Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"
классный час (2 класс) на тему

Шевчук Ирина Любомировна

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_zimuyushchikh_ptits.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Красноперекопская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №4

Красноперекопского городского совета

Автономной Республики Крым

 В гостях у

зимующих птиц

                                                 

Подготовила

учитель начальных классов

Шевчук И.Л.

                                       Красноперекопск 2013

Цель: уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;  научить детей работать в технике «аппликация из ниток»; развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения, связную речь: расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;  воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе, бережное отношение к птицам.

Подготовительная работа. Написание сочинений-наблюдений о зимующих птицах; зарисовка зимующих птиц, подготовка сообщений о птицах; нарезание шерстяных нитей (по цветам) длиной 0,5 см.

Оборудование.  фотографии зимующих птиц; шаблоны силуэтов птиц (для каждой команды); кормушки; выставка книг, рисунков, образец изделия.

Ход занятия

І. Организационный момент.

Подготовка робочих мест.

ІІ.Сообщение темы и заданий занятия.

Руководитель:

Сегодня у нас не обычное занятие, а защита проекта «В гостях у зимующих птиц»

ІІІ. Вступительная беседа.  Активизация внимания воспитанников.

     Мы отправляемся с вами в лес. Хотя уже месяц март, но в нашем сказочном лесу ещё настоящая зима. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц

- Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздается пение птиц?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Какие птицы живут зимой в лесу?

- А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?

- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?

- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается. Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало.

VІ.Знакомство воспитанников с зимуючими птицами.

Ученик1:

Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками . Вы ее, конечно, узнали.

 Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин

Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей.

За один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах деревьев.

Ученик2:

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Ученик1:

Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.

И мы пришли в лес не с пустыми руками.

Мы принесли кормушки!

Посмотрите, какие замечательные кормушки, мы изготовили на занятиях. Некоторые мы повесили у школы, а вот эти красавицы оставили для наших лесных друзей.

Звучит аудиозапись стука дятла.

 Руководитель:

- А это чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите ее. Появляется иллюстрация дятла.

Ученик 2:

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва. Падают легкие семена.

V.Закрепление и обобщение знаний.

Руководитель:

А теперь давайте приоткроем занавес и увидим, какие же чудеса  на самом деле происходят морозным зимним днём в лесу?

 Инсценировка "Мы птицы”

Руководитель:

 Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я воробей!

Руководитель:

Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил ...

В круг вылетает дятел.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я дятел!

 Дятел:

Воробушка – воробей,

Ты не бойся, не робей,

Прыгай с веточки сюда,

Дам я вкусного зерна,

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь?

Воробей:

Я давно заметил крошки,

Да боюсь, сердитой кошки.

Чик-чирик! Чик-чирик!

Воробей и дятел становятся в круг

Руководитель:

А вот известная персона,

И зовут ее ...

В круг вылетает ворона.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я ворона!

Руководитель:

Вот и маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я синица!

Руководитель:

Ворона:

Прилетела к вам синичка,

Села прямо за окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением все ждем.

И чтоб легче птичке стало –

Ведь исчезли червячки –

Для неё кусочки сала

Вы повесьте на сучки.

Синица:

Ваше сало я клюю

Вам спасибо говорю:

Синь-синь! Синь-синь!

Ворона и синица становятся в круг.

Руководитель:

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

В круг вылетает сорока.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я сорока!

Руководитель:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

Руководитель: Ты кто?

Ученик: Я снегирь!

Сорока:

Ты откуда, снегирек,

Прилетел в наш лесок?

Снегирь:

С севера я прилетел,

Вкусных ягод захотел.

Юч-юч! Юч-юч!

Снегирь и ворона становятся в круг.

Руководитель: А сейчас устроим веселый птичий хоровод.

Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать, ворона – каркать, важно ходить.

Ученики под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.

Руководитель:

Но вот кормушки замечаются:

На время  игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

VІ.Выполнение аппликационной работы из ниток.

Руководитель:

Замерли мы все на месте.

Ждём-пождём хорошей вести:

Птички кушать захотят-

На кормушки прилетят.

Даже нас не побоятся

И досыта наедятся.

А чтоб им нас не пугаться,

Нужно группам тихонько

Работой своей заниматься.

 Каждый из вас сможет рассказать об одной из зимующих птиц, но не при помощи слов, а используя бумагу, клей и шерстяные нитки. А почему выбрали нитки для аппликации, а не цветную бумагу?

 По структуре нитки напоминают перья; они такие же пушистые и яркие.

 Мы будем создавать как бы живую птицу, используя нитки, то есть "рисовать" нитками. Художники, рисующие животных, птиц, называются по-особенному – художники-анималисты. Повторим хором.

 Мы художники-анималисты. Однако и художники, как известно, учатся у природы. Чтобы аппликация получилась выразительной, повнимательнее присмотритесь к нарядам птиц. Какого цвета наряд воробья, синицы, снегиря?

Ответы детей.

– Для работы нам понадобятся: картонная основа, прозрачный клей, цветные нитки.

Учитель предлагает ознакомиться с порядком выполнения работы.

1)Подготовить шаблон;

2)Нанести клей толстым слоем на всю основу, подложив лист бумаги;

3)Уложить нити на шаблон в соответствии с цветом и прижать через бумагу;

4)Повторить действия на второй стороне основы;

5)Придать работе законченный вид(приклеить глаза, клюв);

6)Готовую работу прикрепить на кормушку.

Физминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тень – тень – тень.

 Самостоятельная работа

Вот первая птица появилась

 И к кормушке устремилась.

Вот и дождались мы наших гостей. Какие красивые птицы слетелись на наши кормушки.

Внимательно рассмотрим зимующих птиц, у которых мы были в гостях и попробуем продолжить фразу, начатую мной:

-          У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)

-          Ворона большая, а воробей … (маленький)

-          Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)

-          Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)

-          Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

-          Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)

-          Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

-          Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

     Молодцы, ребята. Хорошо сегодня потрудились.

VІІ.Подведение итогов занятия.

     Вот и заканчивается наше путешествие в зимнюю сказку, где главными героями были зимующие птицы. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Теперь вы знаете, как тяжело птицам зимой. А ведь они верные друзья леса и сада. Давайте подружимся с птицами, будем внимательны к ним, и они откроют нам множество птичьих тайн.          

Рефлексия

У кого мы были в гостях?

Почему птицы называются зимующие?

Как люди помогают зимующим птицам?

Как называется "птичья столовая”?

Из чего можно изготовить кормушки?

Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?

Какая зимующая птица называется "санитаром леса”? Почему?

Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?

Большое спасибо всем, кто путешествовал вместе с нами, представил свои работы для нашей замечательной выставки.

Наше занятие хотелось бы закончить строками из стихотворения:
-Давайте будем к тому стремиться,
 Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
 Как самым верным своим друзьям.
Давайте, будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птицы зимой"

Презентация содержит материал о зимующих птицах, советы как помочь птицам зимой, кроссворд и др....

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...

Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»

Цели: 1. Обучающие:1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.3. Уточнить знания о вид...