В гостях у зимующих птиц.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, дающее представление о жизни птиц зимой, воспитывающее бережное отношение к птицам, знакомящее с мероприятиями по охране птиц в зимнее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_v_gostyah_u_ptits.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Терентьева Н.В. Внеклассное мероприятие «В гостях у зимующих птиц»
Внеклассное мероприятие
«В гостях у зимующих птиц».
Учитель начальных классов Терентьева Н.В.
Цели: дать представление о жизни птиц зимой;
воспитывать бережное отношение к птицам;
познакомить с мероприятиями по охране птиц в зимнее время.
Ход мероприятия.
Дети входят под музыку в зал.
Учитель. - Ребята, на уроке окружающего мира мы познакомились с разнообразием животных, их размножением и развитием. Сегодня мы побываем в гостях у зимующих птиц. Но сначала мне хотелось бы узнать, какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Зима на улице. Всё белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц. Послушайте разговор Скворца и Цапли.
Появляются Скворец и Цапля.
Цапля.– Здравствуй, скворушка!
Скворец. – Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля. – Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. – Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле
холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель. – Ребята, почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле зимы?
Давайте не на долго вернёмся в дождливую осень и исполним песню о скворушке, который прощался со своей Родиной.
Исполнение песни «Скворушка прощается».
Сл. М. Ивенсен. Муз. Т. Попатенко.
1 куплет.
Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Припев.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
Снами старый скворушка
До весны прощается.
2 куплет.
В путь-дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть!
Припев.
3 куплет.
Где ты солнце вешнее,
Ясный небосвод!..
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.
Припев.
Учитель. – Перелётные птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью отправляются зимовать на юг. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию.
Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сойки, сороки, вороны, воробьи… Это осёдлые птицы. Они живут у нас круглый год. А в ноябре появляются гости с севера – снегири, щеглы, чечётки, свиристели. Все эти птицы кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Ученица читает стихотворение.
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник –
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели…
Стук в дверь.
Учитель. – Кто там?
Голос за дверью. – Вам письмо.
Учитель берёт письмо и читает:
«SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!»
- Кто же прислал нам это письмо?
- Чтобы помочь птицам, сегодня мы вспомним, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь.
Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода прекрасная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.
Звучит музыка. Две девочки читают стихи.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
Во время чтения учитель показывает рисунки птиц.
Учитель. – Кроме названных в стихотворении птиц, у нас зимуют и хорошо вам известные. Какие? (сороки, вороны, воробьи, сойки, галки…)
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку клювом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Вот посмотрите.
Появляются Клёст и Дятел. Клёст радуется, визжит.
Клёст. – Клё-клё-клё!
Дятел. – Что ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст. – Да нет, Дятел, это я радуюсь!
Дятел. – Нашёл время радоваться…
Клёст. – Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. – В такой-то мороз – птенцы! Да они замёрзнут.
Клёст. – Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей радости ещё и весело.
Улетают.
Учитель. – Ребята, почему у клеста зимой птенцы выводятся?
Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямым клювом, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. Название этой птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать, стискивать.
И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают только две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Ответы детей.
Ученик читает стихотворение.
Но птицы!
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем!
Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Учитель. – Чем же кормятся птицы?
Подробнее об этом можно узнать вот по этой таблице.
Учитель показывает таблицу.
Выходит повелитель птиц.
Повелитель птиц. – Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать её, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы положите на полочку кусочек несолёного сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.
Учитель. – Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Многие из вас сделали для птиц кормушки.
Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока и узнаем какие жалобы пишут зимой лапками, клювиком, хвостиком на снегу птицы.
Вылетают птицы.
Сорока. – Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала! Ребята птицам устроили прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием. А они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. – Семечки и конопля в столовой недавленные. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. – Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера корм раскапывал. Хорошо бы ребятам навес сделать.
Синица. – Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное. От солёного у птиц животы болят.
Клёст. – Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь. – А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Сорока. – Тра-та-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
Учитель. – Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Посмотрите, какие кормушки сделали ребята. И крыша, и бортики есть. (Показ кормушек.)
А вы, ребята, запомните, на что жалуются птицы и постарайтесь их не обижать.
Ученик читает стихотворение.
Покормите птиц зимой,
Чт б со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Гость одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель. – Самый частый гость на наших кормушках – воробей. Давайте споём о нём песню.
Исполнение песни «Всем нужны друзья».
Сл. П.Синявского. Муз. З.Компанейца.
1 куплет.
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник,
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик
Даже воробьям.
2 куплет.
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я.
Очень трудная работа –
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ –
Воробей в присядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев...
3 куплет.
С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще.
И недели не пройдёт _
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
Припев…
Учитель. – Наши ребята подготовили сообщения о зимующих птицах.
(Показ выставки с сообщениями.)
Послушайте некоторые из них.
Дети рассказывают о свиристели, сойке, снегире, сороке.
Свиристель.
Свиристели прилетают в наши леса осенью из тайги и лесотундры. Летают они стайками по лесам, клюют калину, боярышник, шиповник, рябину. Они очень прожорливы и незаметно для себя оставляют в лесах семена боярышника, шиповника, крушины…
Но уже в мае свиристели улетают обратно в тайгу и лесотундру. Там они вьют гнёзда изо мхов и лишайников, выводят своих птенцов.
Снегирь.
Снегири появляются у нас с первым снегом. Это важные, гордые, большие, красногрудые птицы. За окном мороз, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули яркие красные игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюёт замёрзшие ягоды.
Зато летом снегирей не увидишь в наших лесах: они улетают на север и там, в непроходимых лесах, выводят своих птенцов.
Сорока.
Как только её не называют: и сорока-белобока, и исорока-воровка, - а без сороки скучно было бы и в берёзовой роще, и в еловом перелеске.
Сорока красива. У неё чёрные перья с изумрудным отливом, белая грудь. Да, и умна она, сорока. Близко к себе не подпустит человека с ружьём.
Перелетает с ветки на ветку и громко стрекочет, кричит – всех зверей предупреждает: охотник идёт! Вот какая она умница!
Учитель. – Итак, сегодня мы побывали в гостях у зимующих птиц. Какие же птицы не боятся зимы?
(Ответы детей.)
Посмотрите на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это позднее. А сейчас отгадайте загадки.
Учитель с учеником загадывают загадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это …
(Ворона.)
Чьи малыши в лесной глуши
В холод лютый раздеты, разуты?
(Клёст.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Учитель. – Молодцы! Когда вы придёте домой, что сделаете первым делом?
(Ответы детей.)
Наша встреча с зимующими птицами закончилась. Но они не прощаются с вами. Если вы не будете забывать класть корм в кормушки, то птицы каждый день будут прилетать к вам в гости.
Под музыку дети выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
"В гостях у зимующих птиц"
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....
Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"
Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...
В гостях у зимующих птиц.
Цель исследования:- изучить как птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются и какую пользу они приносят.- обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли челов...
"В гостях у зимующих птиц"
Материал по экологическому воспитанию предназначен для педагогов начальных классов коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использован педагогами других коррекционных школ....