ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья на тему
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_olifirenko.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Елена Александровна Олифиренко
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 г. Армавир
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Г.В. Козловой и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, которая имеет исследовательскую направленность. А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[3, c.10] Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «С началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [3. с.9.] По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [2, с. 99] . Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом.
С 2011 года с учащимися был разработан ряд проектов по окружающему миру, технологии, кубановедению. Создается информационная база, которая будет способствовать успешной реализации проектно – исследовательской деятельности. С 2011 года принимаем результативное участие в муниципальных, региональных и межрегиональных конкурсах («Я – исследователь», «Эврика, ЮНИОР!», «Семейные экологические проекты», «Зеркало природы», «Ремесло Богородицы»). Несмотря на положительную тенденцию в использовании проектно – исследовательской деятельности в образовательном процессе есть и проблемы. Не все родители задействуют свой потенциал в формировании информационной культуры учащихся. В процессе работы над проектом могут возникать трудности объективного характера, что связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогу. В 2015 году мною разработана программа «Проектно-исследовательская деятельность как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружающего мира и во внеурочное время». Целью программы является создание образовательной среды с использованием проектно – исследовательской деятельности. Задачи, которые необходимо решить: улучшение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения проектно-исследовательской деятельности; продолжение работы по повышению уровня овладения методикой организации и реализации проектно-исследовательской деятельности; способствование приобретению учащимися социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни; способствование приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Стратегия реализации программы включает три основных этапа. I этап – базовый: анализ состояния проблемы; планирование реализации основных направлений программы; создание условий реализации программы; начало реализации программы. II этап – основной: поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; промежуточный мониторинг результатов; корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. III – заключительный: завершение реализации программы; мониторинг результатов; анализ результатов. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Используются следующие технологии и методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Выполнение Программы «Проектно-исследовательская деятельность как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружающего мира и во внеурочное время» позволит достигнуть важных результатов. Это: улучшение проведения проектной работы, активизация использования школьных, муниципальных, региональных, российских информационных и образовательных ресурсов, принятие активного участия всех участников образовательного процесса в разработке и реализации краткосрочных и долгосрочных исследовательских проектов, раскрытие творческого потенциала учащихся, владение и использование в образовательном процессе техники проектной технологии.
Использованная литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2.Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2009.
3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2013.
4. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время
Творческая ра бота на тему "Организация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочное время"...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
Статья Клишковой И. Ю. на по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». 2016 г.
Статья Клишковой И. Ю. на М. О. по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». «Экология для младших школьников» разрабо...
Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время
В статье дается характеристика исследовательской деятельности, рассмотрены принципы исследовательской деятельности. Приведены примеры упражнений для развития исследовательских умений....
«Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство развития личностных компетенций учащихся»
Одной из самых актуальных, глобальных проблем современности, затрагивающей интересы всех жителей планеты Земля, является усиливающееся загрязнение окружающей сред...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой индивидуальности личности младшего школьника в рамках ФГОС НОО»
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия....