Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Вдумчивое чтение"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Вдумчивое чтение"(допобразование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass_dop.obraz_.vdumchivoe_chtenie.docx | 55.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вдумчивое чтение»
I.Пояснительная записка
Статус документа:
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Вдумчивое чтение» составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 и авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Количество занятий в неделю - 1 час
Количество занятий за год - 34часа
Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. «Все мы родом из детства...» | 7 |
2 | Раздел 2. «Думают ли звери?..» | 7 |
3 | Раздел 3. «Вверх ногами» | 5 |
4 | Раздел 4. «Школьные годы чудесные…» | 7 |
5 | Раздел 5. «Преданья старины глубокой…» | 3 |
6 | Раздел 6. «Обыкновенное чудо « | 5 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час. | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия |
| ||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||
1. | Вводное занятие. Знакомство | 1 | Рассматри- вание рабочих тетрадей, разбивка по разделам, выбор понравивших ся тем и разделов | Изучение содержания и структуры «Рабочей тетради». Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. | ||||||||||||||
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» 7ч. | ||||||||||||||||||
2. | Странички дневника нашего детства | 1 | Беседа «Для чего ведут личные дневники?» | И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса» | Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини. | |||||||||||||
3. | Наши самые близкие люди | 1 | Беседа «Кого можно считать близким человеком?» | С.Г. Георгиев. | Чтение «Письма читателю» С.Георгиева. Антиципация перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика главного героя. Творческое | |||||||||||||
4. | Что такое счастье? | 1 | Беседа «Ощутимо ли счастье?» | А.Г. Алексин. | Выставка книг писателя. | |||||||||||||
5 | Мир детства в сказках Х.К. Андерсена | 1 |
|
Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, 1 конкурс детских иллюстраций. | Тест. Просмотр С художественного фильма.казки «Дюймовочка», «Снежная королева». | Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг.
| ||||||||||||
6-7 | Аркадий Гайдар и герои его книг. | 2 | Сообщение: «Детство А.Гайдара» | Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др. | Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания. | |||||||||||||
Раздел 2. «Думают ли звери?..» 7ч. | ||||||||||||||||||
8 | Думают ли звери? | 1 | Беседа о повадках зверей | A. Барто, Стихи | Выставка книг о животных. | |||||||||||||
9 | Мы хозяева нашей земли | 1 | Беседа. Презентация «Земля -наш дом» | B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ | Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя. | |||||||||||||
10 | Друзья моего детства | 1 | Беседа: «Кто может быть другом?» | Г.А. Скребицкий. | Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка» | |||||||||||||
11-12 | Наши соседи по планете | 2 | Беседа: «Кто они -наши соседи?» | Ю.Д. Дмитриев. ночной гость». | Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя. | |||||||||||||
13 | Рассказы о животных | 1 | Сообщения о любимых питомцах ( I группа) | Эрнест Сетон- Томпсон и герои его книг | Знакомство с автором и его произведениями. Самостоятельное чтение. Творческие задания. Тест. Работа в рабочих тетрадях. | |||||||||||||
14 | Рассказы о животных Е.И. Чарушина | 1 | Сообщения о любимых питомцах ( IIгруппа) | Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки» | Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование и сочинительство. Создание своей книги. | |||||||||||||
Раздел 3. «Вверх ногами» 5ч | ||||||||||||||||||
15 | Все наоборот | 1 | Беседа о смешариках | Тим Собакин. Савва Букин. | Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе. | |||||||||||||
16 | Веселые игры со словами | 1 | Слова-загадки | Н. Матвеева, | Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. | |||||||||||||
17 | Кто такие «пуськи бятые»? | 1 | Потешки, считалки, скороговорения | Л. Петрушевская «Пуськи бятые» | Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания. | |||||||||||||
18 | Хохоталь- ная путаница | 1 | Конкурс на лучшего чтеца. | Создание Ю графических иллюстраций.П. Мориц. | Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, . | |||||||||||||
19 | Странные сказки о вещах | 1 |
| Обзор книг по теме | М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», | Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания. | ||||||||||||
Раздел 4. «Школьные годы чудесные…» 7ч. | ||||||||||||||||||
20-21 | Трудно ли учиться в школе? | 2 | Беседа о незабываемых моментах школьной жизни | Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть | Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсцениро-вание фрагмента повести. | |||||||||||||
22 | Школьные рыцари | 1 |
| Беседа: «Уроки вежливости»
| Рассказ о героях его книг. В Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Ж Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь».«История с азбукой». Рассказ | Выставка книг писателя. | ||||||||||||
23-24 | Учитель-волшебник | 2 | Беседа «Маэстро» | О. Пройслер. | Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последователь-ность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану. | |||||||||||||
25-26 | Поиграем в школу | 2 | Обучающая игра | Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Рассказы «Трое из Простоквашино» «Зима в Простоквашино» и др. | Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки. Творческие задания в тетради, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах. | |||||||||||||
