Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Юный пожарный"
рабочая программа (2 класс) на тему
Кружок "Юный пожарный" имеет социально-педагогическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmayunyy_pozharnyy_ktp.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: «Юный пожарный»
Срок реализации программы: 1 год (2 класс)
Возраст обучающихся: 8-9лет
Количество часов: 34
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Создан кружок «Юный пожарный », который имеет социально – педагогическую направленность.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.
Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Цель программы «отряд юных пожарных»- повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских пожарных дружин.
Обучаться могут школьники начальной и основной школы (в смешанных группах); занятия проводятся один раз в неделю в классах с использованием современных компьютерных технологий.
Цель занятий
выявление и развитие задатков и способностей лидера и других способностей, помогающих достичь успеха в общественной деятельности в работе органов ученического самоуправления.
- привитие элементарных знаний и навыков в области пожарной безопасности .
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- социальное становление личности ребенка;
- формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
Задачи:
- обучить коммуникативным умениям, правилам проведения социологических опросов;
- познакомить с опытом работы известных общественных деятелей;
- научить пользоваться специальной литературой и компьютерными программами при обработке результатов опросов и анкетирования;
- воспитать интерес к интеллектуальной деятельности.
- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности
- научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- - дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- -приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
- развитие детского технического творчества,
- -развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- -развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Приоритетные направления программы
- проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;
- проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;
- освещение деятельности клуба через школьную газету и наглядные стенды.
Условия реализации программы
- Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео ; методические разработки соответствующего направления;
- Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
- Материально – техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.
- Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.
- Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.
Место курса в учебном плане
Срок реализации программы 1 учебный год
Время реализации программы – 34 часа
Количество воспитанников в дружине – 21 человека.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
- Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
- развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.Освоение знаний о мерах пожарной безопасности.
2.Развитие качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности и др.) необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1.Ознакомление со спецификой работы сотрудников МЧС, установление постоянной связи с ПЧ.
2.Ознакомление с основными причинами пожаров и мерами пожарной профилактики.
3.Умение использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
4.Изучение средств пожарной связи и сигнализации, а так же средств тушения пожара.
5.Участие в специализированных конкурсах и эстафетах.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
III год обучения | |||||
I. | ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ | 4ч | |||
1 | Цели и задачи пожарных дружин. | 1 | 1 | Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | |
2 | Ознакомление с историей создания и развития пожарной охраны. | 1 | 1 | ||
3 | Пожарная охрана нашей страны | 1 | 1 | Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. | |
4 | Экскурсия в ПЧ. | 1 | 1 | Беседа (рассказ):Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. | |
II. | ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ | 4ч | |||
5 | Пожароопасные вещества и материалы. | 1 | 1 | Выступления (доклад): Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. | |
6 | Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей. | 1 | 1 | ||
7 | Твердые пожароопасные вещества. | 1 | 1 | ||
8 | Первичные средства пожаротушения. | 1 | 1 | Выстудление (доклоад): Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем. | |
III. | ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА | 8ч | |||
9 | Причины пожаров. | 1 | 1 | Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | |
10 | Профилактическая работа юных дружинников. | 1 | 1 | ||
11 | Противопожарный режим в сельской местности. | 1 | 1 | ||
12 | Противопожарный режим в жилых помещениях. | 1 | 1 | ||
13 | Противопожарный режим при печном отоплении. | 1 | 1 | ||
14 | Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. | 1 | 1 | ||
15 | Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки. | 1 | 1 | Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. | |
16 | Противопожарная безопасность в школе. | 1 | 1 | Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. | |
IV. | ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ | 11ч | |||
17 | Требования к содержанию территорий, зданий, помещений. | 1 | 1 | Лекция (беседа): Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. | |
18 | Школьные лаборатории и мастерские. | 1 | 1 | ||
19 | Детские сады и ясли. | 1 | 1 | ||
20 | Экипировка спасателей. | 1 | 1 | ||
21 | Эвакуация при пожаре из здания школы | 1 | 1 | ||
22 | Средства защиты органов дыхания. | 1 | 1 | ||
23 | Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта. | 1 | 1 | Рисунки на тему «Огонь не игра». | |
24 | Средства пожарной связи и сигнализации. | 1 | 1 | ||
25 | Средства поиска пострадавших. | 1 | 1 | ||
26 | Средства тушения пожара. | 1 | 1 | Беседа: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. | |
27 | Средства для подачи воды к месту пожара. | 1 | 1 | ||
V. | ОГНЕТУШИТЕЛИ | 7ч | |||
28 | Классификация огнетушителей | 1 | 1 | ||
29 | Огнетушители. Устройство. | 1 | 1 | ||
30 | Огнетушители. Правила пользования. | 1 | 1 | ||
31 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | 1 | ||
32 | Знаки пожарной безопасности. | 1 | 1 | Выступление (доклад): Знаки для использования на путях эвакуации. | |
33 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре | 1 | 1 | Выступление (доклад): Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. | |
34 | Катастрофические пожары. | 1 | 1 | Беседа (рассказ):Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Татарстане. ЧС в нашем населенном пункте. | |
Итого: | 34ч | 27ч | 7ч |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (4 часа)
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление с историей создания и развития пожарной охраны.
