о своих родных, составление родословной. Коллективное творческое дело: «Выбор правил жизни класса». Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Учись работать в команде». Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе» (проводят ученики 5-го класса). Участие в выставке технического творчества и др. | Классный руководитель, ученики 1, 5 классов, родители, психологи. |
«С чего начинается Родина» | Проект: «Мой любимый город» (узнаем больше об истории города). Коллективное творческое дело (КТД): выпуск газеты «Они прославили Нижегородский край». Экскурсии в парке И. Кулибина, А.С. Пушкина, по историческим местам города. Классные часы, посвященные людям нашего города и историческим местам. Участие в районных акциях, посвящённых Дню матери, улице Рождественской и др. Начало сбора материалов об участниках ВОВ – родственников учеников класса «И помнит мир спасённый». Встреча с ветеранами. Групповая работа: выпуск газет, посвящённых праздничным датам. | Классный руководитель, ученики, родители, родительский комитет, завуч по внеклассной работе. |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Встреча с медицинским работником школы, беседы о ЗОЖ. Тематические классные часы: «Подружись с зубной щёткой», «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу» и др. Встреча с работниками ДПС. Познавательные игры: «Твоё поведение на дороге», «Тонкий лёд», «Опасность сосулек», «Правила поведения в столовой». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Проект: «Кто жить умеет по часам» (составление собственного режима дня). КТД: «Ты - дежурный» (организация дежурства в классе) и др. | Классный руководитель, ученики, работники столовой, завуч по внеклассной работе. |
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно» | Посещение театров Нижнего Новгорода, воскресные посещения театра всей семьёй. Тематические выставки рисунков классные, школьные, фотовыставки: «Сердцу милые места», «Моё любимое животное» и др. Участие в конкурсах «Осенние фантазии», «Мягкая игрушка» и др. Проект: «Украсим свой класс к празднику». Классные часы, посвящённые творчеству классиков, презентации учащихся с использованием новых технологий и т.д. Проведение фольклорных праздников. Участие в проекте «Реставрация русских балов». | Классный руководитель, ученики 1 и 5 классов, учитель литературы 5 класса, родители, завуч по внеклассной работе. |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания. Заседания сменного родительского комитета. Индивидуальные консультации («скорая помощь»). | Классный руководитель, родители, родительский комитет. |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2012 – май 2013 год.
Закончился первый год обучения в школе. Интересно узнать, что понравилось и запомнилось детям и родителям в этом учебном году, а что их огорчило. Было проведено анкетирование детей и родителей.
Анкета для детей:
- Что тебя радует в школе?
- Что тебя огорчает в школе?
- Какое мероприятие тебе понравилось?
- Твои пожелания на будущий год.
Анкета для родителей:
- Что понравилось в этом учебном году?
- Ваши пожелания на будущий год.
- Какое мероприятие (дело) Вы могли бы провести в следующем году или принять участие в его подготовке?
Ответы на эти простые вопросы помогли убедится, что воспитательная работа движется в правильном, позитивном направлении.
Сотрудничество учителя, детей и родителей становится важным фактором в создании воспитательного пространства, где царит добро, дружба, уважение, культ знаний, взаимовыручка и взаимопомощь, каждый ребёнок в классе принимается таким, какой он есть.
Но остались проблемы, над которыми предстоит работать на следующем этапе:
- продолжать формировать культуру поведения, речи учащихся;
- лучше организовывать дежурство в классе;
- продолжать совершенствовать проектную деятельность, работу в группах;
- вовлекать больше родителей с учащимися.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы можем получить следующие результаты:
- социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- приобщение к здоровому образу жизни, получение дополнительного образования каждым учеником;
- раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
- укрепление гражданской позиции;
- стремление к самореализации.
Годовой цикл мероприятий
«Дружба крепкая не сломается….»
(сентябрь 2013 – май 2014 г.)
