Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение, 2010.
Курс реализуется в рамках социального направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_v_mire_dobryh_del_3_kl.doc | 66.5 КБ |
poyasnitelnaya_v_mire_dobryh_del_3_kl.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
5. Календарно – тематическое планирование
№ |
|
|
|
|
|
|
1 |
Любит осень детвора (3 часа)
процесса. Выбор темы направлений сбора информации. | 1 | Информационный поиск по предло- женному учителем плану | 01.09-02.09 | ||
2 | Проект «Любит осень детвора». | 1 | Планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели | 05.09-09.09 | ||
3 | Презентация проекта. Выставка поделок из природного материала. | 1 | Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договаривать-ся, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; | 12.09.-16.09 | ||
4 | Подарок для бабушки (3 часа) Распределяем роли. Поиск информации об истории семейных традиций. | 1 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли. | 19.09-23.09 | ||
5 | Проект «Бабушкин сундучок». | 1 | Работать коллективно; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; выбор наиболее эффективных способов решения задач | 26.09-30.09 | ||
6 | Презентация продукта проектной деятельности. | 1 | Выступления групп по защите проекта | 03.10-07.10 | ||
7 | Мир профессий (3 часа)
Поиск информации об истории профессий. | 1 | Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль, планирование, прогнозирование. | 10.10-14.10 | ||
8 | Проект «Мир профессий». | 1 | Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста. | 17.10-21.10
| ||
9 | Презентация продукта. Буклет «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 31.10-03.11 | ||
10 | Я – изобретатель (3 часа)
информации; применение методов информационного поиска | 1 | Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; -предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. | 07.11-11.11
| ||
11 |
Проект «Я - изобретатель» | 1 | Волевая саморегуляция | 14.11-18.11
| ||
12 |
Презентация продукта.
| 1 | Умение презентовать работу, строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. | 21.11-25.11
| ||
13 | Никто не забыт, ничто не забыто ( 3 часа) Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Учимся искать информацию. | 1 | Умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника) | 28.11-02.12 | ||
14 | Проект «Никто не забыт, ничто не забыто». | 1 | Планирование учебного сотрудничества | 05.12-09.12
. | ||
15 | Результат проекта: создание сборника произведений о войне. Стенгазета. | 1 | Умение понимать чувства других людей и сопереживать им. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | 12.12-16.12
.
19.12-23.12
| ||
16 | Наше питание. Пищеварительная система» (3 часа) Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | 1 | Умение формулировать проблемы с помощью учителя | 26.12-29.12 | ||
17 | Проект «Наше питание. Пищеварительная система». | 1 | Умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; | 16.01-20.01 | ||
18 | Презентация результатов проектной деятельности. | 1 | умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | 23.01-27.01 | ||
19 | Как развлечь малышей ( 3 часа) Учимся выступать публично. | 1 | Умение строить речевое высказывание в устной форме; | 30.01-03.02
| ||
20 | Проект «Спектакли для малышей». | 1 | Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; | 06.02-10.02 | ||
21 | Презентация продукта – спектакль | 1 | Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. | 13.02-17.02
| ||
22 23 |
«Моя Родина» (3 часа) Обоснование и выбор направлений поиска информации. Проект «Моя Родина», Создание коллажа. | 1 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений Волевая саморегуляция | 20.02-24.02 27.02-03.03
| ||
24 | Презентация проекта. | 1 | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | 06.03-10.03
| ||
25 | «Весенняя капель» (3 часа) Учимся работать с информацией по группам. | Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | 13.03-17.03
| |||
26 | Проект «Весенняя капель». Учимся создавать продукт проектной деятельности. | 1 | -умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности | 20.03-24.03 | ||
27 | Презентация проекта. | 1 | Умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. | 05.04-07.04
| ||
28 | Что делать с мусором? (3 часа) Учимся планировать свою деятельность. | 1 | Умение планировать деятельность. | 10.04-14.04
| ||
29 | Проект «Что делать с мусором?» | 1 | Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата | 17.04-21.04
| ||
30 | Презентация проекта. Рефлексия. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 24.04-28.04 | ||
31 | Как украсить пришкольный участок (4 часа) Прогнозируем результаты деятельности | 3 | Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности, | 01-05-05.05 | ||
32 | Проект «Цветочная клумба». |
| Умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. | 08.05-12.05. | ||
33 | Проект «Цветочная клумба». | Работа над проектом | 15.05-19.05 | |||
34 | Реализация проекта. Рефлексия. | 1 | Умение осуществить рефлексию. | 22.05-25.05 | ||
Итог: | 34 часа |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Введение
Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение, 2010.