Пожарная охрана нашей страны. Экскурсия в ПЧ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ (4 часа)
Пожароопасные вещества и материалы. Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей.
Твердые пожароопасные вещества. Первичные средства пожаротушения.
ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (8 часов)
Причины пожаров. Профилактическая работа юных дружинников. Противопожарный режим в сельской местности. Противопожарный режим в жилых помещениях. Противопожарный режим при печном отоплении. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки. Противопожарная безопасность в школе.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ (11 часов)
Требования к содержанию территорий, зданий, помещений. Школьные лаборатории и мастерские. Детские сады и ясли. Экипировка спасателей. Специализированная эстафета 10 – 11 классы Встреча с сотрудником ПЧ. Средства пожарной связи и сигнализации.
Средства поиска пострадавших. Средства тушения пожара. Средства защиты органов дыхания. Средства для подачи воды к месту пожара.
ОГНЕТУШИТЕЛИ (7 часов)
Классификация огнетушителей Огнетушители. Устройство. Огнетушители. Правила пользования. Оказание первой медицинской помощи. Знаки пожарной безопасности. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре. Катастрофические пожары на территории РФ.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Освоение программы предполагает, что дети будут
Знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
- основные причины пожаров в жилом доме.
- правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
- сведения о подсобных средствах тушения пожара.
- правила пожарной безопасности в общественных местах.
- виды травм, полученных при пожаре.
- знаки пожарной безопасности.
Научатся:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Будут иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
-о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона:
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Уметь:
- пользоваться спичками.
- эвакуироваться из здания школы.
- пользоваться всеми видами огнетушителей.
-уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы .
Оформление в уголков Пожарной безопасности, распространение листовок, памяток на противопожарную тематику.
Выступление в начальных классах на темы:
- «Правила пожарной безопасности»;
- «Легче предупредить, чем тушить»
- «Пожарная техника»;
- «Правила поведения при пожаре»
6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Т е с т 1. «Природная зона лесов».
1. Природная зона лесов состоит из...
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей: г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.
5. Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося:
в) медведя.
6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
8. Охрана лесов – это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина:
в) забота самих обитателей леса.
Т е с т 2.
1. Как называется наука о лесных пожарах?
а) Экология;
б) пирология:
в) геология.
2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?
а) При низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.
3. При каком пожаре горят кроны деревьев?
а) При низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.
4. Как тушат только что начавшийся пожар?
а) Сбивая пламя веником из зеленых веток:
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.
МЕТОДИКА
к занятию по теме «Лесные пожары»
Приложение 1
Раздаточный лист № 1
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
Пирология – наука о лесных пожарах. (Записать в тетрадь.)
Приложение 2
Раздаточный лист № 2 «Какие бывают пожары?»
При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.
Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2–5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 метра.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени 1,5 метра.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 метра.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ НА КУХНЕ,
В СПАЛЬНОЙ КОМНАТЕ И ОБЩЕЙ КОМНАТЕ
(ГОСТИНОЙ, СТОЛОВОЙ)
1. Потенциальные опасности на кухне.
П р и м е ч а н и я д л я у ч и т е л я.
Всем кажется, что дом – самое надежное и безопасное место. Но так ли это на самом деле?
Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика. В кухне находятся различные бытовые приборы и оборудование: плита, являющаяся источником тепла, или тостер, в котором, если его оставить без присмотра, может загореться подсушиваемый хлеб, – а также многие другие предметы, требующие внимания.
В настоящем задании рассматривается типичная кухня, в которой при несоблюдении правил безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций. Ниже дан перечень возможных заданий. Далее следует перечень ответов на задание по обнаружению нарушений правил безопасности.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке кухни все нарушения правил безопасности.
