Игра «По лесным тропинкам».
классный час (2 класс) по теме

Дети совершают прогулку по сказочному лесу вместе со старичком-лесовичком, который предлагает детям выполнить  различные задания (9 станций). Игра способствует формированию у детей доброго и ответственного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Игра По лесным тропинкам51.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «По лесным тропинкам».

Цель: Способствовать становлению активной нравственной позиции учащихся,      их экологически грамотного поведения в окружающей среде.

            Развить интерес детей к природе, к людям, к их поступкам и поведению

            Формирование у детей ответственного и доброго отношения  к  природе.

 Раздаточный материал: маршрутные листы (название этапа, номер задания, оценка, общий итог).

Вступительное слово:

Вам предстоит прогулка по сказочному лесу. В нем живет маленький человечек - старичок-лесовичок. Он - хозяин сказочного леса, поэтому "незнаек" пускать к себе не хочет. Он будет задавать Вам вопросы и пропустит дальше только тогда, когда Ваши ответы ему понравятся.

Станция №1 «Квартиры лесных обитателей».

Задание 1.

Рассмотри рисунок, прочти текст:

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дома, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?

Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом, Белка живет на дереве, крот — под землей. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке — спуститься под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?

Информационная справка:

Крот

Крот устраивает под землёй сложную систему ходов, которые делятся на главные, примыкающие к гнездовой камере, и кормовые (поверхностные и глубинные). В поисках корма может уходить на глубину до 1 м. питается дождевыми червями, личинками жуков. В сутки съедает 30—40 г пищи.

                                  Белка

Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды орехи закапывают в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Некоторые виды белок в случае предполагаемой опасности встают на задние лапы, передние подгибают и затем оглядывают окружающую территорию. При обнаружении врага часто издают пронзительный звук, предупреждая других белок. Самым тяжёлым временем для белок является ранняя весна, когда зарытые семена начинают прорастать и более не могут служить в качестве пищи, а новые ещё не поспели. В этот период белки питаются почками деревьев.  Несмотря на широко распространённое мнение, белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек.

Задание 2.

Объясни, почему животных, перечисленных ниже, зовут лесными пленниками.

Волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клест.

Задание 3.

Ответь на вопрос, кто живет в дуплах деревьев? Кто еще из лесных обитателей может жить в дуплах?

Задание 4.

Порассуждайте.

  • При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему? Сделай вывод.
  • Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

Станция № 2 «О чем поют птицы?»

Задание 1.

Отгадай загадку.

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюшко белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрекот-крик. (сорока)

Эту птицу в народе зовут балаболкой и пустомелей. Так ли это на самом деле? За что сорока получила такие прозвища? Какое значение для других животных имеет "стрекот-крик" сороки? Попытайся ответить на эти вопросы.

Задание 2.

Какая птица поет подо льдом? (оляпка)

Информационная справка:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть! Главная особенность — способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 с, пробегая за это время до 20 м. Гнездо оляпка устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построены из мха и стебельков трав.

Станция № 3 «Хоровод дружбы».

Задание 1.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса.

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов.)

Продолжи эти стихотворения своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования, как к примеру:

Дружат ели и клесты…                             Дружат сойки и дубки…

Информационная справка:

Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.

Клесты выводят своих птенцов зимой. Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. Птенцов они выводят не летом, а зимой А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

Сойка - птица с галку величиной с пушистым рыхлым оперением, широким хохлом, довольно короткими крыльями и длинным хвостом. Легко узнается по ярко-голубому «зеркальцу» с узкими черными полосками у сгиба крыла и черным «усам». Крылья и хвост черные, надхвостье белое. Голова рыжая, остальное — рыжевато-коричневато-серое. В гнездовое время молчалива и осторожна, в остальное время — заметная, крикливая птица, очень любопытная. Голос — «гэээ. . . гэээ. . .» и «кээй, кээй». Песня — набор громких звуков и подражаний голосам других птиц. Гнездо — обычно на боковой ветке дерева. Основание из прутьев, выстилка — перья и лишайники. Кладка — 5—7 зеленоватых яиц с буро-серыми пятнами Всеядна. Основная пища — желуди. Также поедает различные семена (в том числе культурных растений — овса, пшеницы, гороха), плоды черемухи, ягоды брусники, малины. Летом в основном насекомоядна, при случае ловит грызунов, ящериц, лягушек, мелких птиц, их птенцов, поедает яйца из гнезд.

Задание 2.

Отгадайте загадку. О какой дружбе идет речь? Какое значение имеет эта дружба?

  Чёрный жилет, красный берет,
 Нос, как топор, хвост, как упор.

Информационная справка:

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
Что такое: "кузница дятла"?

Задание 3.

Рассмотри рисунок и прочти текст:

 Крошки-елки, как мимозы,

 Вырастали пол березой.

А как выросли те крохи

-Няньке стало очень плохо!

Почему маленькие  елочки  сравниваются с мимозой?

Как ты объяснишь выражение "А как выросли те крохи — няньке стало очень плохо"?

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?

Станция № 4 «Птичья столовая».

Задание 1.

Приготовьте угощение для птиц.
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.

Станция № 5 «Полное лукошко».

     Задание 1.

Прочти рассказ грибника:

Собирая грибы, я свернул в ельник. И здесь увидел соседа, копошившегося под елочкой. Рядом с ним стояча корзина с нарезанными вдоль грибами - белыми, подберезовиками, подосиновиками.

  • Сею грибы, - объяснил мне сосед, деревянной лопаточкой поднимая лесную подстилку и укладывая туда несколько кусков грибов.
  • Года через два приходите сюда грибы собирать, их здесь много будет... - посоветовал на прощанье мне сосед.

