«Мы заняты разным делом» (Профессии людей)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
На уроке организована деятельность учащихся по восприятию иосмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до современной); по изучению профессий и орудий труда, используемых людьми данных профессий; создаются условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважительного отношения к людям труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.my_zanyaty_raznym_delom_1_kl.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мы заняты разным делом»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1.Организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до
современной); по изучению профессий и орудий труда, используемых
людьми данных профессий.
Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи.
Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважительного отношения к людям труда.
Оборудование:
1. Учебник «Мы и окружающий мир» 1 класс, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.
2.Большой энциклопедический словарь.
3.Сюжетные картинки по теме «Профессии».
4. Рисунки орудий труда древнего человека и современного человека.
Костюмы, отражающие профессии повара, строителя, учителя, врача, милиционера.
Орудия труда, используемые в данных профессиях.
Выставка рисунков «Кем быть?».
Рисунок «Город тружеников».
Цветные флажки, выражающие настроение ребят на уроке.
I. Организационно-мотивационный этап.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Приветствие.
Дети вместе с учителем встают в круг, берутся за руки и произносят приветствие:
Учитель: Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа по вопросам.
- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Совсем не такие, как тот мальчик, про которого я вам сейчас расскажу.
Один маленький мальчик любил писать рассказы. Сам он ленился сочинять. Он брал из разных книжек предложения, соединял их вместе, и вот так получался рассказ. Послушайте, что он однажды написал:
Мужчины древнего племени охотились на мамонта. Во время загона мамонт ранил одного охотника. Его отнесли в пещеру. Там опытные
хирурги сделали ему операцию. Охотнику лучше не становилось. Тогда старейшина решил отправить его на самолете в пещеру к другому племени, чтобы они спасли ему жизнь.
- Что в рассказе мальчика вас удивило? (Опытные хирурги, самолет.)
- На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни древних людей, о том, чем они занимались. Давайте вспомним, как трудились древние люди. Чем занимались мужчины? (Мужчины занимались охотой, земледелием.) Чем занимались женщины? (Женщины собирали травы, готовили пищу, шили одежду.)
- А почему древним людям надо было трудиться? (Ответы детей.)
Как вы считаете, труд современных людей отличается от древнего труда?
Почему произошли такие изменения? (У людей развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом они овладели речью. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать новые орудия труда.)
А зачем нужно трудиться сейчас?
2. Объявление темы и целей урока.
Посмотрите на картинки и скажите, какая здесь «лишняя»? Почему? (Ответы детей.)
(На доске развешаны сюжетные картинки.)
- Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? (Ответы детей.)
-Тема нашего урока: «Мы заняты разным делом».
Сегодня на уроке мы поговорим о людях разных профессий, о том, какими орудиями труда они пользуются, какими знаниями и качествами они должны владеть.
Ш. Этап усвоения новых знаний.
1. Работа по учебнику (с.32-33).
- Откройте учебник на странице 32. Прочитайте еще раз тему нашего урока («Мы заняты разным делом»).
- Подберите близкие по смыслу слова к слову «дело». (Труд, занятие, ремесло, работа, профессия.)
- Давайте прочитаем пословицы и выясним, правильно ли говорят: •Дело и учит, и мучит, и кормит.
• Белые руки чужие труды любят.
- Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о труде? (Ответы детей)
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпенье и труд все перетрут.
- А теперь отгадайте мои загадки:
Кто на пожары приезжает,
Огонь залив, людей спасает? (Пожарные.)
Кто вылечит от всех болезней,
И знает, что кому полезней? (Врач.)
Кто вам продаст творог, сосиски,
И рыбку для любимой киски? (Продавец.)
На страже кто стоит закона,
Гроза преступников района? (Милиционер.)
Кто выстроил высотный дом,
Где мы семьёю всей живем? (Строитель.)
Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть!
- Рассмотрите рисунки в учебнике, а также картинки, развешанные на доске, и скажите, какие ещё профессии вам известны? (Ответы детей.)
- Какие виды труда вы отнесете к древнейшим, а какие появились не так давно? (Древнейшие: врач, учитель, рыбак, художник; появились недавно: автомеханик, космонавт, программист.)
2. Рассказ о профессиях. ( Работа в парах. Дети одеты в костюмы.)
- Чтобы рассказать обо всех профессиях нам не хватит одного урока, поэтому сегодня мы поговорим только о некоторых. Вы познакомитесь с профессиями на примере своих родителей, которые живут и работают в нашем городе (показать на «Город тружеников» на доске).
1-й ученик:
Повар
Скажите: кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
2-й ученик: рассказывает о профессии повара.
Строитель
1-й ученик:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
2-й ученик: рассказывает о профессии строителя.
Учитель
1-й ученик:
Кто каждый день готовится к занятьям?
Кто проверяет до ночи тетради?
И кто всегда с заботой и волненьем
Следит за нашим поведеньем?
2-й ученик: рассказывает о профессии учителя.
Милиционер
1-й ученик: Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен?
Тот, кто любит свой народ,
Тот в милицию идет.
2-й ученик: рассказывает о профессии милиционера.
