Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Вдумчивое чтение"
рабочая программа (4 класс) по теме

 Тимошенко Светлана Мурадиновна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Вдумчивое чтение"(допобразование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_dop.obraz_.vdumchivoe_chtenie.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Вдумчивое чтение»

I.Пояснительная записка

Статус документа:

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Вдумчивое чтение»  составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 и  авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Количество занятий в неделю -  1 час

Количество занятий за год - 34часа

Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа создаст условия  для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

 Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

 Задачи:

формировать у детей интерес к книге,

уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

учить отвечать на вопросы по содержанию,

учить пересказу,

развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

 Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. «Все мы родом из детства...»

7

2

Раздел 2. «Думают ли звери?..»

7

3

Раздел 3. «Вверх ногами»

5

4

Раздел 4. «Школьные годы чудесные…»

7

5

Раздел 5. «Преданья старины глубокой…»

3

6

Раздел 6. «Обыкновенное чудо «

5

Итого:

34

Тематическое планирование

Тема
занятия

Кол-во час.

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия


Формы  контроля и варианты его проведения

План

Факт

1.

Вводное занятие.

Знакомство
с «Рабочей тетрадью».

1

Рассматри- вание  рабочих тетрадей, разбивка по разделам, выбор понравивших ся тем и разделов

Изучение содержания и структуры «Рабочей тетради». Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

Раздел 1. «Все мы родом из детства...» 7ч.

2.

Странички дневника нашего детства

1

Беседа «Для чего ведут личные дневники?»

И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника  «Рассказы  Люси Синицыной, ученицы 3 класса»

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.

3.

Наши самые близкие люди

1

Беседа «Кого можно считать близким человеком?»

С.Г.  Георгиев.
«Ошейник»,
«Дедушка».
Рассказы

Чтение «Письма читателю» С.Георгиева. Антиципация перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика главного героя. Творческое
задание «Закончи рассказ».
Выставка книг писателя.

4.

Что такое счастье?

1

Беседа «Ощутимо ли счастье?»

А.Г. Алексин.
«Самый счастливый день».
Рассказ

Выставка книг писателя.
Антиципация. Выразительное
чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Творческое задание. Читательский рейтинг.

5

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена

1

 

 

 Конкурс на лучшего рассказчика и на

 внимательного

слушателя,

1 конкурс детских

 иллюстраций.

 Тест. Просмотр

С художественного

 фильма.казки «Дюймовочка», «Снежная королева».

Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг.

 

6-7

Аркадий Гайдар и герои его книг.

2

Сообщение: «Детство А.Гайдара»

Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др.

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.

Раздел 2. «Думают ли звери?..» 7ч.

8

Думают ли звери?

1

Беседа о повадках зверей

A. Барто,
И. Токмакова,
Н. Рубцов,
С. Чёрный.

Стихи

Выставка книг о животных.
Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и
графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.

9

Мы хозяева нашей земли

1

Беседа. Презентация «Земля -наш дом»

B.П. Астафьев. 

«Белогрудка». Рассказ

Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя.
Антиципация, выразительное
чтение рассказа. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы.

10

Друзья моего детства

1

Беседа: «Кто может быть другом?»

Г.А. Скребицкий.
«Кот Иваныч». Рассказ

Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»

11-12

Наши соседи по планете

2

Беседа: «Кто они -наши соседи?»

Ю.Д.  Дмитриев. 
«Соседи по планете». Энциклопедия.
«Таинственный

ночной гость».
Рассказ

Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение  фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.

13

Рассказы о животных

1

Сообщения о любимых питомцах

( I группа)

Эрнест Сетон- Томпсон

и герои его книг

Знакомство с автором и его произведениями. Самостоятельное чтение. Творческие задания. Тест. Работа в рабочих тетрадях.

14

Рассказы о животных

Е.И. Чарушина

1

Сообщения о любимых питомцах

( IIгруппа)

Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»

Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование и сочинительство. Создание своей книги.

Раздел 3. «Вверх ногами» 5ч

15

Все наоборот

1

Беседа о смешариках

Тим Собакин.
Стихи.

Савва Букин.
«Буква «Е».
Рассказ

Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.

16

Веселые игры со

словами

1

Слова-загадки

Н. Матвеева,
Б. Заходер,
В. Хотомская.
О. Григорьев,
И. Иртеньев,
И. Токмакова.
Стихи

Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.

17

Кто такие «пуськи

бятые»?

1

Потешки,

считалки,

скороговорения

Л. Петрушевская «Пуськи бятые»
Лингвистическая сказка

Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.

18

Хохоталь-

ная путаница

1

 Конкурс на

лучшего чтеца.

 Создание

Ю графических

 иллюстраций.П. Мориц.
Стихи

Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов,

.

19

Странные сказки о

вещах

1

 

Обзор книг по теме

М. Мацоурек.

