Воспитательная система "В мире добра" (1-4 класс)
учебно-методический материал на тему

Тарасова Анна Ивановна

Воспитательная система разработана для учащихся 1- 4 классов. В ней представлены основные направления воспитательной работы. Работа приводится в сокращении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_v_mire_dobra_7_marta_2015_goda.doc861 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

Воспитательная система класса

(1 – 4 класс)

«В мире добра»

Автор-разработчик:

Тарасова Анна Ивановна

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Нижний Новгород

2015


Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Тарасова Анна Ивановна

Год рождения: 20.09.1960 г.

Образование: высшее

Наименование образовательного учреждения: ГГПИ им. М.Горького, факультет педагогический, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ №19 (7 лет)

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Работала в следующих школах:

МБОУ СОШ № 97 (6 лет),

МБОУ СОШ № 100 (15 лет),

МБОУ СОШ № 18 (4 года),

МБОУ СОШ № 19

Стаж работы по специальности: 32 года  

Общий стаж: 33 года

Категория: первая квалификационная категория

«Жизнь дана на добрые дела…»

      (Народная мудрость)

Обоснование

В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка. Государственная стратегия в области образования – построение инновационной экономики, а значит, формирование нового человека с устойчивой мировоззренческой позицией, которую формируют:

- межпредметный характер познания;

- компетентностные результаты;

- деятельностный самообразовательный характер обучения и воспитания;

- коммуникативная и информационная культура.

Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Мы растим нового человека, умеющего адаптироваться в любой социальной среде. Важно помочь школьнику систематизировать, обобщить, помочь осмыслить полученные знания и связать их со своим жизненным опытом. Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.

При создании данной воспитательной системы учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, цели и задачи воспитательной системы школы с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами воспитательной системы стали:

- здоровьесбережение школьника;

- духовно-нравственное развитие;

- ежедневное повышение уровня культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.

Всё, что происходит с ребёнком каждый день, подчиняется этим важным задачам воспитания. Любой поступок свой или товарища, урок, перемена, мероприятие – все должно способствовать становлению личности ребёнка и происходить в атмосфере добра и поддержки. Мы стараемся создать для ребёнка ситуацию успеха, чтобы каждый мог «расправить свои крылья» и совершить свой неповторимый полёт в каком-либо деле, стремлении …

Рядом с ним должны быть родители, учителя, хорошие товарищи, которые помогут справиться с трудностями.

Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.

Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:

- не злись;

- не зазнавайся;

- не обижай слабого и младшего;

- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);

- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.

По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: не стало драк, почти исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.

Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас  становился лучше….  

     

Аналитическая часть

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)

В классе 26 человек: 14 девочек, 12 мальчиков. 23 человека родились в 2005 году, а 3 человека – в 2004 году.

Начиная с первого класса, среди учащихся выделились три микрогруппы.

Первая группа – дети ходили в один детский сад, живут в одном доме или в одном дворе. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе, ходят в кружки.

Вторая группа – дети, которые посещали вместе подготовительные курсы в школе в течении года. Их более 80%. Они хорошо общаются между собой, часто объединяются в проектной деятельности.

Третья группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2, 3 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу, нашли друзей, подруг. Сложности в отношениях с детьми наблюдаются только у 2 мальчиков.

В первом классе отношения между детьми были более сложными, особенно между мальчиками часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки. Девочки в классе дружелюбны, доброжелательные, часто помогали гасить конфликты.

Во втором классе ссор стало меньше, агрессии и драк тоже, а в третьем классе силовые конфликты прекратились, общение стало более миролюбивым, дети научились договариваться друг с другом. Хотя иногда, во время подвижных игр вспыхивают ссоры, которые помогают устранить лидеры класса (они же старосты). Если у них не получается направить детей на «тропу мира», то на помощь им приходит учитель.

2. Учебная деятельность

Уровень успеваемости в классе средний, выше среднего, и есть три ученика, у которых уровень учебной деятельности ниже среднего.

Учащиеся, у которых высокий уровень успеваемости, активные, творческие дети участвуют во всех мероприятиях класса, школы, района, готовы, в полном смысле слова, «свернуть горы». У них стойкие внешние и внутренние мотивы учения, хорошие и отличные результаты.

Учащиеся со средним уровнем успеваемости тоже активные, творческие дети, но не всегда. Они принимают участие в мероприятиях лишь тогда, когда у них появляется интерес, «загораются глаза», и они могут достичь прекрасных результатов. Мотивы учения у них в основном внешние (не хотят огорчать родителей, любят получать хорошие оценки…), но у некоторых есть и внутренние мотивы (любят получать новые знания…).

Дети с уровнем успеваемости ниже среднего много сил тратят на учёбу, но в тоже время участвуют в выставках, конкурсах, ходят в кружки (театральный кружок, бальные танцы). У одного мальчика из этой группы – «золотые руки», у него поделки – одни из лучших в классе. Поэтому они не чувствуют себя вне группы класса, а принимают посильное участие в различных мероприятиях. Мотивы учения у них внешние. Они стараются не огорчать родителей, учителя, не подвести одноклассников.

В целом, дети в классе работоспособные, активные, большинство обладают хорошим и отличным вниманием, памятью, умеют сосредотачиваться на каком-либо деле, любят  учиться, получать новые знания.

3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса

За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:

- приходить вовремя в школу;

- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;

- готовятся к уроку;

- правильно вести себя на переменах;

- аккуратно одеваться и раздеваться;

- следить за своим рабочим местом и др.

Но не у всех это получается, поэтому староста каждого ряда и дежурные напоминают им об этом.

Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети,  которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.

4. Здоровье

В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 18 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 8 человек – в подготовительной.

Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, сосудистые заболевания, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.

Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)

5. Дополнительное образование учащихся класса

По ФГОСам каждый ученик, кроме школьного, может получать ещё и дополнительное образование. В нашем классе это положение успешно выполняется. С первого класса все ученики посещают кружки, секции, спортивные, музыкальные школы, бассейн, стадион «Динамо», музыкальные студии и др.

Широк и разнообразен круг интересов учащихся.

В классе есть 2 девочки, посещающие СДЮШОР № 16 по художественной гимнастике, имеют награды; 3 девочки посещают музыкальные школы; четверо детей занимаются бальными танцами; мальчики посещают секции по дзюдо, футболу на стадионе «Динамо»; двое детей ходят заниматься ИЗО в Художественный музей Н. Новгорода; трое детей посещают театральный кружок, две девочки ходят в музыкальную студию «Жаворонок», один ученик посещает секцию каратэ в Доме творчества имени Чкалова.

Ученики занимаются в кружках вне школы и в школе. В МБОУ СОШ № 19 они поют в ансамбле, играют в футбол, настольный теннис, большой теннис, в первом-втором классе занимались ритмикой, участвовали в программе «Реставрация русских балов».

Всё свободное время учащиеся заняты в кружках и секциях, некоторые из них посещают не один, а два и даже три кружка (секций).

6. Педагогические выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;

- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;

- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;

- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;

- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения, а у девочек – женские;

- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.

Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.

Диагностические исследования учащихся 1 – 3 класса

В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Это было необходимо для выстраивания каждому ученику коррекционной и дидактико-воспитательной работы.

Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:

- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;

- сформированность коллективистических отношений в классе;

- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.

В процессе диагностики у учащихся 1, 2 и начала 3 класса (сентябрь – октябрь, май) были рассмотрены следующие параметры:

- развитие вербально-логического мышления;

- установление логических связей;

- уровень концентрации внимания;

- память, речь;

- степень произвольной регуляции поведения;

- уровень волевой готовности;

- самооценка;

- саморегуляция;

- тревожность;

- агрессия;

- психологический климат семьи.

Данные исследований следующие:

Диаграмма 1. Уровень вербально-логического мышления учащихся (в %)

На диаграмме 1 видно:

- по сравнению с 1-м классом вырос процент учащихся с высоким, выше среднего и средним уровнем вербально-логического мышления;

- процент детей с низким и очень низким уровнем развития вербально-логического мышления уменьшился во 2 классе, но он всё-таки сохраняется. У этих детей преобладает наглядное мышление, объём знаний об окружающем мире находится на бытовом уровне. Логическое мышление развивается с трудом.

Диаграмма 2. Оценка успешности учащихся (в %)

На диаграмме 2 видно:

- процент учащихся с высоким уровнем успешности в учебе вырос незначительно: дети легко учатся, хорошо развиты мыслительные операции;

- самый высокий показатель – 3 уровень: дети также успешны, но, чтобы стать отличниками, нужно приложить усилия;

- несколько снизился процент учащихся, отнесенных к 2 и 1 уровню успешности: дети с педагогической запущенностью, им труднее даётся обучение.

Таблица 1. Исследование самооценки учащихся

Уровень самооценки

Сентябрь 2012 год

Май

2013 год

Сентябрь

2013 год

Май

2014 год

Сентябрь

2014 год

завышенная

5 %

5 %

5 %

4 %

4 %

в норме

76 %

69 %

73 %

78 %

82 %

заниженная

19 %

17 %

18 %

15 %

12 %

низкая

0 %

9 %

4 %

3 %

2 %

Из таблицы 1 видно:

- подавляющее большинство учащихся имеют адекватную самооценку;

- снизился процент учащихся, имеющих заниженную самооценку.

Таблица 2. Исследование саморегуляции

Уровень саморегуляции

Сентябрь 2012 год

Май

2013 год

Сентябрь 2013 год

Май

2014 год

Сентябрь

2014 год

в норме

48 %

58 %

60 %

61 %

62 %

ниже

нормы

33 %

25 %

25 %

26 %

26 %

низкая

19 %

17 %

15 %

13 %

12 %

Из таблицы 2 видно:

- намечается рост уровня саморегуляции учащихся;

- снизился процент учащихся, имеющих уровень саморегуляции ниже нормы и низкий.

Таблица 3. Исследование школьной тревожности

Тревожность

Сентябрь 2012 год

Май

2013 год

Сентябрь

2013 год

Май

2014 год

Сентябрь

2014 год

+ (есть)

19 %

21 %

20 %

19 %

18 %

- (нет)

81 %

79 %

80 %

81 %

82 %

Из таблицы 3 видно:

- у подавляющего большинства учащихся отсутствует уровень школьной тревожности;

- процент учащихся, испытывающих школьную тревожность несколько снизился и является невысоким.

Таблица 4. Наличие агрессии

Агрессия

Сентябрь 2012 год

Май 2013 год

Сентябрь 2013 год

Май

2014 год

Сентябрь 2014 год

+

19 %

20 %

19 %

18 %

15 %

-

81 %

80 %

81 %

82 %

85 %

Из таблицы 4 видно, что агрессивное поведение имеет положительную динамику к снижению.

Таблица 5. Исследование психологического климата семьи

Климат

Сентябрь 2012 год

Май

2013 год

Сентябрь 2013 год

Май

2014 год

Сентябрь 2014 год

АДК

57 %

55 %

56 %

58 %

60 %

НПТД

38 %

34 %

33 %

32 %

31 %

П\Т, СРК

5 %

11 %

11 %

10 %

9 %

АДК – адекватный климат в семье,

НПТД – недостаток психологической теплоты дома,

П\Т – психологическая травма,

СРК – социально-ролевой конфликт

Из таблицы 5 видно:

- в 60% семей - адекватный климат в семье;

- намечается положительная динамика к снижению процента семей с недостатком психологической теплоты дома;

- неустойчивый показатель семей с социально-ролевым конфликтом.

