Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.
статья (1 класс) по теме

Померанцева Ирина Владимировна

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игровые приемы обучения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство

умственного развития детей.

   Целями среднего образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний, умений, компетентностей, формирования нравственных качеств, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Как создать такие условия и обеспечить всестороннее и полноценное развитие личности?

   Ответ давно известен педагогам – естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

   В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж. Пиаже).

   Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение (С.Л.Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задача которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальными умениям относятся общие учебные имения - читать, считать, писать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты, чертежи и тому подобное. К общим интеллектуальными умениям относятся также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

   Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А. Мечинская, П.Я. Гальперин и другие. Опорой служили выводы Л. Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на "зону ближайшего развития": предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, сравнение и др.

   Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары. конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

   Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами.

   Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

   Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

   Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания. получают представления об окружающей действительности, жизни. В отличие от учебные занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как  бы замаскирована на первом плане для играющих, мотивом ее выполнения становится естественное стремление играть, выполнять определенные игровые действия.

   Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

   Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1. разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

2. "зачин", который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

3. осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

4. загадывание и отгадывание загадок;

5. выполнение определенной роли;

6. соревнование (индивидуальное или коллективное);

7. особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование.

Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике.

   Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребенка дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

   Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения.

В методику проведения игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски. групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объявление хода игры (игровых заданий); показ учителем выполнение отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

   Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям. стоящим по кругу. требуя ответа на поставленный вопрос. С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной 9можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное количество прыжков, хлопков и другое).

   Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. поэтому правила игры задаются учителем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

   Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы. сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявить при этом находчивость, сообразительность).

   Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений.

   Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функция такой оценки используется для правильности выполнения учеником задания, поощрения его усилий и достижений и содействует перспективности в достижении игровой цели.

Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети награды за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число наград, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил большее количество наград за правильные ответы, и ему можно присвоить звание  "Победитель". Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда, каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей.

   Заканчивая игру, учитель должен напомнить детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

   Успех дидактических игр зависит во многом от правильного использования в них игрового оборудования, часть которого изготавливают сами дети, педагоги, старшие школьники.

   Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра – значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Приведены в пример некоторые игры с уроков....

Дидактическая игра на уроках в начальной школе

В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"

"Дидактическая игра на уроках в начальной школе"...

Статья "Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе"

В статье данно описание понятия "дидактическая игра"; представлены результаты эмпирического исследования о возможности применения дидактической игры в начальной школе; представлено приложение со стать...

Статья " Дидактическая игра на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности"

В статье отображены виды игр,методика подготовки и проведения дидактических игр, использования игр и их примеры....