Организация работы с родителями
статья на тему

Волкова Мария Альбертовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_roditelyami.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями.

Воспитательная работа в классе в направлении «Я и семья».

                                              Семья- это сказочная пена морская, из которой  

                                              рождается красота, и если нет таинственных

                                              сил, рождающих эту творческую красоту,функ-

                                              ция школы всегда будет сводиться к перевос-

                                              питанию.  (В. А. Сущинский)

Учитель начальных классов выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с различными ситуациями, правильное решение которых в значительной степени зависит от его эрудиции, арсенала педагогических приёмов, умения применять их в практической деятельности. Работа по руководству семейным воспитанием предполагает:

-психологическую подготовку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием);

-качественное руководство воспитанием детей;  

-создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, к критическому анализу своей работы с родителями, к изучению лучшего опыта семейного воспитания.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Педагоги нашей школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.  

Работа классного руководителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. И в том, и другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основная задача этой работы- активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер.

Система работы классного руководителя с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это- координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Большую помощь в работе с родителями классного коллектива учителю оказывает родительский комитет.

К традиционным формам работы с родителями относятся:

*родительские собрания;

*общеклассные и общешкольные конференции;

*консультации для родителей;

*посещение на дому;

*переписка с родителями;

*лекции;

*практикумы;

*открытые уроки;

*дискуссии, диспуты.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить:

*индивидуальные тематические консультации;

*родительские чтения;

*родительские вечера;

*ролевые игры;

*тренинги;

*ринги.

Родители- частые гости на внеклассных мероприятиях. Всё это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Формы досуга:

*совместные праздники;

*просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей;

*соревнования, конкурсы, КВН;

*домашние клубы выходного дня;

*кружки, организованные родителями.

Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя- привлечь и умело использовать его.

Большое значение работе с родителями я уделяю с первого дня ребенка в школе. Знакомлюсь не только с особенностями своих учеников, но и традициями семьи, где растет ребенок, её трудностями и радостями. Считаю, что только в тесной взаимосвязи с семьей учащихся, педагог может реализовать функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания- именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей

Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её  контроль и оценку, решать...

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...