"Всё живое на земле - родня!"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 39 «Классическая»
городского округа Тольятти
Утверждаю Директор МБУ гимназии № 39 «Классическая» ___________________________Н. С. Захаренко « »______________________________2009 г. |
Рассмотрена на заседании научно-методического совета и рекомендована для использования протокол № __________________ « »______________________________2009 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Все живое на земле – родня!»
Авторская программа по экологическому воспитанию для учащихся начальных классов |
Срок реализации – 4 года Количество часов – в неделю 1 час |
2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Актуальность программы
Первый учитель- первый школьный наставник и воспитатель самых маленьких детей. Очень важно в этом возрасте заложить основы нравственности, научить детей правильно вести себя в обществе, в семье, в коллективе учащихся, в кругу своих друзей, разбираться, что хорошо и что плохо.
Стать гражданином, патриотом, тружеником своей страны не просто. Ребенок с детства должен понимать, что именно он сам является «строителем» собственной жизни, от него самого зависит, как он будет учиться, чем заниматься в будущем, станет ли он гармонически развитой, а значит, творческой личностью. Долг учителя – помочь ребенку понять, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих его людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым.
С коллективом 3 «В» класса я работаю второй год. Являясь классным руководителем данной группы детей, передо мной встала проблема выбора основополагающего направления воспитательной работы.
Если рассматривать индивидуальные возрастные особенности учащихся начальных классов, то в возрасте от 6 до 10 лет у ребенка активно формируется и, в дальнейшем, развивается отношение (положительное или отрицательное) к сознательной трудовой деятельности. Новое дается нелегко. Мы порой говорим одно, а дети видят другое. Тем не менее наши воспитанники в большей мере ориентируются на то, как мы действуем, поступаем, от чего отказываемся.
Несомненно, наиболее убедительными методами, примерами правильного поведения в природе являются поступки, действия, труд: мы сажаем деревья и цветы, ухаживаем за животными и птицами, уважительно относимся ко всему живому. При этом исчезает пассивная созерцательность и на смену ей приходит сознательность.
Наблюдения за коллективом в начале 2009-2010 учебного года (1 класс) показали, что воспитанники не всегда адекватно ведут себя в окружающем их мире. Были случаи, когда мальчики разоряли гнезда в лесу, ломали саженцы деревьев, поджигали сухие листья, оставляли после себя мусор на школьной площадке. Ребята не всегда могли точно объяснить природные явления из-за недостатка знаний, отсюда шло непонимание и неприятие бережного отношения к окружающему нас миру.
Психологическая служба гимназии, проведя входную (первую) диагностику первоклассников, рекомендовала развитие познавательных способностей учащихся на примерах окружающего мира и краеведения.
Помимо этого, своевременное анкетирование по интересам детей и индивидуальные консультации с родителями акцентировали внимание на создании программы по трудовому и экологическому воспитанию.
II. Цели и задачи
Вашему вниманию предлагается воспитательная программа «Все живое на земле – родня!» по экологической культуре. Содержание познавательного материала раскрывает принципиально новые задачи в области экологии: «Природа – «дом» для живых существ, в том числе и для человека. Природа самоценна».
Цель программы: формирование ответственного отношения к окружающей среде и пропаганда бережного отношения к природе. Отношение к природе тесно связано с семьей, школой, друзьями воспитанников, оно охватывает все сферы сознания: научную, художественную, нравственную, эстетическую.
Задачи программы:
Образовательные: формирование системы знаний об основах экологии, об экологических проблемах и путях их разрешения.
Развивающие: развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной творческой деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Воспитательные: формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
III. Теоретические основы воспитательной программы
Теоретической основой созданной программы является педагогическая философия И. П. Иванова «Педагогика общей заботы», во главе которой взаимодействие взрослых и детей. В ней все направлено на создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, на творческое развитие личности каждого участника этих отношений, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.
Программа одинаково хороша и эффективна для любого человека и коллектива, ее принципы и методы создают комфортность воспитывающей среды.
Принципы:
- Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру. Забота является стержнем, на который «нанизывается» все остальное.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем.
- Принцип целесообразности. Все делать с пользой.
- Принцип творческого отношения к делу. Дело творца – рождать радость.
- Принцип «мажора». Путь к успеху – активность, решительность, доброта.
Методы:
Методы программы общедоступны, не вызывают практически никаких материальных затрат, но требуют больших душевных сил.
К ним относятся некоторые из них:
- еженедельное чередование поручений в классе,
- анализ своих действий,
- коммунарские сборы (игры – путешествия, игры - зачеты),
- выездные внеклассные мероприятия (походы, экскурсии).
Разработанный методический материал необходим для внеклассной совместной работы педагогов, учащихся и родителей.
Здесь выделяются 4 компонента экологического воспитания – научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный – знания, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания.
Ценностный – отношение человека к природе на исторических этапах общества, оценка окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный – система нравственных и правовых идей, норм и правил экологического характера.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система экологических знаний, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями воспитанников.
IV. Этапы реализации воспитательной программы
Воспитательная программа «Все живое на земле – родня!» действует в реализации следующих методов и форм экологического воспитания. На начальном этапе воспитанники совместно с классным руководителем определяют перед собой проблемную или спорную экологическую ситуацию. Именно здесь они понимают, что жизненный опыт слишком мал, а уже имеющихся знаний не хватает. Совместно с учителем определяется план решения проблемы. Если необходимо, помощь оказывают родители.
