Формирование навыков проектной деятельности через участие в работе клуба семейного общения
статья на тему
Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Сотрудничество родителей с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков проектной деятельности через участие
в работе клуба семейного общения
выступление Кекош Е.И.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Каковы же цели и задачи работы школы с родителями учащихся? Это
1 - установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
2 - изучение воспитательных возможностей семей
3 - формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
4 - вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры;
5 - предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
6 - оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Семья, как и школа,- своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребенка.
Одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода в работе с учащимися начальной школы является подключение родителей к детской проектной деятельности. Ведь, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу обнаруживают способность быть самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта.
Безусловно, главную помощь ребенку на пути становления его субъективности в проектной деятельности в целом, оказывает педагог. Однако детям нужна еще и поддержка родителей, особенно в проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.
Также, объединение в совместном творческом процессе не только детей и учителя, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространенного в наше время.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано учителем.
На родительском собрании объясняю сущность проектного метода, раскрываю формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся. За основу беру уже реализованные ранее проекты.
Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразны.
1 Мотивационная поддержка.
Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимися.
2 Информационная поддержка.
Актуальна на этапе сбора необходимой для выполнения проекта информации и материалов. Родители нередко сами выступают важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодике, сети Интернет.
3 Организационная поддержка.
Это одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны проекта(например сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии др.), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).
4 Техническая поддержка.
Эта помощь может потребоваться на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото-и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентации, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.
5 Поддержка в самооценке проекта.
Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные успехи и достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.
Все эти виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребенок испытывает серьезные затруднения в каких -либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослым следует учитывать опыт ребенка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности ученика.
Важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности.
В заключении хочу отметить, что сотрудничество родителей с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
Для наглядности предлагаю посмотреть фрагмент совместного проекта «Профессия моих родителей»
Родителей будущих первоклассников на первом собрании я знакомлю их сне только с традициями школы, но и собственной программой воспитательной работы класса. Для создания крепкого коллектива обучающихся и родителей предлагается участие в коллективных мероприятиях.
В 1 классе каждая семья приглашает весь класс в импровизированную гостиную «Кафе МОЯ СЕМЬЯ». Количество учащихся делится на 7 месяцев (исключаем сентябрь и май). На участие одного заседания к выступлению готовятся 3-4 семьи. Семьи приходят в полном составе: и взрослые ,и дети. Ребенок рассказывает о своих родителях, об их профессии, увлечениях, общих интересах семьи, о проведении летних отпусков и т. д. Родители дополняют рассказ ребенка фотографиями, слайдами, поделками. Предлагают попробовать любимое блюдо семьи. К этому выступлению подготавливают веселые развлечения, игры, в которых участвуют и дети , и родители класса.
Такие мероприятия я провожу уже несколько лет. Они позволяют сплотить коллектив класса, лучше узнать каждую семью; помогают раскрепощению и быстрой адаптации детей в классе. Родители же со своей стороны могут понаблюдать за поведением своего ребенка , за его взаимоотношениями со сверстниками ,и сделать вывод для себя (может где-то это дает толчок к исправлению своих ошибок в воспитании).
Во 2 –м классе родители также по очереди проводят цикл бесед по культуре поведения и общения. Готовят творческие конкурсы с проигрыванием ситуаций из жизни. Часто организуют экскурсии в музеи, библиотеки, выставочные залы и др.
В 3-м классе каждый родитель знакомит со своей профессией, если есть возможность приглашает на экскурсию по предприятию на котором работает. На таких встречах реализуется сразу несколько воспитательных направлений : знакомство с предприятиями города, знакомство с разнообразием профессий, воспитание гордости за своих родителей…
В 4-м классе дети готовят папку «Моя семья», в которую совместно с родителями вкладывают сочинения и сообщения с фотографиями по определенным темам.
Вот некоторые из них:
-Родословная моей семьи.
- Происхождение моей фамилии.
-Национальности в моей семье.
- Как мой папа служил в армии,
-Профессия моих родителей.
- Реликвии семьи…
Используя эти нестандартные формы работы, я стремлюсь сформировать и сплотить детский коллектив, сформировать положительную эмоциональную атмосферу, вовлечь и заинтересовать родителей жизнью ребенка в школе.
Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящими родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговые занятия как способ формирования навыков проектной деятельности младших школьников
Мастер-класс по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ( ЧТЕНИЕ ) В 1-ОМ КЛАССЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Тема урока: Согласные буквы “Ч(ч)”, обозначающие мягкий согласный звук [ч’].Изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве “Ч(ч)” и звуке [ч’], к...
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...
"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"
Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...
Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы»
Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы». Виды проектов в начальной школе. Последовательность работы ...