Направление | Деятельность | Участники |
«Дружба и братство дороже любого богатства» | Проект: «Живём по правилам дружбы». КДТ: «Учимся дежурить», «Чистота и уют рядом живут». Классные часы, посвящённые увлечениям ребят (рассказ о дополнительном образовании учащихся). Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Учись работать в команде». Участие в выставке технического творчества и т.д.. | Классный руководитель, ученики, родители, психологи. |
«С чего начинается Родина» | Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ). КДТ: «Моя страна» (групповая работа). Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны. Встречи с ветеранами. Экскурсии по историческим местам города и т.д.. | Родители, родительский комитет, классный руководитель, ученики. завуч по внеклассной работе. |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Проекты: «Как жить в согласии природы», «Природа в опасности», «Наша Олимпиада». КДТ: выпуск газет, посвященных Олимпийским играм в Сочи. Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Индивидуальная работа: каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена». Экскурсии в природу с учёным-экологом и т.д. | Родители, классный руководитель, ученики. |
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно» | Посещение театров, музеев, выставок. Экскурсии в школьную библиотеку и детскую областную библиотеку. Участие в школьном и районном конкурсе чтецов. Фольклорные праздники (совместно с учениками 6 класса). КДТ: «Оформление вазонов в школьном дворе». Проект: «Сочиняем сказки». Участие в проекте «Реставрация русских балов». | Ученики 1 и 6 классов, классный руководитель, учитель литературы 6 класса, завуч по внеклассной работе, родители |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации («скорая помощь»). | Классный руководитель, родители, родительский комитет. |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2013 – май 2014 года.
По окончании второго этапа воспитательной работы было проведено анкетирование детей и родителей. Классный руководитель совместно с родительским комитетом изучили пожелания детей и родителей класса на основании которых были сделаны следующие выводы:
- в классе функционирует самоуправление;
- большинство детей способны осуществлять коллективную творческую и познавательную деятельность, хотя не у всех это получается;
- активное участие в жизнедеятельности класса принимают родители;
- в классе появились традиции: празднование дня именинника, Дня победы, изготовление Книги памяти, сбор портфолио класса, проведение тимбилдингов и др.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса мы должны получить следующие результаты:
- дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
- стремление к самореализации, к самостоятельности;
- приобщение к ЗОЖ;
- раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
- дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
- дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.
Годовой цикл мероприятий
«Твори добро по всей земле»
(сентябрь 2014 – май 2015 г.)
Направление | Деятельность | Участники |
«Дружба и братство дороже любого богатства» | Проект: «Наша классная жизнь» (распределение поручений и обязанностей). Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах» и др. КТД: «Правила поведения в школе» (выпуск газет, открыток, комиксов). Участие в выставке технического творчества. Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Мы - команда» и т.д.. | Классный руководитель, ученики, родители, психологи |
«С чего начинается Родина» | Проект: «Сыны Отечества» (участие в районной акции). КТД: участие в конкурсе «Моя семья в истории страны». Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. Участие в акции: «Подарок маме своими руками». Проект: «Любимой мамочке» (выпуск газет в группах). Экскурсия в дом-музей Рукавишниковых. Цикл уроков мужества, посвящённых 70-летию Победы. Участие в праздновании Дня Победы, встреча с ветеранами и т.д. | Родители, классный руководитель, завуч по внеклассной работе, ученики 3 и 7 классов. |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Проект: «Моя зарядка» (поделись своим комплексом упражнений). Участие в районном конкурсе «Русская скакалка». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома» и др. КТД: «Воскресный день здоровья» (прогулка в парке всей семьёй) и др. | Родители, ученики, медработник школы, классный руководитель. |
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно» | Проект: «Прекрасен мир в глазах ребёнка» (выставка фотографий и рисунков, газет). Участие в конкурсах: эстрадной песни «Парус надежды», новогодних открыток «Морозко», рисунка «Праздник к нам приходит», новогодней песни (вместе с учениками 7 класса). КТД: «Праздник осени». Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек Фольклорные праздники: «Масленица» и др. | Классный руководитель, ученики 1 и 7 классов, учитель литературы 7 класса, родители, учитель музыки |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации («скорая помощь»). | Классный руководитель, родители, родительский комитет. |
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2014 – май 2015 года будет проведен в мае 2015 года в виде анкетирования и -сочинений,других методик.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
- совершенствование самоуправления в классе;
- привитие ЗОЖ;
- воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
- дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
- раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.
Промежуточный анализ 3 этапа воспитательной работы «Твори добро», проведённой в 3 «В» классе (2014 – 2015 год)
На данном этапе ставились следующие задачи:
- дальнейшее сплочение коллектива класса;
- развитие и формирование самоуправленческих навыков;
- формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Во II четверти 3-го класса были проведены промежуточные диагностики:
Диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе».
Каждый ученик должен был подготовить один кадр о нашем классе, чтобы получился мультфильм.
