Конспект интегрированного урока для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида «Русский фольклор в песнях и танцах» по предметам "Ритмика" и "Музыка" .
план-конспект урока (4 класс) по теме

Покровская Светлана Владимировна

Конспект разработан для учащихся  4 класса коррекционных школ 8 вида. Цель урока: формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через музыку, пение и танцы.  презентация прилагается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_folklor.doc62.5 КБ
Файл mnogoobrazie_russkogo_folklora.rar2.09 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ритмики и музыки на тему

«Русский фольклор в песнях и танцах».

Цель урока: Формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через пение, музыку и танцы.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать исполнительские навыки средствами музыкально-ритмической деятельности.
  2. Корригировать общую моторику и координацию движений путем выполнения ритмических движений.
  3. Воспитывать умение показать красоту русского фольклора через пение, музыку и танцы.

Оборудование:

     1. Предметы быта и прикладного искусства: прялка, скамейки,

          деревянные и гончарные изделия, самовар, скатерть, старинная

          посуда, павло-посадские платки.

           2. Музыкальные инструменты: ложки, тарелки, бубен, треугольник.

           3. Мультимедийная установка.

Дети входят в зал под музыку русской народной песни «Светит месяц».

Приветствие  под музыку р. н. п. «Я на горку шла».

Учитель музыки: Добрый день, друзья!

Учитель ритмики: Добрый день, друзья!

Дети: Добрый день, добрый день, добрый день, друзья!

Учитель музыки: Как у вас дела?

Учитель ритмики: Как у вас дела?

Дети: Хорошо, хорошо, просто здорово!

Учитель музыки: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас в зале! Сегодня  урок необычный. Наш урок музыки будет проходить вместе с уроком ритмики. Мы продолжим разговор о народном творчестве русского народа. Тема урока: «Русский фольклор в песнях и танцах».

 Слайд №1.

Презентация.

Слайд №2

Учитель музыки: Что означает слово «фольклор»?

Дети: Народная мудрость, устное народное творчество.

Учитель музыки: Какие виды фольклора вы знаете?

Дети: Словесный и музыкальный.

Учитель музыки: На уроках русского языка и чтения вы знакомились с устным народным творчеством. Давайте вспомним, какие виды устного народного творчества вы знаете?

Слайд №3
Дети: Небылицы,  сказки, загадки, потешки, поговорки, прибаутки, пословицы.

Слайд №4

Учитель музыки: Сегодня на уроке музыки и ритмики речь пойдет о музыкальном фольклоре, точнее о двух основных его жанрах. Кто сможет их назвать?

Дети: Народные песни и народные танцы.

Слайд №5

Учитель музыки: Давайте поговорим о жанрах русских народных песен. Скажите, какие они бывают?

Дети: Колыбельные, трудовые, солдатские, частушки и обрядовые.

Слайд №6

Учитель музыки: О чем  поется в русских народных песнях?

Дети: О природе России («Во поле береза стояла»), о быте русских людей («Жили у бабуси два веселых гуся»), о чувствах и переживаниях («Ой, мороз, мороз»), о праздниках и буднях  русского народа («Ой. блины, блины»).

Учитель музыки: Ребята, трудно даже себе представить, как до наших ней из далеких времен дошли прекрасные мелодии прошлого. В самом деле, как удалось сберечь музыку? Ведь музыка – это звуки. Спел певец песню – улетели звуки навсегда. И все же до наших дней дожила даже та музыка, которая появилась задолго до того, как люди придумали ноты. Почему у нее такая долгая жизнь, почему по дороге из прошлого музыка ничего не растеряла, а стала еще ярче и прекраснее? Мы не знаем, кто сочинил песню «Во поле береза стояла», кто придумал лихую плясовую «Ах, вы сени, мои сени». Но все эти любимые народом песни столетиями переходили из уст в уста. Люди перенимали их один от другого на слух, без всяких нот. И музыка оказалась записанной в памяти людей, а это самая надежная, самая верная запись звука.

Слайд №7

Учитель ритмики: Ребята,  русский народный танец  - один из наиболее древних видов народного творчества. Он является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей.  Мы с вами на уроках ритмики много говорили о видах народных танцев. Кто вспомнит и назовет их?

Дети: Пляска и хоровод.

Учитель ритмики: Не поддается счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Во всех этих танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще:  широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. 
Учитель ритмики: Назовите, какие вы знаете пляски?

