Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов "Почему люди употребляют алкоголь?"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Конспект занятия построен в форме работы учащихся малыми группами в сопровождении врача - валеолога (педиатра). При необходимости, занятие может провести социальный педагог или классный руководитель в рамках курса "Все цвета, кроме чёрного" или как классный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_preventivnogo_zanyatiya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все цвета, кроме чёрного».
Превентивное занятие для учащихся 3 - 4 классов.
Тема: «Почему люди употребляют алкоголь?»
Цель: Предупреждение употребления учащимися ПАВ (алкоголя), как условие успешной школьной адаптации при переходе в среднее звено обучения.
Задачи: 1. Выяснить причины (психологические, физиологические) начала употребления алкоголя.
2. Дать представление об алкогольной зависимости, механизме её возникновения; понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».
3. Формировать навыки позитивного решения проблем.
Участники: учащиеся, социальный педагог, врач – педиатр.
Организация рабочего пространства: столы расставлены для работы в 4–х группах по 4 – 5 учащихся в каждой. На столах цветные таблички (синий, жёлтый, зелёный, красный «смайлик»).
Материалы для занятия:
Цветные смайлики по количеству детей в классе (4 цвета) для деления на группы; цветные бейджики для «полномочных представителей», т.е. руководителей группы; плакат с групповыми правилами работы; раздаточный материал для работы в группах и коллективной работы см. в ПРИЛОЖЕНИИ, «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь (из пособия «Детство без алкоголя»); колба, реторты, краски (жёлтая и синяя) для организации опыта; 2 пословицы, разрезанные на отдельные слова (размещаются по стенам класса); опорные таблички с изображением: тучек (2 малых и 2 больших), солнышек (больших жёлтых, красные - большое и маленькое), алкогольных напитков (2 штуки); 4 конверта с опорными словами; клей карандаш (по 2 на каждую группу); фломастеры, магниты, скотч.
Предварительная работа:
Цикл превентивных занятий «Все цвета, кроме чёрного» с использованием комплекта наглядно – методических пособий «Детство без алкоголя» (социальный педагог). Индивидуальные и групповые беседы, участие в занятиях «Все цвета, кроме чёрного» (врач – педиатр).
Ход занятия:
Организационные моменты.
- деление на группы по цвету смайлика;
- напоминание о соблюдении правил групповой работы, принятых учащимися (плакат);
- произвольный выбор «полномочных представителей» (руководителей группы) по наличию смайлика на спинке стула, вручение им бейджика с отличительным знаком;
- определение темы занятия
1 этап. Обмен жизненным опытом.
Игра «Ассоциация» (проводит соц. педагог).
Задание: Назовите слова, мысли, образы, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «алкоголь».
Предполагаемые ответы: Болезнь, опьянение, конфликты, иллюзии…
Вывод: Все ассоциации, которые вы назвали, являются негативными. Тем не менее, определённая часть подростков и взрослых регулярно употребляют алкоголь.
Задание: Какие качества появляется в характере человека, часто употребляющего алкоголь?
На доске:
- «фоторобот» - стадии внешней деградации человека, употребляющего алкоголь;
- табличка с ключевым словом «алкоголь» .
Необходимо подобрать слово – характеристику на каждую букву ключевого слова. Строки таблички постепенно открываются.
Предполагаемые ответы:
Алкоголь: агрессивность, лень, конфликтность, обидчивость, грубость, гнев, озлобленность, ложь.
Получился притягательный портрет?
2 этап. Систематизация и дополнение имеющихся знаний.
- Мини – лекция «Злоупотребление алкоголем и его последствия» (проводит врач).
Вы уже знаете о том, что даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативные воздействия. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и, через какое – то время, способен восстановиться.
А что произойдёт, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять алкогольные напитки?
Предполагаемые ответы: Организм не будет успевать восстанавливаться, ухудшение здоровья, формируется зависимость…
Предлагаем провести опыт.
Демонстрация опыта (проводит соц. педагог).
Берём колбу с подкрашенной акварельной жёлтой краской водой и стакан синей водой. Стакан с жёлтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце - источник жизни!
Начнём постепенно в жёлтую жидкость подливать синюю, что будет происходить?
Предполагаемые ответы:
Сначала изменения цвета жёлтой жидкости незаметно.
Как вы думаете, почему ничего не произошло с жёлтой жидкостью, когда мы влили в неё совсем немного синей?
Предполагаемые ответы:
Малое количество жёлтой жидкости смогло раствориться и не дать видимого изменения цвета.
