КВН по русскому языку
классный час (3 класс) на тему

КВН по русскому языку для 3 класса в рамках школьной  "Недели русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_russkomu_yazyku.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Категория: внеклассное мероприятие

Тема:  «КВН по русскому языку»

Цель:

- формировать интерес к родному языку.

Задачи:

-  организовать деятельность учащихся по повторению изученных тем: части речи, состав слова, фразеологизмы, фонетика.

- содействовать развитию у детей умения работать в коллективе, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-  помочь осознать ценность внеклассного мероприятия, воспитывать умственную активность, любовь к точным наукам, вежливость, культуру поведения, выдержку и организованность.

  -развивать интерес к изучению русского языка и литературы, его фонетики и орфографии, обогащать словарный запас учащихся, развивать память, логическое мышление, творческое воображение и наблюдательность;

Оборудование:  таблички с названиями конкурсов, карточки с заданиями, презентация,  Фонограммы: гимн   КВН,  

Ход  мероприятия:  

Ведущий:  Добрый день, дорогие ребята! Мы собрались сегодня на  интересный КВН.  Русский язык считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Богатство языка заключается в выразительной стороне слова, его звучании и  содержании. К. Паустовский писал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Вы многому научились на уроках русского языка  и сегодня  постарайтесь быть внимательными, вспомните  правила, которые учили. Мы начинаем конкурс весёлых и находчивых.

Звучит гимн КВН, учащиеся 3-го класса читают вступительное стихотворение:

Русский язык – великий, богатый,

Как много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты все разгадайте

И с радостью русский язык изучайте.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

А русский язык будет другом для вас!

 Грамматика, грамматика наука очень строгая!

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!

 Она трудна, но без нее плохое было бы житье!

Сколько правил, сколько правил!

 С непривычки бросит в дрожь! Будь внимательным - и только! Все запомнишь, все поймешь!

 Люблю тебя, грамматика!

 Ты умная и строгая.

 Тебя, моя грамматика,

 Осилю понемногу я.

1.Представление команд.

 На доске лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный; окончание, приставка, корень, суффикс, основа; прилагательное, предлог, глагол, существительное, местоимение; повествовательное, побудительное, вопросительное, распространенное,восклицательное;


На сердцевине у цветка  первой команды: «часть речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.


На сердцевине у другого цветка : «часть слова» Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.

На сердцевине у третьего цветка : «звуки». Задание:  возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.

На сердцевине у другого цветка : «предложение». Задание:  возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.

2. Разминка.

Команды должны вспомнить и назвать конец пословицы.

Встречают по одёжке - …провожают по уму.

Повторенье - ... мать ученья.

Что посеешь - … то пожнёшь.

Ученье свет, … а не ученье тьма.

Терпенье и труд - … всё перетрут.

Под лежачий камень … вода не течет.

Сделал дело - … гуляй смело.

Слово не воробей - … вылетит, не поймаешь.

 Составить из данных слов пословицу, поговорку.  

1. Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.

2. Терпеть, будешь, казак, атаман.

3. Смотреть, конь, дарённый, зубы.

4. Без, вытащить, рыбку, пруда, из, труда.

Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

  • Когда считают цыплят?
  • Чего не утаишь в мешке?
  • Когда приходит аппетит?
  • Чем клин вышибают?

3.Конкурс знатоков русского языка

-1-

  1. Подпишите, к какой части речи относятся слова:

Машина, окно, высокий, ночь, встаёт, выслушал, медлительный, утро.

      2 .Поставьте правильно ударение:

Портфель, магазин, шофер, петля.

      3.Вставьте пропущенную букву:

Тр__пинка,  к__ртофель,   оши__ка,   л__пата,   шка__,  с__лить

      4.Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

Юла –

Васильки –

-2-

  1. Подпишите, к какой части речи относятся слова:

Медведь, берёза, умный, подпевает, кекс, зелёный, думает, смеялся

      2 .Поставьте правильно ударение:

Звонит, алфавит, столяр, статуя

      3.Вставьте пропущенную букву:

Сн__жинка,   м__рковь,   голу__ка,   т__пор,   коллекти__,  м__сты

      4.Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

Ёж –

Деньки –

-3-

  1. Подпишите, к какой части речи относятся слова:

Ответственная, серое, встаёт, сок, подпевает, спортивный, выслушал, чай.

      2 .Поставьте правильно ударение:

Библиотека, километр,  средство,  начал.

      3.Вставьте пропущенную букву:

М__рской,   п__нал,   тру__ка,   п__мидор,   моро__,   ст__рик

      4.Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

Ямка –

Письмо –

-4-

  1. Подпишите, к какой части речи относятся слова:

 Смелый, книга, бежать, синий, задумался, клён, собака, послушный.

      2 .Поставьте правильно ударение:

Красивее,  арест,  повторим,  случай

      3.Вставьте пропущенную букву:

Р__чной,   б__рёза,   сторо__ка,   в__рона,   сле__,   п__ле

      4.Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове:

Яна –

Коньки –

4. Конкурс капитанов.

Собери словечко.

Ах, какое это счастье!

 Может каждый грамотей

 делать слово из частей.

1.Его корень в слове писать

Приставка в слове рассказать

 Суффикс в слове книжка

 Окончание в слове вода.

( Расписка)

2.Его корень в слове снежинка

Приставка в слове подъехал

 Суффикс в слове лесник

Окончание в слове ученики

(Подснежники)

3. Его корень в слове "лесной",

 приставка в слове "перелёт",

 суффикс в слове "грибок",

 окончание, как у слова "волк".

