Модуль программы по краеведению: «Родная школа, её история и традиции»
рабочая программа по теме

Модуль «Родная школа, её история и традиции»  разработан  на основе образовательной программы «Юный эколог-краевед» эколого-краеведческой, познавательной, поисково-краеведческой направленности, развивающей социальное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_-_rodnaya_shkola_i_eyo_istoriya_i_traditsii.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: «Родная школа, её история и традиции»

Пояснительная записка

Модуль «Родная школа, её история и традиции»  разработан  на основе образовательной программы «Юный эколог-краевед» эколого-краеведческой, познавательной, поисково-краеведческой направленности, развивающей социальное творчество.

           Цель модуля – всестороннее изучение родного края с тем, чтобы расширять  кругозор обучающихся, развивать историческую память, способствовать осознанному пониманию ими  окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества, воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечение условий для формирования личности ребёнка как гражданина;

Задачи:

  • формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения;
  • знакомить с историей и современной жизнью своей школы, своего населенного пункта;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к малой родине;
  • совершенствовать исследовательские умения по проведению наблюдений, учётов, описанию их результатов, формулировке выводов;
  • стимулировать интерес  воспитанников к краеведению через тематические акции школы, сельской библиотеки, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптировать к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • развивать чувства патриотизма через расширение представления обучающихся о культурном наследии малой Родины;
  • формировать толерантность и толерантное поведение в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только воспитанников, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества воспитанников изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

Количество часов по программе модуля  – 11 часов, из которых:

  • Теоретическая часть программы составляет - 5 часов,
  • Практическая часть - 6 часов,
  • Проведение экскурсий – по возможности ( в связи с удалённостью населённого пункта от районного и областного центров).

Режим проведения занятий  - 1 час в неделю.  

Работа по темам модуля будет проходить сквозной темой по всей учебной и внеурочной деятельности – подготовка к 50-летнему юбилею школы, который будет отмечаться в 2016 году.

Основные формы и методы организации учебного процесса:

В процессе обучения могут применяться следующие  формы занятий:  

  • групповые
  • индивидуальные
  • теоретические
  • практические
  • игровые
  • семинары
  • творческие лаборатории
  • конкурсы  
  • устный журнал
  • занятие-фантазия
  • экскурсии
  • наблюдения

 Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие творческих способностей ребёнка, образное и пространственное мышление.

         Для реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические методы,
  • методы проблемного обучения,
  • программированного,
  • алгоритмический метод,
  • проектный,
  • метод взаимообучения.

Занятия проводятся на базе ГБОУ СОШ пос. Прибой.

№ п/п

                          Тематика занятия

         Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Введение. Общеобразовательная школа, ее место и роль в обществе. Школа — очаг культуры, просвещения народа, институт обучения и воспитания подрастающих поколений.

1

2.

Источники сведений о прошлом школы.

1

1

3.

Открытие школы.

Основные этапы ее истории.

3.1

Связь школы с местными предприятиями

учреждениями, окружающей жизнью.

Школа и семья.

1

3.2

Новое в работе школы. Трудности и проблемы.

1

4

История отдельных классов, ученических объединений (общественных организаций, кружков, коллективов художественной самодеятельности и др.).

1

5.

Педагоги разных поколений

(учитель-наставник, гражданин).

1

6.

Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности, защите Родины, культурной и общественной жизни края и страны.

1

7.

Традиции школы.

1

8.

Школа в судьбах воспитанников.

1

1

                                                                                                                Всего: 11 часов

Содержание учебных занятий и внеурочной  работы

1 тема ( 1 ч.)

 Лекция учителя или специалиста по истории народного образования и педагогики — преподавателя педагогического института, музейного работника. Беседа с опорой на знания о месте и роли школы в обществе, полученные учащимися при изучении курсов истории древнего мира, средних веков, отечественной истории, обществознания. Обращение к тексту отдельных документов, в том числе школьных уставов ХVIII—ХХ веков, «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР 1918 года, Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями), других документов.

2 тема  ( 2 ч.)

Посещение выставки или уголка по истории народного образования, школы            (в местном краеведческом музее, институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в одной из школ города, района). Ознакомление с основными разделами и содержанием экспозиции, с собранными материалами — источниками знаний по истории школы, в том числе хранящимися в фондах; с историей отдельных находок. Обсуждение вопросов поисковой работы, путей сбора материалов. Распределение заданий. Заметки в тетрадях. Дополнения к схемам об источниках изучения истории края.

3, 4, 5 темы  ( 4 ч.)