- Мужчины военных профессий нашего города Белгорода и области участвовали и участвуют в боях в Чечне, защищая мир и спокойствие людей этой республики.
А вот если обратится к истории нашей страны, мы обязательно должны вспомнить дату 9 Мая. Кто знает, какой приближается праздник? (День Победы в Великой Отечественной войне.)
- Сегодня мы должны быть благодарны тем, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны на фронте, а также тем, кто трудился в это время в городах и селах.
Давайте подумаем, какие профессии нужны были стране больше всего в то военное время? (Ответы детей.)
Врач
1 -й ученик: Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров - разрешит погулять.
2-й ученик: рассказывает о профессии врача.
- Подумайте, какие советы врач может дать ученикам? (Сидеть правильно за партой, следить за осанкой и зрением, заниматься физкультурой.)
- Сейчас мы отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка
-Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
-Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два и готово!
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда - сюда.
Делай «раз» и делай «два».
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево - раз, вправо - два.
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре -
Хорошо мы потрудились.
3. Игра «Угадай профессию».
-Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы - орудия труда. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай профессию».
Вы по нескольким предметам попробуйте отгадать: чем занимается человек, какая у него профессия?
Учитель показывает рисунки с предметами, связанными с определенной профессией, а дети выбирают из множества рисунков нужную профессию и называют её.)
Пожарный, парикмахер, лётчик, воспитатель, пограничник, художник, продавец, водитель, древние орудия труда.
-Каким современным орудиям труда они могут соответствовать? (Нож, молоток, топор, игла.)
- Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь сыграем наоборот. Здесь остались «лишние» картинки с профессиями. Выберите орудия труда для человека каждой профессии. А оценивать работу будут
представители этих профессий (дети в костюмах).
Картинки: повар, строитель, учитель, милиционер, врач.
(На парте лежат ложка, разделочная доска, плоскогубцы, молоток, угольник,
книга, шпатель, жезл регулировщика, стетоскоп.)
- Для чего нужен этот предмет и как он называется?
Чтобы узнать об этом предмете, давайте обратимся к умной книге -«Большому энциклопедическому словарю». (Зачитать по словарю.)
Стетоскоп - это медицинский аппарат для выслушивания сердца, сосудов, легких.)
4. Беседа: « Качества характера и знания людей разных профессий».
1) Работа над стихотворением «Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари.
- Послушайте стихотворение:
«Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари
У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, -
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Чему учит это стихотворение? (Все люди должны трудиться.)
Работу людей большинства профессий можно оценить по результату их труда. Давайте сравним работу людей в цехе завода, в поле? Что они производят? Какими знаниями они должны владеть?
А что создают врачи, учителя, артисты? Какое значение они имеют в обществе?
А должны ли трудиться дети? В чем заключается их труд?
2) Ответы на вопросы «Глобуса» (с.32).
-Для того чтобы успешно выполнять свою работу, людям многих профессий нужны специальные качества характера и, иногда, физическая подготовка.
- Как вы считаете, какие качества необходимы людям разных профессий - рабочему, военному, ученому, артисту? (Терпение, спокойствие, выдержка, смелость, выносливость, трудолюбие и др.)
Какие качества необходимы ученикам? (Ответы детей.)
3) Работа по выставке рисунков «Кем быть?»
Вы сегодня узнали много нового о разных профессиях и поняли, что все профессии очень важные, полезные и нужные. Наверное, каждый из вас уже задумывался над вопросом: кем вы хотите стать, когда повзрослеете? {Ответы детей.)
Я уже заметила, что все свои мечты вы выразили в рисунках {показать на выставку рисунков). После урока вы сможете внимательно рассмотреть, кто кем хочет стать из ваших одноклассников.
Для того чтобы найти самую интересную для себя профессию, надо как можно больше узнать о труде людей, руками которых создано все, что нас окружает!
(Дети читают стихотворение.)
«И мы трудиться будем» ВЛифшиц
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
V. Итог урока.
Давайте подведем итог урока:
Как вы поняли смысл слова «профессия»?
Какую профессию можно считать самой главной, самой важной?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
VI. Рефлексия.
Вы знаете, что скоро приближаются праздники: 1 Мая - это День весны и труда и 9 Мая - это День Победы. Наш родной город будет празднично украшен. Вот и я хочу, чтобы мы с вами украсили наш нарисованный Город тружеников флажками.
У вас на парте лежат флажки разного цвета. Если вы считаете, что вам было очень интересно на уроке и вы хорошо потрудились, то повесьте красные флажки, если вы просто довольны уроком, то — белые флажки, а если вам было немножко скучно и не очень интересно, то повесьте синие флажки.
Тема: «Мы заняты разным делом»
Цели:
1.Организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению изменений трудовой деятельности людей (от древней до
современной); по изучению профессий и орудий труда, используемых
людьми данных профессий.
Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи.
Создать условия для воспитания нравственных качеств личности учащихся и уважительного отношения к людям труда.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь: Факультативный курс «Моя улица».
2.Большой энциклопедический словарь.
3.Сюжетные картинки по теме «Профессии».
4.Костюмы, отражающие профессии повара, строителя, учителя, врача, милиционера.
