Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики" - 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеинтеллектуальное направление
Программа курса «Путешествие в страну Математики».
Пояснительная записка.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности в сфере познавательной деятельности имеет особое значение в развитии младших школьников. Приобретённые знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимым для применения в жизни. Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково – символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
Предлагаемая педагогическая технология предполагает развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы средствами интеграции литературы и математики и заключается в реализации следующих компонентов (последовательных этапов): воспроизведения – накопления детьми опыта научно - познавательной деятельности; интерпретации – постижения особенностей создания результата, творческой активности – активизации потребности детей в творческой самореализации.
Цель данного курса: раскрыть природные задатки и творческие способности учащихся в научно – познавательной деятельности.
Учебные задачи:
- освоение детьми приёмов проектирования и конструирования;
- освоение приёмов практического применения математики;
- развитие познавательных возможностей детей;
- расширение кругозора учащихся.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами научно – познавательной деятельности.
Данная программа строится на принципах:
- Научности, в основе принципа, находятся анализ и синтез поставленных задач;
- Доступности, определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- Системности, определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся приёмов практического применения математики, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- обеспечение мотивации:
Быть интеллектуально развитой личностью – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно – образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- игра;
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика.
Программа рассчитана на детей 8 – 9 лет, реализуется в течение 1 года.
Количество учащихся составляет 15 – 30 человек.
Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (4 часа в месяц).
Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в процессе творческой деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- организация подвижных игр;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организация занятий предполагает, что любое занятие по курсу «Путешествие в страну Математики» для младших школьников должно стать занятием, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- использовать математические знания в повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
- математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах, которые лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития;
- значение величин и способы их измерения;
- математический язык;
- способы нахождения и обобщения информации.
Методическое обеспечение.
Формы занятий: практическое выполнение заданий, ролевая игра, подвижная игра, беседа, просмотр презентаций.
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные; в зависимости от основных дидактических задач – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков; по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый; по организации учебно – воспитательного процесса: обяснительно – иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приёмы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал (геометрические фигуры, цифры, сюжетные картинки и т. д.)
Формы подведения итогов: викторины, конкурсы.
Формирование универсальных учебных действий.
На конец обучения мы можем говорить о формировании результатов освоения программы по курсу
научно – познавательного направления. Основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий:
Личностные:
- чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Познавательные:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- способность использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно – тематическое планирование.
№ п/ п | Темы учебного курса | Количество часов | Дата проведения |
1 | Увлекательная математика- «Узор из геометрических фигур» | 1 | 1 неделя сентября |
2 | Математика и конструирование – «Виды углов» | 1 | 2 неделя сентября |
3 | Увлекательная математика «Длиннее, короче. Больше, меньше». | 1 | 3 неделя сентября |
4 | Математика и конструирование – «Преобразование фигур» | 1 | 4 неделя сентября |
5 | Увлекательная математика – «Учимся рисовать!» | 1 | 1 неделя октября |
6 | Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка» | 1 | 3 неделя октября |
7 | Увлекательная математика – «Логические задачи» | 1 | 4 неделя октября |
8 | Математика и конструирование – «Ломаная. Длина ломаной» | 1 | 5 неделя октября – 1 неделя ноября |
9 | Увлекательная математика «Учимся считать до 100» | 1 | 2 неделя ноября |
10 | Математика и конструирование – «Геометрические фигуры» | 1 | 3 неделя ноября |
11 | Геометрия – «Геометрические фигуры» | 1 | 5 неделя ноября |
12 | Математика и конструирование – «Прямоугольник» | 1 | 1 неделя декабря |
13 | Увлекательная математика – «Логические задачи» | 1 | 2 неделя декабря |
14 | Математика и конструирование – «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника». | 1 | 3 неделя декабря |
15 | Увлекательная работа – «Логические задачи» | 1 | 4 неделя декабря |
16 | Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника» | 1 | 2 неделя января |
17 | Увлекательная математика – «Учимся считать» | 1 | 3 неделя января |
18 | Математика и конструирование – «Диагональ прямоугольника» | 1 | 4 неделя января |
19 | Увлекательная математика – «Учимся считать» | 1 | 5 неделя января |
20 | Математика и конструирование – «Квадрат» | 1 | 1 неделя февраля |
21 | Увлекательная математика – «Логические задачи» | 1 | 2 неделя февраля |
22 | Математика и конструирование – «Геометрические кроссворды» | 1 | 4 неделя февраля |
23 | Увлекательная математика «Решаем логические задачи» | 1 | 1 неделя марта |
24 | Математика и конструирование – «Отрезок. Середина отрезка» | 1 | 2 неделя марта |
