Работа с одарёнными детьми как средство достижения качественного образования
статья на тему
Данную публикацию могут использовать все учителя начальной школы и заместители директоров. В публикаци описан опытом работы с одарёнными детьми данной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_kak_sredstvo_dostizheniya_kachestvennogo_obrazovaniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с одаренными детьми как средство достижения качественного образования»
Н.А.Ворсина, учитель начальных классов, заместитель директора
по УВР МКОУ СОШ с УИОП г..Нолинска
Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод..
В.А. Сухомлинский.
Одним из направлений работы педагогов начального звена нашей школы (МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска) отдельного раздела годового плана является работа с одаренными детьми. Это не случайно, т.к эта проблема является актуальной не только для одной школы, а для всего российского общества.
Различают разные группы одаренных детей. Первая группа- «сверходаренные» дети с черезвычайно ускоренным умственным развитием. Они- контингент специальных школ и интернатов.
Вторая группа - дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Дети этой группы обучаются в специализированных школах.
Третья группа (более многочисленная) это дети, которые отличаются от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем специальной культуры
Учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. А учителю начального звена определить уровень общей умственной одаренности легче, т.к он наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Начиная буквально с первых дней обучения учителя нашей школы в содружестве с школьным психологом проводят своевременную диагностику. Одной из которых является «Определение готовности детей первого класса к обучению в школе». Она помогает выявить уровень мышления, памяти, внимания у каждого обучающегося. Данные заносятся в таблицу. С сентября по ноябрь ведутся наблюдения не только учителем начального звена, но и учителями предметниками (музыки, изо, физкультуры, иностранного языка). Многие педагоги используют в работе специальные задания и диагностики А.Зака.
У каждого педагога есть журнал-дневник классного руководителя, в котором отражены все данные ученика, поставлены цели и задачи воспитательной работы. Учитель заполняет таблицу склонностей, распределяя детей по уровням одаренности (условно).
Дети распределяются по видам (областям) одаренности, используя данные своих диагностик и наблюдений учителей предметников, руководителей кружков, секций, родителей. (слайд)
Таблица способностей (одаренностей) обучающихся 2»б» класса
Интеллектуальные способности | Двигательные Спорт танцы | музыкальные | творческие | художественные | Общая одаренность (Опережение в развитии) |
1.Боков Миша … | Ефреиов Сергей … | Горячих Марина … | Торопов Денис … | Огаркова Анжела … | Зяблицев Влад … |
Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития. Поэтому учителя планируют воспитательную работу с учетом реализации способностей детей определенного класса. Они ведут взаимосвязь с педагогами учреждений дополнительного образования.
Наличие в классе детей с разными видами одаренности требует от учителей проявления профессиональной компетентности. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста. Учитель должен быть:
-талантливым, способным к творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-нравственным и эрудированным;
-владеть современными педагогическими технологиями;
-быть умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Такими качествами обладают многие учителя начального звена школы.
В начальном звене 19 классов комплектов. В работе задействованы 29 педагогов. 19 педагогов начальных классов, 3 педагога воспитателя ГПД, 6 учителей предметников, 1 психолог.
Из 29 человек имеют высшее образование -24 педагога
Среднее специальное-5 человек
Вторую категорию-2 педагога
Первую категорию- 20 педагогов
Высшую категорию-7 человек
Звание «Почетный работник общего образования РФ»-2 человека
Награждены грамотой МО-2 человека
Грамотой департамента образования Кировской области -4 человека
2 педагога участники конкурса нацпроекта (1 победитель конкурса лучших учителей РФ, 1обладатель губернаторской премии)
Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку, участвуют в конкурсах педмастерства (1 участник и 2 победителя районного конкурса «Учитель года») Это
Лутошкина С.В, Поздеева И.В, Кошурникова О.А
Педагоги ежегодно участвуют в областной предметно-методической олимпиаде, все 19 имеют сертификат участника всероссийского проекта «Школа цифрового века»
Система работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям: учебная деятельность и внеурочная деятельность.
Учебная деятельность
При планировании урока педагоги учитывают индивидуальные особенности учащихся, применяя следующие методы и приемы:
- проблемный диалог;
- личностно-ориентированный подход;
- групповую и парную работу;
- задания повышенной сложности;
- применение заданий в нестандартной ситуации;
- творческие задания;
- проектная и исследовательская деятельность;
- оригинальное построение урока и др.