Диаграмма 3.

Исследование коммуникативной компетенции учащихся (в %)

На диаграмме 3 видно:

- большинство учащихся имеет компетентный характер коммуникативной компетенции;

- намечается рост процента учащихся с компетентным характером коммуникативной компетенции.

Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху, без зависимости. Из данного исследования можно сделать вывод, что дети не всегда общаются «на равных», уверенно, бывают агрессивные выпады, оказывающие давление, и пассивное отношение к какой-либо ситуации, и заискивающие взаимоотношения.

Хотя основная масса детей способна участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять разные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.

Анализ диагностических результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Обучающиеся класса имеют недостаточный уровень сформированности базовых ключевых компетенций.

2. По сравнению с 1-м классом у учащихся наблюдается положительная динамика личностного развития.

3. Не все родители обладают достаточным уровнем педагогической культуры.

На основании сделанных выводов выявлены противоречия:

1. Между требованиями ФГОС и уровнем готовности учащихся класса к достижению поставленных целей и задач.

2. Между уровнем педагогической культуры родителей и требованиями ФГОС.

Проведённая диагностика показывает, что несмотря на выявленные противоречия, воспитательная система работает и даёт положительные результаты. Воспитательная система является открытой и в процессе перехода от одного этапа к другому происходит её коррекция и изменение в соответствии с требованиями ФГОС .

Целеполагание

Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
  2. воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
  3. приобщать к здоровому образу жизни;
  4. создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду  для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
  5. способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья → ученик → школа → семья).

Концептуальные основы системы

При создании воспитательной системы «В мире добра» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».

Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.

Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».

Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.

В основе воспитательной системы «В мире добра» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:

- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.

- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;

- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;

- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.

- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.

Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.

В воспитательной системе класса выделены следующие направления:

- «С чего начинается Родина» (воспитание патриота и гражданина);

- «Дружба и братство дороже любого богатства» (коллективистическое воспитание);

- «Остановись, мгновение! Ты прекрасно…» (культурное и духовно-нравственное воспитание);

- «В здоровом теле – здоровый дух» (воспитание здорового образа жизни и заботы о природе).

Все эти направления воспитательной работы рассматриваются с позиций мира добра каждого ученика.

Схема 1. МОЙ МИР ДОБРА

РЕБЁНОК

МОЙ

ТРУД

МОЁ

ЗДОРОВЬЕ

МОЙ

ИНТЕЛЛЕКТ

МОЯ

РОДИНА

МОЯ

КУЛЬТУРА

МОЯ

ДУХОВНОСТЬ

МОЙ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Модель ученика – выпускника начальной школы

(в соответствии с ФГОС)

Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:

  • ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
  • ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
  • ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
  • ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Внешние и внутренние связи

и отношения воспитательной системы класса

При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.

Схема 2. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «В мире добра»

  • Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
  • Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
  • Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
  • Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
  • Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры, Дом творчества, клуб им. Маслякова оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
  • Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.

Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.

Социальный партнёр

Формы совместной деятельности

1) Школьная библиотека,

детская  областная библиотека

Классные часы, интеллектуальные игры, беседы о сохранности книг и пользе чтения и т.д.

2) Спортивные учреждения

Соревнования, акции, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), встречи.

3) Клуб им. Маслякова

Конкурсы, кружки, фестивали, игры, коллективно-творческие дела, праздники

4) Театры, кинотеатры, выставки, музеи

Акции, праздники, классные часы

5) Общественные организации

Акции, выставки, слёты, олимпиады

   

Механизм функционирования воспитательной системы класса

На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).

Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.

Воспитательная работа в классе ведётся по 4 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.

Направления воспитательной работы

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения.

«С чего начинается Родина…»

Работа по формированию гражданско-патриотических качеств личности, нравственных представлений о себе в обществе.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде.

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…»

Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Для более эффективного решения задач вся деятельность в рамках каждого направления делится на три части:

  • диагностическая;
  • информационная;
  • развивающая.

Диагностическая часть (изучение семей, учащихся).

Беседы, анкеты, тесты, интервью, общение на сайте.

Целенаправленное наблюдение реального поведения и взаимоотношений в семье, в классе.

Информационная часть (психолого-педагогическое просвещение).

Тематические родительские собрания (участие психолога школы, сотрудников библиотеки, врача школы и др.).

Развивающая часть.

Участие родителей в подготовке, организации и проведении коллективных творческих дел, проектов, участие в различных мероприятиях.

Тематические классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы в театры, кинотеатры, выезды на природу и т.д.

Викторины, конкурсы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры.

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Задачи:

  1. создавать условия для позитивного общения в классе, для проявления самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  2. создавать ситуацию успеха, демонстрировать достижения ребят родителям, сверстникам;
  3. учиться правильно оценивать себя и быть объективным в оценивании других;
  4. учиться слушать и слышать собеседника, принимать другую точку зрения, уметь отстаивать свою.

Ожидаемые результаты:

Создание комфортной и благоприятной среды для позитивного общения, для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Активное участие детей во всех мероприятиях класса и школы, самостоятельная организация мероприятий.

Формирование межличностных отношений.

Активное участие родителей в жизни класса.

«С чего начинается Родина…»

Задачи:

  1. воспитывать гордость за свою страну, знать её историю, законы своего государства, сохранять историю родного города, края, страны;
  2. воспитывать умение делать свой правильный жизненный выбор, нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, свою позицию, интересы своей семьи, государства;
  3. формировать толерантность по отношениям к другим вероисповеданиям, нациям, народам;
  4. воспитывать любовь к своей семье, родным и близким, к малой родине.

