Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"
статья (2 класс) на тему

Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида.

Гусева Елена Степановна, воспитатель ГПД

Вопрос воспитания детей, обучающихся в коррекционной школе 7 вида, стоит еще более остро, чем в общеобразовательной школе. Факт наличия у детей ЗПР и педагогической запущенности обуславливает смещение приоритетов в области педагогических задач – несформированность системы ценностных ориентаций у детей, их чрезвычайно низкие способности к социализации выводят вопрос воспитания на передний план. Следственно, необходимо организовывать на высочайшем уровне воспитательный процесс, уделять максимум внимания методам и средствам воспитания.

Основные требования по отношению к средствам воспитания учеников школы 7 вида можно сформулировать так: безопасность в использовании и соответствие воспитательным целям. Что касается последних, то их детерминируют индивидуальные особенности ребенка и, само собой, социальная конъюнктура, состояние общества на текущий момент.

Говоря об этом, нельзя не заметить, что в условиях усиливающейся глобализации российское общество испытывает значительное иностранное влияние, последствиями которого становятся невозможность культурной самоидентификации, отмирание национальной памяти. Отсутствие национально-культурной  идентичности может сказаться не только на нравственном облике подрастающего поколения в целом, но и усугубить проблемы, существующие у детей с ЗПР и педагогической запущенностью. Воспитание гармоничной, социально приспособленной, здоровой личности, при наличии препятствий социализации в виде педагогической запущенности и ЗПР невозможно, без знания исторических корней, без опоры на опыт предшествующих поколений. Иными словами – одной из важных целей воспитательной работы в коррекционной школе сегодня является воспитание патриотизма и нравственности, любви к родной земле, уважение к традициям своего народа. Для достижения данной цели как нельзя лучше подходит использование разнообразных элементов русского народного творчества (фольклора) в качестве средства воспитания.

Любой фольклор представляет собой отображение специфических черт конкретной этнической группы и социума, существующих на определенном временном и пространственном отрезке. Русский традиционный фольклор не является исключением – он содержит информацию об исторически сложившейся в России этической системе, национальном менталитете. Иными словами, народное творчество – прекрасный источник сведений о русском социальном этикете, жизненных реалиях и модусах бытия. Таким образом, фольклор может выступить как инструмент для формирования у учащихся коррекционной школы представлений о добре и зле, преступлении и наказании, социально одобряемых видах поведения (трудолюбии, законопослушности, уважительном отношении к старшим поколениям). Знакомство с героями произведений народного творчества упрощает формирование статусно-ролевых установок у детей,  позволяет им получить информацию о семье как важнейшем элементе социума, ее членах и законах существования, о государственной власти как регуляторе общественных отношений, а также – определиться с моделью поведения, диктуемой наличием данных институтов.

Несомненный плюс фольклора как воспитательного средства в его изначальном обучающе-развлекательном назначении. Фольклор создавался, в том числе, с целью – донести до молодого поколения в доступной и запоминающейся форме информацию о социальных нормах, обучить его адекватно реагировать на социальные явления и явления окружающей природы. Собственно, доступность и красочность изложения – чрезвычайно важные качества для воспитательного средства, используемого в коррекционной педагогике. Большинство учеников коррекционной школы 7 вида не обладают достаточно развитым мышлением для понимания и усвоения социальных и этических норм, еще больше сложностей возникает при необходимости осмысления абстрактных этических понятий, на которых базируются эти нормы, таких как «добро» и «зло». В фольклорных произведениях данные категории персонифицируются, что значительно упрощает процесс формирования представлений о них. Ярким примером такой персонификации может стать сказка о «Иване-Царевиче и сером волке», где кощей Бессмертный олицетворяет зло (как внешне, так и по поведенческим характеристикам), а Иван-Царевич – добро. Оба образа – собирательные, позволяют не только познакомить ребенка с социально одобряемой и осуждаемой моделями поведения, но и с другими желательными (физическое здоровье, бережное отношение к природе, знание животного мира) для человека качествами.