2) Оглядите свою кухню. Сколько источников потенциальной опасности пожара или несчастных случаев вы в ней находите? Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте всем классом список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших кухнях. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы (опасности на кухне):
1) На шкафчике справа от плиты оставлены спички.
2) Никто не следит за тостером.
3) Мусорное ведро переполнено.
4) Сковорода оставлена на плите ручкой наружу.
5) В кухне находится без присмотра маленький ребенок.
6) Кухонные полотенца сушатся над плитой.
7) На шкафчике слева от плиты оставлена емкость с неизвестной жидкостью.
8) Там же стоит пепельница с окурками.
9) Чайник стоит на краю стола.
10) Изоляция электрошнура чайника изношена.
11) Шнур чайника свисает со стола.
12) Токсичные вещества хранятся в доступном для детей месте.
13) Игрушка оставлена на полу.
14) О складку на коврике можно споткнуться.
15) Вода, льющаяся из крана, слишком горячая.
16) Из боковой стенки шкафчика справа выступает вделанный
в нее крючок.
17) Сушилка для посуды установлена над плитой.
18) Чайник и его электрошнур находятся слишком близко от водопроводного крана.
19) Розетка и провод находятся над тостером, являющимся источником тепла.
2. Потенциальные опасности в спальной комнате.
П р и м е ч а н и я д л я у ч и т е л я.
Настоящее задание – продолжение цепочки заданий по выявлению опасных ситуаций. Его цель – развить наблюдательность детей при выявлении указанных выше ситуаций в своих домах или в школах. Хотя источники возможного возгорания в спальнях отличаются от источников возгорания на кухнях, потенциальная возможность пожара остается той же. Ответы на задание по отысканию случаев нарушения правил безопасности, потенциально способных привести к пожару или несчастному случаю в спальне, приведены под перечнем заданий.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке спальни все случаи нарушения правил безопасности.
2) Внимательно осмотрите свою спальню. Сколько источников потенциальной опасности пожара или несчастных случаев вы в ней найдете? Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте с другими учениками вашего класса список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших спальнях. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы (опасности в спальне):
1) Лампа накрыта тканью.
2) Спички оставлены на тумбочке или ночном столике.
3) Курение в постели.
4) Пепельница стоит на краю постели.
5) Электрокабель лежит посреди пола (можно споткнуться и упасть).
6) Электрокабель лежит под ковриком.
7) Существует возможность перегрузки удлинителя.
8) Занавеска находится слишком близко от плитки.
9) Полотенце для посуды висит над плиткой.
10) Полка для посуды установлена над плиткой.
11) Розетка в кухонном углу перегружена.
12) Под раковиной хранятся бутылки с неизвестным содержимым.
13) Мусорное ведро переполнено.
14) Коврик лежит неровно (можно споткнуться о складки и упасть).
3. Потенциальные опасности в общей комнате (гостиной, столовой).
П р и м е ч а н и я д л я у ч и т е л я.
Эта тема – последняя из трех, в которых предлагаются задания по отысканию случаев нарушения правил по безопасности. В общей комнате (гостиной, столовой) пожар может начаться ночью и поэтому оставаться не замеченным в течение некоторого времени.
З а д а н и я
1) Отыщите на рисунке комнаты все случаи нарушения правил безопасности.
2) Посмотрите, сколько источников потенциальной опасности можно найти в общей комнате в вашей квартире. Составьте список и сравните его со списками, составленными вашими одноклассниками.
3) Составьте всем классом список всех случаев нарушения правил безопасности в ваших общих комнатах. Этот список можно представить в виде таблицы, схемы или рисунков. Полученные материалы вывесите в соответствующем месте в классе.
4) Обсудите, каким образом можно исправить или устранить все случаи нарушения правил безопасности.
О т в е т ы (опасности в общей комнате):
1) Включенный утюг оставлен без присмотра.
2) Белье висит слишком близко к обогревателю.
3) Лампа накрыта тканью.
4) В пепельнице сигареты.
5) Спички на столе.
6) Ребенок ковыряет отверткой штепсель.
7) Оболочка кабеля в плохом состоянии.
8) Провод удлинителя находится под ковриком.
9) На елке горят свечи.
10) Стенная розетка перегружена.
11) Чайник стоит на тумбочке, его поврежденный шнур свисает с тумбочки.
12) Бутылки со спиртными напитками оставлены на столе.