5.Рисунок «Город тружеников».
I.Организационно-мотивационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Актуализация опорных знаний.
1. Объявление темы и целей урока.
Посмотрите на картинки и скажите, какая здесь «лишняя»? Почему? (Ответы детей.)
(На доске развешаны сюжетные картинки с изображением профессий.)
- Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? (Ответы детей.)
- Тема нашего урока: «Мы заняты разным делом».
Сегодня на уроке мы поговорим о людях разных профессий, о том, какими орудиями труда они пользуются, какими знаниями и качествами они должны владеть.
2. Беседа по вопросам.
- «Мы заняты разным делом». Подберите близкие по смыслу слова к слову «дело». (Труд, занятие, ремесло, работа, профессия.)
- Давайте вспомним, как трудились древние люди. Чем занимались мужчины? (Мужчины занимались охотой, земледелием.) Чем занимались женщины? (Женщины собирали травы, готовили пищу, шили одежду.)
- А почему древним людям надо было трудиться? (Ответы детей.)
Как вы считаете, труд современных людей отличается от древнего труда?
Почему произошли такие изменения? (У людей развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом они овладели речью. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать новые орудия труда.)
Ш. Этап усвоения новых знаний.
1. Работа в тетради (с.8).
- Откройте тетрадь на странице 8. Выполним Задание №1.
- Вам нужно выписать и объяснить значение древних профессий:
Шорник –
Угольщик –
Бондарь –
Смолокур –
Дегтярник –
(Если учащиеся затрудняются, обратиться к словарю.)
- Каково отношение к людям труда в народе?
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Ответы детей)
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпенье и труд все перетрут.
- Выполните Задание 1, пункт 2 в Рабочей тетради. (Проверка.)
- А теперь отгадайте загадки о профессиях (стр.11, Задание №3.)
Кто на пожары приезжает,
Огонь залив, людей спасает? (Пожарные.)
Кто вылечит от всех болезней,
И знает, что кому полезней? (Врач.)
Кто вам продаст творог, сосиски,
И рыбку для любимой киски? (Продавец.)
На страже кто стоит закона,
Гроза преступников района? (Милиционер.)
Кто выстроил высотный дом,
Где мы семьёю всей живем? (Строитель.)
Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть!
2. Рассказ о профессиях. ( Работа в парах. Дети одеты в костюмы.)
- Сегодня вы познакомитесь с профессиями на примере своих родителей, которые живут и работают в нашем городе (показать на «Город тружеников» на доске).
1-й ученик:
Повар
Скажите: кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
2-й ученик: рассказывает о профессии повара.
Строитель
1-й ученик:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
2-й ученик: рассказывает о профессии строителя.
Учитель
1-й ученик:
Кто каждый день готовится к занятьям?
Кто проверяет до ночи тетради?
И кто всегда с заботой и волненьем
Следит за нашим поведеньем?
2-й ученик: рассказывает о профессии учителя.
Милиционер
1-й ученик: Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен?
Тот, кто любит свой народ,
Тот в милицию идет.
2-й ученик: рассказывает о профессии милиционера.
Врач
1 -й ученик: Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров - разрешит погулять.
2-й ученик: рассказывает о профессии врача.
- На вашей улице живут люди разных профессий.
Выполняя Задание №4 (с.11), расскажите о профессиях ваших родных и близких, а также знакомых, которые живут на вашей улице. (Проверка.)
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа в тетради. Игра «Угадай профессию».
-Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы - орудия труда. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай профессию». (Тетрадь: с.9-10, Задание №2)
Соедините стрелками рисунки: профессия человека – орудия труда.
(Фронтальная проверка.)
2. Самостоятельная работа. (Тетрадь: с.12, Задание №5)
Для того чтобы найти самую интересную для себя профессию, надо как можно больше узнать о труде людей, руками которых создано все, что нас окружает!
(Дети читают стихотворение.)
«И мы трудиться будем» ВЛифшиц
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
- Вы сегодня узнали много нового о разных профессиях и поняли, что все профессии очень важные, полезные и нужные. Наверное, каждый из вас уже задумывался над вопросом: кем вы хотите стать, когда повзрослеете? (Ответы детей.)
- Все свои мечты выразите в рисунках (Задание №5, пункт2.) После урока вы друг другу сможете показать, кто кем хочет стать в будущем.
V. Итог урока.
Давайте подведем итог урока:
Как вы поняли смысл слова «профессия»?
Какую профессию можно считать самой главной, самой важной?
Что вам понравилось сегодня на уроке на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
Презентация к методической разработке "Мы заняты разным делом"
Презентация содержит материал для организации урока окружающего мира в 1 классе....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Профессии людей, занятых на производстве, транспорте, строительстве».
Расширение словарного запаса обучающихся по теме "Профессии людей"....
Занятие в группе продлённого дня: "Профессии людей"
Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня....
Внеурочное занятие "Профессии людей"
Внеурочное занятие "Профессии людей"...
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
презентация по окружающему миру 1 класс Тема "Мы заняты разным делом" УМК Школа России
Презентация по окружающему миру. 1 класс. Тема "Мы заняты разным делом" УМК Школа России...