Вывод: Так и наш организм - при однократном или редком употреблении алкоголя он справляется с последствиями и восстанавливается.
По мере увеличения количества синей жидкости, т. е. алкоголя, жидкость, символизирующая наш организм, будет всё больше принимать зелёный оттенок. Наконец, наступит такой момент, когда вся жидкость в колбе окрасится в зелёный цвет.
Вывод: Так происходит и с организмом человека: по мере попадания в него большого количества алкоголя, тот не будет успевать восстанавливаться. Произойдут негативные изменения в работе всех органов и систем человека.
Символично, что в нашем опыте жидкость, представляющая организм человека, под влиянием алкоголя, окрасилась именно в зелёный цвет: ведь в народе алкоголь часто именуют «зелёным змием».
Как вы думаете, возможен ли обратный процесс - превращение зелёной жидкости в жёлтую?
Предполагаемые ответы: Нет, не возможно.
- В беседу вступает врач.
Как невозможно снова сделать зелёную жидкость жёлтой, так и организм, поражённый алкоголем, уже никогда не сможет снова стать здоровым!
Вывод: Частое и регулярное употребление алкоголя человеком с нанесением вреда всему организму, носит название «злоупотребление алкоголем». В результате этого у человека развивается болезнь – «хронический алкоголизм». Слово «хронический» означает, что полного выздоровления быть не может: болезнь изменила работу органов и систем.
На доске размещаются ключевые понятия «злоупотребление алкоголем», «хронический алкоголизм».
- Работа в мини – группах «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?» (проводит врач).
Следующее задание поможет вам ответить на вопрос «Почему человек начинает злоупотреблять алкоголем?»
Задание: необходимо записать ответы на вопросы таблицы и определить сходство между заболеваниями: «ангина» и «хронический алкоголизм».
Образец заполненной таблицы.
Вопросы | Ангина | Хронический алкоголизм |
1. Употребление какого продукта вызвало данное заболевание? | мороженое | алкогольные напитки |
2. Какую цель преследовал человек, употребляя данный продукт? | удовольствие, сделать себе хорошо | удовольствие, сделать себе хорошо |
3. Заставлял ли кто – либо человека употреблять этот продукт или он делал это самостоятельно? | нет, никто не заставлял | нет, никто не заставлял |
4. Много ли потреблялось данного продукта. | да | да |
5. Смог ли человек вовремя остановиться и прекратить употребление данного продукта? | нет | нет |
6.Каковы последствия употребления данного продукта? | возникшее заболевание | возникшее заболевание |
Предложить учащимся познакомиться с результатами работы других групп, произвольно передвигаясь от стола к столу.
Давайте обобщим результаты вашего исследования. Как вы ответили на каждый вопрос? (Фронтальный опрос)
На доске образец заполненной таблицы, столбцы которой постепенно открываются по мере обобщения ответов учащихся .
Мы с вами сумели определить, в чём сходство между двумя болезнями – ангина и алкоголизм. Однако есть между ними и очень серьёзное различие. Как вы думаете, в чём оно?
Предполагаемые ответы: Заболевания вызваны употреблением разных продуктов, употребление мороженного не так вредно, как алкоголь…
Ангину врачи называют острым заболеванием, имея в виду, что если её начать лечить, то человек поправится, т.е. заболевание излечимо.
Алкоголизм определяют как хроническое заболевание, и вы уже знаете, что этот термин означает невозможность привести поражённый алкоголем организм к первоначальному здоровому состоянию, т. е. заболевание неизлечимо.
Вывод: Основная причина возникновения обоих заболеваний – несерьёзное отношение к своему здоровью.
Подумайте, стоит ли экспериментировать с тем веществом, которое приводит к пожизненному изменению органов и систем?
- Работа с пословицами. Валеологическая минутка (проводит соц. педагог).
Издавна мудрость народа передавалась в пословицах. Есть пословицы и по теме нашего разговора.
Вам необходимо встать и найти глазами слова двух пословиц, которые расположены в разных частях класса. Кто «собрал» пословицы – возвращается на своё место.
Какие пословицы вы прочитали?
Предполагаемые ответы: «Пить да курить – здоровью вредить!» «В здоровом теле - здоровый дух!»
Можно продублировать пословицы на доске.
3 этап. Решение практических задач.
- Моделирование проблемной ситуации «Причины употребления алкоголя» (проводит соц. педагог).
Проблемный вопрос: Как вы думаете, взрослые знают, о том, что злоупотребление алкоголя приводит к тяжёлым последствиям в жизни человека?
Предполагаемые ответы: да.