На этапе теоретического обоснования проблемы воспитанники через разные формы и методы открывают новые знания. При этом ученики осознают, что рядом с ним учитель, родитель, эксперт. А медиа-средства (интернет, журналы, газеты, телевидение, книги) играют роль поисковой информации.
На этапе практического решения проблемы осуществляется обобщение полученных знаний в продукт творчества (экологическая сказка, инсценировка, участие в конкурсах, публикации в детской газете).
Этапы реализации программы
Этапы | Методы и формы воспитания | Результат |
подготовительный этап – этап формирования экологической проблемы |
| обнаружение проблемы (несоответствия) |
основной этап - этап теоретического обоснования проблемы |
| открытие нового знания |
заключительный этап- этап практического решения проблемы (презентация опыта) |
| активная экологическая позиция (оценка и свое видение решения проблемы) |
V. Условия реализации воспитательной программы
Для результативного функционирования воспитательной программы по экологической культуре необходимо выполнение нескольких условий:
- Четкое определение целей, к которым необходимо всегда и в данный момент, постановка задач, для решения которых уже готов классный коллектив: учащиеся и их родители.
- Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников учебно – воспитательного процесса с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
- Устный договор с городской детской экологической модельной библиотекой имени. В. Бианки о проведении экочасов.
- Включение в план воспитательной работы занятий, предлагаемых городским Гуманитарным Центром Интеллектуального развития по программе дополнительного образования «Введение в краеведение».
- Участие в проекте Тольяттинской филармонии «Расскажи мне, музыка».
- Договор о приобретении абонементов в бассейн «Старт» и каток «Строитель».
VI. Содержание воспитательной программы
Воспитательные цели и задачи детализированы и адаптированы для каждого класса начальной школы:
I класс
Цель: развитие личности ребенка, воспитание его чувств к природе, совершенствование интеллекта, социализация ребенка.
Задачи:
- укрепление здоровья детей,
- освоение правил общественной жизни, воспитание доверительного, доброго отношения к окружающему миру,
- формирование гуманного отношения к жизни, к природе,
- формирование первоначальных трудовых навыков.
II класс
Цель: развитие добросовестного отношение к труду человека, воспитание внутренних качеств, укрепление здоровья.
Задачи:
- формирование самостоятельности,
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям,
- формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.
III класс
Цель: создание благоприятных условий для наблюдений за природными явлениями.
Задачи:
- создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей,
- создание условий для поддержания стабильного здоровья детей,
- развитие самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности,
- воспитание любви к чтению, к природе, к здоровому образу жизни.
IV класс
Цель: воспитание духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями по экологической культуре.
Задачи:
- дальнейшее физическое развитие личности,
- дальнейшая ориентация на высокие нравственные ценности,
- участие в духовном и культурном развитии личности.
VIII. Ожидаемые результаты
Данная программа позволяет реализовать следующие задачи:
- обеспечить высокий уровень знаний учащихся;
- сформировать навыки самостоятельного познания, умение мыслить, делать выводы, позволяющие поставить познание на качественно новую ступень;
- привить устойчивый интерес у учащихся к выбранной области знаний (или даже нескольких областей), а именно, к экологии, определенным видам деятельности.
X. Диагностика
Диагностика имеет прямую связь с этапами управления, развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая).
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи в программе, которые будут реализованы в текущем году, я, как классный руководитель, изучаю уровень экологической компетентности ученика.
Выявилось 2 варианта начальной диагностики:
первый: у воспитанников имеются начальные представления о экологической культуре;
второй: учащиеся не знают, что такое экологическая культура.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников, для расширения кругозора знаний. Второй вариант предоставляет возможность знакомства воспитанников с экологическими основами.
Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Диагностированию подлежат:
- уровень знаний учеников,
- степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
В целях продуктивного отслеживания развития учащихся на каждого составляется карта продуктивности реализации воспитательной программы по годам обучения.
Карта развития ученика
№ п/п | Критерии оценивания | Оценивание по годам обучения | ||||
I кл | II кл | III кл | IV кл | средний балл | ||
Умеет наблюдать окружающий мир. | ||||||
Умеет наблюдать за поведением животных. | ||||||
Умеет ухаживать за растениями. | ||||||
Имеет представление о циклах жизни природы. | ||||||
Умеет рассказать о своих впечатлениях от природы. | ||||||
Умеет оценить деятельность человека в природе | ||||||
Представление общих законов человеческой жизни на земле. | ||||||
Представление о труде и профессиональной работе человека. | ||||||
Может предложить выход из создавшейся экологически проблемной ситуации. |
Методы диагностики:
1. наблюдение,
2. беседа,
3. анкета,
4. тест,
5. изучение творчества учеников,
6. метод столкновения взглядов и позиций (дискуссия),
7. метод незаконченного предложения (рассказа, рисунка, разыгрывание ситуации).
8. опрос.
Таким образом, удается отследить рост и развитие воспитанников по программе экологической культуры «Все живое на земле - родня!» Экологическое воспитание на начальной ступени обучения может стать хорошим условием для развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""
Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...
Внеклассное мероприятие "Я живу на Земле"
Внеклассное мероприятие в форме КВН...
Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"
Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...
Презентация. " Мы живем на земле Сталинградской"
Материал рассчитан на учеников 1 класса....
Классный час " Мы живем на земле Сталинградской"
Материал рассчитан на учеников 1 класса.,сопровожден презентацией....
Я живу на земле Волгоградской.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...
Значение воды для всего живого на Земле
технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...