Подумай, вырастут ли в ельнике белые грибы, подберезовики и подосиновики? Можно ли будет собирать здесь обещанные сеятелем грибы? Поясни свой ответ.

Задание 2.

Отгадай   загадки.  

Нет грибов дружней, чем эти, -                                  
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.  (
опята)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - ...(
подосиновик)

Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются...(
лисички)

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (
боровик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (
мухомор)

Станция № 6 «Лесная аптека».

Задание 1

Никто не любит лечиться таблетками, ведь они почти всегда горькие, неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку! Ну, конечно же, это…         !

Назовите ягоды  которые имеют лечебные свойства. ( клюква, черника, голубика, брусника, земляника, морошка)

Задание 2.

Какое растение помогло мальчику вылечить пораненную ногу?

Я ногу поцарапал,

Когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал.

Я вылечился сам.

На ранку - травки листик, а потом

Я ногу осторожно перевязал бинтом.

Скакать по кочкам можно и бегать  у ракит,

          Спасибо, лекарь добрый, - мои доктор

Айболит! (подорожник)

Задание 3.

Ответь на вопросы.

  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?  (Сфагнум или торфяной мох)
  • Какая ягода заменяет лимонную кислоту? (Клюква)
  • Какая трава от 99 болезней? (Зверобой)
  • Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериана)
  • Когда следует собирать лекарственное сырье? (Цветки - в начале цветения; листья – перед цветением; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения).
  • Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмываются от грязи и разрезаются).
  • Назовите лекарственные растения (ландыш, василек, тысячелистник обыкновенный, мать-и-мачеха, венерин башмачок, татарник колючий).

Станция № 6 «Маленькие тайны природы».

Задание 1.

Ответь на вопросы.

  • Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки).
  • Какой зверь самый чистоплотный? ( Барсук )

Информационная справка:

 Около норы всегда чисто, туалет — глубокие ямки — барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.)

  • На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

(Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов — муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)

  • Назовите самого прожорливого хищника планеты.

(Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

  • Посмотри на иллюстрации и назови, какие животные питаются мышами?
  • Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

(Зайчата первого выводка — «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата — «колосовики» и «травники»; осенние — «листопадники».)

  • Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

(На теле зайчонка нет потовых желез — они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

Станция № 7 «Охрана природы».

Задание 1.

Ответь на вопросы.

  • Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности  почвы  отмершие  хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

  • Почему не в каждом лесу растут лишайники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

  • Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300—500 лет.)

Задание 2.

Прочти текст "Жалейкин и сорняки" (по Н. М. Сладкову).

- Возьмусь-ка я за верное дело, - решил Жалейкин, - объявлю войну сорнякам.

С палкой, как с шашкой, набросился Жалейкин на репейники. И со жгучей крапивой расправился, чтобы не кусала руки и ноги. Ишь, разрослись у забора, на пустыре за огородом! А потом принялся за васильки и золотые лютики на лугу...

Как, по-твоему, прав ли был Жалейкин, когда объявил войну этим растениям? Поясни свой ответ.

Задание 3.

Какие правила сбора грибов вы знаете?

Задание 4.

Назови растения, которые занесены в красную книгу?

Задание 5.

Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?

Зарисуй эти правила в виде запрещающих знаков.

Станция № 8 «Бюро погоды».

Задание 1.

Какая будет погода?

Рыба не клюет — она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

 Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все это признаки ухудшения погоды.)

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки  и   стрижи  летают  высоко.

Комары-толкуны толкутся столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.)

(Все это признаки хорошей погоды.)

Станция № 9 «Подведем итоги»

Природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно.

Кому сегодня удалось разгадать загадки природы и сделать для себя новые открытия? На каких станциях вам было особенно интересно? Чем полезно было для вас это мероприятие?

Жюри подводит и объявляет итоги, награждает победителей и участников игры.

Наша планета – Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хорошо, приглядись,–
Клены, березы и елки!..
Пенью у птицы учись,
А трудолюбью – у пчелки.
                              (
Л.Савчук)

Мероприятие заканчивается исполнением песни «Просьба» (авт. Н.Заболотский и А.Пахмутова).

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится -

На траве кровавой вздрагивала птица.

 Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Электронные приложения:

  • «Мир природы» (наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).
  • «Кирилл и Мефодий» (детская энциклопедия).

Интернет-сайты для учителей:

  • http://festival. september.ru. (Разработка уроков)
  •  www. 4stueni.ru…(Клуб учителей начальных классов)
  •  zavuch.info (Социальная сеть учителей и педагогов)

Литература:

  • Балбышев И.Н. «Лесные встречи», «Из жизни леса».
  • Стрижев А.Н. «Календарь русской природы».
  • Плавильщиков Н.Н.»Юным любителям природы».
  • Верзилин Н.М. «По следам Робинзона».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Лесные тропы"

Сценарий игры направлен на знакомство детей с природными богатствами...

Экологическая игра "Тайны лесной тропинки"

Внеурочное занятие по окружающему миру...

Интегрированный урок-игра "По лесным тропинкам" 1класс

Тема: «Путешествие по лесным тропинкам»Урок обобщения знанийИнтеграция предметов: окружающий мир – математика – чтениеЦели урока:1. обобщить знания детей о растениях и животных, 2. закреплять навыки с...

Игра-путешествие "Лесными тропинками" 2-4 класс

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...

Игра " По лесным тропинкам"

Внеклассное мероприятие "По лесным тропинкам" 3 класс...

Дидактическая интерактивная игра "По лесным тропинкам".

Данная дидактическая интерактивная игра создана для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....