Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике «Волшебная сила слов» (1-4 классы)
рабочая программа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти: «Волшебная сила слов», 1класс. Срок реализации программы 1 год
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sila_slov_1_kl.docx | 24.98 КБ |
volshebnaya_sila_slov_2-4.docx | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей _________________________ протокол № _____ от ___.08.2016г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______________ О.Ю. Волкова приказ № ___ от ___.08.2016г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по риторике
«Волшебная сила слов» (1класс)
для начального общего образования
Направление: Общекультурное
Составитель: Бурдыгина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов |
2016г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти: «Волшебная сила слов», 1класс. Срок реализации программы 1 год
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Результаты обучения в 1 классе
Личностными результатами
изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог.
Основные задачи:
1.Обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся, расширение кругозора детей.
2.Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
3.Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
4.Развитие у детей эмоциональной выразительности речи, воображения, памяти.
5. Целенаправленная работа над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с книгой, потребности и привычки обращаться к лингвистическим словарям и справочникам.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение орфографической грамотности учащихся.
2.Эффективное использование полученных знаний на уроках русского языка и других уроках.
3.Соблюдение норм и правил речевой культуры и речевого поведения.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Рады познакомиться. | 4 |
2. | Ежели вы вежливы. | 6 |
3. | У меня зазвонил телефон. | 4 |
4. | Школьные годы – чудесные. | 5 |
5. | Друга ищи, а найдёшь – береги. | 7 |
6. | Я захотел устроить бал, И я гостей к себе позвал. | 7 |
Итого | 33 |
Содержание курса:
1.Рады познакомиться. Знакомство с одноклассниками. Слова – приветствия.
2. Ежели вы вежливы. Речевой этикет. Слова вежливости в различных ситуациях.
3. У меня зазвонил телефон. Умение общаться по телефону, соблюдая речевой этикет.
4. Школьные годы – чудесные. Школьная дружба и товарищество. Умение общаться в коллективе. Правила поведения в школе.
5. Друга ищи, а найдёшь – береги. Правила дружбы. Ссоры, конфликты и их разрешение. Как найти друзей.
6. Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал. Праздники. Поздравления. Пригласительный билет. Игры, угощение, развлечения.
Календарно-тематическое планирование на первый год обучения
Сроки | № п/п | Тема | Страницы |
Рады познакомиться | |||
1 | У меня друзей немало. Знакомство с одноклассниками. | с.3-5 | |
2 | Вежливые слова. Диалог- знакомство. | С.6-8 | |
3 | О.Дриз: «Добрые слова» | с.9-11 | |
4 | Советы - конфеты | с.12 | |
Ежели вы вежливы | |||
5 | «Утёнка учила здороваться утка». Волшебные слова. | с.13-14 | |
6 | Встреча двух приятелей. | ||
7 | В.Осеева «Волшебное слово». Пожалуйста. | с15 | |
8 | Учимся говорить волшебные слова. В.Осеева: «Кукла». | с.16 | |
9 | Слова извинения. | с.17-19 | |
10 | Вежливые слова. Советы – конфеты. | с.19-20 | |
У меня зазвонил телефон | |||
11 | Смотрят звёздочки в окно. Волшебные слова по телефону. | с.21-23 | |
12 | Правила общения по телефону | с.24-25 | |
13 | К. Чуковский: «У меня зазвонил телефон…» | с26-27 | |
14 | Вежливые слова. Советы – конфеты. | с.27-28 | |
Школьные годы чудесные | |||
15 | Для чего мы ходим в школу. Пословицы | с.29-31 | |
16 | Школьные звонки. Как мы проводим переменки | с.31-32 | |
17 | Правила поведения на перемене. | с.32-33 | |
18. | Вежливые слова. Ситуации на уроке: я опоздал, мне надо выйти и т д. | с.34-35 | |
19. | Весёлые игры на перемене. Советы –конфеты. | с.35-36 | |
Друга ищи, а найдёшь – береги. | |||
20 | Ю.Энтин: «Про дружбу». Пословицы о дружбе. | С. 37-38 | |
21 | Мой друг – одноклассник. Рассказ о своём друге. | С.38-39 | |
22 | Нужно ли хранить чужой секрет? | С.40 | |
23 | Друзья поссорились. Как им поступить? | С.41 | |
24 | Имеет ли друг право на ошибку? Слова прощения | С.42 | |
25 | Что значит быть доброжелательным и внимательным. | С.43-45 | |
26 | Волшебные слова. Советы- конфеты. | С.45-46 | |
Я захотел устроить бал … | |||
27 | Как поздравить друга с праздником. Сочиняем поздравительную открытку. | С.47-49 | |
28 | Я иду в гости к другу. Подарок для друга. | С.50-51 | |
29 | Как встречать гостей. Как развлекать своих гостей. | С. 52-53 | |
30 | Правила поведения в гостях. Как вести себя за столом. | С.54-57 | |
31 | Советы – конфеты. | С.58 | |
32 | Большое спасибо. Делу время, а потехе час. | С.59-61 | |
33 | Вежливые слова прощания. | С.60 |
Планирование составлено по пособию для учащихся общеобразовательных учреждений
«Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2010г.