Раздел 5. «Преданья старины глубокой…» 3ч | ||||||||||||||||||
27 | Откуда мы родом? Мы – славяне | 1 | Беседа по теме | А.О. Ишимова. «История России | Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах. | |||||||||||||
28 | Кто наши предки? Великие русские князья | 1 | «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание | Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | ||||||||||||||
29 | Героические страницы нашей истории | 1 | «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть | Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения. | ||||||||||||||
Раздел 6. Обыкновенное чудо 5ч | ||||||||||||||||||
30 | Сказки для добрых сердец | 1 | Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки | Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа. | ||||||||||||||
31 | О чудесах дружбы | 1 | Рисуем «Дружбу» | А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть | Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр м/фильма. Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану. | |||||||||||||
32-33 | Детская фантастика | 2 | Иллюстрирование прочитанных книг о фантастике | Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». | Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр м/фильма. Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини. | |||||||||||||
34 | Заключи тельное занятие. | 1 | Итоговое занятие | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция | ||||||||||||||
Итого: | 34ч. |
III.Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).
Литературное образование представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» знакомит школьников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Вдумчивое чтение»
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Теоретические основы правильного выразительного чтения
Техника речи
1. Дыхание
2. Голос
3. Дикция
Правила литературного произношения при чтении и
рассказывании
1. Орфоэпическое произношение
2. Правильное ударение в слове
3. Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
1. Общее понятие об интонации.
2. Фразовое и логическое ударение.
3. Пауза логическая и фразеологическая.
4. Темп и ритм речи.
5. Мелодика.
6. Тембр.
Выразительное чтение учителя
1. Ознакомление с текстом и его трактовка
2. Подтекст
3. Составление плана
4. Работа над речевой партитурой
5. Чтение произведения в детской аудитории
6. Своеобразное чтение стихотворений и басни
7. Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Рассказывание
1 Каким должен быть устный рассказ
2. Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
3. Рассказ в сокращении
4. Рассказ с изменением лица рассказчика
5. Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
6. Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
7. Рассказы из биографии замечательных людей
8. Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
9. Творческий рассказ учителя
10. Импровизированный рассказ
11. Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
1. Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
2. Обобщающие повторительные упражнения
Форма построения стихотворений
1. Что такое рифма. Белые стихи
2. Открытая и закрытая рифмы
3. Эхо рифма
4. Фигурные стихи
Средства выразительности
1. Что такое метафора
2. Олицетворение
3. Аллегория
Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами
поведения в нем, техникой безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета. В заключение каждой темы подводится итог и обобщение пройденного материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами кружка являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Обучающиеся должны знать и уметь:
справочные издания, энциклопедии, словари, справочники, картотеки;
как найти нужную книгу в любом отделе библиотеки;
правила подготовки беседы, открытого мероприятия;
последовательность заполнения библиотечных документов.
планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;
реставрировать как массовые, так и раритетные издания;
пользоваться всеми видами каталогов и картотек;
быстро найти ответ на нужный вопрос.
IV. Литература
Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.
Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А.Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
Гецов Г.Г.Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.
Гранин П.П., Бондаренко С.М. , Канцевая Н.А.Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.
Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.
Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.
Николаева А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.
Новокшонов Ю., Соломатин А.Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.
Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н.Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.
Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.
1.Библиотечно – библиографические знания – школьникам. Прак. Пособие..-М.: изд-во «Кн. Палата», 2000.
2.Минимум библиотечной техники. М.: Изд-во «Кн.палата»,1999.
3. журнал «Школьная библиотека» за 2000-2010гг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа составлена с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс
Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Музыкальная мозаика"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Музыкальная мозаика"(допобразование)...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122
Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...