Урок "Устная речь". Тема "Вежливые слова" 2 класс
план-конспект урока (2 класс) на тему

Маслич Ирина Петровна

Знакомство с вежливыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech1kop_czhat.docx205.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

 по предмету «УСТНАЯ РЕЧЬ»

           ТЕМА: «Вежливые слова».

2 класс

    Учитель начальных классов: Маслич Ирина Петровна

Г. Краснодар

2014 г

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: "Вежливые слова" (1 урок).                                                                

Цели: дидактические: обогатить словарь детей этикетными словами и выражениями, учить умению использовать их в различных ситуациях;

       коррекционные: корригировать наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, монологическую и диалогическую речь, эмоционально-волевую сферу;

воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, культуру общения и поведения.

Оборудование: стихи,иллюстрации , интерактивная доска.

ХОД УРОКА.

I. ОРГ. МОМЕНТ.                                              

        1. Фонетическая ритмика: (по звонку учащиеся выстраиваются около своих рабочих мест).          

Задание: В каждом произнесенном мною предложении четко повторите три раза последний слог:                                                

        Вот и осень к нам пришла (ла – ла - ла).

Заскучала детвора (ра – ра - ра).

          Часто дождик моросит  (сит – сит - сит).

        Он гулять нам не велит (лит-лит-лит).

 II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

        1. Актуализация знаний учащихся о вежливых словах и вежливости.

         1) Коррекционная игра "Сядет тот".

Задание: Сядет тот, кто назовет вежливое слово, повторять названные слова дважды нельзя.

           2) Характеристика героев мультфильма.

- Ответьте на вопрос, герою какого мультфильма принадлежат слова: "Ребята, давайте жить дружно!" (Коту Леопольду).

- Кого вы еще запомнили в этом мультфильме? (Мышат)

- Охарактеризуйте мышат, какие они? (Злые, невоспитанные, невежливые).

- Каким вы видите кота Леопольда в фильме? (Добрый, вежливый, терпеливый).

- На кого из героев мультфильма вы хотели бы быть похожими и почему?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.                  

        На сегодняшнем уроке мы отправимся в страну вежливых слов. Тема нашего урока: "Вежливые слова".                                                                

        Цели: на уроке мы познакомимся с вежливыми словами, научимся использовать их в речи и будем стараться быть такими же вежливыми и терпеливыми, как кот Леопольд.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.  

Вместе мы будем вспоминать и запоминать вежливые слова, которые должен использовать в речи каждый воспитанный ученик в течение дня: дома, в школе, в общественных местах ... Каждый режимный момент дня будет изображен на иллюстрациях. Школа вежливых манер ждет вас!

        1. Составление предложений и разыгрывание сюжетов с опорой иллюстрации.

 (Учащимся предлагается: а) обсудить изображения на сюжетных картинках, составить предложения к каждому рисунку, б) разыграть ролевую ситуацию).

Задание: - Внимательно посмотрите на иллюстрации, составьте предложение или несколько предложений с использованием вежливых слов.

  1. Сюжетная картинка: «УТРОМ ДОМА».

а) Актуализация знаний вежливых слов. Обсуждение изображения на иллюстрации.

       Наступило утро. Ученик и его семья проснулись.        

- Что по утрам говорят члены семьи друг другу, когда просыпаются? (Доброе утро!).

- С каким настроением они говорят друг другу эти слова: радостно, печально или сердито? (радостно).                                  

Слайд № 1.                                                      

     

     

 б) Разыгрывание речевой ситуации «УТРОМ ДОМА».

 - Давайте разыграем речевую ситуацию – утром дома? (распределяются роли и коротко обыгрывается сюжет)

2) Сюжетная картинка: «УТРОМ В ШКОЛЕ».          

- Утром школьники приходят в школу. Что они говорят друг другу при встрече? ("Привет!", «доброе утро»).

а) Обсуждение изображения на иллюстрации: 

- Что изображено на иллюстрации «Утром в школе?» (Школьники стоят за партами и здороваются с учителем).

-  Что говорят ученики учителю утром все вместе? ("здравствуйте»0

                          Слайд № 2.                                      

         

Б) Разыгрывание речевой ситуации: встреча одноклассников утром в школе (Одни ребята здороваются за руку, другие хлопают друг друга по плечу, используют какую-либо др. символику жестов, девочки машут друг другу рукой или кивают головой, доброжелательно улыбаясь и т.д.).

3) Сюжетная картинка: «В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ».