Учебно - методическое обеспечение
1.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках
- учебник и учебная тетрадь для 1 класса, М.:Ювента; Баллас, 2011 год.
2.Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках
- методические рекомендации для учителя 1 класс, М.: Ювента;
Баласс, 2007 год.
3.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе.
Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2008
4.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.
5. Программа курса «Детская риторика» Т.А.Ладыженская. Сборник программ «Образовательная программа «Школа 2100» / под ред. А.А.Леонтьева –М.: Баласс, 2004 год
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей _________________________ протокол № _____ от ___.08.2017г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______________ О.Ю. Волкова приказ № ___ от ___.08.2017г. |
Рабочая программа факультативного курса
«Волшебная сила слова»
для начального общего образования (2-4 классы)
Направление: Общекультурное
Составитель: Бурдыгина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
2017 г. |
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Волшебная сила слова”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Необходимость факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. В отборе материала к занятиям ориентировка на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся ( с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся)
Программа данного факультатива позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятия факультатива направлено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде.
Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет.
Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений.
Программа «Волшебная сила слова» предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста (2-4 классы). Сроки реализации Программы данного курса 3 учебных года.
Программа подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности – как часть эстетической потребности должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Так как одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии.
В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы, используя региональный компонент - все это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Конечный результат:
Младший школьник умеет видеть красоту мира. Любит и умеет читать. Знает жанры литературы, их структуру. Умеет «сотворить» произведение различных жанров. Появляется потребность в творческой реализации своего таланта. Умеет видеть и поддерживать добро и красоту; Стремится проявлять сочувствие, сопереживание. Ощущает стремление реализации собственного таланта.
Чтобы обучение эффективно развивало ученика, необходимо создать познавательные трудности для него. В процессе преодоления препятствий раскрываются духовные силы ребёнка, активизируется умственная деятельность. Ребенок ощущает радость успеха.
Работа идёт планомерно и систематически, проводятся долговременные исследования: выбор темы (проблемы), варианты работы над темой, сбор материалов по теме, подготовка, сообщение, подготовка проекта, защита проекта.
На каждом занятии детям даётся возможность фантазировать, проявить творчество, поощряется создание собственных произведений, литературных образов, возможность высвободить творческую энергию.
Используется детское творчество (детские стихи, рассказы, сказки, рисунки, загадки и другое) и во время внеклассных мероприятий и выступлений на родительских собраниях.
Все интересные находки по развитию литературных способностей детей в процессе творческой деятельности систематизируются для организации детских творческих отчетов и участия в конкурсах и конференциях.
При всей предполагаемой свободе творчества структура данной программы целостна.
В работе используются различные памятки, схемы, индивидуальные карточки.
При подготовке к занятиям учитывается индивидуальность ребенка, дифференцируются задания.
На итоговых занятиях представляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал удовольствие от своей деятельности, чтобы увлечение дарило радость ему, его друзьям, родителям и окружающим.
Результаты детского творчества систематизируются в следующих проявлениях: творческие проекты, портфолио, книга детских творческих работ, результаты конкурсов, олимпиад, конференций и другое для стимулирования потребности детей в реализации их творческого потенциала.
Девиз занятий: «Узнай, пойми, сотвори!»
Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.
Формы проведения занятий:
- Беседы
- Экскурсии. Путешествие в мир красок, звуков и законов родной природы.
- Практические занятия «Творение слова»
- Встречи
- Творческие отчёты
- Конкурсы
- Викторины
- Игры.
Этапы работы:
I этап – 2 класс
II этап – 3 класс
III этап – 4 класс
Программа рассчитана на 96 часов.
Содержание
I этап (2 класс)
Основной формой реализации программы на 1 этапе обучения является игра «Путешествие в истоки литературы»
Остановки:
1.Загадочная.
Как создавались загадки. Из чего состоит загадка? Загадки о природе, о животных, бытовые загадки, о труде.
Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки.
2.Остановка «Поговорка и пословица недаром молвится»
Пословицы и поговорки – отражение жизненного опыта простого народа. Смысл пословиц. Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном… Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц.
3. Остановка «Детская».
Игры – как средства общения. Детские считалочки. Заклички. Колыбельные песни. Придумывание игр, считалочек, закличек, колыбельных песен.