13) На столе лежит острый нож.
14) С гладильной доски, на которой стоит утюг, свисает одежда.
15) На полу разбросаны газеты.
16) Коврик завернулся (можно споткнуться).
17) В комнате находится открытый книжный шкаф. Дети могут вскарабкаться на него и упасть или опрокинуть шкаф на себя.
ТРЕУГОЛЬНИК ОГНЯ
Подготовка к практической работе
П р и м е ч а н и я д л я у ч и т е л я.
Огню нужны три вещи:
1) Источник тепла: зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор.
2) Горючее: одежда, бутылка бензина, постельное белье, мебель.
3) Кислород, который содержится в окружающем нас воздухе.
Уберите одну из этих составляющих – и огонь погаснет.
П р и м е р ы:
1) Вода, вылитая на огонь, понижает температуру и устраняет источник тепла.
2) Крышка, положенная на загоревшуюся сковороду, перекрывает доступ кислороду.
3) Без горючего нечему гореть, а значит – не может быть огня.
В процессе горения происходит химическая реакция с выделением различных газов. При недостатке кислорода сгорание получается неполным. В этом случае образуется дым, который содержит ядовитые вещества. От дыма погибает больше людей, чем от огня.
Так как дым, образующийся в процессе горения, имеет высокую температуру, он поднимается до самой высокой точки в помещении. Поэтому на ранней стадии пожара можно проползти под дымом. Помните также: там, где дым, – температура выше.
З а д а н и е
По сути дела, можно сказать, что речь идет не о «треугольнике», а о «квадрате огня», если ввести человеческий фактор.
Используя идею квадрата, предложите детям обсудить и сделать список различных источников тепла и горючего, которые в сочетании с кислородом и человеком вызывают появление огня.
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Огню нужны 3 вещи: воздух, горючее и тепло (см. схему):
Треугольник огня
– Какого компонента не хватает в следующих ситуациях:
1) Если вылить на огонь воду? .........................................
2) Когда газовая горелка на плите выключается? ............
3) Если закрыть крышкой загоревшуюся сковороду? .....
4) Если задуть спичку?…………………………………….
БУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,
НО ОСТОРОЖНЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Практическая работа
Цели: уточнить представления об особенностях профессии службы спасения (милиция, скорая помощь, пожарная охрана) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища; формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека; практическое освоение правил безопасного поведения ребенка одного в квартире.
Оформление: часть кабинета оформлена как кухня и комната. Слева – кухня, закрытая ширмой. На кухне стол, электроплита, на ней кастрюля, набор прихваток, гладильная доска, утюг, бытовая химия, телевизор с цветочным горшком на нем, гирлянда с оголенными проводами. Справа – комната, закрытая ширмой. Стол, на нем ножницы, кнопки (бутафорские), иголки (бутафорские), спицы, таблетки, на полу разбросаны игрушки. На полке телефон.
Оборудование: памятки, медали за правильный ответ, две ширмы, на которых плакат с тремя основными правилами безопасности, дверной глазок (бутафорский), кроссворд, плакат по пожарной безопасности.
П р и м е ч а н и е д л я у ч и т е л я.
На практическое занятие кружка приглашаются учащиеся начальной школы. Занятие инсценированное.
Действующие лица: Незнайка, милиционеры – ученики 5 класса. «Бабушка», «Врач», «Почтальон» – ученики 2 класса. Герои стихотворения С. Маршака «Пожар» – ученики 2 класса.
1. Вводная часть.
Ведущий. Что такое ОБЖ? (Основы безопасности жизнедеятельности.)
Назовите три основных правила безопасности. (Предвидеть опасность; по возможности избегать ее; если не удалось избежать, то действовать.)
2. Сообщение темы. Мотивация.
Ведущий. Тема сегодняшней работы «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Мы повторим все, что знаем о безопасности дома, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своих близких, жилье, в котором мы живем, для этого мы побываем в одной из квартир.
3. Основная часть (инсценировки).
1. Безопасность в комнате.
Из-за ширмы слышна песня «В траве сидел кузнечик».
Ведущий. В чью квартиру мы попали? (Незнайки.)
Сдвигается ширма. За столом сидит Незнайка и что-то вырезает. На полу разбросаны игрушки.
Ведущий. Незнайка, что у тебя случилось? Был на квартиру налет?
Незнайка. Нет.
Ведущий. К тебе заходил бегемот?
Незнайка. Нет.