а) Обсуждение изображения на иллюстрации: Ученики сидят за столами в школьной столовой.

- Что желают друг другу люди перед приемом пищи? ("Приятного аппетита").

- Что отвечаете вы на пожелание? ("Спасибо").

- Какие слова-просьбы употребляют люди, если хотят попросить, чтобы им что-нибудь передать – соль, например? ("Пожалуйста, подай или передай, пожалуйста).

                    Слайд № 3.                                      

                   

                               

Б) Разыгрывание речевой ситуации: в школьной столовой.                                                       

                             

                                                     ФИЗМИНУТКА

Мы работали отлично!

 Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

 на урок заходит в класс.

 Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

 Сразу станем всех бодрей!

4) Сюжетная картинка: «ССОРА – ДРАКА».                        

а) Обсуждение изображения на иллюстрации: ссора-драка.

- Как вы думаете, что изображено на этой иллюстрации?

     

    Слайд № 4.

     

        

- Иногда между учащимися класса или школьниками других классов происходят разногласия: ссоры и даже драки. Как надо поступить, если это неприятное происшествие уже произошло? (Предложить помириться и извиниться друг перед другом).

б) Разыгрывание речевой ситуации: сцена примирения.

- Как обычно мирятся поссорившиеся? Давайте разыграем момент примирения? (использование примирилок в стихах, просто слова извинения).

5) Сюжетная картинка: «ПРОЩАНИЕ В ШКОЛЕ» (детей с учителем и учащихся друг с другом).                                                          

а) Обсуждение изображения на иллюстрации: Закончились учебные занятия. Настала пора прощания с учителем и с друг другом.

- Какие слова надо использовать при прощании с учителем и с одноклассниками? (Учителю - до свидание, друг другу - пока, до завтра!).

          Слайд № 5.

     

б) Разыгрывание речевой ситуации: прощание одноклассников, школьных товарищей в школе.         

6) Сюжетная картинка: «ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ».            

а) Обсуждение изображения на иллюстрации: дети собираются ложиться спать.

- Какие вежливые слова-пожелания говорят друг другу в семье перед сном? ("Спокойной ночи", приятных сновидений!).

              Слайд № 6.                                      

       

б) Разыгрывание речевой ситуации: прощание перед сном (учитель предлагает учащимся использовать слова-прощания, которые родители им говорят перед сном)..

        2. Составление связного пересказа с опорой на сюжетные картинки:

 (Учитель предлагает учащимся составить рассказ с опорой на иллюстрации, на которых нет вежливых слов. Вежливые слова вспоминают самостоятельно).

   - Составьте связный рассказ по сюжетным ситуациям.

 «ШКОЛА  ВЕЖЛИВЫХ МАНЕР»

       1.           

          2.        

            3.                       

        4.               

        5.              

           6.          

ВЫВОД: - Давайте сделаем вывод: какого человека по праву можно считать культурным? (Который в речи использует вежливые слова и ведет себя уважительно по отношению к другим).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

        1. Коррекционная игра "Доскажи вежливое слово".

-  Поиграем в игру "Доскажи вежливое слово".

Задание: Я буду произносить стихотворные строки, а вы будете договаривать последнее слово в них.

  • Мальчик вежливый и развитый

             говорит при встрече ......(здравствуйте).

  •   Зеленеет даже пень,

               Когда услышит ........(добрый день!).  

  •     Когда нас бранят за шалости,

                  говорим ...... (простите, пожалуйста!)

  •       И во Франции, и в Дании

                  Говорят на прощанье.... (до свидание!)    

              2. Коррекционная игра "Самый внимательный!".

   - Следующая игра "Самый внимательный!".

Задание: Я буду произносить слова. Хлопайте в ладоши лишь тогда, если услышите вежливые слова: парта, доброе утро, до свидание, ёжик, мальчик, стул, спасибо, пожалуйста, дом, спокойной ночи, извините!

VI. ИТОГ УРОКА.

- Над какой темой сегодня работали?

- Чему учились?

- Прочитайте хором запись на доске!                                    

                                                                                   

                                                                                                Слайд № 7.

Во дворе и в школьном классе

Дома и когда в гостях

Скромен, вежлив оставайся -

Это вовсе не пустяк!

VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

(Выставление оценок учащимся)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Окружающий мир. 1 класс: учебник / Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Синеглазов. – М.: Дрофа, 2001.

             2. Физкультурные минутки. Узорова О. В., Нефедова Е. Л. – М.: 2006.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...