4.Остановка «Сказочная»
Как появились сказки. Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Творческие поиски: «измени» начало, конец, структуру сказки. Создай свою сказку. Сказки о животных, сказки о природе, сказки – перевоплощение, сказки-загадки.
5.Остановка «Творческая».
Праздник «Веер устного народного творчества». Защита проектов: «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», «Моя закличка», «Моё непохожее на другое».
II этап (3 класс)
Знакомство с различными типами речи. Повествование. Рассказ о том «Что, где, когда» произошло. Описание. Учись рисовать словами. Рассуждение. Рассказ о том «Почему?». Заставляй работать своё воображение: фантазийные рассказы.
Описание. Умей рисовать словами. Можно ли нарисовать рассказ? Не описывай то, чего не знаешь. Умейте видеть и запоминать увиденное «В мире красок, звуков и запахов родной природы» (экскурсия)
Рассказы – загадки. Умеем ли мы писать письма?
Итоговое занятие: «Юные прозаики»
Стихосложение.
Мир поэзии. Учимся читать и понимать стихи.
Талант поэтов
Волшебство эпитета, метафоры, сравнения.
Чудо стихотворного слова.
Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира.
Учимся писать стихи.
Игры в рифму. Мои фантазии.
Рисуем стихотворение. О чём я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание. Что такое короткая строка. Стихи с особенностями рифмами. Что находится «внутри» стиха? Что такое Буриме? Бесконечность стиха – как бесконечность Космоса. Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант.
Итоговое занятие: «Литературный салон»
III этап (4 класс)
Воплощение таланта. Реализация произведений разных жанров
- Создание сказок. Сказки – загадки. Сказки-перевоплощение. Сказка о природе. Волшебная сказка. Сказка, не похожая на другие (способствует ассоциативности мышления)
- Учимся играть сказки на сцене. Создание декораций, изготовление элементов костюмов для инсценирования (реализация проявления артистического таланта).
- Создание рассказов. Рассказы о природе. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье. О том, что очень дорого, о родном городе, об улице, о Родине, о добром и вечном.
- Стихи: О временах года. О чувствах и переживаниях. О тех, кто всегда рядом. О великой Победе. Пишу, о чем хочу. О детских забавах через чудо стиха. Хочу писать о своих друзьях и школе. Чудесным словом о чудесах природы.
- Чему мы научились. Индивидуальные задания. Пишу об одном разными жанрами. Выбери как писать, что писать, каким образом, в какой форме.
- Итоговое занятие: Праздник «Творческий марафон».
- Выпуск сборника «Волшебная сила слова».
Формы работы с одаренными детьми
- Дифференциация
- Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод мозгового штурма, учебные игры, творческие игры.
- Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определяются долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка.
- Частично-поисковый метод.
- Исследовательская практика.
Наставничество. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.
Тематическое планирование занятий
I этап - 2 класс «Путешествие в истоки литературы»
№ п/п | Тема | Количество часов всего (32 ч) | Дата |
Путешествие в истоки литературы. Остановки: | |||
1. 2. | «Загадочная» Из чего состоит загадка? Как создавать загадки? | 2 | |
3. | Разные загадки: О природе и явлениях природы, о животных, о труде | 1 | |
4. 5. | Учимся отгадывать загадки. Рисуем загадки. | 2 | |
6. 7. | Загадки ассоциативные. Как сочинить загадку? | 2 | |
«Поговорка и пословица недаром молвится» | |||
8. | Пословицы и поговорки – отражение жизни простого народа. | 1 | |
9. | Каждая пословица имеет смысл. | 1 | |
10. | Такие разные пословицы и поговорки: О Родине и о семье О дружбе и взаимовыручке О хлебе насущном | 1 | |
11. | Учимся говорить пословицы и поговорки | 1 | |
12. | Рисуем сюжеты пословиц и поговорок | 1 | |
13. | Мини-рассказ с концовкой-пословицей | 1 | |
14. | Создаем свои пословицы | 1 | |
«Детская», игровая | |||
15. | Игра – средство общения и взаимовыручки | 1 | |
16. | Детские считалочки | 1 | |
17. | Мамина колыбельная «Спи, дружок». Заклички | 1 | |
18. | Рисуем и сочиняем считалочку, закличку, колыбельную | 1 | |
«Сказочная» | |||
19. 20. | Истории рождения сказок. Из чего состоит сказка. Учимся понимать сказку Зачин Троекратный повтор Волшебство Концовка Добро побеждает зло | 2 | |
21. | Учимся читать и слушать сказки. | 1 | |
22. | Творческие поиски. «Меняем сказку»: Измени начало Измени концовку Измени сюжет | 1 | |
23. | Русские сказки в наших рисунках. | 1 | |
24. | Создаём свои сказки | 1 | |
25. | Учимся играть сказки. Инсценирование сказок | 1 | |
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | Представление и защита творческих проектов. Моя сказка Моя колыбельная песня Моя пословица Моя загадка «Моё» - непохожее на других Итоговое занятие: «Веер творчества» | 1 1 1 1 1 1 1 |