Дети: Пляски бывают: одиночные, парные, групповые. К пляскам относится перепляс, кадриль.

Учитель ритмики: Вспомните, пожалуйста, названия танцев.

Дети: «Барыня», «Ах, вы сени, мои сени», «Плетень», «Чеботуха», «Воротца», «Барыня».

Слайд №8

Учитель ритмики: Ребята, самым древним видом русского танца является хоровод. А вы знаете, что означает слово «Хоровод»?

Дети: Хоровод – это ходить по кругу.

Учитель ритмики: Это не только ходить по кругу, это еще и петь, и танцевать и исполнять интересные роли. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Учитель ритмики: Вспомните, какие бывают хороводы?

Дети: Женские и смешанные.

Учитель ритмики: Хороводы бывают медленные, как бы плавно скользящие, будто переливающиеся, и быстрые, плясовые. Музыка словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Хоровод – это песня, танец и игра одновременно. Некоторые хороводы превращаются в целые сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне. Мы с вами на уроках исполняли хоровод под р.н.п. «А я по лугу».  Давайте попробуем не просто завести хоровод, но и проинсценировать его. Для этого выбираем действующих лиц.

Дети строятся на хоровод. «А я по лугу».

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.
А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала:
Ты подай, матерь, ты подай, матерь,
Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.
Я рубить буду, я рубить буду,
Рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова, покатилась голова.
Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые,
За новые ворота, за новые ворота.

Слайды № 9- 13

Учитель музыки: Ребята, а сейчас мы перенесемся в удивительное прошлое, в те времена, когда в избах готовили вкусные блины прямо в печке, пряли пряжу на веретене, развлекали гостей игрой на ложках. Перед нами русская изба. Проходите, ребята, усаживайтесь поудобнее. Нравится вам изба?

Учитель ритмики: Посмотрите!

                                   Здесь и ложки расписные,

                                   Занавески кружевные,

                                   Тут стоит веретено.

                                   Здесь уютно и тепло.

Учитель музыки: В прошлом был такой обычай у русских людей: когда заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки!» Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки и плошки вытачивают.

Слайд №14

Учитель ритмики: В старину деревянными ложками щи хлебали, но это были еще и музыкальные инструменты. Весело было! А чтоб работа спорилась – песню затягивали, да пританцовывали, да еще и на ложках подыгрывали. Мы добавим к ложкам шумовые инструменты (дети называют инструменты) и исполним ансамблем р.н.п. «Где был Иванушка?».

Дети читают стихи:  Деревянная подружка,

                                    Без нее мы, как без рук.

                                    На досуге веселушка

                                    И накормит всех вокруг.

                                    Кашу носит прямо в рот

                                   И обжечься не дает.

                                   Звонкие, резные

                                   Ложки расписные

                                   От зари и до зари

                                   Веселятся ложкари.

Детям раздаются инструменты,  они исполняют р.н.п. «Где был Иванушка?».

Учитель музыки: Ой, какие ребята, молодцы! А теперь я вам спою:

Песню я для вас спою,

Слушайте внимательно!

Если вы мне подпоете,

Буду вам признательна!

Вы узнали, как называется песня, которую я вам спела?

Дети: Да, это частушка.

Слайд №15

Учитель музыки: Верно! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы одну из этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский.

Учитель музыки: Как вы думаете, давно ли знакомы частушки русским людям?

Дети: Моя мама знает частушки.

Дети: Мой дедушка (бабушка) знает частушки.

Учитель ритмики: Значит частушкам много лет.

Она как человек живет

И ей в народе нет забвенья,

Ее все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз, покоя нет!

Всю жизнь с такою будешь вместе!

Наверно, вам 12 лет,

Частушке 100, а может 200.

Учитель музыки: Частушки. А что означает слово частушки?

Дети: Частушка – это короткая веселая песенка.

Учитель музыки: Частушка – это веселая история. Маленький музыкальный рассказ.

«Маленькие, да удаленькие» говорят о частушках. Потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Слово «частушка» придумал писатель Глеб Успенский. А до этого, как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «мотаня», «причудка».

Учитель ритмики: Где можно услышать частушки?

Дети: Люди поют частушки на праздниках, дома, когда собираются гости. На школьных праздниках мы поем частушки. Частушки можно услышать по телевизору, когда выступают артисты.

Учитель ритмики: Ни одни посиделки не обходились без пения частушек. А вам знакомы частушки?

Дети: Да, мы знаем частушки.

