"В гостях у зимующих птиц"
классный час по теме
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_ptic.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по теме "В гостях у зимующих птиц"
Цели:
- обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
- коррекционно-развивающая: развивать эстетические чувства, работать над увеличением объема памяти, развивать мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Задачи:
- активизация активного и пассивного словаря, совершенствование умения составлять простые распространённые предложения;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
- развитие кинетических восприятий;
- развитие мотивации к учению.
Оборудование: Иллюстрации – “Зимующие птицы”, шапочки птиц, картина “Чем заняты птицы зимой”, загадки, мини-панно“Снегири”, музыкальное сопровождение “Звуки живой природы”.
Ход занятия
- Психологический настрой.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому вы мне скажите сами,пройдя по слоговой дорожке. <Приложение1>.
Итак, что же у нас получилось. Давайте проверим,правильно ли вы прошли по слоговой дорожке.Открываем тему, читаем хором. (“В гостях у зимующих птиц”).
- Актуализация опорных знаний о предмете.
Работа с наглядностью.
Учитель:
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
- Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
- Какие это птицы. (Зимующие).
- Почему мы их так называем?
- Подумайте и определите, кто из этих птиц поет: “Синь-синь”? (Синица).
- Кто из них чирикает? (Воробей).
- Кто из этих птиц трещит? (Сорока).
А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза.Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес.
- Давайте вспомним, как вести себя в лесу?
- Назовите птиц, которых вы узнали?
- Скажите, что делают снегири? (Клюют рябину).
- Покажите, как они это делают? (Дети имитируют движения).
- Что делает сорока? (Прыгает, скачет по снегу).
- А дятел? (Стучит по дереву).
- Покажите пальчиком, как дятел стучит по дереву?
А сейчас мы с вами поиграем. Ко мне подойдет...Встань лицом к классу. Мы с ребятами загадаем любую из этих птиц. Ты задашь нам вопросы и попытаешься угадать, какую птицу мы загадали.
Учитель за спиной ученика показывает, о какой птице пойдет речь. Ученик задает вопросы. (Эта птица большая или маленькая? Какая у нее грудка?Ходит или прыгает? Как поет? Чем питается?). Затем приглашаются по очереди еще два ученика.
Учитель: Напомните, пожалуйста, мне у кого мы сегодня в гостях? Каких зимующих птиц мы встретили в лесу?
Инсценировка “Мы птицы”.
Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
В круг вылетает воробей.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я воробей!
Учитель:
Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил ...
В круг вылетает дятел.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я дятел!
Дятел:
Воробушка – воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь?
Воробей:
Я давно заметил крошки,
Да боюсь, сердитой кошки.
Чик-чирик! Чик-чирик!
Воробей и дятел становятся в круг.
Учитель:
А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я синица!
Учитель:
Известная персона,
А зовут ее ...
В круг вылетает ворона.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я ворона!
Ворона:
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало –
Ведь исчезли червячки –
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Синица:
Ваше сало я склюю
Вам спасибо говорю:
Синь-синь! Синь-синь!
Ворона и синица становятся в круг.
Учитель:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я снегирь!
Учитель:
Вещунья белобока
А зовут её ...
В круг вылетает сорока.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я сорока!
Сорока:
Ты откуда, снегирек,
Прилетел в наш лесок?
Снегирь:
С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
Юч-юч! Юч-юч!
Учитель: А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
- У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
- Крылья у неё какие? (Большие, черные).
- Как ворона передвигается? (Ходит).
- Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
- Покажите, как вы будите это делать?
Ученики надевают шапочки с изображением птиц и под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.
Учитель:
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.
Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.
Промежуточный итог.
Учитель: В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?
Коррекция слухового восприятия.
Учитель:
- Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
- Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
- И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
- А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
- Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
- Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
- Чем вы подкармливаете птиц?
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба.Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба,остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
Учитель: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах,парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?
Детям предлагается посмотреть на рисунок,где изображены несколько кормушек и один скворечник.
Коррекция зрительного восприятия.
Посмотрите внимательно на рисунок и скажите,что здесь лишнее? Почему?
Учитель: Давайте подведем итог.
- Над какой темой мы работаем?
- Кто такие зимующие птицы?
- Почему птицы остаются у нас зимовать?
- Для чего подкармливаем птиц?
- Куда насыпаем корм?
Работа с деформированным текстом.
Сейчас поработаем с деформированным текстом.
Учитель: Из этих отдельных предложений вы должны составить стихотворение так, чтобы оно звучало складно, а затем его прочитать. (Стихотворение дается по усмотрению учителя).Например,
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Учитель: Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому,что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним,они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.
Коррекция слухового восприятия.
Звучит запись музыкального сопровождения“Звуки живой природы”.
- Итог урока.
Подведем итог нашего сегодняшнего занятия:
- У кого мы были в гостях?
- Кто такие птицы?
- Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
- Как люди помогают зимующим птицам?
- Как называется “птичья столовая”?
- Из чего можно изготовить кормушки?
- Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
- Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
- Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
- Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?
Занятие наше закончено. Хочу сказать вам большое спасибо за активное участие и подготовку сегодняшнего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"
Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...
В гостях у зимующих птиц.
Цель исследования:- изучить как птицы зимуют в нашей местности, чем они питаются и какую пользу они приносят.- обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли челов...
"В гостях у зимующих птиц"
Материал по экологическому воспитанию предназначен для педагогов начальных классов коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использован педагогами других коррекционных школ....
В гостях у зимующих птиц.
Внеклассное мероприятие, дающее представление о жизни птиц зимой, воспитывающее бережное отношение к птицам, знакомящее с мероприятиями по охране птиц в зимнее время....