Классный час " Мы живем на земле Сталинградской"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Материал рассчитан на учеников 1 класса.,сопровожден презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Классный час
« Мы живем на земле Сталинградской»,
проведённый в 1Б классе в рамках празднования 72-ой годовщины Сталинградской битвы.
Учитель начальных классов
Мельникова Л.С.
2015г.
Классный час «Мы живем на земле Сталинградской»
Задачи
1. Выявить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Оформление
мультимедийная презентация, оформление выставки книг.,рисунки детей
Группа чтецов читают стихи о войне, мужестве, героизме
музыкальное оформление
Учитель. Ребята, кто из вас знает, слышал, что за памятная дата отмечается сегодня в России?
Учитель. Сегодня 72 годовщина со дня разгрома фашистов в Сталинграде. (Слайд 1)
Учитель. Что такое война? (Слайды 2)
Ученик Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Учитель .Долгая война была в прошлом веке , и называлась она Отечественная. Войну за свою Родину, свою землю, жизнь родных и близких вели советские войска против фашистской Германии на протяжении 4 лет.
--А чем знаменита наша Волгоградская область? В память о чем был возведен памятный мемориал Мамаев курган? Как назывался в те годы Волгоград? (Сталинград) (слайд3)
Учитель. Можно ли сказать,что « Мы живем на земле Сталинградской»?
-А какой это был город и как он выстоял и не исчез с земли русской мы с вами сегодня узнаем слайд3)
-Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. По своим масштабам и ожесточенности Сталинградская битва превзошла все битвы. На территории почти ста тысяч квадратных километра сражались более двух миллионов человек. (слайд4)14 июля Сталинград был объявлен на осадном положении, а 17 июля 1942г. Началась Сталинградская битва (слайд 5) Целью немецкого командования было овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию Этот замысел Гитлер планирует осуществить одной :6-ой армией, всего за неделю- к 23 июля. (слайд ц7-8)
Она продолжалась 200 дней. 12 июля 1942 года фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. Немецко-фашисткие войска превосходили советские Слайд9) За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.(слайд10)
Ученик2 (слайды11-14)
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
В зное заводы, дома, вокзал,
пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
– Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил
Слайды 15-17
Учитель .Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу. (слайд 18)
Ученик2
Там, на Мамаевом кургане,
Вознесся ввысь мемориал,
Он для потомков в назиданье
И в память тем, кто смертью пал.
Чтоб мир надолго сохранить,
Чтоб сердце болью не щемило,
Народ, умевший победить,
Обязан помнить все, как было.
Ученик 3 (слайд19-20) Мелодия песни «На Мамаевом кургане тишина,
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна
Учитель Давайте назовем имена некоторых героев Сталинградской битвы
Учитель (слайд 22) Дом сержанта Павлова, который известен не только в нашей стране, но и за рубежом. В конце сентября 1942 г. командир отделения сержант Яков Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый гитлеровцами. 58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление
Смерть подступила к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал
Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирал металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград. Здесь все смешалось в этой круговерти:
Огонь и дым, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь ... до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград.
Пусть против нас здесь тысячи орудий
На каждого – десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны отчизне до конца.
Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но « Нет для нас Земли за Волгой» -
Сказал впервые Сталинград!
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава
Учитель (слайд 23)
Учитель ( Михаил Аверьянович Паникаха ,рядовой Тихоокеанского флота. С конца августа 1942 года сражался в Сталинграде. « ноября 1842 года в районе поселка завода « Красный Октябрь» позиции дивизии были атакованы фашистскими танками. Михаил Паникаха с двумя бутылками с зажигательной смесью приблизился к атакующим танкам, но пулей одна бутылка была разбита, пламя охватило красноармейца. Объятый пламенем Михаил Паникаха с оставшейся бутылкой бросился на головной танк противника и лег сверху машинного отделения. Танк сгорел вместе с экипажем, а остальные экипажи отступили
Слайд 24-25
Филиппов Александр Александрович
(26.06.1925 – 23.12.1942)
Саша родился в 1925 году в городе Сталинграде. Когда началась война, четыре его брата ушли на фронт. Летом же 1942 года на второй год тяжелой войны Саше было 16 лет, и он уже имел специальность слесаря и сапожника. Немецкие солдаты прорвались в Ворошиловский район, заняли район, где жила семья Филипповых. Ночью Саша связался с воинской частью старшего лейтенанта Семинихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так, Саша стал разведчиком под кличкой «школьник». С сумкой через плечо, с сапожным инструментом ходил Саша по немецким штабам чинить сапоги немцам. Днем работает, все высматривает, а ночью пробивается к штабу, и в окно летят гранаты. Немцы после взрыва бегают, ищут партизан, а Саша на улице с детьми в «классы» играет. Много раз ходил Саша в тыл противника. 23 декабря 1942 года после выполнения задания возвращался вместе с разведчицей Марией Усковой. При переходе линии фронта они были схвачены немецкими солдатами. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и еще неизвестным юношей-партизаном недалеко от дома на глазах матери. Перед своей смертью Саша успел крикнуть: «Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак!» Посмертно Саша награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в сквере Ворошиловского района, на могиле установлен ему памятник. Его именем в Волгограде названы улица, где жил, школа, в которой учился и сквер, где похоронен В Михайловке тоже есть улица Саши Филиппова.
Слайд 26
За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров удостоены звания Героя Советского Союза.. Не вернулись из боев под Сталинградом около 1 миллиона наших солдат.
Вечная память героям Сталинграда!
Вы слышите?
У Сталинграда в морозном воздухе звучит.
Победным громом канонада
и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно
их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной
давно искавшая их смерть.
Слайд 27-28
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма
Мы будем помнить, всех кого сегодня нет. Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – вот она, неприступная крепость; вот они, неодолимые рубежи». Мужество наших солдат – вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею
Скорбь…(Слайд 29)
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок…
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…(
В. Леднева «Вечный огонь (Слайд30)
Их теперь не обнять
Не пожать им ладонь
Но восстал из земли
Негасимый огонь,
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.(
Итог классного часа
Город стал восстанавливаться уже в феврале 1942 года. И за этот переломный момент городу было присвоено звание ГОРОД_ГЕРОЙ, Мемориальная плита в часть города есть и на Красной площади. Сегодня к Вечному огню в Волгограде и Москве придут ветераны, родные погибших в городе, гости и отдадут дань почести героям –победителям в Сталинграде
Учитель
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""
Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...
"Всё живое на земле - родня!"
программа...
Внеклассное мероприятие "Я живу на Земле"
Внеклассное мероприятие в форме КВН...
Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"
Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...
Презентация. " Мы живем на земле Сталинградской"
Материал рассчитан на учеников 1 класса....
Я живу на земле Волгоградской.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...
классный час,посвященный к 75 летию Сталинградской битвы.
Разработка классного часа для учащихся нач классов. Содержит стихотворения,посвященной Великой Отечественной войне....