Изучение собственно истории школы можно построить по периодам — основным этапам развития школы, освещая вопросы, содержащиеся в п.п. 3.1.—3.2. программы. Вместе с тем в «ткань» информации могут включаться и сведения об учителях и воспитанниках школы (см. п.п. 4, 5, 6).

      Учащиеся выступают с сообщениями и докладами, демонстрируют некоторые из привлеченных документов-источников, отвечают на вопросы товарищей. По своему характеру это занятия семинарского типа.

      Возможны и другие варианты изучения истории школы, когда рассматриваются отдельные вопросы — стороны жизни и работы школы со дня ее основания до наших дней. Например, история трудового обучения и воспитания учащихся, связей школы с местными предприятиями и учреждениями или прошлое ученических организаций.

      Разрабатывая, определяя периодизацию истории школы, необходимо принимать во внимание важнейшие вехи в истории Отечества, развития народного образования в стране и регионе, своей школы. Например, реорганизацию школы из начальной в полную, среднюю, из обычной средней школы  в  лицей и т.д.

     

6, 7 темы ( 2 ч.)

Сообщения и доклады учащихся. Беседы. Обмен мнениями. На 6-е -7-е занятия, как и на предшествующие, могут быть приглашены учителя и воспитанники, обучавшиеся или работавшие в школе в разные годы.

8 тема ( 2 ч.)

Последнее итоговое занятие можно провести в виде ученической конференции, дискуссии, широкого обмена мнениями.

              Учащиеся выступят с сообщениями-исследованиями, поделятся своими мыслями, соображениями, оценками. Темы итогового занятия могут быть различными, например: «История школы в воспоминаниях и документах»,  «Уроки жизни: об учителях и учащихся школы, чей жизненный путь служит примером для юных», «Судьба воспитанников — в судьбе страны, края», «Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином школы», «Традиции школы», «События в истории страны — в жизни школы» и др.

              В занятии, конференции могут принять участие ученики разных выпусков, учителя, представители общественности, родители, педагоги и учащиеся других учебных заведений. Желательно оформить тематическую выставку. Ее материалы могут стать частью постоянной выставки или войти в экспозицию будущего музея истории школы.

Внеурочная работа

              Ознакомление с ранее собранными материалами по истории школы, поиск и изучение новых документов, запись воспоминаний и рассказов учителей и воспитанников школы.  

             Обращение к научной, историко-краеведческой литературе, справочным изданиям, в том числе Российской педагогической энциклопедии (в 2-х гг. — М., 1993, 1999).

Работа в школьном архиве, в республиканском, областном или краевом архиве по фондам отдела (департамента) народного образования. Подготовка сообщений, докладов, сочинений.

Составление «летописи» школы, класса, факультатива, ученических организаций, оформление выставки, уголка или музейной экспозиции по истории школы.

Подготовка экскурсоводов и организация бесед для учащихся и гостей.          

Составление материалов по истории школы и ее сегодняшнему дню для местной газеты, радио и телевидения, для размещения в Интернете.

Совместная работа с предметными кружками, клубами, другими объединениями учащихся.

      Один из путей изучения и документирования истории родной школы, как и своей родословной, истории села, города, края — запись и изучение воспоминаний участников и очевидцев событий минувшего и настоящего.

Планируемые результаты реализации модуля

«Родная школа, её история и традиции»  + образовательной программы «Юный эколог-краевед»:

  • организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и    углубления знаний об окружающем мире;
  • интегрированность   общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
  • получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
  • создание условий для развития ключевых компетентностей школьников
  • отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
  • приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
  • реализация социально-краеведческих проектов.
  • духовно - нравственное развитие личности

Личностными результатами изучения являются:

  • установка на поиск решения проблем;
  • критичность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач,
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными  результатами изучения являются:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск;
  • способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
  • основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

        Требования к уровню подготовки обучающихся

После изучения модуля дети

должны знать: 

  • как проводить краеведческую исследовательскую деятельность, связанную с изучением  истории родного края;

должны уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с населением;
  • работать с родителями.

Контроль знаний и умений обучающихся производится в форме тестирования,                 блиц-опросов, проведения конкурсов, зачётов, конференций, конкурсов эколого-краеведческих проектов.


Учебно-тематический план

 

Тема

Кол – во часов

Форма проведения занятия

Задачи

1

Введение. Общеобразовательная школа, ее место и роль в обществе. Школа — очаг культуры, просвещения народа, институт обучения и воспитания подрастающих поколений.

«Моя школа – мой дом»

1

Урок-лекция.

Рассказ-экскурсия.

  Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных   и   творческих  способностей  учащихся.

   Выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе,
предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

2

Источники сведений о прошлом школы.

Музеи нашего района

 «Страницы истории школы».

Анкетирование. (Приложение №1)

2

Исследовательская работа

Урок -экскурсия

  Овладение  начальными   формами   исследовательской деятельности,   включая умения поиска и работы с информацией.

  Формирование  умений  работать с различными источниками информации, систематизировать информацию, оформлять памятки, буклеты, презентации и др.    

 Формирование  умений  устраивать передвижные и отчетные выставки, экскурсии.  

3

Открытие школы. Основные этапы ее истории.

«Знаешь ли ты историю своей школы?».

Викторина.

Занятие – семинар, поиск материала для  составления «летописи» школы, оформления выставки, уголка или музейной экспозиции по истории школы.

Создание рукописной книги  «История школы пос. прибой» (оформление)

 Ознакомление  учащихся   с   историческим   прошлым   и   современной  деятельностью школы.

  Формирование  умений  работать с различными источниками информации, систематизировать информацию, оформлять памятки, буклеты, презентации и др

3.1

Организация учебных и внеурочных занятий.

Связь школы с местными предприятиями учреждениями, окружающей жизнью. Школа и семья.

Анкетирование. (Приложение №2)

1

Исследовательская работа

Составление материалов по истории школы и ее сегодняшнему дню для местной газеты, радио и телевидения, для размещения в Интернете. Совместная работа с предметными кружками, клубами, другими объединениями учащихся.

 Ознакомление  учащихся   с   историческим   прошлым   и   современной  деятельностью школы.

  Укрепление родственных   и    семейных связей   через   погружение   в   историю  жизни своей   семьи,   почитание   семейных   традиций   для   укрепления   отношений   между  представителями   разных  поколений.

3.2

Новое в работе школы. Трудности и проблемы.

 «Наша школа сегодня, ее успехи и проблемы».

Анкетирование. (Приложение №3)

1

Беседа. Встреча с администрацией школы.

Анкетирование жителей  посёлка  «Какой  вы видите нашу  школу  в будущем?»

 Ознакомление  учащихся   с   современной  деятельностью школы

4

История отдельных классов, ученических объединений (общественных организаций, кружков, коллективов художественной самодеятельности и др.).

1

Исследовательская работа, с показом презентаций.

Сообщения и доклады учащихся. Беседы.

Запись и изучение воспоминаний участников и очевидцев событий минувшего и настоящего.

 Составление «летописи» школы, оформление выставки, уголка или музейной экспозиции по истории школы.

Организация фотовыставки.

  Формирование  умений  работать с различными источниками информации, систематизировать информацию, оформлять памятки, буклеты, презентации и др.

5

Педагоги разных поколений (учитель-наставник, гражданин).

«Встреча разных поколений».

1

Встреча с учителями, работавшими в школе в разные годы.

Сообщения и доклады учащихся.

Беседы.  

Запись и изучение воспоминаний участников и очевидцев событий минувшего и настоящего.

Составление «летописи» школы, оформление выставки, уголка или музейной экспозиции по истории школы.

Формирование  умений  устраивать передвижные и отчетные выставки, экскурсии, составлять тематические подборки материалов (создание или усовершенствование экспозиций в школьном музее).

6

Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности, защите Родины, культурной и общественной жизни края и страны.

«Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся XX века».

1

Презентации исследовательских работ.

Организация фотовыставки.

Работа в Интернете. Публикация материала об истории школы и её воспитанниках  на сайте ГБОУ СОШ пос. Прибой.

Формирование  умений  проводить поисковые и исследовательские  работы по заданным темам.

7

Традиции школы.

 «Школьные годы – прекрасная пора в жизни».

1

Сообщения и доклады учащихся.

Беседы.  

Встреча с учителями  и воспитанниками, обучавшимися или работавшими  в школе в разные годы.

Фотовыставка.

Конкурс сочинений «Процветай наша школа!»

Создание условий для  формирования знаний о прошлом школы.

 Актуализация знаний о  настоящем школьной жизни, о традициях школы, об учителях школы, работающих и находящихся на заслуженном отдыхе.

  Создание условий для воспитания самостоятельности, познавательного интереса, расширения кругозора  учащихся.

8

Школа в судьбах воспитанников.

«Рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы»

2

Конкурс исследовательских работ.

Беседа с показом презентации. Фотовыставка.

Рассказы учащихся.

Создание видеофильма по исследовательским материалам, собранным группой юных краеведов.