Курс «» реализуется в рамках социального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: социальное проектирование, коллективная творческая деятельность и волонтерская деятельность.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим , целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (Д.И.Фельдштейн).
Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность . Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
Новизна данной рабочей программы определена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «В мире добрых дел».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой.
Цель данного курса:
-приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
-воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду;
-реализация общественно – значимых инициатив.
Основные задачи курса:
- привлечь детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
- обучение умению работать индивидуально и в группе;
- формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- развитие природных задатков и способностей детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
Место курса в учебном плане:
Программа курса «В мире добрых дел» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 3 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия– 45 минут. Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка могут быть изменены по усмотрению учителя.
Формы работы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические заняти):
- Беседы
- Сообщения
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в районе, крае, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Методы работы:
-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающие нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Формы контроля
текущий – наблюдение;
промежуточный – праздники, соревнования
итоговый – открытое занятие
.
2. Содержание программы ( 34часа )
№ | Разделы | Кол-во часов | Содержание |
1 | Любит осень детвора | 3 | Выбор темы направлений сбора информации. Проект «Любит осень детвора».Презентация проекта. Выставка поделок из природного материала. |
2 | Подарок для бабушки | 3 | Распределяем роли. Поиск информации об истории семейных традиций. Проект «Бабушкин сундучок». Презентация продукта проектной деятельности. |
3 | Мир профессий | 3 | Поиск информации об истории профессий. Проект «Мир профессий». Презентация продукта. Буклет «Все работы хороши – выбирай на вкус!» |
4 | Я – изобрета-тель | 3 | Распределение ролей. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Проект «Я — изобретатель».Презентация продукта. |
5 | Никто не забыт, ничто не забыто | 3 | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Учимся искать информацию.Проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Результат проекта: создание сборника произведений о войне. Стенгазета. |
6 | Наше питание. Пищевари тельная система» | 3 | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Презентация результатов проектной деятельности. Проект «Наше питание. Пищеварительная система». |
7 | Как развлечь малышей | 3 | Учимся выступать публично. Проект «Спектакли для малышей». Презентация продукта – спектакль. |
8 | «Моя Родина» | 3 | Обоснование и выбор направлений поиска информации. Проект «Моя Родина».Создание коллажа. . Презентация проекта. |
9 | «Весенняя капель» | 3 | Учимся работать с информацией по группам. Учимся создавать продукт проектной деятельности. Проект «Весенняя капель». Презентация проекта. |
10 | Что делать с мусором? | 3 | Учимся планировать свою деятельность. Проект «Что делать с мусором?» Презентация проекта. Рефлексия. |
11 | Как украсить пришкольный участок | 4 | Прогнозируем результаты деятельности. Проект «Цветочная клумба». Реализация проекта. Рефлексия. |
Итого: 34 часа |
3. Требования к результатам усвоения программы
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД
Личностные УУД:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
-умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
4. Учебно – методическое обеспечение программы
Цифровые ресурсы:
1.www. edu - "Российское образование" Федеральный портал
2.www.school.edu – "Российский общеобразовательный портал"
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Оборудование:
-компьютер учителя
-детские ноутбуки
-проектор
-экран
5. Календарно – тематическое планирование
( см. Приложение)
6. Используемая литература
Список литературы для учителя
1. Георгиевский В.А. Проведение праздников в начальных классах. М., Просвещение 1983г
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
3.Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ОВВВР _________________ Петрова Е.А. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ОВР _________________ Лысенко Е.Г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире книг" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______обще-культурное______ направлениепо рабочей программе __________«В мире книг»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Удивительный мир слов" - 1 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _____духовно-нравственного_____направленияпо рабочей программе _____«Удивительный мир слов»__1 класс___...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими по...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс
Курс «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...