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей нравственной гражданской позиции, которую они могут отстоять.

Формирование чувства гордости за своих предков, земляков, граждан страны.

Формирование чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Воспитание в детях чувства сопричастности к тому, что происходит в стране и в мире.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Задачи:

  1. формировать понимание значимости здоровья в жизни;
  2. знакомить с опытом и традициями взрослых по сохранению здоровья;
  3. приобщать детей к здоровому образу жизни на собственном примере;
  4. знакомить учащихся со здоровьесберегающими технологиями и пробуждать желание делать правильный жизненный выбор.

Ожидаемые результаты:

Формирование стойкого интереса к здоровому образу жизни.

Формирование прочного убеждения в неприятии вредных привычек.

Профилактика различных заболеваний.

Экскурсии, прогулки, выезды на природу должны стать любимым занятием.

Родители активны и показывают пример детям, поддерживают их в выборе здорового образа жизни.

«Остановись, мгновение! Ты прекрасно»

Задачи:

  1. организовывать посещение театров, кинотеатров, выставок, познавательных экскурсий с целью развития духовно-нравственной личности;
  2. проводить различные мероприятия на высоком культурном уровне;
  3. приобщать учащихся к сокровищам общечеловеческой мировой культуры;
  4. привлекать родителей к проведению данной работы, которые своей заинтересованностью будут способствовать пробуждению интереса к общечеловеческим ценностям.

Ожидаемые результаты:

Формирование и воспитание  культурных и образованных граждан страны.

Привитие любви и интереса к общечеловеческим ценностям, учить видеть прекрасное вокруг себя.

Активное участие родителей и детей в мероприятиях этого направления.

Этапы функционирования воспитательной системы класса

Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:

  1. проектирование (или прогнозирование);
  2. становление;
  3. успешное функционирование;
  4. совершенствование.

I этап. «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

(сентябрь 2012 – май 2013 г.)

  • Знакомство с учениками класса, изучение их интересов, потребностей и других личностных характеристик.
  • Проектирование желаемого образа класса.
  • Определение перспектив развития классного коллектива.

Такая деятельность становится главным самообразующим фактором.

II этап. «Дружба крепкая не сломается….»

(сентябрь 2013 – май 2014 г.)

  • Укрепление межличностных отношений.
  • Формирование чувства «мы».
  • Использование различных форм и способов совместной деятельности.
  • Формирование традиций класса.

На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.

III этап. «Твори добро другим во благо»

(сентябрь 2014 – май 2015 г.)

  • Активно развиваются самоуправленческие начала.
  • Актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело».

Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.

IV этап. «Всегда иди дорогою добра»

(сентябрь 2015 – май 2016 г.)

Для этого этапа характерны следующие тенденции:

  • находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;
  • обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.

Воспитательная система соответствует проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность класса. Жизнь коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством учащихся.

Образно работу воспитательной системы «В мире добра» можно представить в виде рисунка (см. ниже). Мы сажаем семена добра (I этап). Всё, что окружает ребёнка, взращивает эти семена, и появляется небольшой росток (II этап). Мы продолжаем ухаживать за этим ростком, и вот -  это уже небольшое деревце (III этап). Затем оно становится выше и крепче (IV этап). Но так как наша система открытая, то в последующих классах надо продолжать ухаживать за этим деревцем, и оно наполнит мир красотой, радостью, добром.

Годовой цикл мероприятий

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

(сентябрь 2012 – май 2013 г.)

Направление

Деятельность

Участники

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Проект: «Расскажи нам о себе», составление калейдоскопа увлечений учащихся класса. Начало создания портфолио ученика, класса. Беседы о своих родных, составление родословной. Коллективное творческое дело: «Выбор правил жизни класса». Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Учись работать в команде». Викторины, конкурсы: «Учимся играть вместе» (проводят ученики 5-го класса). Участие в выставке технического творчества и др.

Классный руководитель, ученики 1, 5 классов, родители, психологи.

«С чего начинается Родина»

Проект: «Мой любимый город» (узнаем больше об истории города). Коллективное творческое дело (КТД): выпуск газеты «Они прославили Нижегородский край». Экскурсии в парке И. Кулибина, А.С. Пушкина, по историческим местам города. Классные часы, посвященные людям нашего города и историческим местам. Участие в районных акциях, посвящённых Дню матери, улице Рождественской и др. Начало сбора материалов об участниках ВОВ – родственников учеников класса «И помнит мир спасённый». Встреча с ветеранами. Групповая работа: выпуск газет, посвящённых праздничным датам.  

Классный руководитель, ученики, родители, родительский комитет, завуч по внеклассной работе.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Встреча с медицинским работником школы, беседы о ЗОЖ. Тематические классные часы: «Подружись с зубной щёткой», «Твой режим дня», «Твой безопасный маршрут в школу» и др. Встреча с работниками ДПС. Познавательные игры: «Твоё поведение на дороге», «Тонкий лёд», «Опасность сосулек», «Правила поведения в столовой». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители).  Проект: «Кто жить умеет по часам» (составление собственного режима дня). КТД: «Ты - дежурный» (организация дежурства в классе) и др.

Классный руководитель, ученики, работники столовой, завуч по внеклассной работе.

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно»

Посещение театров Нижнего Новгорода, воскресные посещения театра всей семьёй. Тематические выставки рисунков классные, школьные, фотовыставки: «Сердцу милые места», «Моё любимое животное» и др. Участие в конкурсах «Осенние фантазии», «Мягкая игрушка» и др. Проект: «Украсим свой класс к празднику». Классные часы, посвящённые творчеству классиков, презентации учащихся с использованием новых технологий и т.д.  Проведение фольклорных праздников. Участие в проекте «Реставрация русских балов».