Публикация материалов по краеведению в местные печатные издания.

 Формирование  умений  работать с различными источниками информации, систематизировать информацию, оформлять памятки, буклеты, презентации и др.

Формирование  умений  проводить  поисковые  и исследовательские  работы по заданным темам.

Формирование  умений  готовить и оформлять  материал  для публикации на страницах районной газеты « Сельский труженик».

Ожидаемый результат:

  • Развитие познавательного интереса к истории школы.
  • Расширение краеведческих общеобразовательных знаний.
  • Умение самостоятельно работать со справочниками, с семейным архивом, литературой, ресурсами Интернета.
  • Привитие потребности в общении с людьми, любви к ближнему, желание помочь.

          Материал по краеведению содержит в себе ценностную информацию для детей и взрослых,  научен и доступен.

Литература

1. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

2. Архивные материалы администрации Безенчукского  района, краеведческого музея Безенчукского района

Интернет – ресурсы

http://сельский-труженик.рф/smi/main -    «Сельский труженик». Газета о политической, экономической и социальной жизни Безенчукского района Самарской области

http://cdtkamerton.jimdo.com/   -  Структурное подразделение   "Центр детского творчества "Камертон"  государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения Самарской области  средней общеобразовательной школы №1 п.г.т. Безенчук  муниципального района Безенчукский Самарской области 

http://shcola-priboj.ucoz.ru/  - сайт  ГБОУ СОШ пос. Прибой

http://vk.com/school_priboj - открытая группа ГБОУ СОШ пос.Прибой

- http://samaraschools.ru/ - Самарский школьный портал

- Сайт «Самарский краевед».  Научно-популярный сайт об истории Самарского края.

- http://www.alabin.ru/alabina   Официальный сайт Музея имени Алабина – одного из крупнейших музеев Поволжья.

- http://oldsamara.samgtu.ru/   Старая Самара в открытках и фотографиях. Проект Г.В. Бичурова. Содержит огромное количество фотографий Самары XIX-XX века.

- http://www.samara-history.ru/  «Самарская область. Забытые истории». Проект Юрия Мамаева, посвященный истории Самарского края в XX веке

- http://www.rgantd-samara.ru/activity/projects/160years/    Моя малая Родина  Инициативный проект по краеведению. Сайт  филиала Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД)

Приложения

                                                           

Приложение 1

Анкета

1. Когда и кем была построена школа ______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. В каком году школа впервые открыла свои двери для учащихся _____________________.

3. Герб и гимн школы ___________________________________________________________.

4. Первый директор школы ______________________________________________________.

    Его фотография и биография.

5. Кто ещё возглавлял школу _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Кто сейчас возглавляет школу __________________________________________________.

    Его фотография и биография.

7. Учителя, которые работают со дня открытия школы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Учителя - победители различных конкурсов _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

9. С каким уклоном работает школа _______________________________________________.

10. Традиции, успехи, достижения школы ( чем могли бы поделиться ) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Ученики - медалисты, победители конкурсов, их судьбы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Статистика: кол-во обучающихся по годам ( мальчики и девочки ) ______________________________________________________________________________.

13. Интересные фотографии.

                             

Приложение 2

Анкета учащегося.

1. Ф.И.О. ____________________________________________________________________.

2. Класс _________.

3. Твои любимые предметы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Твои увлечения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Чем тебе нравится твоя школа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Твой вклад в развитие школы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Твоя будущая профессия ____________________________________________________.  

Приложение 3

Анкета

Ваша биография

1. Ф.И.О. ____________________________________________________________________.

2. Год рождения _______________.  

3. Где родились ______________________________________________________________.

4. Какую школу и ВУЗ закончили _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Где работали и кем _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Ваши увлечения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Что-то интересное о Вас и о Вашей семье ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Почему решили стать директором _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

9. Самые запоминающиеся и значимые моменты из Вашей работы в школе ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Рабочая программа для творческого объединения по краеведению "Родничок" (2- 3 класс)

Рабочая программа для творческого объединения по краеведению "Родничок" (2- 3 класс)...

Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»

Комплекснаяинтегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из У...

Краеведение. Родной край. Изучение исторического наследия родных мест.

В статье автор рассматривает вопрос  развития познавательного интереса  к изучению природы, истории, культуры родного края посредством экскурсии....

Конспект занятия "День волонтёра: история и традиции праздника. Организация волонтёрской работы в Газпром школе"

Данный урок московедения проводится во 2 классе в рамках изучения раздела "Праздники и события Москвы". Обучающиеся разбирают понятие сущности и значения волонтёрства, а также определяют и и...