Если рассматривать отдельные формы фольклорного искусства как средства воспитания, то, в первую очередь, следует упомянуть русскую народную сказку, на протяжении нескольких столетий используемую в данном качестве. Сказка, как и другие фольклорные формы, аккумулирует опыт предыдущих поколений и простым поэтичным языком передает его детям. Сказки создавались исключительно для детей, и, традиции и каноны сказкосложения ориентированы на особенности психологии данной аудитории. Сказка способна привлечь внимание ребенка благодаря простоте и метафоричности своего языка, иллюстративности и красочности. Она учитывает специфику восприятия в детском возрасте и представляет догмы и принципы упрощенно и без полутонов, используя принцип дихотомии.

В сказках нашли свое отражения религиозные воззрения, существовавшие в русском обществе на протяжении веков. Слушая сказки, школьники смогут получить представления о языческих божествах и религиозных обрядах, часть из которых по-прежнему присутствуют в нашей жизни в той или иной форме.  

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети используют как один из основных способов познания и осмысления мира сюжетно-ролевую игру. Сказка, как основа для таких игр – как организованных педагогом, так и инициированных детьми – обладает богатейшим арсеналом средств воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. Игра, проводимая по мотивам сказки, позволяет участникам воспроизводить в процессе разнообразные модели поведения и создавать нестандартные жизненные ситуации. Наконец, пересказ сказок и создание игр по их сюжетам учат детей импровизации, не требуя жесткого следования канону, что способствует приучению ребенка к самостоятельности, побуждает его выражать собственное мнение. Последнее становится возможным благодаря пластичности сказки как литературного произведения.

Для учеников коррекционной школы, не в меньшей степени, чем для других детей актуальна проблема взаимоотношений со старшим поколением, во многом обусловленная как девиациями ребенка, так и прерывистостью развития российского общества, изменчивостью идеологий. Частично, данную проблему возможно решить, применяя как воспитательное средство различные виды фольклора.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми усугубляет также кризис семьи как социального института, в деградации и ослаблении традиционных семейных ценностей, а вернее, - постепенном отмирании прежних ценностей и невозможности создания новых. В этом случае приобщение школьников к русскому фольклору также может оказать благотворный эффект – в основе народного творчества лежат те самые традиционные ценности, которые являются базисными для создания и функционирования семьи – любовь, чувство долга, верность.

Замедленность развития мыслительных процессов у учеников коррекционной  школы 7 вида детерминирует проблемы формирования речевых навыков, в то время как речевая самостоятельность – умение конструировать словосочетания и предложения, верно воспроизводить услышанное, верно распознавать и употреблять различные речевые выражения – чрезвычайно важна в младшем школьном возрасте, как фактор, определяющей ход и эффективность социализации ребенка. Следовательно – формирование устной речи и речевой культуры – одна из важных задач воспитания в коррекционной школе. Развитие речевых навыков можно простимулировать путем использования в воспитательном процессе малых форм фольклорного жанра – скороговорок, колядок, песен, частушек. В частности, скороговорки позволят избавиться от дефектов дикции, научиться конструировать синтактические единицы.

Изучение и исполнение обрядовых народных песен (имевших изначально практическое, а не развлекательное применение, возникших как сопровождение ритуальных действий, сопровождавших важнейшие события в жизни человека) даст школьникам возможность сформировать представления о национальных календарных праздниках и смене времен года, получить знания о русских военных, похоронных и свадебных традициях. Необрядовые народные песни расскажут школьникам о специфике русского быта, трудовых обычаях, специфике межпоколенных отношений. Хороводные и плясовые песни дадут возможность сочетать занятия музыкой с танцевальными, в рамках которых удобно будет работать над развитием коммуникативных навыков и способностей к социальному взаимодействию (путем работы в группе).  Хоровое исполнение песен также учит детей работать в группе, развивает способность слушания одноклассников. Помимо этого, музыкальный фольклор позволит детям с дислалией научиться пропевать слова и фразы, выговорить которые они не способны.