Классный руководитель, ученики 1 и 5 классов, учитель литературы 5 класса, родители, завуч по внеклассной работе.

Работа с родителями

Тематические родительские собрания. Заседания сменного родительского комитета. Индивидуальные консультации («скорая помощь»).

Классный руководитель, родители, родительский комитет.

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2012 – май 2013 год.

Закончился первый год обучения в школе. Интересно узнать, что понравилось и запомнилось детям и родителям в этом учебном году, а что их огорчило. Было проведено анкетирование детей и родителей.

Анкета для детей:

  1. Что тебя радует в школе?
  2. Что тебя огорчает в школе?
  3. Какое мероприятие тебе понравилось?
  4. Твои пожелания на будущий год.

Анкета для родителей:

  1. Что понравилось в этом учебном году?
  2. Ваши пожелания на будущий год.
  3. Какое мероприятие (дело) Вы могли бы провести в следующем году или принять участие в его подготовке?

Ответы на эти простые вопросы помогли убедится, что воспитательная работа движется в правильном, позитивном направлении.

Сотрудничество учителя, детей и родителей становится важным фактором в создании воспитательного пространства, где царит добро, дружба, уважение, культ знаний, взаимовыручка и взаимопомощь, каждый ребёнок в классе принимается таким, какой он есть.

Но остались проблемы, над которыми предстоит работать на следующем этапе:

- продолжать формировать культуру поведения, речи учащихся;

- лучше организовывать дежурство в классе;

- продолжать совершенствовать проектную деятельность, работу в группах;

- вовлекать больше родителей с учащимися.

Ожидаемые результаты.

Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы можем получить следующие результаты:

  1. социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  2. приобщение к здоровому образу жизни, получение дополнительного образования каждым учеником;
  3. раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
  4. укрепление гражданской позиции;
  5. стремление к самореализации.

Годовой цикл мероприятий

«Дружба крепкая не сломается….»

(сентябрь 2013 – май 2014 г.)

Направление

Деятельность

Участники

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Проект: «Живём по правилам дружбы». КДТ: «Учимся дежурить», «Чистота и уют рядом живут». Классные часы, посвящённые увлечениям ребят (рассказ о дополнительном образовании учащихся). Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Учись работать в команде». Участие в выставке технического творчества и т.д..

Классный руководитель, ученики, родители, психологи.

«С чего начинается Родина»

Проект: «И помнит мир спасенный» (продолжение сбора материала о родственниках - участниках ВОВ). КДТ: «Моя страна» (групповая работа). Классные часы, посвящённые героям войны, детям – участникам войны. Встречи с ветеранами. Экскурсии по историческим местам города и т.д..

Родители, родительский комитет, классный руководитель, ученики. завуч по внеклассной работе.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Проекты: «Как жить в согласии природы», «Природа в опасности», «Наша Олимпиада». КДТ: выпуск газет, посвященных Олимпийским играм в Сочи. Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Индивидуальная работа: каждый ученик знакомит класс со своей зарядкой «Моя зарядка», «Умная перемена». Экскурсии в природу с учёным-экологом и т.д.

Родители, классный руководитель, ученики.

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно»

Посещение театров, музеев, выставок. Экскурсии в школьную библиотеку и детскую областную библиотеку. Участие в школьном и районном конкурсе чтецов. Фольклорные праздники (совместно с учениками 6 класса). КДТ: «Оформление вазонов в школьном дворе». Проект: «Сочиняем сказки». Участие в проекте «Реставрация русских балов».

Ученики 1 и 6 классов, классный руководитель, учитель литературы 6 класса, завуч по внеклассной работе, родители

Работа с родителями

Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации («скорая помощь»).

Классный руководитель, родители, родительский комитет.

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2013 – май 2014 года.

По окончании второго этапа воспитательной работы было проведено анкетирование детей и родителей. Классный руководитель совместно с родительским комитетом изучили пожелания детей и родителей класса на основании которых были сделаны следующие выводы:

- в классе функционирует самоуправление;

- большинство детей способны осуществлять коллективную творческую и познавательную деятельность, хотя не у всех это получается;

- активное участие в жизнедеятельности класса принимают родители;

- в классе появились традиции: празднование дня именинника, Дня победы, изготовление Книги памяти, сбор портфолио класса, проведение тимбилдингов и др.

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса мы должны получить следующие результаты:

  1. дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
  2. стремление к самореализации, к самостоятельности;
  3.  приобщение к ЗОЖ;
  4. раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
  5. дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
  6. дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.

Годовой цикл мероприятий

«Твори добро по всей земле»

(сентябрь 2014 – май 2015 г.)

Направление

Деятельность

Участники

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Проект: «Наша классная жизнь» (распределение поручений и обязанностей). Тематические классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Ты и твои обязанности», «Поведение в общественных местах» и др. КТД: «Правила поведения в школе» (выпуск газет, открыток, комиксов). Участие в выставке технического творчества. Групповое занятие с психологами – тимбилдинг: «Мы - команда» и т.д..

Классный руководитель, ученики, родители, психологи

«С чего начинается Родина»

Проект: «Сыны Отечества» (участие в районной акции). КТД: участие в конкурсе «Моя семья в истории страны». Классные часы «Выдающиеся женщины России», «День Конституции РФ», «О космосе и космонавтах», «О нашей армии» и др. Праздник «23+8». Тематические выставки рисунков. Участие в акции: «Подарок маме своими руками». Проект: «Любимой мамочке» (выпуск газет в группах). Экскурсия в дом-музей Рукавишниковых. Цикл уроков мужества, посвящённых 70-летию Победы. Участие в праздновании Дня Победы, встреча с ветеранами и т.д.

