"В гостях у зимующих птиц"
методическая разработка на тему

Кугергина Алевтина Евгеньевна

Материал  по экологическому воспитанию предназначен для педагогов  начальных классов коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использован педагогами других коррекционных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «В гостях у зимующих птиц»

(внеклассное занятие в 1классе глухих)

Паспорт занятия

Цель: обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах

Задачи:

образовательная: обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и роли птиц в природе;

коррекционная: максимально использовать и развивать остаточный слух  при помощи закрепления словарного запаса, соблюдения норм орфоэпии;

развивать память, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;

воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе,  внимательное и бережное отношение к птицам.

Методы и приемы:

  • Беседа;
  • Игра;
  • Работа с наглядностью;
  • Практическая деятельность.

Тип занятия: занятие закрепления знаний

Оборудование:

 Демонстрация материала - картины с изображением зимующих и перелетных птиц”, шапочки птиц, кормушки, корм для птиц (хлебные крошки, сало, веточка рябины, пшено и т.д.), таблицы, использование музыкального оформления.

Словарь: названия птиц, частей тела, питается, птичья столовая, дятел долбит, скворечник.

План занятия:

  1. Оргмомент – настрой на занятие.
  2. Беседа о времени года (ответы на вопросы).
  3. Работа с демонстрационным материалом. Инсценирование:  «Мы – птицы».
  4. Беседа о жизни птиц зимой.
  5. Коррекция зрительного восприятия. «Какой рисунок лишний?
  6. Рассматривание кормушек, сделанных своими руками.

     Физпауза.

  1. Дидактическая игра «Птички на кормушках».
  2. Итог занятия.

Ход занятия:

Оргмомент

В: Что сегодня будем делать?  (Будем думать, говорить, играть, слушать)

- Какое сейчас время года?  (зима)

- Назовите приметы зимы.  (На улице холодно. Мороз. Кругом лежит снег).

Загадка: Снег на полях,

               Лед на реках,

                Иней сверкает.

                Когда это бывает?               (зимой)

- Что зимой делают ежи и медведи?   (спят)

- А что делают волки, лисы, белки, зайцы?   (Ищут пищу)

-А птицы поют? Почему?

 (Им не весело, им холодно и голодно).

Работа с демонстрационным материалом

Вос-ль:  Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапки, хвост).

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, скворец, грач, ласточка...).

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

Как догадались, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

- Про какую птицу говорят, что она воркует?   (Голубь).

- Про какую птицу говорят, что она чирикает?   (Воробей).

Игра «Какая птица улетела?    

В.: Сейчас будем играть. Игра называется «Какая птица улетела?»

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из перелетных птиц и прикрепляет на другую сторону доски, закрывает.

- Какой птицы не стало?

(И так по аналогии со всеми перелетными птицами).

- Перечислите птиц, которые улетели.  (скворец, грач, лебедь,...

- Этих птиц можно увидеть сегодня на улице? Почему?   (Они улетели на юг).

- Почему они улетели на юг?   (п.ч.зимой им холодно).

- Как называются птицы, которые улетели на юг?   (перелетные)

- Назовите птиц, которые остались у нас, не улетели.   (синица, воробей, сорока, ворона,…)

- Как называются птицы, которые остались зимовать?    (зимующие).

-Можно ли всех этих птиц назвать нашими друзьями

- Какую пользу приносят птицы? (весной и летом они уничтожают вредных насекомых)

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в гости к нашим друзьям -  зимуюшим птицам.  Представьте, что вы идете по зимней улице. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимняя улица.

Рассматривание картины «Птицы».

Назовите птиц, которых вы узнали?

Скажите, что делают снегири? (Клюют рябину).

Покажите, как они это делают? (Дети имитируют движения).

Что делает сорока? (Прыгает, скачет по снегу).

А дятел? (Стучит по дереву).

Покажите пальчиком, как дятел стучит по дереву.

Воспитатель: Посмотрите еще раз внимательно на картину:

- О чем думают птицы?  (Птицы думают о еде).

Инсценировка “Мы птицы”.

Воспитатель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.

Маленькая, серо-коричневая птица

По двору гуляет,

Крошки собирает.         (В круг вылетает воробей).

Воспитатель: Ты кто?

Ученик: Я воробей!

Воспитатель:  Все время стучит

                        Деревья долбит.

                        Но их не калечит,

                        А только лечит.     (В круг вылетает дятел).

Воспитатель: Ты кто?                    Ученик: Я дятел!

Воспитатель: А вот маленькая птичка –

                       Желтогрудая певичка,

                       Звонко песенку поет,

                       Сало вкусное клюет. (В круг вылетает синица) (синь-синь-синь)

Воспитатель: Ты кто?

Ученик: Я синица!

Воспитатель: А это птица черного цвета

                       Ходит важно, никого не боиться.      

                       А зовут ее ...                 (В круг вылетает ворона).

Воспитатель: Ты кто?

Ученик: Я ворона!

Воспитатель:   Красногрудый, чернокрылый

                         Любит зернышки клевать.

                         С первым снегом на рябине

                         Он появится опять.  (В круг вылетает снегирь).  (ючь-ючь-ючь)

Воспитатель: Ты кто?