Ребята рисовали самостоятельно без подсказок и коррекции учителя. Кадры потом склеиваются, и ребята озвучивают свой кадр. Эта методика позволила получить много информации о классе:
- Какие сцены и факты из жизни класса повторяются;
- Какие имена чаще называются в кадрах мультфильма;
- Какая эмоциональная окраска фильма – злая, добрая, смешная, грустная и др.;
- Какие проблемы поднимает мультфильм.
Мультфильм получился смешным и добрым, без драк, ссор, оскорблений. Ребята рассказывали о своей школьной жизни, какие уроки им нравятся, что любят делать после уроков.
Учащимся предлагалось дома написать сочинение на тему по выбору: «Если б я был бы учителем», «На каких уроках мне не бывает скучно».
Анализ сочинений показал, что четыре ученика хотят в будущем стать учителями, многие написали о своих любимых уроках: математики, окружающего мира, физкультуры, ИЗО, английского языка. Стало понятно, что труднее всех даётся им русский язык. Он требует много сил.
Дети в сочинениях высказали своё доброжелательное мнение о школе.
Методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующую нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка будет низкой.
Было проведено анкетирование учащихся: «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха».
Отношение к природе |
|
Любознательность |
|
Прилежание |
|
Поведение |
|
Гражданские качества |
|
Оценивание проводится по пятибалльной системе:
5 | всегда |
4 | часто |
3 | редко |
2 | никогда |
1 | другая позиция |
По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет пять оценок. Затем из пяти оценок вновь выводится среднеарифметическое значение. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл | Уровень |
4, 5 – 5 | высокий |
4 – 4, 4 | хороший |
2,9 – 3, 9 | средний |
2 – 2, 8 | низкий |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.
Качества личности | Средний балл | Уровень |
Отношение к природе | 4, 2 | хороший |
Любознательность | 4, 3 | хороший |
Прилежание | 4, 0 | хороший |
Поведение | 3, 9 | средний |
Гражданские качества | 4, 6 | высокий |
Сводные данные по классу | 4, 2 | хороший |
Как показывают результаты анкетирования учащихся: у них в основном хороший уровень воспитанности. Дети начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, начинают осознавать свой образ, что делают хорошего, плохо, какие у них есть качества характера, какие из них положительные, какие отрицательные, как они относятся к природе, к друзьям, к школе, что интересует их в жизни.
Выводы:
Результаты методик показывают, что дети достаточно нравственно воспитаны, на первом месте по значимости такие ценности, как любовь к родным, Родине, дружба, взаимовыручка, гордость за страну, ответственность за свои поступки.
Коммуникативные навыки также сформированы, дети хорошо общаются между собой. Девочки и мальчики стали общаться больше в этом году, вместе играть.
Диаграмма 4. Совместная деятельность детей и родителей (в %)
На диаграмме 4 видно:
- снизился процент учащихся, выполняющих домашние задания с родителями;
- вырос процент семей, в которых родители стали интересоваться школьной жизнью;
- вырос процент семей, участвующих в совместных походах, поездках.
Выводы:
Родители стали больше внимания уделять детям, разговаривать о прожитом, вместе ходить в походы. Их интересует классная жизнь. Об этом свидетельствуют и анкеты, проведённые на последнем собрании.
Детям была предложена тема сочинения: «Какой будет моя семья?»
Работы очень интересные. Многие хотели, чтобы их семья была похожа на семью родителей. Но некоторые хотели иметь много детей. (У нас в классе 3 многодетные семьи и 7 неполных семей).
Хорошо, что дети уже сейчас задумываются о том, какими они станут родителями, какие у них будут отношения в своей семье, сколько будет детей.
Хочется верить, что, став взрослыми, они станут хорошими родителями и сделают мир чуточку добрее.
Годовой цикл мероприятий
«Всегда иди дорогою добра»
(сентябрь 2015 – май 2016 г.)