Родители, классный руководитель, завуч по внеклассной работе, ученики 3 и 7 классов.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Проект: «Моя зарядка» (поделись своим комплексом упражнений). Участие в районном конкурсе «Русская скакалка». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители). Классные часы «Опасности тонкого льда», «Твоё любимое животное», «Твоя безопасность в школе и дома» и др. КТД: «Воскресный день здоровья» (прогулка в парке всей семьёй) и др.

Родители, ученики, медработник школы, классный руководитель.

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно»

Проект: «Прекрасен мир в глазах ребёнка» (выставка фотографий и рисунков, газет). Участие в конкурсах: эстрадной песни «Парус надежды», новогодних открыток «Морозко», рисунка «Праздник к нам приходит», новогодней песни (вместе с учениками 7 класса). КТД: «Праздник осени». Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек Фольклорные праздники: «Масленица» и др.

Классный руководитель, ученики 1 и 7 классов, учитель литературы 7 класса, родители, учитель музыки

Работа с родителями

Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации («скорая помощь»).

Классный руководитель, родители, родительский комитет.

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2014 – май 2015 года будет проведен в мае 2015 года в виде анкетирования и -сочинений,других методик.

Ожидаемые результаты:

  1. развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
  2. совершенствование самоуправления в классе;
  3. привитие ЗОЖ;
  4. воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
  5. дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
  6. раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.

Промежуточный анализ 3 этапа воспитательной работы «Твори добро», проведённой в 3 «В» классе (2014 – 2015 год)

На данном этапе ставились следующие задачи:

  1. дальнейшее сплочение коллектива класса;
  2. развитие и формирование самоуправленческих навыков;
  3. формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Во II четверти 3-го класса были проведены промежуточные диагностики:

Диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе».

Каждый ученик должен был подготовить один кадр о нашем классе, чтобы получился мультфильм.

Ребята рисовали самостоятельно без подсказок и коррекции учителя. Кадры потом склеиваются, и ребята озвучивают свой кадр. Эта методика позволила получить много информации о классе:

  1. Какие сцены и факты из жизни класса повторяются;
  2. Какие имена чаще называются в кадрах мультфильма;
  3. Какая эмоциональная окраска фильма – злая, добрая, смешная, грустная и др.;
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

Мультфильм получился смешным и добрым, без драк, ссор, оскорблений. Ребята рассказывали о своей школьной жизни, какие уроки им нравятся, что любят делать после уроков.

Учащимся предлагалось дома написать сочинение на тему по выбору: «Если б я был бы учителем», «На каких уроках мне не бывает скучно».

Анализ сочинений показал, что четыре ученика хотят в будущем стать учителями, многие написали о своих любимых уроках: математики, окружающего мира, физкультуры, ИЗО, английского языка. Стало понятно, что труднее всех даётся им русский язык. Он требует много сил.

Дети в сочинениях высказали своё доброжелательное мнение о школе.

Методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующую нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка будет низкой.

Было проведено анкетирование учащихся: «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха».

Отношение к природе

  • Любовь к животным;
  • Любовь к растениям;
  • Бережливое отношение

Любознательность

  • Люблю получать новые знания;
  • Люблю читать;
  • Правильная организация свого времени;
  • Хочу хорошо учиться

Прилежание

  • Внимательность;
  • Собранность;
  • Аккуратность;
  • Бережливость;
  • Старательность.

Поведение

  • Выдержанность;
  • Доброжелательность;
  • Активность;
  • Справедливость

Гражданские качества

  • Патриотизм;
  • Соблюдение законов и правопорядка;
  • Я – гражданин России;
  • Сопричастность

Оценивание проводится по пятибалльной системе:

5

всегда

4

часто

3

редко

2

никогда

1

другая позиция

По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет пять оценок. Затем из пяти оценок вновь выводится среднеарифметическое значение. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

Уровень

4, 5 – 5

высокий

4 – 4, 4

хороший

2,9 – 3, 9

средний

2 – 2, 8

низкий

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.

Качества личности

Средний балл

Уровень

Отношение к природе

4, 2

хороший

Любознательность

4, 3

хороший

Прилежание

4, 0

хороший

Поведение

3, 9

средний

Гражданские качества

4, 6

высокий

Сводные данные по классу

4, 2

хороший

Как показывают результаты анкетирования  учащихся: у них в основном хороший уровень воспитанности. Дети начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, начинают осознавать свой образ, что делают хорошего, плохо, какие у них есть качества характера, какие из них положительные, какие отрицательные, как они относятся к природе, к друзьям, к школе, что интересует их в жизни.

Выводы:

Результаты методик показывают, что дети достаточно нравственно воспитаны, на первом месте по значимости такие ценности, как любовь к родным, Родине, дружба, взаимовыручка, гордость за страну, ответственность за свои поступки.

Коммуникативные навыки также сформированы, дети хорошо общаются между собой. Девочки и мальчики стали общаться больше в этом году, вместе играть.

Диаграмма 4. Совместная деятельность детей и родителей (в %)

На диаграмме 4 видно:

- снизился процент учащихся, выполняющих домашние задания с родителями;

- вырос процент семей, в которых родители стали интересоваться школьной жизнью;

- вырос процент семей, участвующих в совместных походах, поездках.

Выводы:

Родители стали больше внимания уделять детям, разговаривать о прожитом, вместе ходить в походы. Их интересует классная жизнь. Об этом свидетельствуют и анкеты, проведённые на последнем собрании.

Детям была предложена тема сочинения: «Какой будет моя семья?»

Работы очень интересные. Многие хотели, чтобы их семья была похожа на семью родителей. Но некоторые хотели иметь много детей. (У нас в классе 3 многодетные семьи и 7 неполных семей).

Хорошо, что дети уже сейчас задумываются о том, какими они станут родителями, какие у них будут отношения в своей семье, сколько будет детей.