Ведущий. Может быть, дом не твой?
Незнайка. Мой.
Ведущий. А что тогда случилось?
Незнайка. Просто все малыши и малышки ушли по своим делам, а я решил им сделать сюрприз: приготовить обед, а пока варится суп, я делаю игрушки для новогодней елки.
Ведущий. Да, хороший «сюрприз» ты приготовил для своих друзей. В такой квартире их на каждом шагу подстерегают опасности.
Незнайка. Это дома-то? Да что же здесь опасного? Тараканы, что ли?
Ведущий. Ребята, давайте покажем Незнайке все опасности и поможем их устранить.
Ученики по одному выходят, называют опасность, объясняют, чем опасен предмет, и убирают его на место.
Ножницы – закрыть, убрать в футляр (несчастный случай).
Спицы – убрать в корзину (несчастный случай).
Иголки – убрать в игольницу (несчастный случай).
Таблетки – в аптечку (отравление).
Кнопки – в коробочку (несчастный случай).
Игрушки – на свои места (несчастный случай).
Ведущий. Вот сколько опасностей подстерегало тебя, Незнайка! Помни п р а в и л о простое:
Ученик. Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
2. Безопасность на кухне.
Ведущий. Вот теперь в комнате порядок. Но ты говорил, что готовишь обед.
Незнайка. Ай, ой! Заставили меня порядок наводить, а обед-то, наверное, уже сгорел!
Ведущий. И ты оставил без присмотра плиту? Ты подвергаешь себя и других опасности. Быстрее на кухню!
– Что сделать, если несчастный случай все-таки произошел, а вы дома одни и вам некому помочь?
Ученик. Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «03».
Ведущий. Ты все понял, Незнайка?
Незнайка. Да.
Ведущий. А вот сейчас мы это проверим.
Кроссворд
П о г о р и з о н т а л и:
1. Почему не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне? (Горячий.)
Незнайка (отвечает). Красивый, его можно замарать.
4. Вызывать ли скорую помощь, если произошел какой случай? (Несчастный.)
Незнайка. Веселый.
5. Вода и электричество вместе – это что? (Опасность.)
Незнайка. Радость, салют, фейерверк!
6. Почему не надо брать стиральный порошок? (Ядовитый.)
Незнайка. Невкусный.
7. Что тебе нужно для разрезания бумаги? (Ножницы.)
Незнайка. Ничего мне не надо.
П о в е р т и к а л и:
2. Нож – это какой предмет? (Острый.)
Незнайка. Тяжелый
3. Какой человек старается уберечь себя от опасности? (Осторожный.)
Незнайка. Я, Незнайка!
Незнайка дает свои неправильные ответы, ребята исправляют его, называют правильный ответ. Незнайка записывает их. Пока дети отгадывают кроссворд, можно приготовить для сценки печку.
3. Причины возникновения пожара и действия во время пожара.
Ведущий. Ничего ты, Незнайка, не понял.
Незнайка. Да что вы все – опасности, опасности! Жизни радоваться спокойно не даете. Смотрите лучше, что я приобрел для Нового года (достает из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!
Ведущий. Что вы, ребята, можете сказать Незнайке? (Бенгальские огни могут быть причиной пожара.)
Ведущий. А еще какие п р и ч и н ы пожара вы знаете?
Не балуйся со спичками.
Выключай электроприборы, выходя из комнаты.
Не суши белье над плитой.
Не открывай печку без взрослых.
Ведущий. Посмотри, Незнайка, что может произойти, если не выполнять эти правила.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Пожар».
Ведущий. А что ты, Незнайка, сделаешь, если начнется пожар?
Незнайка. Открою дверь балкона, ветер задует огонь!
Ведущий. Правильно, ребята? (Нет. Надо позвонить по телефону «01».)
Ученик. Знает каждый гражданин
Этот номер – «01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Ведущий. Почему нельзя открывать дверь балкона?
Дети отвечают.
Ведущий. А вы знаете, что нужно сделать в первую очередь, если в доме начался пожар?
Если огонь небольшой, попробовать затушить его, набросив плотную ткань или вылив воды.
Если огонь сразу не погас, то немедленно убегай из квартиры, а потом звони по телефону «01».
Ведущий. Все ли можно тушить водой? (Нельзя тушить электроприборы.)
Ведущий сообщает правильный ответ после высказываний детей.
Ведущий. Только ли огонь опасен при пожаре? (Дым. Надо опуститься на корточки или покидать помещение ползком – внизу дыма меньше.)
