Вежливые слова в нашей речи
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Колесень Оксана Владимировна

Открытое занятие по внеурочной деятельности по программе " Путешествие по стране этикета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vezhlivye_slova_v_nashey_rechi1.ppt587 КБ
Файл kolesen_o.v._vezhlivost.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Солнышко- мы твои лучи, быть людьми хорошими ты нас научи!

Слайд 3

Вежливые слова в нашей речи

Слайд 4

Конкурс-игра «Кто знает больше «волшебных слов»

Слайд 5

Группы вежливых слов: слова приветствия слова благодарности слова пожелания слова извинения слова просьбы слова прощания

Слайд 6

Игра «Вежливо-невежливо»

Слайд 7

Ситуации

Слайд 8

«Поэтическое море»

Слайд 9

Вежливая семья



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Колесень Оксана Владимировна

Абанская ООШ №1

Тема занятия: Вежливые слова в нашей речи

Цели:  

 Познакомить с  вежливыми словами, употребляемыми в речи                                                                                                                                                                                                              – сформировать умения находить  и употреблять эти слова в своей речи.

Планируемые  результаты:

  • Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к занятиям.

 Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

  • Метапредметные:

 Коммуникативные УУД:

1) формирование умения слушать и понимать других;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

4) формировании умения работать в паре, группе.

               Познавательные УУД:

1) формирование умения извлекать информацию из иллюстраций;

2)  формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

3) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

4) формирование умения находить ответы на вопросы.

                                     

     Регулятивные УУД:

1) формирование умения организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2) формирование умения определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

3) Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с заданиями, таблички с надписями «да» и «нет».

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте !

Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня мы с вами проведём необычное занятие.

  1. Сообщение темы и цели урока

Давайте попробуем определить тему нашей встречи:

- Ребята, сходите и снимите, пожалуйста, у солнышка на  доске лучики, которые вам сегодня не хотелось бы взять с собой на сегодняшнее занятие.

  (Доброта, грубость, крик, уважение, внимание, забота, хамство, помощь, драка, улыбка, вежливость)  
- Почему эти слова лишние? (
потому что они приносят зло и вред для здоровья человека) Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть.
Как вы думаете, почему слово
вежливость выделено красным цветом? ( Ответы детей)

Итак, тема нашего занятия: Вежливые слова в нашей речи.
Цели:    Как вы думаете, какие умения мы получим на этом занятии?                                                                    –Узнаем какие слова называются вежливыми;                                                                                                - ---- Узнаем на какие группы они делятся                                                                                                              – --- Попробуем их находить и употреблять в речи

  1. Работа по теме

Учитель: Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Учитель: Первый конкурс. Конкурс – игра: «Какая команда больше знает «волшебных» слов». (Цветы на доску)
Каждая команда по очереди называет волшебные слова, собирая их в букеты на доске.

Учитель:  Все слова, которые вы, ребята назвали, вам надо распределить на группы. А на какие, мы сейчас узнаем.   Работа в группах                                                                                                                                                        2 конкурс

1.Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
2.Слова благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
3. Слова пожелания: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                                                                                                          4. Слова извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
5.  Слова просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
6. Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Учитель:  Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Учитель: Сейчас наши команды решат задачи. А если будут затруднения, помогут нам болельщики. 
Учитель:  Задание команде «Улыбка»:
Мальчик на бегу крикнул прохожему: “Сколько часов?”. Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?
Ответ:
1 ошибка: Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?”.
2 ошибка: Не “ часов”, а “который час?”.
3 ошибка: После ответа взрослого надо сказать “Спасибо”.
Учитель:  Задание команде «Дружба»:
По улице шли дедушка и мальчик. У дедушки в руках было пять предметов: одна большая сумка, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя дедушку.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги, одна сумка и пакет - итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал дедушка, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которых ты еще не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Ответ:
1) Обращаться к кому- либо надо доброжелательно, не забывая вежливых слов.
2) Надо быть внимательным к окружающим, поднять оброненную вещь и отдать ее владельцу.

 Игра “Вежливо - невежливо”.
Правила. Если вы вытягиваете листочек с заданием и читаете о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда читаете о невежливом поступке –  вы топаете ногами.
Начнем.
- Поздороваться при встрече
- Толкнуть и не извиниться
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место старшим.
- Не обращать внимание на обращение старших.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- Попрощаться выходя из помещения.
В жизни бывают разные ситуации, но всегда из них надо выходить достойно, оставляя о себе хорошее впечатление. Сейчас вам будет предложено несколько таких ситуаций. Попытайтесь выйти из них достойно.

