Я живу на земле Волгоградской.
рабочая программа (4 класс) по теме
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа «Я живу на земле волгоградской» реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, отдельные занятия соответствуют общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному направлениям. Программа основывается на использовании современных интерактивных средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_zhivaya_geografiya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа № 82
города Волгограда
Рабочая программа внеурочной деятельности
Я ЖИВУ НА ЗАМЛЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ
Направление: общеинтеллектуальное
для обучающихся 9–11 лет
(срок реализации 1 год)
Автор-составитель:
Пипенко Светлана Анатольевна
Волгоград, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа «Я живу на земле волгоградской» реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, отдельные занятия соответствуют общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному направлениям.
Программа основывается на использовании современных интерактивных средств обучения.
Цели программы – формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории и географии Волгоградской области (далее – ВО).
Задачи программы:
Образовательные:
Познакомить учащихся историей возникновения и развития малой родины, с географией промышленностью и населением Волгоградской области, культурными учреждениями района.
Повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
Научить работать с интерактивными средствами обучения.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу.
Развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность.
Воспитательные:
Воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь.
Воспитывать культуру труда и этику общения.
Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии, истории ВО, интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам и памятникам архитектуры.
Метапредметные:
– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, умения работать с разными источниками исторической, географической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать ее и оценивать;
– формирование и развитие ИКТ-компетентности (работа с интерактивными картами и другими интерактивными средствами, набор текста, работа с интернет-источниками, подбор иллюстраций);
– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
– становление умений адекватно использовать речевые средства для беседы, сравнивать разные точки зрения;
– овладение умением находить и использовать причинно-следственные связи;
– способность узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
– овладение картографическими методами работы на уроке;
– овладение методами географической, исторической науки: наблюдение и описание объектов и процессов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
– формирование этнического самосознания;
– формирование патриотических качеств.
3. В эстетической сфере:
– овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты географии и истории ВО.
По тематике занятий программа кружка рассчитана на учащихся 4 классов, посещение занятий – 1 раз в неделю. Объем программы – 34 часа.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две стороны: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. При реализации программы формируется интерес к изучению природы и истории родного края; углубляются уже имеющиеся знания о родном крае; изучаются и исследуются конкретные объекты природы; формируются представления о природных сообществах области, представления об охраняемых территориях России и своей области. Осуществляется развитие личности ребенка посредством знакомства с географией и историей родного края.
Занятия могут проводятся в форме познавательных игр, лабораторных, практических работ, фенологических наблюдений, экскурсий, работы в библиотеке.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание | Формы и виды деятельности | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение(2ч) | ||||||
1 | Я живу на земле Волгоградской | 1 | Введение в предмет «Мой край: живая география» | Беседа | ||
2 | История изучения края. | 1 | Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Вклад выдающихся ученых в исследования края | Беседа, творческое задание, работа с интерактивной картой | ||
Мой край на карте Родины(2ч) | ||||||
3 | Территория и географическое положение области. | 1 | Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов | Рассказ, работа | ||
4 | «Загадочный мир названий» | 1 | Практическая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания ВО | Творческое задание | ||
География Волгоградской области (7ч) | ||||||
5 | Земная поверхность и недра земли. | 1 | Рельеф Волгоградской области. Геологическое строение. Полезные ископаемые. | Презентация, интерактивная карта | ||
6 | Областной краеведческий музей | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Получение информации из дополнительных источников. | Экскурсия | ||
7 | Климат | 1 | Климат Волгоградской области. Составление календаря погоды. | Беседа, поисковые задания, интерактивная карта |
8 | Водные ресурсы нашей области. | 1 | Внутренние воды ВО. Экскурсия на главную водную артерию области – р. Волгу | Экскурсия, поисковые задания | ||