Внеурочная деятельность
Огромное значение при работе с одаренными детьми имеют факультативные занятия и кружковая работа по предмету.
В школе ведутся кружки:
Юным умникам и умницам
Информатика в играх и задачах
Речевое развитие
Риторика
Музей в моем классе
Музыка вокруг нас
Волшебный крючок
Будь здоров!
Учителя «выращивают» способности каждого конкретного ученика, предлагая ему систему разнообразных творческих и развивающих заданий, ведут подготовку к участию в предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня. В школе дети имеют возможность проявить себя в разных интеллектуальных и познавательных мероприятиях.
Внеурочная деятельность ведется по направлениям:
-общеинтеллектуальное
-спортивно-оздоровительное
-духовно-нравственное
-социальное
-общекультурное
Традиционными стали предметные недели, олимпиада младших школьников «Интеллектуальный марафон», конференция проектных и исследовательских работ.
Дети участвуют в международных конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «Совенок», «Чип» и др.
Спортивно-оздоровительное направление осуществляется через кружок «Будь здоров!» и систему спортивных мероприятий: легкоатлетический кросс, лыжные соревнования, веселые старты, малые туристические слеты, походы выходного дня, экскурсии и поездки по родному краю, через различные спортивные праздники. Дети участвуют в различных творческих выставках, фестивалях, конкурсах, КТ делах.
В школе ведется мониторинг «Участие детей 1-4 классов в различных олимпиадах и конкурсах» На слайде вы видите таблицу, в которой 5 граф (прокомментировать)
Название конкурса | Уровень | Всего участников | классы | Количество участников по классам | Награды призеры/ победители |
«Русский медвежонок» | Всероссийский | 150 112 | 2-4 2-4 | 2кл- 59ч 3 кл.- 53 ч 4 кл.- 38 ч 2кл-38 3кл-42 4кл-32 | 2кл0/2 3кл- 2/1 4кл-1/3 2кл-0/3 3кл-2/1 4кл-7/0 |
Математическая игра «Кенгуру» | Всероссийский | 129 ч 113 ч | 2-4 2-4 | 2кл-32 ч 3 кл- 44ч 4 кл- 53ч 2кл-35 3кл-46 4кл-32 | 2кл-0/3 3кл-0/3 4 кл-4/5 2кл-0/3 3кл-0/3
|
*Разным цветом показано в сравнении по годам обучения
Имеется банк данных «Одаренные дети», где указывается:
предмет, учитель, Ф.И ученика, класс, уровень участия
С 1 класса 2011г. введены «Листы достижений учащегося», «Портфолио ученика». Нынешние выпускники начального звена презентовали их на классных часах.
Большое значение при работе с одаренными детьми имеет всеобщее признание и поощрение, что способствует стимулированием к дальнейшему развитию. Дети поощряются не только грамотами, благодарностями и сертификатами, но и поездками в театр. Проводится в системе «Слет отличников и победителей различных олимпиад». Обязательно проводятся школьные линейки, где всенародно выносятся благодарности победителям и призерам.
Так складывается работа с одаренными детьми в нашей начальной школе. Но для нас важна преемственность. Поэтому работа по данным направлениям продолжается в среднем и старшем звене школы.
Все выше сказанное является средством для достижения качественного образования. Такая деятельность дает положительный результат. Качество по школе составило: 2009-2010г-52%; 2010- 2011г-53,2%; 2011-2012г-54,5%
Вывод:
Одарённость многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.
Раннее выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка и эффективно влияют на повышение качества образования в школе.
Литература:
- Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
- Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
- Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы с одарёнными детьми: достижения, проблемы, перспективы.
В работе с одарёнными детьми каждый учитель опирается на Программу "Одарённые дети", которая есть в школе. Этого требует новое время и новые ФГОС НОО. Работа с одарёнными детьми в нашей школе ведётся ...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Достижения, проблемы, перспективы в работе с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми в настоящее время - один из актуальных вопросов. Каждый учитель должен опираться на Программу, главной целью которой является создание благоприятных условий для обучаю...
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования
Презентация "Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования"...
Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...
Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»
В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...
Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.
В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....