1-я ситуация.

Женщине надо попасть на ж/д вокзал, но она не знает, как туда попасть. По пути ей встречаются 2 девочки…

2-я ситуация.

Сын пришёл домой с улицы домой с дыркой на коленке. Дверь открыла мама…

3-я ситуация.

К девочке на день рождения пришли гости. Она их встречает, а они дарят ей подарки…

4-я ситуация.

У мальчика есть младшие брат и сестра. Они не поделили между собой книгу и конструктор. Помои им..

 Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей.

Игра: «Поэтическое море»
Соединить пословицы: “Воспитание и вежливость в магазине не купишь”, “Вежливость ничего не стоит, но приносит много”, “ Вежливость необходима каждому”; “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость” (М. Сервантес), “Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям” (Ж. Ж. Руссо).

Давайте поиграем в игру, продолжи фразу.

 Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю...
Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста)
И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)

Игра «Будь внимательным».
Учитель: Снова проведём игру. Я попрошу вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете. Игра всем понятна?

Давайте немного отдохнём. 

Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».                                                        Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!                                                                       

Встаньте, пожалуйста!                                                                                                                                    Поднимите руки.                                                                                                                                             Поднимите, пожалуйста, руки!                                                                                                                                  Будьте добры, похлопайте!                                                                                                                             Потопайте.                                                                                                                                                  покружитесь, пожалуйста;
Попрыгайте,                                                                                                                                                                   Тихо сядьте, пожалуйста!

 Подошло время проверить, насколько каждый из вас вежлив. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» (Учитель читает вопросы)
 Приглашаются по 2 человека ( по 3 вопроса на пару)
Отметь нужный вариант ответа : Да или нет

1 Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?

2 Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то?

3 Должен ли здороваться первым входящий в помещение человек?

4 Надо ли   здороваться со всеми взрослыми людьми на территории школы?

5 Нужно ли здороваться с соседями?

6 Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

7 Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?

8.Всегда ли вы говорите: «спасибо», когда вам дарят подарки?

9. Можно ли провожая гостей сказать им на прощание: «Уходите побыстрее!»

10.Когда вы встречаете знакомых вечером, вы говорите им: «Доброе утро!»

11Часто ли в вашей семье звучат вежливые слова?

12 Если вы провинились, то сможете ли попросить прощение?


Учитель: Каких больше ответов вы увидели и услышали — да или нет? Давайте сделаем,  , вывод, ребята поняли или не поняли, что такое вежливость?

- Нужно ли человеку быть вежливым?

4.Рефлексия:

Давайте подведём итоги нашего путешествия

Темой занятия были: Вежливые слова в нашей речи
 Перед собой мы поставили цели:

–Узнать какие слова называются вежливыми;                                                                                                - Узнать на какие группы они делятся?                                                                                                               – Попробовать их находить и употреблять в речи

За что бы вы сегодня могли себя похвалить?

А я, ребята, хотела бы похвалить вас за умение слушать учителя и товарищей, работать в группе и паре и т. д.

  • Если вам сегодня было хорошо на занятии и осталось хорошее настроение то вы рисуете улыбающееся солнышко и делитесь своим хорошим настроением с присутствующими в классе.
  •  Если остался какой-то вопрос непонятным – нарисуйте задумчивое солнышко и обратитесь за разъяснением ко мне или к товарищам в вашей группе.
  • А если вам было грустно и многое осталось неясным, то рисуем грустное солнышко и принесите  его мне со своими вопросами.

 

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Культура речи. Вежливые слова.

Урок развития речи для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок "Устная речь". Тема "Вежливые слова" 2 класс

Знакомство с вежливыми словами....

Слово,его роль в нашей речи.

Урок русского языка по теме " Слово, его роль в нашей речи" 1 класс. УМК " Перспектива"....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи для детей с ОВЗ по теме «Вежливые слова»

Для обучающихся осваивающих адаптированную образовательную программу для обучающихся с интеллектуальными нарущениями (умственная отсталость II вариант)...

Занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Тема: «Вежливые слова»

план-конспект занятия по развитию речи и ознакомлению схудожественной литературой, для старших дошкольников...

урок Слово и его роль в нашей речи.

Тема: Слово и его роль в нашей речи. Цель темы учить видеть значение выбора слова для достижения нужной цели общения; воспитывать любовь и нежное отношение к маме, обогащать словарь.Планируемые р...