Ученик: Я снегирь!

Воспитатель:  Про эту птицу говорят, что она белобока

                        А зовут её ...                (В круг вылетает сорока).

Воспитатель: Ты кто?

Ученик: Я сорока!

Воспитатель: Итак, собрались разные птицы.  А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.

- Как поет снегирь?  (ючь-ючь-ючь)

- Как сорока подает голос?  (Тр-тр-тр-тр- Трещит)

- Как поет синица?    (Синь – синь).

Воробей как поет? (чик-чирик)

Дятел что делает?  (стучит)

У вороны голос какой? (громкий).

Крылья у неё какие? (Большие, черные).

Как ворона передвигается? (Ходит).

- Как кричит ворона?   («Карр»).

В.: Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.

Ворона будет важно ходить и каркать.

Сорока будет трещать.

Покажите, как вы будете это делать?

Ученики под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.

Воспитатель:  Но быстро зимний день кончается,

                        Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

(Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места).

Беседа о жизни птиц зимой.

В: Давайте поговорим о жизни птиц зимой.

- Холодно ли птицам зимой?

- Чем питаются птицы зимой?   (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками).

- Хватает ли им пищи?    (Нет, земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу).

- Чем мы можем помочь птицам?  (Подкармливать их).

- Что для этого нужна?    (Кормушка).

 Воспитатель: Да, зимой очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм.  Люди развешивают кормушки в садах, парках.

Коррекция зрительного восприятия.

Рассматривание рисунков, где изображены несколько кормушек и один скворечник.

В.: Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, какой рисунок здесь лишний? Почему?

(Лишний рисунок – скворечник) Словарная работа:скворечник.

- Для чего нужен скворечник?    (весной прилетят перелетные птицы -скворцы, и будут в нем жить)

Посмотрите и скажите из чего сделаны эти кормушки? (Из дерева, пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т. д.)

Рассматривание кормушек, сделанных своими руками и с помощью родителей.

Воспитатель: Давайте посмотрим ваши кормушки.

Из чего сделаны ваши кормушки?

Дети: Я сделал(а) кормушку из коробки….

Воспитатель: А я сделала кормушку из ….

(Кормушки спасают птиц зимой от голода. Вот к этим кормушкам любят лететь птицы.

Игра «Летит – не летит»

Воспитатель:  Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если я буду говорит неверно –топайте ногами, если правильно – хлопайте в ладоши.

Летит-летит орел,

Летит-летит козел,

Летит-летит синица.

Летит-летит таблица

Летит-летит лягушка,

Летит-летит старушка,

Летит-летит ворона,

Летит-летит дорога

Летит-летит сова,

Летит-летит трава,

Летит-летит скворец

Летит-летит дворец

Летит-летит грач,

Летит-летит врач.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.    (Дети выполняют движения по тексту)

 «Кто что любит кушать»

Воспитатель: Надо сказать, что не все птицы едят одинаковую пищу.

 Давайте вспомним, что любят кушать воробьи?  (Хлебные крошки, пшено семечки)

                        Синицы:    сало, семечки

                         Снегири:   рябину

                         Голуби:      семечки, хлебные крошки

                         Вороны:    едят все

(По мере проговаривания класть в кормушку соответствующую пищу)

Дидактическая игра «Птички на кормушках»

(Вывешивается одна из кормушек.      К кормушке прикрепляются разгаданные  «птички»)

Воспитатель: Куда вы ходите кушать?   (в столовую).

- А сейчас мы будем строить птичью столовую.

Загадка: В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. Что это?    (Кормушка).

- Мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины.

В понедельник прилетели небольшие серенькие (коричневые) птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?                    (Воробьи)

-Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?             (Синицы).

- В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели и клевали ягоды рябины. Кто это?   (Снегири).

- В четверг на кормушке обедали большие птицы, их много. Они бывают белые, серые, голубые, черные. Птицы съели крошки и семечки Кто это?   (Голуби).

- В пятницу прилетели красивые птицы с длинным клювом. Съели сухих жуков, пауков, червяков. Кто это?   (Дятлы)

- В субботу обедали птицы с белыми боками и длинным хвостом. Ели все. Кто это?  (Сороки).

- В воскресенье прилетели большие черные птицы и тоже все съели. Кто это?  (Вороны).

Воспитатель: Ребята, что у нас получилась? (Птичья столовая).

Воспитатель: Корма  для птиц зимой мало. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Поэтому их надо кормить.

-Как нужно следить за кормушками?     (Очищать от снега и подсыпать корм).

В.: Сегодня мы с вами пойдем на прогулку и повесим эти кормушки, насыпем в них корм для разных птиц. Мы спасем птиц от голода. А летом птицы помогут людям. Они буду поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады и леса.

Итог урока.

- Куда мы ходили?     (В гости к зимующим птицам)

- Что мы делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

"В гостях у зимующих птиц"

Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....

Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...

В гостях у зимующих птиц.

Цель исследования:- изучить как птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются и какую пользу они приносят.- обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли челов...

В гостях у зимующих птиц.

Внеклассное мероприятие, дающее представление о жизни птиц зимой, воспитывающее бережное отношение к птицам, знакомящее с мероприятиями по охране птиц в зимнее время....