Нельзя игнорировать и относительно новую проблему для российского общества – вынужденную миграцию, следствием которой является болезненная смена детьми жизненного пространства, состояние незащищенности и, как результат, острая необходимость в создании механизмов адаптации мигрантов к новой культурной среде (инкультурации). В этой ситуации, с одной стороны, приезжающим детям необходимо как можно быстрее адаптироваться в новых условиях, выучить новый язык, с другой стороны, школьники, представляющие автохтонное население, должны адекватно относиться к людям другой национальности. В этой связи проблема формирования толерантности становится и важнейшей воспитательной задачей. Приобщение школьников к русскому народному творчеству обеспечит глубокое погружение в русские культурные традиции, позволит легче и быстрее понять национальную культуру.

Русский традиционный фольклор как средство воспитания, обладает множеством ценных качеств и использование его в воспитательном процессе оправданно, логично и весьма удобно. Многообразие форм фольклорного искусства позволяет задействовать фольклор в различных образовательных и воспитательных программах, а актуальность проблемы формирования позитивной этнической идентичности у подрастающего поколения, и, в частности, у учащихся коррекционной школы 7 вида создает предпосылки для активного внедрения фольклора в  систему воспитания.

Список литературы.

1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. - Москва, 2007. - 491 с.

2. Сироткина З. А. Формирование личности дошкольника с задержкой психического развития с использованием музыкально-фольклорных традиций.//Вестник МГОУ. Серия "Педагогика".  2, 2013. - с. 79-81

3. Тимонина О. Ю. Народное искусство как источник духовно-нравственного воспитания в истории педагогики России.//Вестник Новгородского Государственного Университета. 70, 2012. - с. 55-60

4. Виноградова С. Б. Учи словом, а воспитывай делом. Теоретические основания использования русского фольклора.//Образование и инновации. 1, 2012. - с. 82-85

5. Артемкина Т. Е. Активизация творческой деятельности младших школьников средствами музыкального фольклора.//Педагогика. Психология. Социальная работа. Журналистика и реклама. 1, 2010. - с. 1-5

6. Бондарчук А. И. Использование педагогической культуры и фольклора русского народа в процессе воспитания.// Человек и образование. 2, 2011. - с. 36-41

7. Гоголева М. Т., Егорова В. Н. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов.//Вестник ЯГУ. 2, 2007. - с. 100-105

8. Михайлина Е. В. Воспитательный потенциал русской народной сказки в начальной школе (психолого-педагогические аспекты).// Педагогика искусства. 2, 2010. - с. 1-7

9. Магомедова Р. М. Возможности народной педагогики в воспитании учащихся с задержкой психического развития.//Вестник ДГПУ. 5, 2013. - с. 112-120

10. Самойлова А. В. Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся.// Вестник ЧГПУ. 3, 2011. - с. 146-154

11. Барлуков П. Г. Родная литература как фактор развития этнической идентичности.//Вестник ВБГУ. 15, 2010. - с. 36-39

12. Поштарева Т. В. Использование пословиц в учебно-воспитатель-ном процессе.//До и после. Начальная школа. 6, 2009. - с. 43-47

13. Мамышева З. З. О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника.//Вестник АГПУ 1, 2012. - с. 12-16

14. Гоголева М. Т. Изучение устного народного творчества - один из факторов социализации подростков.// Вестник ЯГУ. 3, 2008. - с. 35-39

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"

Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...

Привитие трудовых навыков учащимся младших классов коррекционной школы.

Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида «Русский фольклор в песнях и танцах» по предметам "Ритмика" и "Музыка" .

Конспект разработан для учащихся  4 класса коррекционных школ 8 вида. Цель урока: формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через музыку, пение и танцы.  пре...

Бисероплетение как средство эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение  известно с глубокой древности, как вид художественных ремёсел. Искусство изготовления...

Развиваем слуховое внимание учащихся младших классов коррекционной школы с использованием здоровьесберегающих приёмов.

Развиваем слуховое внимание  учащихся младших классов коррекционной школы с использованием здоровьесберегающих приёмов....

Сообщение на тему «Роль воспитателя в формировании культуры речевого общения с учащимися младших классов коррекционной школы»

Культура речевого общения школьника – выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием  соответствующего сл...