"Школа - это островок воспитания, а дом - материк"
проект (1 класс) по теме

Социальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_shkola_-eto_ostrovok_vospitaniya_a.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 «Сар-Майданская СОШ»

Социальный проект

 "Школа –островок воспитания, а дом материк"

дети

Подготовила учитель начальных классов

Штыркова Наталья Николаевна

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).

Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;

– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Исследования начинаю при поступлении в 1-й класс, уже в первые дни стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.

С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей:

55% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;

34% – среднее;

11% – незаконченное среднее.

Для изучения семей я использую анкеты “Знакомство с родителями, для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи”, который помог мне узнать, что большинство учащихся испытывают эмоциональный дискомфорт в семейных отношениях.

По анкетам наблюдается расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление взаимоотношений в семье я использовала рисуночный тест “Моя семья”  и тест “Подковка” для определения влияния над ребенком. По результатам этих тестирований выявила:

1 ребенок – рисует себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывает эмоциональный комфорт;

1 учащийся – близок только с мамой;

5 ребят – исключают себя из семейных ситуаций;

1 учащийся – стремится доминировать в своей семье, отличается эгоцентризмом.

Если сравнить ответы родителей и детей, то картина будет такой:

Влияние на личность испытывают все учащиеся:

– влияние родителей – 75 %;

– влияние друзей – 25%.

Надо отметить, что с учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений, это радует. А командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними животными.

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”

Из 6 опрошенных детей только 2 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.

На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”

– 15% ответили: мама и папа;

– 30% – мама;

– 55% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Я познакомила родителей с результатами исследований, психолог предложила пути коррекции ситуаций. Мы посоветовались и пришли к мнению, что нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрали формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Для того чтобы эти формы взаимодействия прижились их нужно вводить в начальной школе.

Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Сроки (проект рассчитан на 1 год)

Цели:

  • создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;
  • психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;
  • сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. создание семейных электронных альбомов;
  2. создание генеалогического древа каждой семьи;
  3. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
  4. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
  5. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
  6. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
  7. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
  8. приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
  9. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Показатели результативности:

  • сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
  • степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
  • степень активности родителей в реализации проекта;
  • степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
  • эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
  • экран настроения учащихся;
  • презентация проекта, отзывы коллег.

Механизмы реализации проекта

1. Тематические консультации для родителей:

– Трудности адаптации первоклассников в школе.

– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

2. Родительские чтения:

– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

– Режим дня в жизни школьника.

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

– Какие вы родители?

– Детей воспитывают родители, а родителей...

– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

– Во что играют наши дети.

4. Родительские вечера:

– Праздники нашей семьи.

– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.

5. Тренинг.

– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)

– Семья – это семь «я»! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)

– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).

– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.

– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).

Основные этапы реализации проекта

Сроки

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный период

Август

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

  • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
  • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

5. Составление перспективного плана реализации проекта.

  1. Участие в анкетировании.
  2. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.
  3. Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.

Перспективный план работы на год

1. Тематические консультации для родителей:

  • Трудности адаптации первоклассников в школе. (Сентябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)

2. Родительские чтения:

  • Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. (Октябрь.)
  • Режим дня в жизни школьника. (Декабрь.)

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

  • Какие вы родители? (Ноябрь.)
  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь.)
  • Во что играют наши дети? (Февраль.)

4. Родительские вечера:

  • Праздники нашей семьи. (Январь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)

5. Тренинг:

  • Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  • “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

  • Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года). (Сентябрь.)
  • Семья- это семь «я» (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи. (Ноябрь.)
  • Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление). (Декабрь.)
  • Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек. (Март.)
  • Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)

Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта.

Стремлюсь создать условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под моим руководством, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают.

Основной период

Сентябрь

  1. Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания.
  2. Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.
  3. Организация тематической консультации “Трудности адаптации первоклассников в школе”.
  4. Подготовка и проведение инсценированного праздника “Здравствуй, школа!” (с целью раскрытия творческих способностей, эмоционального комфорта семей учащихся, при совместной деятельности).
  1. Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.
  2. Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.
  3. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.
  4. Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.
  5. Распределение ролей в организации совместного мероприятия.
  6. Подготовка и участие родителей и учащихся в празднике
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Октябрь

Ноябрь

1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:

  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)
  • Какие вы родители? (Ноябрь.)

(С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими аспектами воспитания.)
2. Составление и рассмотрение игровой конкурсной программы – это семья, где друг другу очень рады! (
Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.) (Ноябрь.)
(Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)
3. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.
4. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
5. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

  1. Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.
  2. Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
  3. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
  4. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
  5. Подготовка родителями оборудования.
  6. Подготовка стендовых материалов.
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Декабрь

  1. Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.
  2. Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума “Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали”, классного часа (в форме диспута) по теме “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
  3. Подготовка и реализация сценария праздника “Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год” (игровое представление) с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.
  4. Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.
  1. Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.
  2. Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.
  3. Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.
  4. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.
  5. Заполнение учащимися экрана настроения.

Январь

Февраль

Март

  1. С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера “Праздники нашей семьи” (Январь) практикума“Во что играют наши дети”. (Февраль.)
  2. Семейный праздник “Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек”(Март), с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.
  3. Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.
  1. Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.
  2. Участие в семейном празднике.
  3. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.
  4. Изготовление подарков всем участникам праздника.
  5. Подготовка оборудования к мероприятию.
  6. Заполнение учащимися экрана настроения.

Заключительный период

Апрель

  1. Подготовить и провести игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  2. Организовать итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)
  3. Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.
  4. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.
  1. Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.
  2. Подготовка домашних заданий:
    1) составление генеалогического древа;
    2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
    3) подбор фотографии для электронного альбома.
  3. Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.
  4. Заполнение учащимися экрана настроения.

Май

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.

Заполнение экрана настроения осуществлялось каждый день, на основании его показателей я проследила динамику настроения учащихся, и пришла к выводу, что 100% учащихся имели хорошее настроение во время совместных дел с родителями. У 89% учащихся преобладало хорошее настроение, были редкие смены настроения, из-за неудач в школе и конфликтов в семье. 11% (1 человек) имел частую смену настроения в зависимости от комфорта взаимоотношений в семье, но надо отметить к концу дня его настроение значительно улучшалось.

Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.

Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.

На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»

«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование»...

Выступление на педагогическом совете "Семья и школа партнёры в воспитании ребёнка".

В помощь классному руководителю в работе с родителями учеников....