По каким же причинам человек начинает употреблять алкоголь часто и регулярно? (Мозговой штурм).
Предполагаемые ответы: Одиночество, неприятности, снятие стресса, желание подростков казаться взрослее…
Человек употребляет алкоголь в разных ситуациях. Если человеку хорошо и весело (солнышко), например, на празднике, в компании, но ему этого кажется недостаточно, он с целью усилить своё веселье употребляет алкоголь и хочет добиться усиления хорошего настроения (большое солнышко).
Схема 1. алкоголь
Если человеку плохо, грустно, есть какие – то проблемы (тучка) и хочется, чтобы они все разрешились и стало хорошо (солнышко), он тоже употребляет алкоголь с целью уйти от плохого.
алкоголь Схема 2.
Таким образом, когда состояние человека недостаточно хорошее или просто плохое, а хочется, чтобы оно стало хорошим и все проблемы разрешились, люди часто прибегают к употреблению алкоголя.
Когда настроение или состояние меняется с помощью алкоголя, эффект бывает непродолжительный, пока алкоголь действует. Чтобы почувствовать эффект снова человек чувствует потребность в повторном употреблении алкоголя. Но это не решает проблемы. Человек только на некоторое время может забыть о них, а потом данная проблема усугубляется другой, связанной с алкоголем и последствиями его приёма.
Вывод: Если человек не находит других способов изменять своё состояние или решать проблемы, начинается регулярное употребление алкоголя.
А как можно улучшить своё состояние и повысить настроение без помощи алкоголя?
На третьей схеме после маленькой тучки поместить «улыбающееся солнышко».
Предполагаемые ответы: (Устный мозговой штурм). Поговорить с друзьями, родителями, спорт, увлечения…
- Работа в мини – группах «Поиски позитивного решения проблем» (проводит соц. педагог).
Задание:
В табличках к каждой букве ключевого слова «алкоголь» записать альтернативы – виды спорта (1 – 3 группы), увлечения, хобби (2 – 4 группы).
На задание вам отводится 3 минуты. Если возникнут сложности, можно воспользоваться подсказками. Слова – подсказки находятся в конвертах. При необходимости слова с помощью клея закрепляются в табличке.
Представители команд (1 – 3, затем 2 – 4), оглашают результаты групповой работы.
Листы с результатами работы групп помещаются в схему.
Схема 3.
Вывод: Спорт, здоровый образ жизни, увлечения, посещение кружков по интересам, секций, студий - это и есть альтернативы употреблению алкоголя, а так же способы личностной самореализации.
4 этап. Подведение итога. Рефлексия.
Каких личностных качеств, лишается человек, больной алкоголизмом? Подберите к каждой букве ключевого слова «алкоголь» слова – качества.
Предполагаемые ответы:
Активность, любовь, красота – физическая и духовная, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность.
Пожелание: Мы желаем вам, ребята, чтобы в вашей жизни были: активность, любовь, красота, оптимизм, гордость, ответственность, отзывчивость, любознательность, но без алкоголя!
Убрать ключевое слово «алкоголь» из таблички.
Пусть помогут вам в этом те альтернативы, которые вы предложили.
Желаем вам здоровья и успехов!
Используемая литература:
Климович В.Ю. Методическое пособие «Детство без алкоголя». Центр Планетариум, М., 2004
Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для педагогов. Вентана – Граф, М., 2002.
Газета «Здоровье детей». Издательский дом Первое сентября, 2007 – 2008 г.
Социальный педагог: Свешникова И.Б.,
врач – педиатр: Шведова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Спеши творить добро людям"
Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи: - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые поступки,...
«Мы заняты разным делом» (Профессии людей)
На уроке организована деятельность учащихся по восприятию иосмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до современной); по изучению профессий и орудий труда, ...
конспект занятия кружка "Я среди людей"
Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Вглядись в себя" для учеников 3-4 класса...
конспект занятия кружка "Я среди людей"
Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Когда рядом много людей" для учащихся 3-4класса...
Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"
Методические указания и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди"...
Превентивное занятие в рамках проекта сетевого взаимодействия
Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки.Основной этап занятия строился на этапе создания дружеского отношения и сотрудничества детей, гд...
Конспект группового занятия с учащимися 1 класса дисграфия, обусловленная ФФНР. Тема: Дифференциация произношения звуков с, ш. Большая буква в именах людей.
Повторение артикуляции звуков с, ш. Сравнение перед зеркалом.Дифференциация звуков и букв с, ш в слоге.Отработка навыка написания имён людей.Закрепление произносительного навыка звуков с, ш. Хоро...