"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку
Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках русского языка
в начальной школе как средство формирования УУД
в условиях ФГОС
учитель нач. классов
Арсеньева Е.В.
МБОУ «СОШ №1»
г.Чистополь, РТ
Идеей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации деятельностного подхода. Следовательно, предметом внимания учителя становятся не только предметные результаты обучения, но и систематический, целенаправленный процесс формирования у учащихся универсальных учебных действий.
В последние годы возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Следует отметить, что некоторые проекты выполняются учащимися индивидуально.
Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием современных средств (в том числе и компьютера).
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
Какие же виды проектов мы выполняем с ребятами?
- практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек, стенгазеты);
- игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей);
- творческие (составление ребусов, кроссвордов);
- информационные (создание презентаций).
В рамках УМК «Школа России» по предмету «Русский язык» предусмотрены следующие проекты:
1 класс
- Живая Азбука
- Скороговорки
- Сказочная страничка
2 класс
- И в шутку и всерьёз
- Рифма
- Пишем письмо
- В словари — за частями речи!
3 класс
- Проект «Рассказ о слове».
- Проект «Семья слов».
- Проект «Составляем орфографический словарь»
- Проект «Тайна имени».
- Проект «Имена прилагательные в загадках».
4 класс
- Похвальное слово знакам препинания.
- Говорите правильно
- Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
- Пословицы и поговорки
В своей работе я не ограничиваюсь только этими проектами, предлагаю детям самостоятельно выбирать темы.
Остановлюсь подробнее на некоторых проектах.
Подготовка к проектной деятельности начинается уже в первом классе. Самый первый проект по русскому языку – это проект, завершающий период обучения грамоте и письму – «Живая азбука». В процессе работы обучающиеся создают творческие работы про буквы, выполняют рисунки букв, подбирают стихи про буквы, загадки, пословицы, ребусы, сочиняют сказки и рассказы о буквах. Презентация проекта проходит в виде праздника «Прощание с Азбукой».
Уже с первого класса стараюсь развивать у учеников умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Я знакомлю ребят с разными видами словарей: орфоэпический, орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов. Организую работу в паре по поиску определенного слова в словаре.
Содержание проектной работы «Словарные слова» отличается в 1 и 4 классе. Если в первом классе это больше мини-проект - иллюстративная работа, то в 4 классе это составление кроссворда по словарным словам.
Цель проекта «Фразеологизмы» - изучить природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи. Ребята выполняли индивидуальные проекты. В 3 классе девочки работали над групповым проектом «Мир фразеологизмов».
Итоги работы над проектом: учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями, работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами, узнали историю происхождения фразеологизмов.
Проект «Части речи» представляет собой создание обобщающих информационных карт по изученным частям речи. В 3 классе ребята трудились над созданием группового проекта, в котором постарались отразить связь трёх частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Цель проекта «Тайны наших имён» заключается в расширении знаний об именах, знакомстве с историей возникновения имен; раскрытии значения имён учащихся класса. Проект был представлен индивидуальными и групповыми работами.
Проект «9 мая – День Победы», «Я помню, я горжусь!»
Цель – написание мини-сочинения ко Дню Победы, создание информационной карточки о родственнике, принимавшем участие в Великой Отечественной войне.
Проект «Лингвистическая сказка»
Цель проекта – создание лингвистической сказки, основанной на правилах русского языка, героями которой являются лингвистические понятия.
Этапы работы над проектом: написание текста сказки, создание иллюстраций, озвучивание сказки, создание видеофильма, демонстрация в классе.
Во 2 классе Квашенникова Арина создала лингвистическую сказку «История в замке буквосочетаний», с которой участвовала в школьной НПК и заняла 1 место, а также участвовала в конкурсе исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие» при КФУ и заняла призовое место.
Ежегодно в нашей школе проходит защита итоговых проектных работ. Оценивание работ происходит по разработанной нашими учителями критериям. На основе данных показателей формируется лист для портфолио ученика с результатами.
Подводя итог, следует отметить, что проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов у многих ассоциируется чаще с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы по русскому языку показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, но с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют на должном уровне работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды проектов
УМК «Школа России»
«Живая Азбука»
«Словарные слова»
«Фразеологизмы»
«Части речи»
«Тайны наших имён»
«9 мая – День Победы»
«Я помню! Я горжусь!»
«Лингвистическая сказка»
Критерии оценивания работ
Критерии оценивания работ 0 – 21 б. – низкий уровень 22 – 32 б. – базовый уровень 33 – 39 б. – повышенный уровень (хорошо) 40 – 48 б. – повышенный уровень (отлично)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Проект "Слово" Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....
Презентация. Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Презентация.Проект "Слово"...
статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....