(Перелесок).

4.Его корень в слове "дороженька",

 приставка в слове "попрыгать",

суффикс в слове " лесник",

 окончание в слове " заяц".

( Подорожник)

Определить части речи:

 Посадила мать в печь пироги с капустой печь.

 Снежное покрывало покрывало огромное поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Стайка птиц села на краю села.

5.Конкурс «Фразеологизмы – украшение языка»

Дополните фразеологизмы.

 Пускать пыль  ………( в глаза)

Голоден как    (волк)…….   ,           мокрая  как …(курица)…….,                        зарубить…(на носу)….,                  

Как снег …( на голову)……..,         работать спустя  (рукава)……..,

прикусить…( язык)…..,                    нем  как …( рыба)……..

  Раскройте смысл выражений:

Рукой подать. (Близко).

Через час по чайной ложке.(Медленно).

Морочишь голову.(Обманываешь).

Во весь дух.(Быстро).

Засучив рукава.(Хорошо работать).

Опустив рукава. (Работать плохо).

Прикусить язык.(Замолчать).

Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).

 6. Конкурс  “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.

(Каждый участник команды пишет только по1 предложению и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)

Текст диктанта.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.

7. Физминутка. Конкурс. " Кто что делает? "

Открывается картинка животного, участник команды имитирует звук животного и называет глагол . Например, корова - мычит. 

  •  - лошадь, собака, кузнечик.
  •  - овца, свинья, волк.
  •  - курица, гусь, змея.
  •  - кукушка, кошка, тигр.

8.  Игра « Наборщик».

                           Если взять большое слово,

                           Вынуть буквы,

                           Раз и два,

                           А потом собрать их снова,

                           Выйдут новые слова.

"Транспорт".

 (спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)

Участники называют слова по очереди. Побеждает тот, кто назовет больше новых слов.

 Из каждого слова взять только вторые слоги и составить новое слово:

-соловей, запасы, Наташа

- пуговица, молоко, лава

- поворот, пороша, канава

-наука, печенье, узник

9.Конкурс « Синонимы-антонимы»

Замените подчеркнутые слова, словами, близкими по значению с непроизносимой согласной:

Печальный рассказ

Хмурые дни

Красивая девочка

Шумное торжество

 Найди глаголы, противоположные по значению (антонимы).

Помогать - ... , говорить - ..., надеть - ..., ненавидеть - ..., смеяться - ..., падать - ..., радоваться - ... , бежать -….

10. Конкурс « Помоги собрать гостей!» 

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели,  веселились,

В хороводе так кружились,

 Так кружились, так вертелись,

 Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать.

Ан – ло – ти – ди – па – дил

Ко – кро – шим – ко – зе – пан – рил

На – мот – ге – бе – РАФ – е  - ги

 го – ла – о -ко – браз – жи!

10. Блицтурнир

1.Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?  ( Слайд №9)

2.Какое слово состоит из семи «я»?

3.Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней? (Слайд №10)

4. Какое слово состоит из одного слога, а указывает на сто лет?  

5. Как большой дом превратить в маленький?  (Слайд 11)

6. В каком слове «г» слышится сто раз?

7.Чем кончается лето и начинается осень?   (Слайд №12)

8.  Какая бывает речь?

9. В каких словах спрятались сразу две ноты?  (Слайд №14)

10.В какие слова залетела оса?

РЕЗЕРВ:

1.. Исправь ошибки, вставь буквы.
Пальто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, м_няться, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок,  г_ворить, ребята, к_рандаш.

Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела?

Подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, наручники, лапник.

 Конкурс команд: “Слово-змейка”.

Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 мин записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня…

Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числа.                                                                                                  

       Сорока,  сито,  шерсть,  дева.

Игра со зрителями « Подскажи волшебное словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

11.Рефлексия

Подведение  итогов  жюри. Награждение победителей. Учащиеся читают заключительное стихотворение  « Выучи русский язык»

              1.   Если ты хочешь судьбу переспорить,

                    Если ты ищешь отравы цветник,

                    Если нуждаешься в твёрдой опоре,

                    Выучи русский язык!

                2.  Он твой наставник- великий, могучий,

                      Он переводчик, он переводчик,

                      Если штурмуешь познанья круги,

                      Выучи русский язык!

                 3.  Русское слово живёт на страницах

                       Мир окрыляющих пушкинских книг.

                       Русское слово- свободы зарница,

                       Выучи русский язык!

                  4.  Я люблю Родной язык!

                        Я- хороший ученик.

                        Я в жизни всё познать спешу,

                        Язык я русский изучу

                  5.   Русский язык- он всему голова!

                         Он учит читать и писать.

                         Живёт он везде: и в степях, и в тайге,

                         И учим его мы всегда!

                   Каждый русский ученик

                    Должен знать родной язык.

                    Он в учёбе - наш наставник

                     И по жизни проводник!

                     Его  люблю, признаться я хочу.

                     Язык я русский с гордостью учу!

                      Литература:

1.Сухин И.Г.Занимательные материалы: 1-4 класс.  М.; «ВАКО»,2005.

2.  Волина  В. Весёлая грамматика. М.; «ЗНАНИЕ», 1995.

3. Максимова  Т.М. Олимпиадные задания. М.; «ВАКО», 2010.

4. Учим русский с увлечением / авт.сост. О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М.; «5 за знания»,2005.

  1. Праздник – ожидаемое  чудо! Внеклассное мероприятие 1-4 класс/ авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова- М.; «ВАКО», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...