Организация работы с родителями
статья на тему
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями.
Воспитательная работа в классе в направлении «Я и семья».
Семья- это сказочная пена морская, из которой
рождается красота, и если нет таинственных
сил, рождающих эту творческую красоту,функ-
ция школы всегда будет сводиться к перевос-
питанию. (В. А. Сущинский)
Учитель начальных классов выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с различными ситуациями, правильное решение которых в значительной степени зависит от его эрудиции, арсенала педагогических приёмов, умения применять их в практической деятельности. Работа по руководству семейным воспитанием предполагает:
-психологическую подготовку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием);
-качественное руководство воспитанием детей;
-создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, к критическому анализу своей работы с родителями, к изучению лучшего опыта семейного воспитания.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Педагоги нашей школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Работа классного руководителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. И в том, и другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основная задача этой работы- активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер.
Система работы классного руководителя с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это- координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Большую помощь в работе с родителями классного коллектива учителю оказывает родительский комитет.
К традиционным формам работы с родителями относятся:
*родительские собрания;
*общеклассные и общешкольные конференции;
*консультации для родителей;
*посещение на дому;
*переписка с родителями;
*лекции;
*практикумы;
*открытые уроки;
*дискуссии, диспуты.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить:
*индивидуальные тематические консультации;
*родительские чтения;
*родительские вечера;
*ролевые игры;
*тренинги;
*ринги.
Родители- частые гости на внеклассных мероприятиях. Всё это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Формы досуга:
*совместные праздники;
*просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей;
*соревнования, конкурсы, КВН;
*домашние клубы выходного дня;
*кружки, организованные родителями.
Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя- привлечь и умело использовать его.
Большое значение работе с родителями я уделяю с первого дня ребенка в школе. Знакомлюсь не только с особенностями своих учеников, но и традициями семьи, где растет ребенок, её трудностями и радостями. Считаю, что только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания- именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Материал для родителей....
основные функции и формы организации работы с родителями
описаны формы работы с родителями...
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей
Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать...
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...