Хочется верить, что, став взрослыми, они станут хорошими родителями и сделают мир чуточку добрее.

Годовой цикл мероприятий

«Всегда иди дорогою добра»

(сентябрь 2015 – май 2016 г.)

Направление

Деятельность

Участники

«Дружба и братство дороже любого богатства»

Проект: «Передай свой опыт школьной жизни первокласснику» (викторины, коллаж, газеты). Конкурсы «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики». КТД: подготовка праздника для первоклассников (групповая работа). Классные часы «Умеешь ли ты дружить», «Кого можно назвать другом», «Как дарить подарки» и т.д. Занятие с психологами – тимбилдинг: «Делай как я, делай лучше меня».

Ученики 4 и 1 классов, классный руководитель.

«С чего начинается Родина»

Проект: «С днём рождения, Нижний Новгород». Посещение выставки «Золотая хохлома». Возложение цветов к Вечному огню в Кремле. КТД: концерт ко Дню защитника Отечества, к Дню Победы, создание фильма о ветеране. Изготовление Книги памяти. Викторины о ВОВ, о родном городе и др. Экскурсии по городу и др.

Классный руководитель, ученики, родители, завуч по внеклассной работе.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Проект: «Ты и твоё здоровье» (профилактика вирусных заболеваний). Участие в днях здоровья. Выставка рисунков «Мой любимый вид спорта». Кружок «Юный шахматист» (ведут родители).   Классные часы «Безопасность в холодный период», «Безопасность на дорогах», «Твой друг - светофор» и др. КТД: субботник по уборке двора школы, высаживание цветов, деревьев и т.д..

Классный руководитель, ученики, родители, завуч по внеклассной работе.

«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно»

Проект: «Здравствуй, осень» (осенний бал). Посещение театров. Экскурсия в центральную детскую библиотеку «Что читать четверокласснику». КТД: КВН. Участие в конкурсах песни, чтецов. Литературная викторина «Знаешь ли ты классическую литературу». Инсценирование сказок для первоклассников. Фольклорный праздник: «Святочная неделя» и др.

Ученики 1, 4 и 8 классов, учитель литературы 8 класса, классный руководитель,

Работа с родителями

Тематические родительские собрания. Заседания родительского комитета. Выступления родителей на классных часах перед учениками. Индивидуальные консультации.

Классный руководитель, родители, родительский комитет.

На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:

- конкурсы,

- проекты,

- КТД,

- встречи,

- игры,

- концерты,

- экскурсии,

- творческие мастерские,

- психологические тренинги (тимбилдинги),

- дебаты,

- диспуты и т.д..

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2015 – май 2016 года будет проведен в мае 2016 года в виде анкетирования, сочинений и творческих работ,с использованием методик Н.Шишкиной и др..

Ожидаемые результаты:

  1. коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
  2. коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
  3. создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.

Управление жизнедеятельностью классного коллектива

Детское самоуправление

Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Организация классного самоуправления

Воспитательная система называется «В мире добра», поэтому на протяжении 3-х лет мы стараемся делать жизнь в нашем классе добрее. С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на группы по интересам: «Друзья природы», «Книголюбы», «Любители чистоты и порядка», «Санитары», «Затейники», «Консультанты», «Редколлегия». У каждой группы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик (ца) (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки,  которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.

По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.

Во втором классе структура самоуправления изменилась: класс был разделён на три отряда, в каждом отряде был избран свой командир (методикой социометрии). Теперь в каждом отряде выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отряда, если кто-то не справляется. Члены отряда могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отрядов докладывают классному руководителю о работе своих отрядов, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командиры отрядов и их заместители составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.

Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.

Родительское самоуправление.

Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы решили, что все родители будут принимать участие в жизнедеятельности класса, поэтому они разделились на 4 группы, и каждая из них – «сменный» родительский комитет. Ежегодно в родительском комитете работает одна из групп. Даже если родители прекрасно справились со своими функциями, на следующий год всё равно выбирается другая группа родителей. Такая форма работы даёт положительные результаты.

Во-первых, каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей. Во-вторых, снимается напряжённость во взаимоотношениях родителей. В-третьих, дети просто счастливы, что их родители помогают классу. Это способствует сплочению детей с родителями. В-четвертых, даже после того, как родитель закончил работу в комитете, он продолжает помогать коллективу детей, как бы не отрывается от его жизнедеятельности. Много ещё положительных моментов в этой форме работы с родителями.

Я выступала с докладом по этой теме на педагогических чтениях (текст доклада приводится ниже).

Итак, родительский комитет избран. На первом его заседании мы распределяем обязанности и выбираем:

- трудовой сектор (помощь в поддержании чистоты в кабинете, составление графика дежурств родителей, украшение класса, помощь в ремонте мебели и т.д.);

- финансовый сектор (помощь в покупке канцтоваров, призов, грамот для детей, наглядных пособий, тетрадей на печатной основе и т.д.);

- культмассовый сектор (помощь в организации праздников, экскурсий, походов в театры, в музеи, на выставки, помощь в выпуске газет и т.д.);

- здоровьесберегающий сектор (помощь в доставке бутыллированной воды, дезинфекция кабинета во время карантина, каникул, обновление аптечки класса, пошив ватно-марлевых повязок для детей и т.д.).

 

 Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.

Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

май

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, психолог, учитель

июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, психолог, учитель

1 класс

сентябрь

Младший школьник: особенности развития.

учитель, психолог

октябрь

Трудности адаптации первоклассников.

учитель, психолог

декабрь

Родителям о внимании и внимательности.

учитель

февраль

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

учитель, психолог

апрель

Итоги адаптации первоклассников.

учитель

май

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

I четверть

Особенности учебников, по которым учатся дети.