II этап - 3 класс «Типы речи»
№ п/п | Тема | Количество часов всего (32 ч) | Дата |
Типы речи | |||
1 | Продолжаем знакомиться с различными типами речи | 1 | |
2 | Рассказ о том «Что, когда, где» произошло. Повествование | 1 | |
3. | Описание. Учись рисовать словами. Можно ли нарисовать рассказ? | 1 | |
4. | Заставляй работать своё воображение. Фантазийный рассказ | 1 | |
5. | Учимся читать и понимать рассказы | 1 | |
6. | Не пиши о том, чего не знаешь | 1 | |
7. | Умей видеть и запоминать увиденное | 1 | |
8. | Преобрази краски художника в слова. Рассказы по картине. | 1 | |
9. | В мире красок, звуков и запахов родной природы. Рассказ по результатам экскурсии. | 1 | |
10. | Рассказы – загадки «Что это было?» | 1 | |
11. | Путешествие в мир поэзии | 1 | |
12. | Преображение музыки в слово | 1 | |
13. | Учимся писать стихи | 1 | |
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20 21 | Окунемся в глубину таланта Волшебство эпитетов, метафоры, сравнения Чудо стихотворного слова Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира Учимся читать и слушать стихи Встреча с местными поэтами Углич славится талантами. Рисуем стихи | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 31 | Учимся писать стихи Игры в рифму Звукоподражание Что такое короткая строка Стихи с особенными рифмами Что находится внутри стиха? О чем я могу написать Что такое Буреме? Бесконечность стиха – как бесконечность космоса Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
32 | Итоговое занятие: «Литературный салон» | 1 |
III этап - 4 класс «Реализация таланта» Создание произведений разных жанров
№ п/п | Тема | Количество часов всего (32 ч) | Дата |
1 2 | «Реализация таланта» Создание произведений разных жанров | 1 | |
3 4 5 6 7 8 | Создание сказок Сказки-загадки Сказки - перевоплощение Сказки о природе Волшебные сказки Сказка, не похожая на другие | 1 1 1 1 1 1 | |
9 10 | Вхождение в образ сказочного героя. Изготовление декораций, элементов костюмов | 1 1 | |
11 12 13 14 15 16 | Создание рассказов Рассказы о природе и братьях наших меньших О том, что очень дорого. Семья. Я. Друзья. О родине, крае, городе, улице – о самом родном. Рассказы о красоте, истории, о памяти. О Великой памяти Победы | 1 1 1 1 1 1 | |
17 18 19 | Пишем письма близким и неизвестным друзьям Не думал, не гадал, а взял и написал. Обо всём на свете. | 1 1 | |
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | Создание стихов, больших и маленьких О временах года Мои чувства и переживания О тех, кто всегда рядом О детских забавах через чудо стиха Пишу стихи о своих друзьях и школе Чудесным словом о чудесах природы Итоговое занятие: Праздник: «Творческий марафон» Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. Игра “Найди пару” Звонкие и глухие “одиночки”. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Удивительные превращения” Итоговое занятие: Праздник: «Творческий марафон» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Литература для учителя
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение 1992 г.
- Гин С. И. Мир фантазии. Методическое пособие для учителей начальной школы.
- Львов И.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М. 1993 г.
- Синицын В. А. Путь к слову. М. Столетие. 1997 г.
- Ковтун Е. Ф. Как смотреть картину. Л. 1982 г.
- Нестьев И. Ю. Учись слушать музыку. М. 1982 г.
- Запелов Т.С. Уроки литературы и театр. М. 1982 г.
- Шульговский Н. Н. Занимательное стихосложение. М. Издательский дом Мещеряка 2008 г.
- Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. М. «Молодая гвардия», 1970 г.
- Соколова Г. Н. Воспитание чувств. Ставрополь 1992 г.
- Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия. М. 2004г.
- Давыдова М. А. , Агапова И. А. Праздник в школе. М. 2003 г.
Литература для обучающихся
- Джежелей О. В. «Колобок». Литературные игры и забавы. М. 1994 г.
- Сидоренко З. Я. , Шаболдас А. Е. Литература Ставрополья, 2000 г.
- Детский журнал «Читайка». Русская школьная библиотечная ассоциация ООО «Школьная библиотека» 2006 г.
- Цветкова Г. Н. Любимые детские игры. М. 1999 г.
- Екимцев А. Н. Хоровод загадок, хоровод вопросов. 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"
рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...
рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"
рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике для 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Риторика"
Рабочая программа внеурочной деятельности, разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 4 класс
Рабочая программа курса «Детская риторика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детская риторика" в 3 классе...