25 | Увлекательная математика «Логические задачи» | 1 | 3 неделя марта |
26 | Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | 1 | 4 неделя марта |
27 | Увлекательная математика – «Учимся считать» | 1 | 1 неделя апреля |
28 | Математика и конструирование – «Сказочный город из геометрических фигур» | 1 | 3 неделя апреля |
29 | Увлекательная математика – «Учимся считать» | 1 | 4 неделя апреля |
30 | Математика и конструирование – «Окружность. Круг» | 1 | 1 неделя мая |
31 | Увлекательная математика «Учимся считать» | 1 | 2 неделя мая |
32 | Математика и конструирование – «Диаметр окружности» | 1 | 3 неделя мая |
33 | Увлекательная математика – «Логические задачи» | 1 | 4 неделя мая |
34 | Викторина «Для тех, кто любит математику» | 1 | 5 неделя мая |
Содержание курса:
1. Увлекательная математика - «Узор из геометрических фигур»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
2. Математика и конструирование – «Виды углов»
Распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой.
Практическая работа: выполнять построение разных видов углов в тетради «Математика и конструирование».
3. Увлекательная математика «Длиннее, короче. Больше, меньше»
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше).
Практическая работа: решение задач по теме в тетради «Для тех, кто любит математику».
4. Математика и конструирование – «Преобразование фигур»
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.)
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Математика и конструирование».
5.Увлекательная математика – «Учимся рисовать!»
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур по заданному правилу.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
6. Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка»
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование»
7. Увлекательная математика – «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
8. Математика и конструирование – «Ломаная. Длина ломаной»
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины ломаной и построение ломаной заданной длины.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
9. Увлекательная математика «Учимся считать до 100»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
10. Математика и конструирование – «Геометрические фигуры»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
11. Геометрия – «Геометрические фигуры»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
12. Математика и конструирование – «Прямоугольник»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
13. Увлекательная математика – «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
14. Математика и конструирование – «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника».
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
15. Увлекательная работа – «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
16. Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
17. Увлекательная математика – «Учимся считать»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
18. Математика и конструирование – «Диагональ прямоугольника»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
19. Увлекательная математика – «Учимся считать»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
20. Математика и конструирование – «Квадрат»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
21. Увлекательная математика – «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
22. Математика и конструирование – «Геометрические кроссворды»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
23. Увлекательная математика «Решаем логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
24. Математика и конструирование – «Отрезок. Середина отрезка»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
25. Увлекательная математика «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
26. Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
27. Увлекательная математика – «Учимся считать»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
28. Математика и конструирование – «Сказочный город из геометрических фигур»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
29. Увлекательная математика – «Учимся считать»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
30. Математика и конструирование – «Окружность. Круг»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».
31. Увлекательная математика «Учимся считать»
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.
Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».
32. Математика и конструирование – «Диаметр окружности»
Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.
Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.
33. Увлекательная математика – «Логические задачи»
Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.
Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.
34. Викторина «Для тех, кто любит математику»
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Практическая работа: проведение викторины.
Литература:
- Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. «Математика и конструирование – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
- Моро М. И, Волкова С. И. «Для тех, кто любит математику – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
- Миронова О. С. «Учимся считать и сравнивать», - Вол.: Корифей, 2010
- Самсонова Л. Ю. «Устный счёт: сборник упражнений», - М.: Экзамен, 2012
- Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. « Математика: методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений – 2 класс», - М.: Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Информатика,логика,математика.4 класс
Разработка программы...
Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе Программ общеобразо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную к...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» для учащихся 3-4 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие по странам и континентам» Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся интереса к ...
Программа курса внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Цель курса внеурочной деятельности:создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Грамматики»
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...