Направление | Деятельность | Участники |
«Дружба и братство дороже любого богатства» | Проект: «Передай свой опыт школьной жизни первокласснику» (викторины, коллаж, газеты). Конкурсы «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики». КТД: подготовка праздника для первоклассников (групповая работа). Классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Кого можно назвать другом», «Как дарить подарки» и т.д. Занятие с психологами – тимбилдинг: «Делай как я, делай лучше меня». | Ученики 4 и 1 классов, классный руководитель. |
«С чего начинается Родина» | Проект: «С днём рождения, Нижний Новгород». Посещение выставки «Золотая хохлома». Возложение цветов к Вечному огню в Кремле. КТД: концерт ко Дню защитника Отечества, к Дню Победы, создание фильма о ветеране. Изготовление Книги памяти. Викторины о ВОВ, о родном городе и др. Экскурсии по городу и др. | Классный руководитель, ученики, родители, завуч по внеклассной работе. |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Проект: «Ты и твоё здоровье» (профилактика вирусных заболеваний). Участие в днях здоровья. Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Классные часы «Безопасность в холодный период», «Безопасность на дорогах», «Твой друг - светофор» и др. КТД: субботник по уборке двора школы, высаживание цветов, деревьев и т.д.. | Классный руководитель, ученики, родители, завуч по внеклассной работе. |
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно» | Проект: «Здравствуй, осень» (осенний бал). Посещение театров. Экскурсия в центральную детскую библиотеку «Что читать четверокласснику». КТД: КВН. Участие в конкурсах песни, чтецов. Литературная викторина «Знаешь ли ты классическую литературу». Инсценирование сказок для первоклассников. Фольклорный праздник: «Святочная неделя» и др. | Ученики 1, 4 и 8 классов, учитель литературы 8 класса, классный руководитель, |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации. | Классный руководитель, родители, родительский комитет. |
На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:
- конкурсы,
- проекты,
- КТД,
- встречи,
- игры,
- концерты,
- экскурсии,
- творческие мастерские,
- психологические тренинги (тимбилдинги),
- дебаты,
- диспуты и т.д..
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2015 – май 2016 года будет проведен в мае 2016 года в виде анкетирования, сочинений и творческих работ,с использованием методик Н.Шишкиной и др..
Ожидаемые результаты:
- коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
- коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
- создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.
Управление жизнедеятельностью классного коллектива
Детское самоуправление
Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Организация классного самоуправления
Воспитательная система называется «В мире добра», поэтому на протяжении 3-х лет мы стараемся делать жизнь в нашем классе добрее. С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на группы по интересам: «Друзья природы», «Книголюбы», «Любители чистоты и порядка», «Санитары», «Затейники», «Консультанты», «Редколлегия». У каждой группы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик (ца) (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.
По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.
Во втором классе структура самоуправления изменилась: класс был разделён на три отряда, в каждом отряде был избран свой командир (методикой социометрии). Теперь в каждом отряде выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отряда, если кто-то не справляется. Члены отряда могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отрядов докладывают классному руководителю о работе своих отрядов, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командиры отрядов и их заместители составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.
Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.
Родительское самоуправление.
Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы решили, что все родители будут принимать участие в жизнедеятельности класса, поэтому они разделились на 4 группы, и каждая из них – «сменный» родительский комитет. Ежегодно в родительском комитете работает одна из групп. Даже если родители прекрасно справились со своими функциями, на следующий год всё равно выбирается другая группа родителей. Такая форма работы даёт положительные результаты.
Во-первых, каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей. Во-вторых, снимается напряжённость во взаимоотношениях родителей. В-третьих, дети просто счастливы, что их родители помогают классу. Это способствует сплочению детей с родителями. В-четвертых, даже после того, как родитель закончил работу в комитете, он продолжает помогать коллективу детей, как бы не отрывается от его жизнедеятельности. Много ещё положительных моментов в этой форме работы с родителями.
Я выступала с докладом по этой теме на педагогических чтениях (текст доклада приводится ниже).
Итак, родительский комитет избран. На первом его заседании мы распределяем обязанности и выбираем:
- трудовой сектор (помощь в поддержании чистоты в кабинете, составление графика дежурств родителей, украшение класса, помощь в ремонте мебели и т.д.);
- финансовый сектор (помощь в покупке канцтоваров, призов, грамот для детей, наглядных пособий, тетрадей на печатной основе и т.д.);
- культмассовый сектор (помощь в организации праздников, экскурсий, походов в театры, в музеи, на выставки, помощь в выпуске газет и т.д.);
- здоровьесберегающий сектор (помощь в доставке бутыллированной воды, дезинфекция кабинета во время карантина, каникул, обновление аптечки класса, пошив ватно-марлевых повязок для детей и т.д.).
Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.
Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, психолог, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс | ||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс | ||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.
Диагностика – это специфический вид педагогической деятельности. С её помощью можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы.
В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:
- предварительное изучение;
- анкетирование;
- наблюдение;
- мониторинг;
- метод проекта;
- тестирование;
- социометрия;
- групповая и индивидуальная оценка;
- микроисследование.