Учитель ритмики: Хохотушки, задиры, болтушки!

                                   Убивающие наповал!

                                   Спеть веселые частушки

                                   Приглашаем ребят запевал!

Слайд №16

Дети исполняют частушки.

Учитель музыки: Ох, и весело же у нас! Как удивительна русская частушка! Так пусть живет она, разгоняет печаль тоску, учит уму разуму. Давайте, ребята, сбережем ее в своем сердце – задиристую, подковыристую и озорную, она этого заслуживает.

Учитель музыки: Ребята, заметьте, когда звучит русская народная песня, душа русского человека раскрывается, откликается своим настроением. Русские народные песни исполняют не только простые люди, но и профессиональные артисты. Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Камаринская» в исполнении Лидии Руслановой.

Слайды №17-23

Учитель музыки: А еще мелодии русских народных песен используют композиторы в своих произведениях. Подхватив эти мелодии, они  наполняют их новыми мыслями, новыми красками, т.е. получается новая музыка. Мы послушаем отрывок из произведения «Камаринская» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Слайд №24

Слушание музыки «Камаринская».

Учитель музыки: Скажите, чем отличается первое исполнение «Камаринской» от второго?

Дети: Первый раз «Камаринская» прозвучала в исполнении певицы, второй раз в исполнении оркестра.

Учитель ритмики: А ещё  исполняли «Камаринскую», соревнуясь в танцевальном мастерстве. Плясуны друг перед другом выплясывают, каждый по-своему выкамаривает, коленца небывалые выкидывает. Тут и парнишка вихрастый, и девчонка востроносая. Разве такую пляску остановишь?  Какие элементы русских народных плясок вы знаете?

Дети: Хлопушки, присядка, полуприсядка, гармошка, ковырялочка, притопы, приставной шаг.

Учитель ритмики: Молодцы! Знаете! Приглашаю всех на «Камаринскую». Пляску мы построим таким образом: разобьемся на 3 подгруппы и построимся буквой «П». Давайте вспомним игру –танец «Плетень» (дети в подгруппах берутся за руки за спинами), сначала под музыку мы приглашаем друг друга на танец, затем каждая подгруппа по очереди выполняет свои элементы народных плясок, другие две поддерживают их хлопками и в третьей части каждый из вас будет выполнять те элементы, которые вам больше всего нравятся.

Слайд №25

Дети танцуют «Камаринскую».

Учитель музыки: Ребята. Народные мелодии звучат также и в сочинениях современных авторов. Композиторы берут эти мелодии и как бы поют их на свой лад. И никто не считает, что они присваивают себе чужое. Просто авторы делают из русских народных песен новую музыку. Одним из таких произведений является песня Олега Иванова «Завалинка». Давайте её исполним  вместе с группой «Непоседы».

Слайд №26

Учитель ритмики: Сегодня на уроке мы говорили о народном творчестве, т.е. о русском фольклоре. Какое многообразие самобытных, неординарных произведений мы услышали! Все очень старались и справились с интересной работой на уроке. И это здорово! Ведь ценить и сохранять далекую старину великого прошлого нелегко, но так почетно. И мы, обязательно, еще не раз вернемся в этот зал, чтобы продолжить знакомство с русским народным творчеством.

Учитель музыки: Сегодня за урок все получат только 4 и 5. Ребята, нам бы очень хотелось, чтобы вы оставили впечатления об уроке  в своих рисунках на тему «Русский фольклор в песнях и танцах». А мы устроим выставку этих рисунков.

Слайд №27



Подписи к слайдам:

Русский фольклорв песнях и танцах
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Словесный фольклор
Небылицы
Поговорки
Сказки
ПотешкиПрибаутки
Пословицы
Загадки
Музыкальный фольклор
Народные песни
Народные танцы
Жанры русских народныхпесен
КолыбельныеТрудовыеСолдатскиеЧастушкиОбрядовые
Содержание русских народныхпесен
Природа РоссииБыт русских людейЧувства. ПереживанияРассказы о праздниках и буднях
Русский народный танец
Пляски:Одиночная пляскаПарная пляскаГрупповая пляскаПереплясКадрильПолька
Танец – это яркое, красочное творение народа.
Хоровод Массовое народное действие, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.
Ставьте ушки на макушке,Слушайте внимательно.Развеселые частушкиСпоем вам обязательно!
Частушки
Частая скорая песня, бойкая плясовая
Камаринская Михаила Ивановича Глинки
Камаринская плясовая
Завалинка
Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.

Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...