Незнайка. Я понял.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
4. Личная безопасность дома.
Раздается звонок в дверь.
Незнайка. Звонят в дверь, побегу открывать.
Ведущий. Подожди, Незнайка, опять ты торопишься. Ребята, подскажите Незнайке, что ему надо сделать, прежде чем открыть дверь? (Посмотреть в глазок или спросить, кто там.)
Незнайка. Ну, ладно, ладно. Смотрю. Там какая-то бабушка, что она мне сделает? Я открою.
Ведущий. Стой, Незнайка, не торопись! Сначала отгадай загадку. Кому из этих трех людей ты откроешь дверь?
Незнайка. Всем.
Ведущий. Правильно, ребята?
В дверь стучится «Врач». Ведущий спрашивает Незнайку, мож-но ли открыть дверь. Незнайка согласен, потому что врач лечит,
а ученики – нет, так как без взрослых дверь нельзя открывать
никому.
Снова стук в дверь.
Незнайка. Кто там?
Голос за ширмой («Почтальон»). Малыш, позови, пожалуйста, маму.
Незнайка. А дома никого нет.
Ведущий. Правильно ответил Незнайка?
Дети. Нет.
Ведущий. А как надо правильно? (Мама занята, подойти не может.)
«Почтальон». Тогда открой дверь, я принесла тебе билеты на новогоднюю елку.
Незнайка. Ура! Я пойду на новогоднюю елку! Сейчас открою.
Ведущий. Сначала спроси у ребят, можно ли открывать дверь. (Нет. Если тебя не предупредили о приходе визитера.)
Начинают ломать дверь.
Незнайка. Что делать, меня сейчас украдут?!
Ученик. Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «02».
Незнайка (в телефон). Помогите! Помогите! Меня хотят украсть!
Ведущий. Сможет ли милиция помочь Незнайке? (Нет, Незнайка неправильно вызывает помощь.)
Дети демонстрируют, как правильно вызвать помощь. Звонок по телефону в милицию: нужно представиться, назвать причину вызова, точный адрес, номер квартиры.
Снова звонок в дверь квартиры Незнайки.
Незнайка. Я бо-боюсь.
Ведущий. Хорошо, Незнайка, я сама узнаю, кто там. (Подходит к двери.) Кто там?
Милиционер. Милицию вызывали?
Ведущий. Ребята, мы вызывали милицию? (Да, значит можно открыть дверь.)
Ведущий открывает дверь. Входит милиционер.
Милиционер. Что у вас произошло?
Незнайка. Меня украсть хотели!!!
Милиционер. За дверями никого нет. Наверно, преступники услышали ваш разговор и ушли. Вы поступили совершенно верно.
Ребята, запомните! Вашим помощником в трудной ситуации может быть телефон, только нужно правильно им пользоваться. Если ты один дома, ты всегда сможешь задать трудные вопросы маме, папе, дедушке, бабушке по телефону. Набрав определенный номер, ты всегда сможешь позвать на помощь милицию, скорую помощь, пожарных, соседей, друзей. Запомни, что тебе смогут помочь, если ты точно назовешь свой адрес, телефон, как тебя зовут. Для того, чтобы не забывать номера телефонов, взрослые придумали записные книжки. И я вам (достает из кармана памятку) советую сделать такую же. Впишите в нее самые нужные номера. Посоветуйтесь с родителями, какие это будут номера. Потом эту памятку можно будет носить с собой как записную книжку или положить около телефона, чтобы она всегда была под рукой.
Итак, запомните:
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «03».
Этот номер – «01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «02».
Ведущий. Незнайка, помоги раздать памятки. Прочитаем, что там написано.
Чтение и анализ памятки. Дается домашнее задание: заполнить памятку вместе с родителями.
Главные п р а в и л а безопасного поведения
1. Предвидеть опасность.
2. По возможности ее избегать.
3. При необходимости – действовать.
Памятка
учени___ 3 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС
Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Рабочие программаы 2 класс система Занкова
Рабочие программы для 2 класса по системе Занкова. Пояснительная записка включает КИМы, нормы оценок, методы и формы работы...
Рабочая программа по факультативному курсу: " Юный пожарный".
Нормативно- правовые документы, цели, задачи, программы, тематическое распределения часов и КТП....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа учебного курса «Отряд юных пожарных»
Рабочая программа учебного курса «Отряд юных пожарных» социального направления составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...