учитель

II четверть

Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

учитель

III четверть

Причины и последствия детской агрессии.

учитель, психолог

IV четверть

Поощрение и наказание детей в семье.

учитель, родительский актив

3 класс

I четверть

Семейные праздники и их значение для ребёнка.

учитель

II четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель, библиотекарь, психолог

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

IV четверть

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.

Диагностика – это специфический вид педагогической деятельности. С её помощью можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы.

В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:

- предварительное изучение;

- анкетирование;

- наблюдение;

- мониторинг;

- метод проекта;

- тестирование;

- социометрия;

- групповая и индивидуальная оценка;

- микроисследование.

Использование различных методик и технологий

Воспитательная задача

Критерий

Методика исследования

1) Формирование комфортного сосуществования в коллективе

Сформированность классного коллектива, уровень сплочённости

Наблюдение, анкетирование «Кого можно назвать другом», методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе», метод проекта и др.

2) Способствовать формированию нравственной личности

Сформированность нравственного потенциала

Наблюдение, методика «Цветик-семицветик» И. Витковской, методика изучения личности и коллектива Н. Шишкина, методика неоконченных предложений, тест Н. Щуровой «Размышления о жизненном опыте» (адаптированный к начальной школе) и др.

3) Приобщение к здоровому образу жизни

Сформированность физического потенциала

Медицинский анализ состояния здоровья детей, педагогическое наблюдение, выполнение нормативов на уроках физкультуры, статистический анализ занятости детей в спортивных секциях и др.

4) Формировать активную жизненную позицию, способствовать раскрытию творческого потенциала

Сформированность эстетического, коммуникативного, творческого потенциала

Метод проекта, педагогическое наблюдение, методика Л. Бойбородовой «Исследование мотивов участия в совместной деятельности», тесты, смотры, конкурсы, мини-сочинения, рисунки и др.

Изучение психологического климата семьи.

Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.

Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.

Ожидаемые результаты

В конце 4 класса мы предполагаем получить следующие результаты:

1) сформированности нравственных представлений, усвоение навыков нравственного поведения, способности решать все проблемы с позиций добра;

2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;

3) приобщение к здоровому образу жизни;

4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;

5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.

Образ выпускника начальной школы.

Образ выпускника

начальной школы

Любовь к своему народу, истории, стране

Признание себя, своего «я»

Любовь и верность семье

Стремление к совершенствованию

Здоровый образ жизни

Культура общения и поведения

Духовность, нравственность,

толерантность

Уважение к труду, творчеству

Совершать свои поступки с позиции добра

Средства реализации воспитательной системы класса

Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочное и внеурочная деятельность.

Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки. У них появился даже свой сплочённый коллектив, который сотрудничает с родителями, детьми, учителем класса. По окончании мероприятий дети и взрослые делятся впечатлениями и пишут в свои портфолио отзывы о них.

К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:

- День именинника;

- День матери;

- День защитника Отечества;

- Фольклорный праздник;

- Праздник «23+8»;

- День Победы;

- Встречи с ветеранами ВОВ;

- Концерты и т.д.

Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.

Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», создание портфолио класса, наполнение своего портфолио,психологические тренинги очень любят ученики. Часто в этом помогают родители.

Традиционными стали экскурсии: «Нижегородский валенок», «На фабрику ёлочных игрушек», на хлебозавод, в парки и др. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя в общественных местах.

На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.

Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.

Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «В мире добра» работает эффективно. Мы стараемся сделать мир добрее.

Очень хочется надеяться, что на 4 этапе нашей воспитательной системы не будет сбоев, и работа продолжится в последующих классах. Система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться,  так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых  людях. Ведь не случайно в народе говорится , что жизнь дана на добрые дела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
  2. Белкин А.С. «Ситуация успеха. Как ее создать».- М.: «Просвещение», 1991 г.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
  4. «Воспитание успешно, если оно системно»,- Н.Новгород, 2001г.
  5. Воспитание… ценности и цели/ Научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2004.-175 с.
  6. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996.
  8. Классный руководитель в школе / научно-методический  сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
  9. Педагогическая энциклопедия/ Гл. ред.- А.И.Каиров и Ф.Н.Петров.- М.: Сов. Энциклопедия, 1964.
  10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед.учебн. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с
  11. Спутник классного руководителя/ Научно-практический журнал/№1-8, 2011
  12. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
  13. Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
  14. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/ М.: Сентябрь, 1996.-96 с.

Нормативные правовые акты

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21.12.2012 года № 273-ФЗ
  3. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования (утв. приказо
    м Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
  5. Национальная доктрина развития образования в России до 2025 года (Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.)
  6. Государственная программа Нижегородской области "Развитие образования в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года" (Постановление правительства Нижегородской области от 31.10.2013 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательная система по новым ФГОС. 1 класс.

Материал для создания плана воспитательной работы в 1 классе по новым ФГОС. Использована концепция воспитания школьников по методике Н.Е.Щурковой. Все таблицы удобны для использования, стоит только вс...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Воспитательная система «Дорогою добра»

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) кардинальным образом изменяет образовательный процесс. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС делает возможны...

Воспитательная система с учащимися 3 "А" класса. «Сад здоровья и доброты».

Воспитательная системас учащимися 3 «А» класса.«Сад здоровья и доброты».   Работу выполнила: Стельмашова Людмила Петровна,учитель МБОУ  СОШ №2 им. А.А. Араканцева,г. Семикара...

Воспитательная система "Времена года" (1-4 классы)

Цель воспитательной системы класса – создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка.Задачи:·        способствовать развитию детей на ...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс

Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...

Программа воспитательной работы "Планета добра" 1-4 класс

Программа воспитательной работы "Планета добра " 1-4 класс...