Использование различных методик и технологий
Воспитательная задача | Критерий | Методика исследования |
1) Формирование комфортного сосуществования в коллективе | Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости | Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе», метод проекта и др. |
2) Способствовать формированию нравственной личности | Сформированность нравственного потенциала | Наблюдение, методика «Цветик-семицветик» И. Витковской, методика изучения личности и коллектива Н. Шишкина, методика неоконченных предложений, тест Н. Щуровой «Размышления о жизненном опыте» (адаптированный к начальной школе) и др. |
3) Приобщение к здоровому образу жизни | Сформированность физического потенциала | Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др. |
4) Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала | Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала | Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика Л. Бойбородовой «Исследование мотивов участия в совместной деятельности», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др. |
Изучение психологического климата семьи.
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.
Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.
Ожидаемые результаты
В конце 4 класса мы предполагаем получить следующие результаты:
1) сформированности нравственных представлений, усвоение навыков нравственного поведения, способности решать все проблемы с позиций добра;
2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;
3) приобщение к здоровому образу жизни;
4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;
5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.
Образ выпускника начальной школы.
Образ выпускника начальной школы | Любовь к своему народу, истории, стране |
Признание себя, своего «я» | |
Любовь и верность семье | |
Стремление к совершенствованию | |
Здоровый образ жизни | |
Культура общения и поведения | |
Духовность, нравственность, толерантность | |
Уважение к труду, творчеству | |
Совершать свои поступки с позиции добра |
Средства реализации воспитательной системы класса
Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочное и внеурочная деятельность.
Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки. У них появился даже свой сплочённый коллектив, который сотрудничает с родителями, детьми, учителем класса. По окончании мероприятий дети и взрослые делятся впечатлениями и пишут в свои портфолио отзывы о них.
К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:
- День именинника;
- День матери;
- День защитника Отечества;
- Фольклорный праздник;
- Праздник «23+8»;
- День Победы;
- Встречи с ветеранами ВОВ;
- Концерты и т.д.
Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.
Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», создание портфолио класса, наполнение своего портфолио,психологические тренинги очень любят ученики. Часто в этом помогают родители.
Традиционными стали экскурсии: «Нижегородский валенок», «На фабрику ёлочных игрушек», на хлебозавод, в парки и др. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя в общественных местах.
На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.
Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.
Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «В мире добра» работает эффективно. Мы стараемся сделать мир добрее.
Очень хочется надеяться, что на 4 этапе нашей воспитательной системы не будет сбоев, и работа продолжится в последующих классах. Система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться, так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых людях. Ведь не случайно в народе говорится , что жизнь дана на добрые дела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
- Белкин А.С. «Ситуация успеха. Как ее создать».- М.: «Просвещение», 1991 г.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
- «Воспитание успешно, если оно системно»,- Н.Новгород, 2001г.
- Воспитание… ценности и цели/ Научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2004.-175 с.
- Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996.
- Классный руководитель в школе / научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
- Педагогическая энциклопедия/ Гл. ред.- А.И.Каиров и Ф.Н.Петров.- М.: Сов. Энциклопедия, 1964.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед.учебн. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с
- Спутник классного руководителя/ Научно-практический журнал/№1-8, 2011
- Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
- Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/ М.: Сентябрь, 1996.-96 с.
Нормативные правовые акты
- Конвенция ООН «О правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21.12.2012 года № 273-ФЗ
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) - Национальная доктрина развития образования в России до 2025 года (Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.)
- Государственная программа Нижегородской области "Развитие образования в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года" (Постановление правительства Нижегородской области от 31.10.2013 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательная система по новым ФГОС. 1 класс.
Материал для создания плана воспитательной работы в 1 классе по новым ФГОС. Использована концепция воспитания школьников по методике Н.Е.Щурковой. Все таблицы удобны для использования, стоит только вс...
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
Воспитательная система «Дорогою добра»
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) кардинальным образом изменяет образовательный процесс. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС делает возможны...
Воспитательная система с учащимися 3 "А" класса. «Сад здоровья и доброты».
Воспитательная системас учащимися 3 «А» класса.«Сад здоровья и доброты». Работу выполнила: Стельмашова Людмила Петровна,учитель МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева,г. Семикара...
Воспитательная система "Времена года" (1-4 классы)
Цель воспитательной системы класса – создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка.Задачи:· способствовать развитию детей на ...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс
Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...
Программа воспитательной работы "Планета добра" 1-4 класс
Программа воспитательной работы "Планета добра " 1-4 класс...