«Сюзанна и

буковки»,
«О Катержинке
и толстом красном свитере». Сказки

Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.

Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.

Раздел 4. «Школьные годы чудесные…» 7ч.

20-21

Трудно ли учиться в школе?

2

Беседа о незабываемых моментах школьной жизни

Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть

Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсцениро-вание фрагмента повести.

22

Школьные рыцари

1

 

Беседа: «Уроки вежливости»

 

 Рассказ о героях его книг.

В Антиципация.

 Комбинированное чтение.

Характеристика героя.

Ж Творческие задания, работа в парах. Составление

 устного рассказа

 «Мой верный

рыцарь».«История с азбукой». Рассказ

Выставка книг писателя.

23-24

Учитель-волшебник

2

 Беседа «Маэстро»

О. Пройслер.
«Маленькая Баба-Яга». Сказка

Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последователь-ность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану.

25-26

Поиграем в школу

2

Обучающая игра

Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Рассказы

«Трое из Простоквашино»

«Зима в Простоквашино» и др.

Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки. Творческие задания в тетради, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах.

Раздел 5. «Преданья старины глубокой…» 3ч

27

Откуда мы родом? Мы – славяне

1

Беседа по теме

А.О. Ишимова. «История России
в рассказах для детей». Энциклопедия

Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах.

28

Кто наши предки? Великие русские князья

1

«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание

Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

29

Героические страницы нашей истории

1

«Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть

Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.

Раздел 6. Обыкновенное чудо 5ч

30

Сказки для добрых сердец

1

Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки

Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки,  ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа.

31

О чудесах дружбы

1

Рисуем «Дружбу»

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть

Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр м/фильма. Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану.

32-33

Детская фантастика

2

Иллюстрирование прочитанных книг о фантастике

Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы».

Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр м/фильма. Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини.

34

Заключи

тельное занятие.

1

Итоговое занятие

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция

Итого:

34ч.

III.Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).

Литературное образование  представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника  «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).

Раздел «Вверх ногами» знакомит школьников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.

Завершает программу раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Вдумчивое чтение»

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Теоретические основы правильного выразительного чтения

Техника речи

1.  Дыхание

2.  Голос

3.  Дикция

Правила литературного произношения при чтении и

рассказывании

1.  Орфоэпическое произношение

2.  Правильное ударение в слове

3.  Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию

Интонация

1.  Общее понятие об интонации.

2.  Фразовое и логическое ударение.

3.  Пауза логическая и фразеологическая.

4.  Темп и ритм речи.

5.  Мелодика.

6.  Тембр.

Выразительное чтение учителя

1.  Ознакомление с текстом и его трактовка

2.  Подтекст

3.  Составление плана

4.  Работа над речевой партитурой

5.  Чтение произведения в детской аудитории

6.  Своеобразное чтение стихотворений и басни

7.  Особенности чтения драматургических произведений и диалогов

Рассказывание

1  Каким должен быть устный рассказ

2.  Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту

3.  Рассказ в сокращении

4.  Рассказ с изменением лица рассказчика

5.  Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов

6.  Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета

7.  Рассказы из биографии замечательных людей

8.  Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине

9.  Творческий рассказ учителя

10. Импровизированный рассказ

11. Рассказывание в детской аудитории

Мимика и жестикуляция

1.  Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

2.  Обобщающие повторительные упражнения

Форма построения стихотворений

1.  Что такое рифма. Белые стихи

2.  Открытая и закрытая рифмы

3.  Эхо рифма

4.  Фигурные стихи

Средства выразительности

1.  Что такое метафора

2.  Олицетворение

3.  Аллегория

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами

поведения в нем, техникой безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета. В заключение каждой темы подводится итог и обобщение пройденного материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Универсальные учебные действия:


Личностными результатами кружка являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами кружка  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятиях;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка  является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающиеся должны знать и уметь:

справочные издания, энциклопедии, словари, справочники, картотеки;

как найти нужную книгу в любом отделе библиотеки;

правила подготовки беседы, открытого мероприятия;

последовательность заполнения библиотечных документов.

планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;

реставрировать как массовые, так и раритетные издания;

пользоваться всеми видами каталогов и картотек;

быстро найти ответ на нужный вопрос.

IV. Литература

Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.

Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А.Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

Гецов Г.Г.Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

Гранин П.П., Бондаренко С.М. , Канцевая Н.А.Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др.  - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

Николаева А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

Новокшонов Ю., Соломатин А.Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н.Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

1.Библиотечно – библиографические знания – школьникам. Прак. Пособие..-М.: изд-во «Кн. Палата», 2000.

2.Минимум библиотечной техники. М.: Изд-во «Кн.палата»,1999.

3. журнал «Школьная библиотека» за 2000-2010гг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс

Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Музыкальная мозаика"

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Музыкальная мозаика"(допобразование)...

Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...

Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122

Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...