9 | Почва. | 1 | Почва и почвенные ресурсы ВО и г. Волгограда. По условиям тепло- и влагообеспеченности и особенностям состава почв территория Волгоградской области делится на четыре агроклиматические зоны: степная, сухостепная, пустынная и полупустынная. Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь, Волгоградская область относится к малолесным регионам. Проект «Наш дворик» | Интерактивные карты, творческое задание | ||
10 | Растительный мир | 1 | Виртуальное путешествие «Видовой состав растительного покрова природного комплекса нашей природной зоны». Практическая работа «Определение растений ВО» | Интерактивные карты, практическая работа | ||
11 | Животный мир | 1 | Численность и видовой | Экскурсия | ||
Что дает наш край стране(3ч) | ||||||
12 | Экономика | 1 | Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Практическая работа «Что дает наш карай стране?» | Интерактивные карты, практическая работа | ||
13 | Завод «Красный Октябрь» | 1 | Экскурсия в музей завода «Красный Октябрь» (ул. Им. В И. Ленина, 110) | Экскурсия, исследовательская деятельность | ||
14 | Тракторный завод. | 1 | Экскурсия в музей Волгоградского тракторного завода | Экскурсия, исследовательская деятельность | ||
Старинные города и сёла Волгоградской области(7ч) | ||||||
15 | Город Урюпинск | 1 | Город Урюпинск – козий городок. История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Проект, интерактивная карта | ||
16 | Калач – на – Дону | 1 | Калач – на – Дону – город воинской славы. История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Проект, интерактивная карта |
17 | Город Камышин | 1 | Камышин - «порт пяти морей». История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Проект, интерактивная карта | ||
18 | Город Серафимович | 1 | Серафимович – «казачий стан на Медведице». История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Проект, интерактивная карта | ||
19 | Город Дубовка | 1 | Дубовка – «котёл народов». История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Проект, интерактивная карта | ||
20 | Город Волжский | 1 | Волжский – город - спутник. История появления города, прошлое и настоящее, знаменитые жители. | Творческое задание | ||
21 | Казачья вольница | 1 | Казачьи станицы Волгоградской области. Роль казачества в жизни страны. | Презентации, беседа | ||
22 | Промыслы. | 1 | Старинные промыслы ВО | Интерактивные карты, презентация, рассказ | ||
Мой город, моя улица, мой дом(5ч) | ||||||
23 | Обычаи и традиции г. Волгограда. | 1 | Обычаи и традиции г. Волгограда. | Творческое задание, интерактивные карты | ||
24 | «На Мамаевом кургане тишина…» | 1 | Музеи и культурно-исторические памятники г.Волгограда. Экскурсия на Мамаев курган. | Экскурсия | ||
25 | «Прогулка по улицам моего района» | 1 | Моя улица несет свою историю. Практическая работа «Прогулка по улицам моего района» | творческое задание, практическая работа. | ||
26 | История на фотографиях из семейного архива | 1 | «Старая фотография рассказала…». История на фотографиях из семейного архива | Творческая работа | ||
27 | Проектная работа. | 1 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить | Проект | ||
Наш край в годы Великой Отечественной войны(3ч) | ||||||
28-29 | Поклонимся великим тем годам… | 2 | Бои на улица Сталинграда. Подвиги солдат и офицеров, врачей и санитаров. Хроника боёв. Плакаты и рисунки. | Беседа, презентации | ||
30 | Благодарные потомки. | 1 | Волгоградские ветераны Великой Отечественной Войны | Беседа, доклады | ||
Наш край богат талантами(4ч) | ||||||
31 | Мы гордимся нашими земляками. | 1 | Они прославили наш край (литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, спортсмены) | Интерактивная карта, практическая работа | ||
32 | Культурный Волгоград. | 1 | Мы выявляем особенности культуры своего города. Архитектура города, места культурных мероприятий, учреждения культуры и искусства. | Творческое задание, беседа | ||
33 | «Я поведу тебя в музей…» | 1 | Художественный музей имени И. И. Машкова г. Волгограда | Экскурсия | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | Творческий отчет «Я горжусь, что живу в Волгограде» | Представление проектов |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (набор открыток).
- Панин, И. Сталинград. Экономико-географический очерк / И. Панин, П. Пилатов. – Сталинград: Сталинградское книжное, 1957. – 96 с.
- Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с.
- Царицын - Сталинград – Волгоград (фотоальбом) / С.А. Аргасчева, А.В. Материкин, Н.А. Одинокова, И.О. Тюменцев; фот. Э. Евзерихина и др. – Волгоград: Издатель, 2000. – 100 с.
- Уткин, А.И. Вторая мировая война / А. И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2002. – 864 с.
6. Чуянов, А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.) / А.С. Чуянов. – Н-Волжское издание, 1979.
7. Электронный ресурс: www.volgadmin.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""
Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...
"Всё живое на земле - родня!"
программа...
Внеклассное мероприятие "Я живу на Земле"
Внеклассное мероприятие в форме КВН...
Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"
Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...
Презентация. " Мы живем на земле Сталинградской"
Материал рассчитан на учеников 1 класса....
Программа по военно - патриотическому воспитанию «Мы живём на земле Волгоградской». Организация проектной деятельности во внеурочной работе.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...